Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Влияние использования интерактивных панелей в процессе учебных занятий на основные параметры внутришкольной среды

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-335-2-15-21

Полный текст:

Аннотация

Введение. Активное внедрение электронных средств обучения в образовательные организации обуславливает возникновение новых рисков здоровью школьников. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды предполагает постоянное мониторирование условий и режимов использования новых электронных средств, арсенал которых быстро меняется.

Целью настоящей работы являлась гигиеническая оценка факторов внутришкольной среды, обусловленных использованием интерактивных панелей (ИП) – электронного средства обучения последнего поколения.

Материалы и методы. Изучены параметры электромагнитного излучения, микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), уровни искусственной освещенности, химический состав воздушной среды, аэроионный состав воздуха в течение учебного дня в классах, где применялась ИП, в сравнении с кабинетами, оборудованными традиционными меловыми досками. Измерения проводились в соответствии с утвержденными методиками лабораторно­инструментальных исследований. Полученные результаты оценивались на соответствие требованиям санитарных правил и норм. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью параметрических методов статистического анализа.

Результаты и выводы. Показатели микроклимата и аэроионного состава воздуха в классах с ИП имели более выраженную негативную динамику в течение учебного дня. Результаты исследования подтверждают необходимость пристального внимания гигиенистов к проблеме использования новых электронных средств обучения, в частности интерактивной панели, продолжения исследований по изучаемому направлению (определение гигиенических регламентов использования ИП на уроках и т. п.) для профилактики переутомления и рисков нарушения здоровья школьников.

Об авторах

М. В. Айзятова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Айзятова Марина Викторовна, соискатель 

Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119296



И. Э. Александрова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Александрова Ирина Эрнстовна, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник 

Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119296



Н. Б. Мирская
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Мирская Наталия Борисовна, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник

Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119296



Н. В. Исакова
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в СВАО города Москвы Роспотребнадзора
Россия

Исакова Наталья Валерьевна, заместитель главного врача 

ул. Летчика Бабушкина, д. 19/1, г. Москва, 129327



М. Г. Вершинина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Вершинина Марина Германовна, руководитель 

Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119296



А. П. Фисенко
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Фисенко Андрей Петрович, директор 

Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119296



Список литературы

1. Проект «Московская электронная школа». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/ Дата обращения: 27.06.2020.

2. Александрова И.Э. Технология обеспечения безопасной для здоровья школьников организации обучения в цифровой образовательной среде: гигиеническая оптимизация урока и расписания // Школьные технологии. 2019. № 2. С. 45–52.

3. Barr N, Pennycook G, Stolz JA, et al. The brain in your pocket: evidence that smartphones are used to supplant thinking. Comput Human Behav. 2015; 48:473480. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.02.029

4. Chang A-M, Aeschbach D, Duffy JF, et al. Evening use of light-emitting eReaders negatively affects sleep, circadian timing, and next-morning alertness. PNAS. 2015; 112(4):1232-1237. https://doi.org/10.1073/pnas.1418490112

5. Falbe J, Davidson KK, Franckle RL, et al. Sleep duration, restfulness, and screens in the sleep environment. Pediatrics. 2015; 135(2):e367-e375. https://doi.org/10.1542/peds.2014-2306

6. Firth J, Torous J, Stubbs B, et al. The “online brain”: how the Internet may be changing our cognition. World Psychiatry. 2019; 18(2):119-129. DOI: https://doi.org/10.1002/wps.20617

7. Foerster M, Henneke A, Chetty-Mhlanga S, et al. Impact of adolescents’ screen time and nocturnal mobile phone-related awakenings on sleep and general health symptoms: A prospective cohort study. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16(3), 518. https://doi.org/10.3390/ijerph16030518

8. Gindrat A-D, Chytiris M, Balerna M, et al. Usedependent cortical processing from fingertips in touchscreen phone users. Curr Biol. 2015; 25(1):109116. https://doi.org/10.1016/j.cub.2014.11.026

9. Do YK, Shin E, Bautista MA, et al. The associations between self-reported sleep duration and adolescent health outcomes: What is the role of time spent on Internet use? Sleep Med. 2013; 14(2):195–200. https://doi.org/10.1016/j.sleep.2012.09.004

10. Hadar A, Hadas I, Lazarovits A, et al. Answering the missed call: Initial exploration of cognitive and electrophysiological changes associated with smartphone use and abuse. PloS Оne. 2017; 12(7):e0180094. https://doi.org/0.1371/journal.pone.0180094

11. Hale L, Guan S. Screen time and sleep among schoolaged children and adolescents: A systematic literature review. Sleep Med Rev. 2015; 21:50-58. DOI: https://doi.org/10.1016/j.smrv.2014.07.007

12. Kelleci M. The effects of Internet use, cell phones and computer games on mental health of children and adolescents. TAF Prev Med Bull. 2008; 7(3):253-256.

13. Kühn S, Gallinat J. Brains online: structural and functional correlates of habitual Internet use. Addict Biol. 2015; 20(2):415-422. https://doi.org/10.1111 adb.12128

14. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65–73.

15. Булычева Е.В. Гигиеническая характеристика факторов внутришкольной среды образовательных учреждений инновационного типа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 16 (135). С. 248–250.

16. Чижик А.С., Пономарева И.А. Освещенность как фактор среды, воздействующий на умственную и физическую работоспособность участников образовательного процесса // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: сборник материалов научно-практической конференции, посвященной дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. Ростов-на-Дону. 2014. С. 213–215.

17. Вагин Г.Я, Маслеева О.В., Пачурин Г.В. и др. Влияние качества питающего напряжения на параметры искусственного освещения рабочего места // Фундаментальные исследования. Технические науки. 2014. № 3-2. С. 247–252.

18. Дейнего В.Н., Капцов В.А. Свет энергосберегающих и светодиодных ламп // Гигиена и санитария. 2013. Т. 92. № 6. С. 81–84.

19. Goel N, Terman M, Terman JS, et al. Controlled trial of bright light and negative air ions for chronic depression. Psychol Med. 2005; 35(7):945-955. https://doi.org/10.1017/s0033291705005027

20. Лаптиева Л.Н., Крикало И.Н. Проблемы электромагнитной безопасности в школьном возрасте // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им И.П. Шамякина. 2015. № 2 (46). С. 33–39.

21. Минько В.А., Ильина Г.Г., Дивиченко И.В. Анализ состояния микроклимата в учебных аудиториях БГТУ им. В.Г. Шухова // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2009. № 3. С. 83–88.

22. Захарченко М.П., Бовтюшко В.Г., Хавинсон В.Х. и др. Ионизация воздушной среды и здоровье. СПб.: Нордмедиздат, 2002. 200 c.

23. Blackball K, Appleton S, Cates CJ. Ionisers for chronic asthma. Cochrane Database Syst Rev. 2012; 9:CD002986. https://doi.org/10.1002/14651858.CD002986.pub2

24. Iwama H. Negative air ions created by water shearing improve erythrocyte deformability and aerobic metabolism. Indoor Air. 2004; 14(4):293-7. DOI: https:// doi.org/10.1111/j.1600-0668.2004.00254.x

25. Симонова И.Н. Исследование аэроинного состава воздуха в учебных помещениях вуза // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 2 (9). С. 208–211.

26. Meschke S, Smith BD, Yost M, et al. The effect of surface charge, negative and bipolar ionization on the deposition of airborne bacteria. J Appl Microbiol. 2009; 106(4):1133-1139. https://doi.org/10.1111/j.13652672.2008.04078.x

27. Nakane H, Asami O, Yamada Y, et al. Effect of negative air ions on computer operation, anxiety and salivary chromogranin A-like immunoreactivity. Int J Phychophysiol. 2002; 46(1):85-89. https://doi.org/10.1016/s0167-8760(02)00067-3

28. Степанова М.И., Березина Н.О., Александрова И.Э. и др. Использование интерактивных панелей на уроках в школе и их влияние на самочувствие пользователей. В кн.: «Человек. Здоровье. Окружающая среда». Материалы республиканской научно-практической конференции с международным участием, посвященной гигиеническим аспектам первичной медицинской профилактики заболеваний. Минск БелМАПО. 2019. С. 263–268.

29. Степанова М.И., Березина Н.О., Поленова М.А. и др. Оценка самочувствия школьников на учебных занятиях с применением интерактивных панелей // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 22–27.


Для цитирования:


Айзятова М.В., Александрова И.Э., Мирская Н.Б., Исакова Н.В., Вершинина М.Г., Фисенко А.П. Влияние использования интерактивных панелей в процессе учебных занятий на основные параметры внутришкольной среды. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(2):15-21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-335-2-15-21

For citation:


Ayzyatova M.V., Aleksandrova I.E., Mirskaya N.B., Isakovа N.V., Vershinina M.G., Fisenko A.P. The Impact of Using Interactive Panels in the Learning Process on the Main Parameters of the Indoor School Environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(2):15-21. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-335-2-15-21

Просмотров: 54


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)