Preview

Донозологическая оценка здоровья одаренных подростков в условиях воздействия факторов образовательного процесса

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-41-48

Полный текст:

Аннотация

Введение. В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья одаренных учащихся, представляющих основной интеллектуальный потенциал страны, главной составляющей является соблюдение гигиенических норм, предъявляемых к условиям и организации учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях для одаренных детей и подростков. Цель исследования - провести донозологическую оценку состояния здоровья одаренных подростков в условиях воздействия факторов образовательного процесса. Материалы и методы. У 300 одаренных учащихся 9-11-х классов с помощью аппаратно-программных комплексов проведена оценка уровня физического развития, функционального состояния центральной нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Результаты. Установлено, что в условиях лицея-интерната одаренные учащиеся подвергались воздействию таких факторов, как повышенные учебные нагрузки, нерациональное их распределение в течение учебного дня и недели, высокий уровень напряженности учебного процесса (класс 3.1). Доказано, что факторы образовательного процесса отражались на функционировании основных систем организма одаренных учащихся. Высокие учебные нагрузки выраженной степени напряженности обеспечивали улучшение у одаренных подростков в динамике обучения функционального состояния центральной нервной системы за счет стабилизации нервной реакции, повышения функционального уровня нервной системы и увеличения способности центральной нервной системы формировать адаптационную систему организма при приспособлении к факторам образовательного процесса. Поддержание высокого уровня функционирования центральной нервной системы у одаренных учащихся обеспечивалось за счет мультипараметрического взаимодействия основных систем организма, что характеризовалось увеличением функциональных показателей дыхательной системы, изменением вегетативной регуляции, снижением уровня биологической адаптации. Выводы. Полученные данные определяют необходимость проведения в общеобразовательных организациях для одаренных детей систематических скрининговых исследований по выявлению уровня донозологического здоровья одаренных учащихся в целях сохранения и повышения адаптационного потенциала организма одаренных подростков.

Об авторах

Н. П. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Олеся Михайловна Жданова
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


А. Г. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Обучение взрослых в системе среднего профессионального образования // Век живи - век учись: непрерывное образование в России / под ред. И.Д. Фрумина, И.А. Коршунова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. С. 155-168.

2. Деманова С.В., Деманова Д.Е. Конституционно-правовое регулирование получения образования одаренными детьми в Российской Федерации // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20. № 1. С. 81-88. DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-81-88

3. Дьяков И.Г., Щербинина О.С. Организация работы с одаренными школьниками на базе университета // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 23-29.

4. Журавлева А.С., Ковалев В.П. Специфика и принципы работы инновационных общеобразовательных учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. Доступно по: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19238 Ссылка активна на 21 июля 2020.

5. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. и др. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности // Новые исследования. 2016. № 4 (49). С. 71-84.

6. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. и др. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 6. С. 552-558. Doi: 10.18821/0016-9900201695-6-552-558

7. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса // Анализ риска здоровью. 2017. № 1. С. 66-83. Doi: 10.21668/health.risk/2017.1.08

8. Кучма В.Р., Ткачук Е.А. Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (12). С. 1183-1188. Doi: http://dx.doi. org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1183-1188

9. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Валова А.Я. Современные подходы к оценке напряженности учебного процесса в образовательных учреждениях различного типа // Оренбургский медицинский вестник. 2018. Т. VI. № 2 (22). С. 47-52.

10. Устинова О.Ю., Андришунас А.М. Оценка влияния повышенного уровня интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа (школа, лицей) на гормональный фон учащихся младших классов // В сборнике VIII Международного молодежного конкурса: Молодежь в науке: Новые аргументы. 2018. Часть 1. С. 204-210.

11. Рукавкова Е.М., Розанов М.Ю. Гигиеническая оценка режима дня и состояния здоровья учащихся лицея // В сборнике: Наука в современном мире. 2018. С. 31-34.

12. Кучма В.Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены // Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 2018. Вып. 6. С. 20-26.

13. Агафонов А.И., Зулькарнаев Т.Р., Поварго Е.А. Особенности физического развития школьников и студентов, занимающихся физкультурой и спортом // Здоровье населения и среда обитания. 2020 № 3 (324). С. 4-9.

14. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Максименко Е.О. и др. Динамика морфофункционального развития старшеклассников инновационной образовательной организации города Нижнего Новгорода (2007-2017 годы) // Медицинский альманах. 2018. № 4 (55). С. 143-146.

15. Агалакова М.Ю., Лучинина А.О. Особенности детской одаренности // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 75-80.

16. Федорченко С.Ю. Создание комфортной среды развития одаренных обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 2 (22). С. 120-124.

17. Moeini М, Lu X, Avti PK, et al. Compromised micro-vascular oxygen delivery increases brain tissue vulnerability with age. Sci Rep. 2018; 8(1):8219. DOI: https://doi. org/10.1038/s41598-018-26543-w

18. Rink С, Khanna S. Significance of brain tissue oxygenation and the arachidonic acid cascade in stroke. Antioxid Redox Signal. 2011; 14(10):1889-903. DOI: https://doi. org/10.1089/ars.2010.3474

19. Shi J, Tao T, Chen W, et al. Sustained attention in intellectually gifted children assessed using a continuous performance test. PLoS One. 2013; 8(2):e57417. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0057417

20. Duan X, Dan Z, Shi J. The speed of information processing of 9- to 13-year-old intellectually gifted children. Psychol Rep. 2013; 112(1):20-32. DOI: https://doi. org/10.2466/04.10.49.PR0.112.1.20-32

21. Duan X, Shi J. Attentional switching in intellectually gifted and average children: effects on performance and ERP. Psychol Rep. 2014; 114(2):597-607. DOI: https:// doi.org/10.2466/04.10.PR0.114k21w8

22. Vogelaar В, Sweijen SW, Resing WCM. Gifted and average-ability children’s potential for solving analogy items. J Intell. 2019; 7(3):19. DOI: https://doi.org/10.3390/ jintelligence7030019

23. Fard EK, Keelor JL, Bagheban AA, et al. Comparison of the Rey Auditory Verbal Learning Test (RAVLT) and Digit Test among typically achieving and gifted students. Iran J Child Neurol. 2016; 10(2):26-37. DOI: https://doi.org/10.22037/ijcn.v10i2.7974

24. Beckmann Е, Minnaert A. Non-cognitive characteristics of gifted students with learning disabilities: An in-depth systematic review. Front Psychol. 2018; 9:504. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00504


Для цитирования:


Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Донозологическая оценка здоровья одаренных подростков в условиях воздействия факторов образовательного процесса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(11):41-48. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-41-48

For citation:


Setko N.P., Zhdanova O.M., Setko A.G. Prenosological health assessment in gifted adolescents affected by educational process factors. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(11):41-48. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-41-48

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)