Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Гигиеническая оценка компетентности школьников в вопросах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни

Полный текст:

Аннотация

Проведено исследование среди обучающихся 7-11 классов общеобразовательных школ г. Екатеринбурга методом анкетного опроса по изучению образа жизни, уровню гигиенической грамотности и компетентности школьников в области оценки собственного образа жизни. Исследуемую группу составили 5 984 учащихся в возрасте 12-18 лет (2 704 мальчика, 3 280 девочек). Установлена высокая распространенность поведенческих факторов риска среди школьников: дефицит сна, низкая физическая активность, высокая продолжительность самоподготовки, сокращение пребывания на открытом воздухе, потребление психоактивных веществ, психологический дискомфорт. Для школьников характерен низкий уровень медицинской активности и гигиенической грамотности, несформированность навыков самооценки образа жизни, а также низкая информированность о последствиях потребления алкоголя, табака и наркотически действующих веществ; установлена сопряженность между указанными проблемами и образом жизни учащихся. Среди девочек выше распространенность изученных факторов риска, чем среди мальчиков, также выше уровень гигиенической грамотности и медицинской активности, но ниже информированность о последствиях потребления психоактивных веществ. С возрастом повышается распространенность большинства изученных поведенческих факторов риска, снижается уровень медицинской активности школьников, но повышается их способность к правильной интерпретации своего образа жизни. Необходимо совершенствование школьных программ образования, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, профилактику рискованных форм поведения и формирования навыков здорового и безопасного образа жизни, повышение их эффективности на базе психосоциального подхода, объединяющего повышение информированности, формирование ценностных установок и навыков.

Об авторах

Л. Л. Липанова
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Г. М. Насыбуллина
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность. М.: Просвещение, 2012. 253 с.

2. Липанова Л.Л. Поведенческие факторы риска и их влияние на здоровье подростков, обучающихся в общеобразовательных школах // Уральский медицинский журнал. 2015. № 4 (127). С. 68-72.

3. Навыки, необходимые для здоровья: Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков - важный компонент доброжелательной к ребенку/укрепляющей здоровье школы [Электронный ресурс]. ВОЗ, 2002. Режим доступа: http://www.who.int/ru/ (дата обращения 21.01.2012).

4. Основные тенденции здоровья детского населения / Под ред. Баранова А.А., Альбицкого В.Ю. М.: Союз педиатров России, 2011. 116 с.

5. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации / Под ред. Яковлевой Т.В., Ю.В. Альбицкого Ю.В. М.: ООО «М-Студио», 2011. 213 с.

6. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков: исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): международный отчет по результатам обследования 2009/ 2010 гг. / Под ред. Candace Currie Копенгаген: ВОЗ, Европейское региональное бюро, 2012. [Электронный Еесурс]. Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/andle/10665/42818/924159103X_rus.pdf?sequence=3&ua=1 (дата обращения 08.11.2018).

7. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. 54 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России № 373 от 6 октября 2009 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа https://минобрнауки.рф/документы/543/файл/745/ (дата обращения 5.11.2018).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа https://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/ (дата обращения 5.11.2018).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа https://минобрнауки.рф/документы/543/файл/458/ (дата обращения 5.11.2018).

11. Яковлева Т.В., Иванова А. А., Терлецкая Р.Н. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93. № 5. С. 792-795.


Для цитирования:


Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М. Гигиеническая оценка компетентности школьников в вопросах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018;(12):36-40.

For citation:


Lipanova L.L., Nasybullina G.M. Hygienic assessment of students competence for the health promotion and healthy life style development. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2018;(12):36-40. (In Russ.)

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)