Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Особенности образа жизни и здоровья студентов в период дистанционного обучения

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-14-21

Полный текст:

Аннотация

Введение. Здоровье человека и его образ жизни обусловлены влиянием множества факторов риска и условий жизнедеятельности. Цель исследования - анализ образа жизни и здоровья студентов в период традиционного и дистанционного обучения. Материалы и методы. Проведены исследования с участием 300 студентов разных курсов лечебного факультета Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко. В основу легла специально разработанная авторами анкета. Определяли особенности физической активности студентов, соблюдения ими режима самоизоляции, сна и отдыха, распорядка дня, изменений характера питания, пристрастия к вредным привычкам и уровня общего самочувствия в целом. Результаты и их обсуждение. Исследование проведено в несколько этапов. Выявлена более высокая степень дисциплинированности при соблюдении режима самоизоляции у студентов младших курсов по сравнению со старшими. В период дистанционного обучения наблюдалось снижение физической активности студентов вне зависимости от курса, за исключением лиц, регулярно занимающихся физическими упражнениями. Среднесуточное расстояние, проходимое респондентами, уменьшилось в среднем с 5,35 км до 1,36 км при соблюдении режима самоизоляции и до 3,15 при условии нарушения режима самоизоляции. Показана связь с дистанционным обучением изменений режима сна, питания и распорядка дня. Выявлены нарушения в питании, выразившиеся, в частности, в увеличении массы тела. Проведено ранжирование вредных привычек, связанных с переходом в непривычный дистанционный формат обучения. Статистически доказано снижение оценки общего самочувствия респондентов. Заключение. Дистанционное обучение в весеннем семестре 2020 года обозначило ряд новых вопросов, касающихся самых разнообразных аспектов образовательного процесса, образа жизни, питания, режима сна и отдыха.

Об авторах

Валерий Иванович Попов
ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
Россия


О. Ю. Милушкина
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Россия


Д. В. Судаков
ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
Россия


О. В. Судаков
ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 6-10.

2. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А. и др. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 11 (308). С. 5-8.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 990-995.

4. Бобрищева-Пушкина Н.Д., Бокарева Н.А., Добрук И.В. и др. Образование и здоровье: диагностика, коррекция и охрана здоровья участников образовательного процесса. Под ред. О.Ю. Милушкиной. Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга». 2016. 116 с.

5. Попова А.Ю., Гурвич В.Б., Кузьмин С.В. и др. Современные вопросы оценки и управления риском для здоровья // Гигиена и санитария. 2017. №96 (12). С. 1125-1129.

6. Попов В.И., Судаков Д.В., Судаков О.В. Оценка психологического здоровья студентов медицинского вуза. В книге: Здоровье молодежи: Новые вызовы и перспективы. М.: Научная книга, 2019. С. 110-126. https://elibrary.ru/item.asp?id=42472524

7. Кулеш Д.В., Колесников С.И., Долгих В.В. и др. Медико-эпидемиологические и методологические подходы к прогнозированию показателей, характеризующих здоровье подростков на современном этапе // Вестник РАМН. 2013. Т. 68. № 6. С. 9-14.

8. Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Особенности формирования морфофункционального состояния современных школьников // Здравоохранение РФ. 2013. №5 С. 37-38.

9. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В. и др. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2020. Т. 19. №2. С. 4-13.

10. Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А. и др. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 8. С. 854-860.

11. Алексеенко О.И., Даниленко Т.В. Проблемы дистанционного обучения студентов в условиях пандемии и самоизоляции. В сборнике: Кубанские исторические чтения. Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 156-161.

12. Возгорькова Е.О. Опыт реализации учебного процесса в условиях дистанционного и электронного обучения. В сборнике: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2020. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 2020. С. 171-173.

13. Оленцов А.Е. Переход обучающихся на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2020. № 16. С. 330-333.

14. Каплина С.Е. Образование в условиях пандемии COVID-19. В сборнике: Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 241-244.

15. Шарова Е.И. Исследование здоровья студентов вуза в условиях дистанционного обучения как показатель качества образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184). С. 401-404.

16. Фетисова Е.Ю., Миленин Н.С., Сеник А.И. Изучение влияния дистанционного обучения в условиях пандемии на здоровье обучающихся // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2020. Т. 2. С. 109-115.

17. Максютова А.Ф., Андекина Р.Э. Дистанционное обучение в условиях пандемии: взгляд студентов // Paradigmata poznani. 2020. № 3. С. 13-17.

18. Киселев А.А. Дистанционное обучение студентов: проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса // Развитие образования. 2020. № 2 (8). С. 97-100.

19. Rauner A, Mess F, Woll A. The relationship between physical activity, physical fitness and overweight in adolescents: a systematic review of studies published in or after 2000. BMC Pediatr. 2013; 13:19. DOI: https:// doi.org/10.1186/1471 -2431-13-19

20. Currie C, Molcho M, Boyce W, et al. Researching health inequalities in adolescents: the development of the Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) family affluence scale. Soc Sci Med. 2008; 66(6):1429-1436. DOI: https://doi.org/10.1016/_j.socscimed.2007.11.024

21. Gencheva N, Gencheva-Vassileva A. A study on some aspects of distance learning for physiotherapy students during a pandemic. Pedagogy. 2020; 92(S7):280-290


Для цитирования:


Попов В.И., Милушкина О.Ю., Судаков Д.В., Судаков О.В. Особенности образа жизни и здоровья студентов в период дистанционного обучения. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(11):14-21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-14-21

For citation:


Popov V.I., Milushkina O.Yu., Sudakov D.V., Sudakov O.V. Lifestyle and health characteristics of students during distance learning. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(11):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-332-11-14-21

Просмотров: 14


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)