

Физиолого-гигиеническая оценка обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-8-52-61
Аннотация
Введение. В Российской Федерации функционирует более 1500 организаций, осуществляющих образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно санитарному законодательству образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных образовательных организациях. Однако до сих пор остается дискуссионной проблема приоритетности моделей и форм обучения детей с ОВЗ.
Цель исследования: оценка соответствия образовательного процесса функциональным возможностям организма школьников с ОВЗ, в том числе в условиях разных моделей обучения: коррекционной (специальное отделение для детей с ОВЗ в образовательной организации) и инклюзивной (обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном классе).
Материалы и методы: исследование базировалось на изучении умственной работоспособности и эмоционального состояния младших школьников с ОВЗ.
Результаты и обсуждение. Выявлено, что при обучении в условиях специального (коррекционного) отделения образовательной организации показатели умственной работоспособности школьников с ОВЗ имели более благоприятную динамику, что в значительной степени обусловлено возможностью реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. У обучающихся инклюзивной модели обучения в динамике учебной недели значимо увеличивалось количество сдвигов умственной работоспособности, отражающих явное и выраженное утомление (с 58,0 ± 12,5 до 70,0 ± 14,5, р < 0,05), у школьников специального отделения такого не наблюдалось. Показатели, отражающие эмоциональное состояние, характеризовались относительной стабильностью в динамике обучения и значимо не отличались у детей с ОВЗ при различных моделях обучения.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости использования различных моделей обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, с учетом гигиенической оптимизации слабых мест условий и организации учебного процесса, социализации и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, что способствует вариативности, возможности выбора для родителей модели обучения, наиболее подходящей для ребенка.
Об авторах
И. Э. АлександроваРоссия
Александрова Ирина Эрнстовна – д.м.н., заведующая лабораторией
Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991
П. И. Храмцов
Россия
Храмцов Петр Иванович – д.м.н., профессор, руководитель
Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991
С. А. Туманова
Россия
Туманова Светлана Анатольевна – cтарший учитель (куратор учебного корпуса на Большом Трехсвятительском пер.)
Б. Казенный пер., д. 9, г. Москва, 105064
Список литературы
1. Дробышева Е.А. Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 256-258.
2. Тамаревская Д.В., Потапова Г.Я. Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями // Вопросы дошкольной педагогики. 2022. № 4 (52). С. 15-17.
3. Сибиряков А.В., Кулмурзаев Н.М., Шайдуллаев Р.Б., Макамбаева Д.И. Особенности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. Т. 16, № 1. С. 132–139. doi: 10.17238/issn1998–5320.2022.16.1.15.
4. Пахомова К.А. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы // Молодой ученый. 2022. № 48 (433). С. 502-507.
5. Бурганова И.Н. Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года: от теории к практике // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-3(62). С. 94-97.
6. Бирюкова Е.В., Иванов Е.С., Черная В.В., Карпачева Г.В., Цуканова Т.Г. Современные модели образования детей с ОВЗ и инвалидностью // Человеческий капитал. 2021. № 11 (155). С. 145-157.
7. Смирнова О.В., Овчаренко Е.С., Каспаров Э.В., Фефелова В.В. Реактивность вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Гигиена и санитария. 2023. № 102(2) С. 69–174.
8. Смирнова О.В., Овчаренко Е.В., Каспаров Е.С., Фефелова В.В. Особенности влияния вегетативной нервной системы на регуляторно-метаболические параметры лимфоцитов у здоровых детей и у детей с особыми возможностями здоровья // Физиология человека. 2023. Т. 49. №2. C. 65-73. doi: 10.31857/S0131164622600434
9. Кочетков Н.А., Омельяненко А.В. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2024. № 34 (533). С. 52-54.
10. Sit CHP, McKenzie TL, Cerin E, Chow BC, Huang WY, Yu J. Physical activity and sedentary time among children with disabilities at school. Med Sci Sports Exerc. 2017;49(2):292-297. doi: 10.1249/MSS.0000000000001097
11. Yang W, Liang X, Sit CHP. Physical activity and mental health in children and adolescents with intellectual disabilities: A meta-analysis using the RE-AIM framework. Int J Behav Nutr Phys Act. 2022;19(1):80. doi: 10.1186/s12966-022-01312-1
12. Sit CHP, Huang WY, Yu JJ, McKenzie TL. Accelerometer-assessed physical activity and sedentary time at school for children with disabilities: Seasonal variation. Int J Environ Res Public Health. 2019;16(17):3163. doi: 10.3390/ijerph16173163
13. Лазуренко С.Б., Конова С.Р., Фисенко А.П., Терлецкая Р.Н., Соловьева Т.А., Нурлыгаянов И.Н. Организация здоровьесберегающего пространства при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Российский педиатрический журнал. 2023. Т. 26. № 1. С. 39-45. doi: 10.46563/1560-9561-2023-26-1-39-45
14. Гончарова Г.А., Лазуренко С.Б., Дробышева М.М. Здоровьесберегающие технологии в процессе обуче- ния детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30. № 4. С. 673-678. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-4-673-678
15. Нурлыгаянов И.Н., Соловьева Т.А., Лазуренко С.Б., Голубчикова А.В. Здоровьесбережение в образовании обучающихся с ОВЗ: принципы и организация // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 5. С. 34–45. doi: 10.17759/pse.2022270503
16. Петрова С.С., Беляева А.Н. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2020. № 49(339). С. 418-420.
17. Ковалева О.В., Бабиева Е.С. Инклюзивная образовательная среда как главная цель достижения каждым ребенком максимального уровня образования и развития личности // Образование и воспитание. 2025. № 6(58). С. 1-3.
18. Сурудина Е.А. Модели организации инклюзивного образования в зарубежной педагогической практике // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6(85). С. 304-306.
19. Чекалова С.А., Цыбаева Е.И., Горелова Ж.Ю. Особенности обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Новой школе – здоровые дети: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Воронеж, 2024. С. 315-318.
20. Гуськова Е.А. Условия успешной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями в образовательную среду // Начальная школа. 2019. № 6. С. 18-22.
21. Рапопорт И.К. Ресурсы коррекционных школ в сфере укрепления здоровья детей с особыми потребностями (по материалам Всероссийского конкурса) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 4. С. 45-54.
22. Александрова И.Э. Эмоциональное состояние младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях разных моделей обучения // Психическое здоровье. 2025. Т. 20. № 6. С. 5-8.
23. Егорова Г.И., Асямолова К.С., Манылова С.В. Векторы эффективности социальной работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью: от теории к практике // Известия ВГПУ. 2022. № 3(166). С. 30–34.
24. Худотеплова Е.Н. Условия психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка-инвалида // Международный научный журнал. 2025. № 1 (151). С. 1-5. doi: 10.60797/IRJ.2025.151.84
25. Попова Н.Е., Смирнова Н.А., Лемешенко Г.П. Модель обучения детей с ограниченными возможностями // Современный ученый. 2021. № 1. С. 166–170.
26. Медведева А.В. Исследование готовности будущих педагогов дополнительного образования к работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. 2020. № 26 (316). С. 303-306.
27. Fernández-Batanero JM, Montenegro-Rueda M, Fernández-Cerero J. Are primary education teachers trained for the use of the technology with disabled students? Res Pract Technol Enhanc Learn. 2022;17:19. doi: 10.1186/s41039-022-00195-x
28. Рыбакова Н.Н., Осадчук О.Л. Формирование у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2022. № 3. С. 90–102. doi: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.9
29. Александрова И.Э. О взаимосвязи показателей утомляемости учащихся с факторами урока и школьного расписания // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 24-26.
30. Фунтова С.Н., Фунтов С.Н. Образовательные потреб- ности и специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник науки. 2024. № 9 (78). С. 243-251.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Александрова И.Э., Храмцов П.И., Туманова С.А. Физиолого-гигиеническая оценка обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2025;33(8):52-61. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-8-52-61
For citation:
Aleksandrova I.E., Khramtsov P.I., Tumanova S.A. Physiological and Hygienic Assessment of Education of Elementary School Students with Disabilities. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2025;33(8):52-61. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-8-52-61