Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Анализ изменения концентрации диоксида углерода в воздухе учебных помещений спортивного вуза

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-335-2-22-27

Аннотация

Введение. Качество воздушной среды помещений спортивного вуза определяет комфортность учебного и тренировочного процессов и может рассматриваться как фактор риска здоровью студентов.

Цель – гигиеническая оценка изменения концентраций СО2 в воздухе учебных помещений спортивного вуза в течение учебного дня.

Материалы и методы. Были проведены замеры в 12 учебных, 6 лекционных аудиториях, 3 спортивных и тренажерном залах. Субъективная оценка качества воздуха в учебных помещениях анализировалась по результатам анкетирования 651 студента.

Результаты. Различия в удельном весе проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, между группами учебных помещений незначительны и составили от 32 ± 4,66 % до 41,33 ± 2,84 % в холодный период (ХП) и от 42,33 ± 2,85 % до 49,33 ± 4,08 % в теплый период (ТП). Среднее значение концентраций СО2 в нестандартных пробах составило 1132,11 ± 93,21 ppm в ХП и 1124,98 ± 98,51 ppm в ТП. Выявлено, что концентрации СО2 в воздухе в ХП к 15.40 превышали допустимое содержание в 100 % учебных аудиторий, в 50 % лекционных залов и тренажерном зале, а к концу учебного дня в 100 % обследованных аудиторий. В ТП в тренажерном зале и в 33,3 % лекционных аудиторий наблюдалось превышение допустимых значений уже к 13.00, а к 15.40 превышения наблюдались в 100 % обследованных помещений. Результаты субъективной оценки качества воздуха показали, что большинство студентов часто жалуются на духоту в учебных помещениях; 25,25 ± 1,2 % опрошенных указали на наличие сильного запаха в спортивных и тренажерном залах.

Выводы. В значительной части учебных помещений концентрации СО2 не превышают допустимых значений в течение более 80 % времени учебного дня. Тем не менее, после четвертого учебного занятия данный показатель выходил за пределы нормативных значений и к концу учебного дня в 100 % обследованных помещений наблюдалось превышение допустимого содержания CO2.

Об авторах

Н. Х. Давлетова
ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Минспорта России
Россия

Давлетова Наиля Ханифовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры медико­-биологических дисциплин 

 



Е. А. Тафеева
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Тафеева Елена Анатольевна – доктор медицинских наук, доцент кафедры гигиены, медицины труда

ул. Бутлерова, д. 49, г. Казань, 420012



Список литературы

1. Толмачёв Д.А., Мухаметзянов Р.Р., Минниярова А.И. Влияние учебного процесса на состояние здоровья студентов I–III курсов медицинского вуза // Modern Science. 2019. № 11-4. С. 178–180.

2. Горбаткова Е.Ю. Гигиеническая оценка условий обучения (на примере высших учебных заведений Уфы) // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 4. С. 405–411.

3. Глазков О.В., Пензева С.О. Оценка влияния параметров микроклимата в помещении на здоровье человека // Информационные технологии, энергетика и экономика. Сборник трудов XVI Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов в 3 т. Смоленск: Издательство: Универсум, 2019. Т. 3. С. 222–226.

4. Бекказинова Д.Б., Сыздыков Д.М., Токкожина А.Р. и др. Состояние микроклимата и освещения в учебных помещениях высших учебных заведений (на примере КазНМУ) // Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2014. № 3-3. С. 121–125.

5. Гуляева С.С. Стратегические ориентиры здоровьесбережения нации // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 18. № 1(18). С. 57–63.

6. Elavsky S, Jandačková V, Knapová L, et al. Physical activity in an air-polluted environment: behavioral, psychological and neuroimaging protocol for a prospective cohort study (Healthy Aging in Industrial Environment study Program 4). BMC Public Health. 2021; 21(1):126. DOI: https://doi.org/10.1186/s12889-021-10166-4

7. Erlandson G, Magzamen S, Carter E, et al. Characterization of indoor air quality on a college campus: a pilot study. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16(15):2721. https://doi.org/10.3390/ijerph16152721

8. Cincinelli А, Martellini Т. Indoor air quality and health. Int J Environ Res Public Health. 2017; 14(11):1286. https://doi.org/10.3390/ijerph14111286

9. Агафонова В.В. Оценка качества воздуха в помещении офисного здания // Водоснабжение и санитарная техника. 2019. № 3. С. 61–64.

10. Batterman S. Review and extension of CO2-based methods to determine ventilation rates with application to school classrooms. Int J Environ Res Public Health. 2017; 14(2):145. https://doi.org/10.3390/ijerph14020145

11. Cichowicz R, Sabiniak H, Wielgosińsk G. The influence of a ventilation on the level of carbon dioxide in a classroom at a Higher University. Ecol Chem and Eng S. 2015; 22(1):61-71. https://doi.org/10.1515/eces-2015-0003

12. Bonino S. Carbon dioxide detection and indoor air quality control. Occup Health Saf. 2016; 85(4):46-8.

13. Marques G, Ferreira CR, Pitarma R. Indoor air quality assessment using a CO2 monitoring system based on Internet of Things. J Med Syst. 2019; 43(3):67. DOI: https://doi.org/10.1007/s10916-019-1184-x

14. Перцев А.Н., Каминская В.А., Лобанов Д.В. и др. Экспериментальное обоснование необходимости разработки вентиляционных систем в учебных аудиториях при реконструкции помещений // Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура. 2019. № 3(10). С. 58–67.

15. Pasqua LA, Damasceno MV, Cruz R, et al. Exercising in air pollution: the cleanest versus dirtiest cities challenge. Int J Environ Res Public Health. 2018; 15(7):1502. https://doi.org/10.3390/ijerph15071502

16. An R, Zhang S, Ji M, et al. Impact of ambient air pollution on physical activity among adults: a systematic review and meta-analysis. Perspect Public Health. 2018; 138(2):111-121. https://doi.org/10.1177/1757913917726567

17. Пронина Т.Н., Карпович Н.В., Полянская Ю.Н. Уровень содержания углекислого газа в учебных помещениях и степень комфорта учащихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С. 32–35.

18. Robertson DS. Health effects of increase in concentration of carbon dioxide in the atmosphere. Curr Sci. 2006; 90(12):1607-1609.

19. Губернский Ю.Д., Калинина Н.В., Гапонова Е.Б. и др. Обоснование допустимого уровня содержания диоксида углерода в воздухе помещений жилых и общественных зданий // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 6. С. 37–41.

20. Gubernskiy YuD, Kalinina NV, Gaponova EB, et al. Rationale for the permissible level of carbon dioxide in indoor air in residential and public buildings with the permanent human presence. Gigiena i Sanitariya. 2014; 93(6):37-41. (In Russian).

21. Мансуров Р.Ш., Гурин М.А., Рубель Е.В. Влияние концентрации углекислого газа на организм человека // Universum: технические науки. 2017.№ 8 (41). С. 20–23.

22. Mansurov RSh, Gurin MA, Rubel EV. The effect of carbon dioxide concentration on the human body. Universum: Tekhnicheskie Nauki. 2017; (8(41)):20-23. (In Russian).

23. Lee MC, Mui KW, Wong LT, et al. Student learning performance and indoor environmental quality (IEQ) in air-conditioned university teaching rooms. Build Environ. 2012; 49:238-244. DOI: https://doi.org/10.1016/j. buildenv.2011.10.001

24. Семенова В.Н., Галузо Н.А., Крашенинина Г.И. и др. Гигиеническая оценка условий обучения в вузе // International scientific review. 2019. № 1(41). С. 36–38.

25. Semenova VN, Galuzo NA, Krasheninina GI, et al. Hygienic assessment of the conditions of study at the University. International Scientific Review. 2019; (1(41)):36-38. (In Russian).

26. Andrade A, Dominski FH. Indoor air quality of environments used for physical exercise and sports practice: Systematic review. J Environ Manage. 2018; 206:577-586. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2017.11.001

27. Камилова Р.Т., Мавлянова З.Ф., Абдусаматова Б.Э. Сравнительная санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в разных типах образовательных учреждений // Медицина и экология. 2016. № 4 (81). С. 71–75.

28. Полиевский С.А., Глиненко В.М., Бобкова Т.Е. и др. Реализация оздоровительного потенциала производственного контроля в учреждениях спортивно-физкультурного и рекреационного назначения на современном этапе // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019. № 1. С. 145–151.

29. Рымаров А.Г. Мониторинг параметров микроклимата и концентраций вредных примесей в помещениях здания // Приволжский научный журнал. 2014. № 1 (29). С. 61–63.

30. Kapalo P, Mečiarová L, Vilčeková S, et al. Investigation of CO2 production depending on physical activity of students. Int J Environ Health Res. 2019; 29(1):31-44. https://doi.org/10.1080/09603123.2018.1506570


Рецензия

Для цитирования:


Давлетова Н.Х., Тафеева Е.А. Анализ изменения концентрации диоксида углерода в воздухе учебных помещений спортивного вуза. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(2):22-27. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-335-2-22-27

For citation:


Davletova, N.Kh., Tafeeva E.A. Analysis of Changes in the Concentration of Carbon Dioxide in Indoor Air of a Sports University. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(2):22-27. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-335-2-22-27

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)