Preview

Гигиеническая оценка факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Смоленска

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-36-40

Полный текст:

Аннотация

Введение. Параметры школьной среды и организации учебного процесса могут оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья учащихся. Цель исследования: с гигиенических позиций оценить факторы внутришкольной среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях г. Смоленска. Материалы и методы: проведено исследование показателей внутришкольной среды и уровня организации учебного процесса 10 городских средних школ. Дана гигиеническая оценка микроклимата, освещенности, качества воздушной среды учебных помещений, а также организации учебного процесса у школьников младших классов (3-4 класс). Оценку условий обучения и организации учебного процесса проводили по общепринятой в гигиенических исследованиях методике (А.Г. Сухарев, Л.Я. Каневская, 2002). Результаты. Установлено, что учащиеся младших классов средних школ г. Смоленска подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных факторов, характеризующихся неудовлетворительными параметрами микроклимата и недостаточной естественной освещенностью в отдельных школьных помещениях, превышением учебной нагрузки в течение учебного дня и нерациональным ее распределением в течение учебной недели. Анализ расписания учащихся младших классов выявил нерациональное распределение учебной нагрузки в 37,3 % учебных дней. Комплексная оценка условий обучения в городских общеобразовательных учреждениях дала основание оценить их как умеренно опасные для здоровья учащихся (750-806 баллов). Заключение. Полученные результаты позволили дать гигиеническую оценку факторам внутришкольной среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях г. Смоленска и наметить комплекс профилактических мероприятий.

Об авторах

Екатерина Александровна Цукарева
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


А. В. Авчинников
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Л. М. Сидоренкова
Управление Роспотребнадзора по Смоленской области
Россия


С. О. Авчинникова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»
Россия


Ю. П. Корякина
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Рапопорт И.К., Сергеева А.А., Чубаровский В.В. Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья учащихся младших классов сельских школ // Гигиена и санитария. 2012. Т. 31. № 1. С. 53-57.

2. Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П. и др. Влияние образовательного процесса на физическое развитие школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 11 (272). С. 17-19.

3. Макарова В.В., Зорина И.Г. Особенности психологического состояния учащихся в условиях неблагоприятного влияния внутришкольных факторов // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 12-17.

4. Кучма В.Р. Российская модель охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 4. С. 4-10.

5. Александров А.А., Котова М.Б., Звездина И.В. и др. Особенности питания, поведения и знания о здоровом образе жизни школьников г. Мурманска // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2014. Т. 93. № 6. С. 176-181.

6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (10). С. 990-995.

7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 4-7.

8. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Программирование, каузация и технологии управления рисками здоровью обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 4-13.

9. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19-27.

10. Сетко А.Г., Тришина С.П. Сравнительная характеристика воздействия факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса на алиментарный статус гимназистов при реализации образовательных стандартов разных поколений // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 4 (53). С. 36-41.

11. Сетко А.Г., Тришина С.П., Терехова Е.А. и др. Результаты донозологической диагностики состояния здоровья учащихся современного образовательного учреждения // Здоровье населения и среда обитания. 2015. №2 6 (267). С. 26-29.

12. Васильев Е.В., Перекусихин М.В., Васильев В.В. Гигиеническая оценка влияния санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций на здоровье детского населения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 3. С. 33-34.

13. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П. и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса // Анализ риска здоровью. 2017. №2 1. С. 66-83.

14. Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка внутришкольной среды городских и сельских образовательных учреждений // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. №2 12. С. 1193-1197.

15. Тарасова Т.В., Туаева И.Ш. Гигиеническая оценка расписания уроков в школах РСО - Алания // Фундаментальные исследования. 2015. №2 1-9. С. 1926-1929.

16. Кучма В.Р. 2018-2027 годы - десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017. № 3. С. 4-14.

17. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф, Стан В.В. Методический подход к гигиенической оценке школьной образовательной среды // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. №2 2. С. 4-10.

18. Елисеева Ю.В., Дубровина Е.А., Елисеев Ю.Ю. и др. Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях// Здоровье населения и среда обитания. 2017. №2 4 (289). С. 35-37.

19. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка учебного расписания в условиях школьной цифровой среды // Здоровье населения и среда обитания. 2018. №2 3 (300). С. 15-17.

20. Безруких М.М., Параничева Т.М., Адамовская О.Н. и др. Организация режима, учебной и внеучебной нагрузки школьников в разных регионах России // Новые исследования. 2019. №2 4 (60). С. 98-110.

21. Александрова И.Э. Гигиеническая оценка школьного расписания в условиях активного использования на уроках электронных средств обучения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 12-21.

22. Eccles JS, Roeser RW. Schools as developmental contexts during adolescence. J Res Adolesc. 2011; 21(1):225-241. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2010.00725.x

23. Hogberg B, Strandh M, Petersen S, et al. Education system stratification and health complaints among school-aged children. Soc Sci Med. 2018; 220:159-166. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.socscimed.2018.11.007

24. Hunt Р, Barrios L, Telljohann SK. A whole school approach: collaborative development of school health policies, processes, and practices. J Sch Health. 2015; 85(11):802-809. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12305

25. Van Kann DHH, вe Vries SI, Schipperijn J, et al. Schoolyard characteristics, physical activity, and sedentary behavior: combining GPS and accelerometry. J Sch Health. 2016; 86(12):913-921. DOI: https://doi.org/10.1111/josh.12459

26. Kim HHS, Chun J. Analyzing multilevel factors underlying adolescent smoking behaviors: the roles of friendship network, family relations, and school environment. J Sch Health. 2018; 88(6):434-443. DOI: https://doi.org/10.1111/ josh.12630


Для цитирования:


Цукарева Е.А., Авчинников А.В., Сидоренкова Л.М., Авчинникова С.О., Корякина Ю.П. Гигиеническая оценка факторов внутришкольной среды и организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях Смоленска. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(11):36-40. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-36-40

For citation:


Tsukareva E.A., Avchinnikov A.V., Sidorenkova L.M., Avchinnikova S.O., Koryakina Yu.P. Hygienic assessment of factors of learning environment and organization of the educational process at schools in Smolensk. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(11):36-40. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-36-40

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)