Preview

Изучение распространенности поведенческих факторов риска здоровью у старшеклассников

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-49-54

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последние годы условиям формирования здоровья старшеклассников уделяется большое внимание. Особенности старшего школьного возраста во многом определяют будущее человека, его физическое и психическое здоровье, успешность включения во взрослую жизнь и реализацию репродуктивного потенциала. Нарушение здоровья в этом возрастном периоде в значительной степени определяется влиянием поведенческих факторов риска. Цель. Оценить распространенность поведенческих факторов риска здоровью среди московских старшеклассников, изучить их гендерные особенности для определения приоритетных направлений гигиены подростков и школьной медицины на современном этапе. Материалы и методы. В октябре 2018 года было проведено анкетирование 2254 московских школьников 10-11-х классов с помощью опросника, основанного на анкете международной программы «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья». Результаты. Ведущими, наиболее часто встречающимися факторами риска у старшеклассников на современном этапе, являются высокая интенсификация обучения (90,5 ± 0,6 %) и чрезмерное увлечение электронными устройствами (92,0 ± 0,6 %), которые значительно повышают суточную зрительную нагрузку у подростков и могут служить причиной ухудшения зрения (49,9 ± 1,1 % опрошенных), частых головных болей (56,2 ± 1,1 %), болей в спине (43,5 ± 1,0 %). Также большинство респондентов отметили перепады настроения (71,8 ± 0,9 %) и слабость после занятий в школе (69,6 ± 1,0 %). Почти половина учеников (45,3 ± 1,1 %) оценила свое здоровье как удовлетворительное или плохое. Выводы. Нерациональное использование электронных средств в учебном процессе и на досуге может негативно сказываться на режиме дня обучающихся, приводя к сокращению времени двигательной активности и пребывания на свежем воздухе, а также уменьшению продолжительности ночного сна и снижение продолжительности периода двигательной активности. У большинства школьников неблагоприятным фактором является нарушение питания, характеризующееся отсутствием сбалансированности и нерегулярностью. Выявленные поведенческие факторы риска оказывают негативное влияние на состояние здоровья подростков. Полученные в ходе анализа данные позволят выделить первоочередные стратегии работы и меры профилактики в отношении поведенческих факторов риска, способствующие укреплению здоровья старшеклассников.

Об авторах

Сергей Вячеславович Саньков
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
Россия


О. В. Тикашкина
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет); ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть I) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 3. С. 4-21.

2. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19-27.

3. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 2732. DOI: https://doi.org/10.24411/2075-4094-2019-16380

4. Саньков С.В., Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния на детей факторов современной электронной информационно-образовательной среды школ // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2019. № 3. С. 98-103. DOI: https://doi.org/10.24411/2075-4094-2019-16380

5. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческие рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4-13.

6. Ганузин В.М., Черная Н.Л. Школа без педагогического насилия - необходимое условие сохранения здоровья обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 2. С. 38-40.

7. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервно-психических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 5 (314). С. 20-27.

8. Жданова М.А. Некоторые аспекты методологии современной теории социализации. В сб.: Социальное пространство России в контексте глобализации; Главный редактор: КВ. Султанов. Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». 2009. С. 74-78.

9. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Санникова Н.Е. и др. Связь между избыточной массой тела и фактическим потреблением кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления (“fast food”) и сладких безалкогольных газированных напитков (мультицентровое исследование российских школьников) // Вопросы питания. 2010. Т. 79. № 1. С. 52-55.

10. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю. и др. Качество жизни и медико-социальные особенности российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2013. № 3-1 (91). С. 75-80.

11. Суворова А.В., Якубова И.Ш. Социально-гигиеническая характеристика здоровьесберегающего поведения детей и подростков // Профилактическая и клиническая медицина. 2016. № 4 (61). С. 23-31.

12. Наумова Н.А., Васильева Т.П., Олендарь Н.В. и др. Научное обоснование направлений совершенствования профилактики табакокурения среди подростков // Образовательный вестник «Сознание». 2018. Т. 20. № 7. С. 83-88.

13. Veronneau MH, Dishion TJ. Middle school friendships and academic achievement in early adolescence: a longitudinal analysis. J Early Adolesc. 2011; 31(1):99-124

14. Klinger DA, Freeman JG, Bilz L, et al. Cross-national trends in perceived school pressure by gender and age from 1994 to 2010. Eur J Public Health. 2015; 25(Suppl 2):51-56. DOI: https://doi. org/10.1093/eurpub/ckv027

15. Demmler JC, Hill RA, Rahman MA, et al. Educational attainment at age 10-11 years predicts health risk behaviors and injury risk during adolescence. J Adolesc Health. 2017; 61(2):212-218. DOI: https://doi.org/10.1016/jjadohealth.2017.02.003

16. Clercq BD, Abel T, Elgar F, et al. Social inequality in adolescents' healthy food intake: the interplay between economic, social and cultural capital. Eur J Public Health. 2017; 27(2):279-286. DOI: https://doi. org/10.1093/eurpub/ckw236

17. Fismen A-S, Smith ORF, Torsheim T, et al. Trends in food habits and their relation to socioeconomic status among Nordic adolescents 2001/2002-2009/2010. PLoS One. 2016; 11(2):e0148541. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0148541

18. Borraccino A, Lemma P, Berchialla P, et al. Unhealthy food consumption in adolescence: role of sedentary behaviours and modifiers in 11-, 13-and 15-year-old Italians. Eur J Public Health. 2016; 26(4):650-656. DOI: https://doi.org/10.1093/eurpub/ckw056

19. Malik VS, Popkin BM, Bray GA, et al. Sugar-sweetened beverages and risk of metabolic syndrome and type 2 diabetes: a meta-analysis. Diabetes Care. 2010; 33(11):2477-2483

20. Cooper SB, Bandelow S, Nevill ME. Breakfast consumption and cognitive function in adolescent schoolchildren. Physiol Behav. 2011; 103(5):431-439

21. Marques A, Mota J, Gaspar T, et al. Associations between selfreported fitness and self-rated health, life-satisfaction and health-related quality of life among adolescents. J Exerc Sci Fit. 2017; 15(1):8-11. DOI: https://doi.org/10.1016/jjesf.2017.03.001

22. Feldstein Ewing SW, Sakhardande A, Blakemore SJ. The effect of alcohol consumption on the adolescent brain: a systematic review of MRI and fMRI studies of alcohol-using youth. Neuroimage Clin. 2014; 5:420-437

23. Braverman MT, Stawski RS, Samdal O, et al. Daily smoking and subjective health complaints in adolescence. Nicotine Tob Res. 2017; 19(1):102-110. DOI: https://doi.oig/10.1093/ntr/ntw133

24. Moor I, Rathmann K, Lenzi M, et al. Socioeconomic inequalities in adolescent smoking across 35 countries: a multilevel analysis of the role of family, school and peers. Eur J Public Health. 2015; 25(3):457-63. DOI: https://doi.org/10.1093/eurpub/cku244

25. Garcia-Moya I, Ortiz Baron MJ, Moreno C. Emotional and psychosocial factors associated with drunkenness and the use of tobacco and cannabis in adolescence: independent or interactive effects? Subst Use Misuse. 2017; 52(8):1039-1050. DOI: https:// doi.org/10.1080/10826084.2016.1271431

26. Paiva T, Gaspar T, Matos MG. Risks and comorbid factors of frequent headaches during childhood and adolescence. J Clin Case Stu. 2017; 2(2). DOI: http://dx.doi.org/10.16966/2471-4925.141


Для цитирования:


Саньков С.В., Тикашкина О.В. Изучение распространенности поведенческих факторов риска здоровью у старшеклассников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(11):49-54. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-49-54

For citation:


Sankov S.V., Tikashkina O.V. Studying the prevalence of behavioral health risk factors in high schoolers. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(11):49-54. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-49-54

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)