Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Страхование ответственности причинения вреда как альтернативный способ управления качеством и безопасностью пищевой продукции

https://doi.org/10.35627/22195238/2021-339-6-56-64

Полный текст:

Аннотация

Введение. Массовый характер нарушений обязательных требований формирует административные меры, приводящие к экономическому ущербу для потребителей и хозяйствующих субъектов. В условиях развития интеграционных процессов и гармонизации законодательства внедряются новые, более эффективные подходы к осуществлению государственного контроля (надзора) и управлению качеством и безопасностью пищевой продукции, основанные на предотвращении нарушений и снижении риска причинения вреда.

Цель работы – обоснование применения страхования ответственности производителей и продавцов как механизма повышения качества и безопасности пищевой продукции и снижения риска причинения вреда потребителю и хозяйствующим субъектам.

Материалы и методы. Использованы и проанализированы данные Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», Росстата, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Свердловской области, ЕМУП «Спецавтобаза», КоАП РФ. Применялись сравнительно-аналитический метод, метод динамических рядов.

Результаты. Установленные факторы обуславливают совокупный экономический ущерб потребителя и хозяйствующих субъектов при обращении несоответствующей пищевой продукции, вносят различные вклады как по величине имущественного вреда, так и по последствиям для здоровья потребителя. Основной вклад в имущественный ущерб для хозяйствующих субъектов вносят административные взыскания. Кишечные инфекции являются главным фактором, приводящим к физическому и максимальному материальному ущербу, который в том числе ложится на государство. Объекты молочной и мясной промышленности, имеющие чрезвычайно высокие риски, несут наибольшие финансовые потери. Применение различных способов управления безопасностью пищевой продукции, в том числе страхование ответственности за причинение вреда, позволит минимизировать риски, предотвратить их последствия и защитить потребителей и хозяйствующие субъекты.

Выводы. При нарушении обязательных требований имеются существенные риски причинения вреда потребителю и экономического ущерба хозяйствующим субъектам. Страхование можно рассмотреть как альтернативный способ управления рисками, мотивирующий предприятия к обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, защите потребителя, сохранению его здоровья и снижению экономического ущерба.

Об авторах

В. Б. Гурвич
ФБУН «Екатеринбургский медицинский – научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора
Россия

Гурвич Владимир Борисович – доктор медицинских наук, научный руководитель

ул. Попова, д. 30, г. Екатеринбург, 620014



Т. В. Мажаева
ФБУН «Екатеринбургский медицинский – научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора
Россия

Мажаева Татьяна Васильевна – кандидат медицинских наук, заведующий отделом гигиены питания, качества и безопасности продукции, доцент кафедры технологии питания УрГЭУ, ФБУН ЕМНЦ ПОЗРПП Роспотребнадзора

ул. Попова, д. 30, г. Екатеринбург, 620014



С. В. Синицына
ФБУН «Екатеринбургский медицинский – научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора
Россия

Синицына Светлана Викторовна – научный сотрудник отдела гигиены питания, качества и безопасности продукции

ул. Попова, д. 30, г. Екатеринбург, 620014



В. И. Козубская
ФБУН «Екатеринбургский медицинский – научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий» Роспотребнадзора
Россия

Козубская Валентина Ивановна – научный сотрудник отдела гигиены питания, качества и безопасности продукции

ул. Попова, д. 30, г. Екатеринбург, 620014



Е. Л. Борцова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Россия

Борцова Екатерина Леонидовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры технологий питания

ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, г. Екатеринбург, 620014



Н. Г. Шелунцова
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области
Россия

Шелунцова Наталия Гумаровна – начальник отдела надзора по гигиене питания и защиты прав потребителей на потребительском рынке продуктов питания

пер. Отдельный, д. 3, г. Екатеринбург, 620078



Список литературы

1. Боговиз А.В., Осипов В.С., Бугай Ю.А., Миненко А.В. Продовольственная безопасность как основа государственной аграрной политики // Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 5. С. 2–6.

2. Елисеева Л.Г., Махотина И.А., Калачев С.Л. Обеспечение государственного контроля за безопасностью пищевой продукции в России // Национальная безопасность/NOTA BENE. 2019. № 2. C. 1–14. doi: 10.7256/2454-0668.2019.2.29063

3. Паппэ Я.Ш, Антоненко Н.С., Ползиков Д.А. Продовольственная безопасность России: современный подход // Проблемы прогнозирования. 2017. № 3 (162). C. 62–74.

4. Hassan NAA. Role of Implementation of ISO 22000:2005 on Consumer Satisfaction in Matthew Poultry Company Sudan. Master Thesis. Sudan University of Science & Technology. 2019:1–91.

5. Flint JA, Van Duynhoven YT, Angulo FJ, et al. Estimating the burden of acute gastroenteritis, foodborne disease, and pathogens commonly transmitted by food: an international review. Clin Infect Dis. 2005;41(5):698– 704. doi: 10.1086/432064

6. Buzby JC, Roberts T. The economics of enteric infections: human foodborne disease costs. Gastroenterology. 2009;136(6):1851–62. doi: 10.1053/j.gastro.2009.01.074

7. Hoffmann S, Batz MB, Morris JG Jr. Annual cost of illness and quality-adjusted life year losses in the United States due to 14 foodborne pathogens. J Food Prot. 2012;75(7):1292–1302. doi: 10.4315/0362-028XJFP-11-417

8. Nurettin A, Sünbül K. Turistlerin gıda güvenliği bilgisinin şikâyet etme davranışına etkisi. Seyahat ve Otel İşletmeciliği Dergisi. 2019;16(2):244–258. (In Turkish).

9. Mohaydin G, Chand A, Aziz B, Bashir M, Irfan J. Effect of food quality on customer perceived satisfaction level and mediating effect of food safety on them. IJNTR. 2017;3(1):34–41.

10. Özkan Ç, Boz M. Managing consumer complaints: Tripadvisor Case in Çanakkale. City Tourism. 2019:42.

11. Bezpartochnyi M. European model of consumer protection. 2016. P. 50–65.

12. Кузнецова Н.В. К вопросу о страховании ответственности за качество как эффективном инструменте защиты интересов изготовителей и потребителей // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 2. С. 178–185. doi: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).178-185

13. Калмыкова А.В. Административная ответственность в сфере технического регулирования в государствах-членах Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 4 (77). С. 76–91. doi: 10.12737/jflcl.2019.4.6

14. Ноздрачев А.Ф., Зырянов С.М., Калмыкова А.В. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Журнал российского права. 2017. № 9 (949). С. 34–46. doi: 10.12737/article_599d74421f88b5.06552344

15. Козубская В.И., Синицына С.В., Мажаева Т.В. Возможные механизмы мотивации участников оборота пищевой продукции в ее качестве и безопасности // Индустрия питания. 2019. Т. 4. № 1. С. 63–71

16. Шапиева О.Г. О новациях в законодательстве, регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса // Прокурор. 2016. № 3. С. 95–96.

17. Samimi A, Samimi M. Investigation of risk management in food industry. IJASHSS. 2020;9(3):195–204. doi: 10.22034/IJASHSS.2020.253984.1016

18. Kilinç U, Emel S. Şikâyet yönetimi ve hizmet iyileştirme stratejileri: Yiyecek içecek işletmeleri örneği. Safran Kültür ve Turizm Araştırmaları Dergisi. 2019;2(3):463–486. (In Turkish).

19. Şahin B, Kazaoğlu İH, Sönmez B. Konaklama işletmelerine yönelik seyahat sitelerinde yer alan şikayetler üzerine bir inceleme: Bişkek örneği. MANAS Sosyal Araştırmalar Dergisi. 2017;6(5):163–177. (In Turkish).

20. Aschemann-Witzel J, Jensen JH, Jensen MH, Kulikovskaja V. Consumer behaviour towards pricereduced suboptimal foods in the supermarket and the relation to food waste in households. Appetite. 2017;116:246–258. doi: 10.1016/j.appet.2017.05.013

21. Hamzah H. The importance of product liability insurance in Indonesia: A preliminary analysis. Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues. 2020;23(2):1–7.

22. Борцова Е.Л., Мажаева Т.В., Косачева А. Вопросы страхования услуг общественного питания // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-1 (13). С. 45–48.

23. Гусева Т.Б., Караньян О.М., Куликовская Т.С. Оценка рисков для обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов при длительном хранении // Инновационные технологии производства и хранения материальных ценностей для государственных нужд. 2018. № 10 (10). С. 97–110.

24. Попова О.В., Примак Т.К., Федоров М.В. Ответственность за правонарушения в области изготовления и обращения пищевой продукции в свете административной реформы // Вестник экономической безопасности. 2020. № 4. С. 44–51


Для цитирования:


Гурвич В.Б., Мажаева Т.В., Синицына С.В., Козубская В.И., Борцова Е.Л., Шелунцова Н.Г. Страхование ответственности причинения вреда как альтернативный способ управления качеством и безопасностью пищевой продукции. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(6):56-64. https://doi.org/10.35627/22195238/2021-339-6-56-64

For citation:


Gurvich V.B., Mazhaeva T.V., Sinitsyna S.V., Kozubskaya V.I., Bortsova E.L., Sheluntsova N.G. Damage Liability Insurance as an Alternative Means of Food Quality and Safety Management. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(6):56-64. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/22195238/2021-339-6-56-64

Просмотров: 42


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)