Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Роль вторичной занятости у студентов медицинского университета в период обучения

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-9-43-49

Аннотация

Введение. Вторичная занятость получила широкое распространение среди обучающихся российских университетов. Многофакторное и неоднозначное влияние вторичной занятости на студентов медицинских университетов определяет необходимость в проведении исследования.

Цель исследования: провести гигиеническую оценку влияния вторичной занятости на студентов медицинского вуза в период их обучения.

Материалы и методы. В работе приняли участие 107 студентов ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России с 1-го по 6-й курс включительно. Изучены посещаемость учебных занятий и лекций, распространенность нарушений сна, мотивация к дальнейшей работе по специальности, успеваемость в университете, а также частота вредных привычек и уровень заболеваемости.

Результаты. Более 70 % [ДИ 61,79–78,21] студентов медицинских вузов работают во время обучения, при этом в медицинской сфере (84,0 % [ДИ 76,02–91,98]),16,0 % [ДИ 8,02–23,98] – вне медицины. Чаще всего студенты начинают работать в медицинской сфере на 3-м (19,0 % [ДИ 9,62–28,38]) и 4-м (47,6 % [ДИ 35,66–59,54]) курсах. Выявлена большая частота пропусков лекций и практических занятий работающими студентами: 28,0 % [ДИ 18,23–37,77] против 18,8 % [ДИ 5,43–32,17] и 12,0 % [ДИ 4,93–19,07] против 9,4 % [ДИ 1,22–17,58] соответственно, однако различия статистически не значимы (p > 0,05). Работа оказывает влияние на здоровье студентов, приводя к частому нарушению сна (у 56 % [ДИ 45,2–66,8]), к увеличению частоты простудных заболеваний (в 3 раза), к хронической усталости (у 79,4 % [ДИ 70,53–88,27]) и чувству тревоги (55,1 % [ДИ 44,17–65,83]), а также повышает риск увеличения курения среди молодежи. Более высокое распространение курения выявлено у работающих студентов – 33,0 % [ДИ 22,76–43,24] против 9,4 % [ДИ 1,22–17,58] (p < 0,05), важно, что почти 40 % [ДИ 29,34–50,66] работающих впервые начали курить на работе. Трудоустройство во время обучения мотивирует 60,6 % [ДИ 49,98–71,22] студентов к дальнейшей работе по специальности после окончания вуза.

Выводы. Вторичная занятость значимо влияет на разные аспекты у студентов медицинского вуза.

Об авторах

О. Ю. Милушкина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

Милушкина Ольга Юрьевна – д.м.н., профессор, проректор по учебной работе, исполняющий обязанности директора института профилактической медицины им. З.П. Соловьёва, заведующая кафедрой гигиены института профилактической медицины им. З.П. Соловьёва; член-корреспондент РАН

ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997



Ю. П. Пивоваров
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

Пивоваров Юрий Петрович – д.м.н., профессор, почетный заведующий кафедрой гигиены института профилактической медицины им. З.П. Соловьёва, академик РАН

ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997



М. А. Селезнева
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

Селезнева Мария Александровна – ассистент кафедры гигиены института профилактической медицины им. З.П. Соловьёва

ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, 117997



Список литературы

1. Лызь Н.А., Истратова О.Н., Голубева Е.В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 80-96.

2. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Трудовая занятость студентов-медиков как фактор, влияющийна формирование будущего врача // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 3-11.

3. Бочкова А.Г., Кравченко Д.Д. Влияние вторичной занятости на успеваемость студентов очной формы обучения // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. № 2. С. 372-379.

4. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М., Белик С.Н., Кононенко Н.А., Сбыковская Л.В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 36-41.

5. Рахманов Р.С., Тарасов А.В., Потехина Н.Н. Анализ заболеваемости студентов гражданского и военных университетов Калининграда // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 4 (325). С. 30-36. doi: 10.35627/2219-5238/2020-325-4-30-36

6. Шестёра А.А., Сабирова К.М., Кику П.Ф., Каерова Е.В. Гигиенические аспекты здоровья студентов младших курсов медицинского университета // Здоровье населения и среда обитания. 2021. № 3 (336). С. 18- 24. doi: 10.35627/2219-5238/2021-336-3-18-24

7. Цыганенко Н.В. Учебная успеваемость работающих студентов // Образование и проблемы развития общества. 2021. Т. 4. № 17. С. 113-119.

8. Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнеспособность работающих студентов: гендерный аспект // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Москва: Институт психологии РАН. 2021. С. 625-637.

9. Булычева Е.В., Бакунович М.П. Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания студентов с учетом их профессиональнойзанятости // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13. № 2. С. 49–61. doi: 10.33029/2220-8453-2022-13-2-49-61

10. Ванярха Е.Г. Работающий студент-медик: плюсы и минусы // Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА 2019». 2019. С. 323.

11. Годунова А.Д., Грицков В.Л. Мотивационные особенности работающих и не работающих студентов (на примере студентов-психологов Санкт-петербургского государственного университета) // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2015. Т. 3. С. 41–47.

12. Горбенко А.В., Андреев К.А., Федорин М.М., Скирденко Ю.П., Николаев Н.А., Черненко С.В. Вторичная занятость и ее роль в получении высшего медицинского образования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 4. С. 71–83. doi: 10.20913/2618-7515-2021-4-9

13. Ракова Т.П., Сарайлы К.Ю. Влияние внеучебной деятельности и вторичной занятости студентов медицинского ВУЗа на успеваемость и здоровье // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 5. С. 750-751.

14. Рыбаков В.А. Вторичная занятость студентов вузов на рынке труда: тенденции и особенности (по результатам опросов студентов гуманитарных вузов г. Москвы) // Теория и практика общественного развития. 2020. № 8 (150). С. 84-88.

15. Черномырдин Н.А., Пунченко О.Е. Качество жизни работающих студентов. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: электронный сборник материалов VI Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции/ под редакцией з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича. Ч.2. СПб., 2019. С. 364–365.

16. Creed PA, French J, Hood M. Working while studying at university: The relationship between work benefits and demands and engagement and well-being. J Vocat Behav. 2015;86:48-57. doi: 10.1016/j.jvb.2014.11.002

17. Hordósy R, Clark T, Vickers D. Lower income stu­dents and the ‘double deficit’ of part-time work: Undergraduate experiences of finance, studying and employability. J Educ Work. 2018;31(4):353-365. doi: 10.1080/13639080.2018.1498068

18. Taylor WD, Snyder LA, Lin L. What free time? A daily study of work recovery and well-being among working students. J Occup Health Psychol. 2020;25(2):113-125. doi: 10.1037/ocp0000160

19. Самрханова И.И., Кадыров Р.Ф., Ефремов И.С., Абдрахманова А.Е., Асадуллин А.Р. Сравнительная оценка взаимосвязи психического здоровья и инсомнии у студентов-медиков, работающих и не работающих средним медицинским персоналом // Медицинский вестник Юга России. 2023. № 14. С. 56-60.

20. Alotaibi AD, Alosaimi FM, Alajlan AA, Bin Abdulrahman KA. The relationship between sleep quality, stress, and academic performance among medical students. J Family Community Med. 2020;27(1):23-28. doi: 10.4103/jfcm.JFCM_132_19

21. Ретивина ВВ. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 1. С. 57-63.

22. Мясникова НИ. Жизненные стратегии поведения работающих студентов-медиков // Вестник удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018. Т. 2. № 2. С. 178- 182.

23. Цветкова НА, Петрова ЕА, Савченко ДВ. Особенности личностной направленности, жизненных позиций и эмпатии работающих студентов // Перспективы науки и образования. 2022. Т. 1. № 55. С. 444-463.

24. Picton A. Work–life balance in medical students: Self-care in a culture of self-sacrifice. BMC Med Educ. 2021;21(1):8. doi: 10.1186/s12909-020-02434-5


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П., Селезнева М.А. Роль вторичной занятости у студентов медицинского университета в период обучения. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2025;33(9):43-49. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-9-43-49

For citation:


Milushkina O.Yu., Pivovarov Yu.P., Selezneva M.A. The Role of Working While Studying among Medical University Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2025;33(9):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-9-43-49

Просмотров: 10


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)