Анализ уровня компетенции обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-337-4-57-65
Аннотация
Введение. Решение проблемы распространения ВИЧинфекции в молодежной и подростковой среде связывают в том числе с системной реализацией первичной профилактики в образовательных организациях, результатом которой должно стать формирование у обучающихся необходимых компетенций по противодействию рискам здоровью. Цель работы – определить уровень компетенции подростков в области профилактики распространения ВИЧинфекции. Материалы и методы. С использованием методики интернетопроса изучен уровень вышеуказанной компетенции у подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях Нижегородской области. Выполнен сравнительный анализ показателей в подгруппах юношей и девушек. Результаты исследования. Уровень компетенции определен по четырем основным шкалам (эмоциональной, познавательной, практической и шкале поступков) и по дополнительной шкале (эрудиции). В целом в группе респондентов отмечен высокий уровень исследуемой компетенции. Девушки имели достоверно более высокие показатели по всем компонентам компетенции по сравнению с юношами (р < 0,001). В обеих подгруппах наиболее интенсивно выражен компонент «эрудиция». Для девушек важной составляющей является сопереживание ситуации. Выявлены различия в значимости отдельных аспектов оцениваемой компетенции. Из четырех приоритетных направлений деятельности по профилактике распространения ВИЧ-инфекции наибольшую значимость в глазах респондентов имеет управление охраной здоровья, эффективное взаимодействие ответственных структур (р < 0,001). Заключение. Результатом профилактической работы с подростками в образовательных организациях является формирование компетенций, необходимых для эффективного социального взаимодействия в вопросах предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Содержание и формы реализации профилактической работы должны содействовать развитию у обучающихся способности и готовности к самосохранению, саморазвитию, освоению навыков прогностического поведения. Оценка уровня компетенции, характеристика интенсивности ее компонентов, выявление приоритетов в выборе сферы приложения усилий по противодействию распространению ВИЧ могут быть использованы для повышения адресности профилактической работы с подростками.
Об авторах
Е. Е. КузоватоваРоссия
Кузоватова Елена Ефимовна – к.м.н., магистр здравоохранения, доцент, врач-инфекционист Приволжского окружного центра по профилактике и борьбе со СПИД; доцент кафедры физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения
ул. Малая Ямская, д. 71, г. Нижний Новгород, 603950
ул. Ванеева, д. 203, г. Нижний Новгород, 603122
Н. Н. Зайцева
Россия
Зайцева Наталья Николаевна – д.м.н., врио директора, руководитель Приволжского окружного центра по профилактике и борьбе со СПИД
ул. Малая Ямская, д. 71, г. Нижний Новгород, 603950
Список литературы
1. Аглиуллина С.Т., Хасанова Г.Р. Современные стратегии профилактики ВИЧ-инфекции (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. 2018. Т. 3. № 1. С. 26–33.
2. Казин Э.М., Шерер Т.И. Реализация комплексного подхода профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками в образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 27–33.
3. Гладышева О.С., Яковлева М.А. Инновационный потенциал здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной практике // Нижегородское образование. 2019. № 3. С. 39–46.
4. Кузоватова Е.Е. Подготовка педагогов к проведению профилактической работы по социально-значимым заболеваниям в условиях общеобразовательной организации // Здоровье человека – 7: материалы VII международного научного конгресса валеологов. Под ред. В.В.Колобанова. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМУ, 2014. С. 212–217.
5. Райфшнайдер Т.Ю. Первичная профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Российской Федерации // Образование личности. 2013. № 1. С. 25–31.
6. Ребикова Ю.В. Проблемы реализации социальными педагогами превентивного обучения детей и педагогов по вопросам ВИЧ-безопасности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 4 (9). С. 40–44.
7. Тарханова И.Ю. Новые подходы к организации профилактической работы в образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 42–46.
8. Бруснева В.В., Бруснев Л.А., Горбунова В.В. Проблемы совершенствования профилактики наркомании в молодежной среде // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. Доступно по: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27668 Ссылка активна на 26 февраля 2021.
9. Нелюбова Я.К., Мартыненко И.В. Интерактивные методы в профилактической работе с подростками: развитие социальных представлений и навыков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 38. С. 13–17.
10. Шиголина Т.Н. Интегративная программа «Выбери жизнь»: опыт эффективной работы по профилактике асоциального поведения и формированию здорового образа жизненного стиля среди детей и молодежи Нижегородской области // Лучшие практики субъектов Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и других социально-негативных явлений: материалы I Всероссийского Байкальского форума профилактических проектов и лучших практик в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и других социально-негативных явлений. Иркутск, 28–30 мая 2019 г. / [редкол.: В.Ю. Дорофеев [и др.]]. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 124–133.
11. Кузоватова Е.Е. Особенности проектирования профилактической работы с обучающимися по вопросам заболеваний с рисками поведения в контексте ФГОС ООО // Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации: материалы IV международной научно-практической конференции, г. Белгород, 7 апреля 2017 г. Под ред. Е.А. Богачевой: в 2 частях. Ч. 1. Воронеж: Изд-во Черноземье, 2017. С. 180–183.
12. Карпова Э.Б., Исурина Г.Л., Журавлев А.Л. Психологическая концепция отношений В.Н. Мясищева: основы и содержание // Психологический журнал. 2020. T. 41, № 2. C. 5–14. Доступно по: http://ras.jes.su/psy/s020595920008488-2-1 Ссылка активна на 23.02.2021. doi: https://doi.org/10.31857/S020595920008488-2
13. Кед А.П., Агаева П.М. Интернет-опрос как метод социологического исследования // Проблемы современной экономики. 2015. № 27. С. 112–116.
14. Aggleton P, Kalichman S, Kippax S, Parker RG, de Wit J (Eds.). Social Aspects of HIV. Springer Nature, 2020.
15. Павлов С.В. Социальные настроения россиян в отношении ВИЧ-инфицированных // Социология медицины. 2018. Т. 17. № 1. С. 43–48. doi: http:// dx.doi.org/10.18821/1728-2810-2018-17-1-43-48
16. Гладышева О.С. Здоровьесберегающая деятельность как важнейшее направление в общеобразовательной практике: системный подход // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 15–21.
Рецензия
Для цитирования:
Кузоватова Е.Е., Зайцева Н.Н. Анализ уровня компетенции обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(4):57-65. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-337-4-57-65
For citation:
Kuzovatova E.E., Zaitseva N.N. Analysis of the Competence in Prevention of the Spread of HIV Infection among High School Students of the Nizhny Novgorod Region. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(4):57-65. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-337-4-57-65