Психоэмоциональное состояние школьников до и во время дистанционного обучения в период карантинных ограничений 2020 года
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-336-3-25-32
Аннотация
Введение. В период изоляции на школьника оказывает влияние комплекс факторов окружающей среды: внутрисемейное окружение, усиление социально-эмоционального напряжения, увеличение учебной и компьютерной нагрузок, повышение ответственности за выполнение домашних заданий, что, несомненно, влияет на психоэмоциональную и поведенческую сферы. С целью изучения особенностей психоэмоциональной и поведенческой реакций учащихся до и во время периода изоляции проведены исследования методом анкетирования 1160 учащихся 5–11-х классов г. Челябинска с оценкой уровней тревожности, агрессии, эмоциональной возбудимости, невротизации, нейротизма, освоения школьной программы, а также с самооценкой состояния здоровья.
Основные результаты. При оценке уровня реактивной тревожности школьников отмечен высокий уровень у 7,9 % учащихся до периода изоляции и у 9,9 % во время периода изоляции, а низкий уровень тревожности – у 63,4 % и 59,4 % школьников соответственно. Высокий уровень личностной тревожности выявлен у 33,6 % учащихся до периода изоляции и у 42,6 % во время изоляции, а низкий уровень – у 19,8 % и 16,8 % школьников соответственно. Более высокие уровни реактивной и личностной тревожности чаще отмечались у девочек. У 78,6 % (до изоляции) и 80,5 % (во время изоляции) школьников выявлен высокий и повышенный уровни агрессии; очень высокий и высокий уровни нейротизма зарегистрированы у 44,6 % и 44,4 % респондентов соответственно. У 1/3 обследованных школьников отмечена высокая степень эмоциональной возбудимости и невротизации. Установлено увеличение в период изоляции числа респондентов с высоким уровнем невротизации на 7,5 %, эмоциональной возбудимости на 4,0 %. Доля успешных в освоении школьной программы учащихся во время изоляции повысилось на 16,8 %.
Выводы. В период изоляции у учащихся увеличились показатели уровней тревожности, агрессивности, нейротизма. Более высокие уровни реактивной и личностной тревожности установлены у девочек. Число успешных школьников в условиях изоляции повысилось на 16,8 %. В то же время в период изоляции отмечено увеличение в 2,7 раза числа школьников с нарушениями сна, зрения – в 1,1 раза, имеющих головные боли – в 1,1 раза. Выявлены достоверные различия у успешных и неуспешных школьников в нарушении сна и появлении головных болей, головокружения, жалоб на нарушения со стороны органов зрения, на утомляемость и раздражительность (p ˂ 0,05).
Об авторах
В. В. МакароваРоссия
Макарова Вероника Владимировна – начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков
ул. Елькина, д. 73, г. Челябинск, 454092
И. Г. Зорина
Россия
Зорина Ирина Геннадьевна – д.м.н., заведующий кафедры гигиены и эпидемиологии
ул. Воровского, д. 64, г. Челябинск, 454092
Л. А. Емельянова
Россия
Емельянова Лилия Алексеевна – директор
ул. Молдавская, д. 23б, г. Челябинск, 454021
И. А. Зорин
Россия
Зорин Илья Алексеевич – юрист-консульт
просп. Ленина, д. 3, г. Челябинск, 454007
Список литературы
1. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (11). С. 1059–1063.
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: НЦЗД РАМН, 2001. 375 с.
3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (10). С. 990–995.
4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 3. С. 22–27.
5. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Интенсификация учебной деятельности детей в современных условиях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 3–11.
6. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (12). С. 1183–1188.
7. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Гигиеническая характеристика напряженности учебного процесса и физических реакций организма студентов с различным уровнем работоспособности // Здоровье населения и среда обитания.2019. № 11 (320). С. 56–60.
8. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. C. 388.
9. Грицина О.П., Транковская Л.В. Особенности адаптации к общеобразовательной школе первоклассников, посещающих организации дополнительного образования // Здоровье населения и среда обитания.2018. № 9 (306). С. 23–27.
10. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004. С. 283–299.
11. Порецкова Г.Ю. Образовательная нагрузка и качество жизни учащихся лицея // Материалы VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях». 9–10 октября, 2018 г. Екатеринбург: УГМУ, 2018. С. 144–147.
12. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Психические состояния у учащихся, подростков: ретроспективный анализ распространенности и пограничной психологической патологии // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 50–53.
13. Кузнецова М.Н. К вопросу о тревожных расстройствах и деструктивном поведении у подростков // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 4. № 4 (15). С. 73–79.
14. Сетко А.Г., Терехова Е.А., Тюрин А.В. Социально-психологическая адаптация детей и подростков как критерий риска воздействия факторов внутришкольной среды // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 9 (306). С. 39–42.
15. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988. 80 с.
16. Большаков А.М., Крутько В.Н., Донцов В.И. Возможности компьютерных систем для оценки донозологических изменений здоровья // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (11). С. 1115–1118.
17. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н. и др. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (2). С. 172–177.
18. Сетко Н.П., Садчикова Г.В. Современные подходы к охране психического здоровья детей и подростков (обзор литературы) // Оренбургский медицинский вестник. 2017. Т. 5. № 2 (18). С. 4–8.
19. Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). С. 494–496.
20. Лапонова Е.Д. Гигиеническая оценка умственной работоспособности и эмоционального состояния учащихся разного пола на уроках с разной временной продолжительностью использования персонального компьютера // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). С. 31–38.
21. Лукьянова С.Н., Карпикова Н.И., Григорьев Ю.Г. и др. Изучение реакций мозга человека на электромагнитные поля нетепловой интенсивности // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (9). С. 848–854.
22. Попова О.Л., Векшина М.С., Семенова Д.А. Гигиенические аспекты использования электронных образовательных ресурсов в школе и вузе // Материалы VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием «Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях» 9–10 октября, 2018 г. Екатеринбург: УГМУ, 2018. С. 140–142.
Рецензия
Для цитирования:
Макарова В.В., Зорина И.Г., Емельянова Л.А., Зорин И.А. Психоэмоциональное состояние школьников до и во время дистанционного обучения в период карантинных ограничений 2020 года. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(3):25-32. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-336-3-25-32
For citation:
Makarova V.V., Zorina I.G., Emelyanova L.A., Zorin I.A. Psychoemotional Status of Schoolchildren before and during Distance Learning at the Time of 2020 Coronavirus Lockdown. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(3):25-32. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-336-3-25-32