Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Создание обучающей среды в системе дополнительного образования врачей, способствующей развитию коммуникативных компетенций

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-7-95-100

Полный текст:

Аннотация

Введение. На современном этапе развития науки и общества перед педагогами cтоит ряд задач, требующих решений по оптимизации технологий образовательного процесса с целью установления наиболее высокого профессионального уровня подготовки медицинского персонала. В связи с этим как никогда актуальны поиск и разработка эффективных педагогических технологий освоения фундаментальных и специальных профессиональных знаний.
Цель исследования – создание обучающей среды в системе дополнительного образования врачей-профпатологов, врачей-гигиенистов, способствующей развитию коммуникативных компетенций, на примере обучающихся в Тихоокеанском государственном медицинском университете.
Материалы и методы. Начальным этапом являлось обоснование теоретического аспекта и аргументация проблемы исследования посредством анализа литературных источников и законодательных документов по теме исследования. Тестирование и анкетирование как методы экспресс-диагностики применялись для исследования уровня развития коммуникативных компетенций врачей-слушателей. 
Результаты. Для решения одной из задач исследования мы конкретизировали коммуникативные компетенции врача как способность не только устанавливать, но и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В ходе теоретического этапа нашего исследования была обоснована система организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективного развития коммуникативных компетенций врача. В нашей работе выстраивание индивидуальных программ саморазвития врача, а также его профессионального развития и непосредственное включение их в практическую деятельность по реализации этих программ выступали как практический этап.
Выводы. Таким образом, согласно гипотезе исследования, в результате реализации модели развития коммуникативных компетенций врач расширит возможности профессионального общения, что позволит ему осуществить переход от исполнителя к исследователю и экспериментатору, что поможет врачу овладеть навыками исследовательской, опытно-экспериментальной работы, а также составления проектов и программ.

Об авторах

Н. С. Журавская
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Журавская Наталья Сергеевна – д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры медицины труда, гигиенических специальностей и профессиональных болезней

Океанский просп., д. 163, г. Владивосток, 690002



М. В. Бектасова
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Бектасова Марина Владимировна – д-р мед. наук, профессор кафедры медицины труда, гигиенических специальностей и профессиональных болезней

Океанский просп., д. 163, г. Владивосток, 690002



Б. В. Окунь
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Окунь Борис Васильевич – канд. мед. наук, доцент кафедры медицины труда, гигиенических специальностей и профессиональных болезней

Океанский просп., д. 163, г. Владивосток, 690002



В. А. Янович
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Янович Василий Алексеевич – канд. мед. наук, доцент кафедры медицины труда, гигиенических специальностей и профессиональных болезней

Океанский просп., д. 163, г. Владивосток, 690002



Список литературы

1. Зверева Л.Г. Реформирование российской системы образования // Аллея науки. 2018. № 6 (22). С. 148–151.

2. Калининская А.А., Морозова Я.В., Леванов В.М. Дистанционное образование в стоматологии: организация и экономическая деятельность // Вестник Авиценны. 2017. Т. 19. № 2. С. 183–188.

3. Кобринский Б.А. Компьютеризированные и дистанционные обучающие системы (на примере медицинской диагностики). Открытое образование. 2018. № 22 (2). С. 45–53.

4. Кущева Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 191–194.

5. Орлов О.И., Мамонова Е.Ю., Леванов В.М., Калинина М.Ю. Организационные вопросы дистанционных тренингов медицинского персонала удаленных здравпунктов по экстренной медицинской помощи // Саратовский научно-медицинский журнал. 2016. № 1. С. 66–69.

6. Павлов В.Н., Цыглин А.А. Модернизация высшего образования посредством внедрения современных инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. 2015. № 1 (7). С. 83–86.

7. Пенькова Л.В., Дилдабекова Н.Т., Асмагамбетова М.Т., Романова А.Р. Дистанционный метод образования в медицине – перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 5. С. 73–76.

8. Шадеркин И.А., Шадеркина В.А. Дистанционное образование в медицине: опыт урологов 2012–2019 гг. // Экспериментальная и клиническая урология. 2020. № 1. С. 12–21.

9. Агафонов А.А. О необходимости обучения персонала и систематического повышения его квалификации // Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 226–228.

10. Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. М.: Авторская мастерская, 2019. 229 с.

11. Ускова С.А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: Трудовые действия и системные смыслы // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 3–15.

12. Дубанина Т.А., Гладилина Е.Ю. Анализ применения технологий в процессе обучения // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2021. Т. 2. С. 28–32.

13. Ильницкий С. А. Обучение персонала как стратегический фактор в системе управления персоналом организации // Молодой ученый. 2018. № 3. С. 418–423.

14. Кобринский Б.А. Единое информационное пространство:bE-Health и M-Health // Врач и информационные технологии. 2016. № 4. С. 57–66.

15. Лебедев Г.С, Шадеркин И.А., Фомина И.В. Эволюция интернет-технологий в системе здравоохранения // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2017. № 2 (4). С. 63–78.

16. Соколова Е.В. Модернизация российской системы образования в современных условиях развития общества // Дельта науки. 2017. № 1. С. 82–84.

17. Борисов Д.Н., Иванов В.В. Организационная телемедицина // Врач и информационные технологии. 2017. № 3. С. 112–120.

18. Золкин А.Л., Кольцов А.Н., Скибин Ю.В. Информационные технологии в медицине и здравоохранении // Проблемы эффективной организации медицинской помощи населению на современном этапе: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Кемерово, 23-24 декабря 2020 г.) / отв. редактор В. Б. Батиевская. Кемерово: КемГМУ, 2020 С. 41–45.

19. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А. Возможности комплексного использования телемедицинских технологий в системе медицинского обеспечения работающего населения на удаленных территориях // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019. № 1. С. 102–110.

20. Никонов А.Ю., Зиновьев С.В., Шахов Е.Б., Леванов В.М., Ильина А.С. Видеолекции в системе непрерывного медицинского образования // Медицинский альманах. 2016. № 4 (44). С. 28–30.

21. Кудряшов Ю.Ю., Атьков О.Ю., Касимов О.В. Телемедицинская профилактика, реабилитация и управление здоровьем: проблемы и решения // Врач и информационные технологии. 2016. № 2. С. 73–80.

22. Лемешко В.А., Тепцова Т.С. Телемедицина: здравоохранение делает шаг в будущее // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2017. № 4 (30). С. 30–38.

23. Месропян М.Г. Социологический анализ практики внедрения телемедицины в условиях с ограниченными ресурсами // Социология. 2020. № 1. С. 165-172.

24. Смирнов Н.В., Мирзабекова А.Г., Величко М.В. и др. Эффективные навыки коммуникации специалиста в системе здравоохранения как необходимое условие профессиональной компетентности // Неделя медицинского образования. XI Общероссийская конференция с международным участием. 29 сентября – 02 октября 2020. С. 37–38.

25. Шапкин В.Е. Место инноваций в высшем медицинском последипломном образовании // Инновации в образовании и медицине: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 27 мая 2017. Т. I. Махачкала, 2017. С. 222–225.

26. Журавская Н.С., Кравцов В.В., Шакирова О.В. Личностно-профессиональное развитие врача в условиях дополнительного образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 9. С. 2655.

27. Wilson L, Kim A, Szeto D. The evidence for the economic value of eHealth in the United States today: A systematic review. J Int Soc Telemed EHealth. 2016;4:e21(1–20). Accessed on July 26, 2021. https://journals.ukzn.ac.za/index.php/JISfTeH/article/view/175

28. Akiyama M, Yoo BK. A systematic review of the economic evaluation of telemedicine in Japan. J Prev Med Public Health. 2016;49(4):183–96. doi: 10.3961/jpmph.16.043


Для цитирования:


Журавская Н.С., Бектасова М.В., Окунь Б.В., Янович В.А. Создание обучающей среды в системе дополнительного образования врачей, способствующей развитию коммуникативных компетенций. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(7):95-100. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-7-95-100

For citation:


Zhuravskaya N.S., Bektasova M.V., Okun B.V., Yanovich V.A. Creation of a Learning Environment Contributing to the Development of Communication Competencies within the System of Continuing Education of Medical Doctors. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(7):95-100. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-7-95-100

Просмотров: 65


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)