Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Сравнительный анализ самооценки здоровья студентов медицинского университета

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-11-32-40

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Обучение в высшей школе связано с возрастанием интенсивности действия неблагоприятных факторов различного генеза, сочетание которых может вызывать истощение физиологических резервов организма. Мониторинг состояния здоровья студентов позволяет своевременно выявлять и корректировать возникающие отклонения.

Цель исследования: дать оценку состояния здоровья студентов медицинского университета в процессе обучения.

Материалы и методы. В 2022–2023 гг. проведено анкетирование студентов (n = 1587) в возрасте 17–25 лет. Проанализированы показатели физического развития, острой и хронической заболеваемости обучающихся. Проведена самооценка состояния здоровья по опроснику SF-36.

Результаты исследования показали, что значительная часть студентов имели отклонения в физическом развитии, причем у девушек отклонения в большей степени обусловлены дефицитом массы тела (21,0 %); а у юношей – избыточной массой тела (18,8 %). В 4,8 % наблюдений выявлено ожирение у лиц мужского пола. Часто (5 и более раз в течение года) болели острыми респираторными инфекциями 3,9 % девушек и 1,8 % юношей. Хронические заболевания имели 24,2 % юношей и 11,4 % девушек. При самооценке здоровье как «отличное» и «очень хорошее» охарактеризовали 40,5 % девушек и 55,9 % юношей.

Заключение. Выявленные нами снижение уровня здоровья и отклонения в физическом развитии студентов к концу обучения в вузе предполагают дополнительное изучение факторов, негативно влияющих на организм. 

Для цитирования:


Иванов Д.О., Лисовский О.В., Моисеева К.Е., Лисица И.А., Грицинская В.Л. Сравнительный анализ самооценки здоровья студентов медицинского университета. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(11):32-40. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-11-32-40

For citation:


Ivanov D.O., Lisovskii O.V., Moiseeva K.E., Lisitsa I.A., Gritsinskaya V.L. Comparative Analysis of Self-Assessed Health of Medical University Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(11):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-11-32-40

Введение. Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что студенческая молодежь представляет особую социальную группу, которая определяет устойчивость экономического развития и демографического благополучия страны в обозримой перспективе [1][2]. Период обучения в высшей школе в большинстве случаев совпадает с возрастом завершения ростовых процессов и морфофункционального созревания систем жизнеобеспечения организма [3][4].

Одновременно обучение в вузе сопровождается адаптацией к изменяющимся социально-бытовым условиям и повышенным учебным нагрузкам, что может создавать предпосылки для ухудшения здоровья. Снижение уровня здоровья влечет за собой негативные последствия в виде академической неуспеваемости и ограничения профессиональной подготовки студентов [5–11]. Специфичность обучения в медицинских вузах состоит в сочетании теоретической и практической подготовки, длительном пребывании на клинических базах, что создает дополнительный риск для снижения защитных сил организма и роста заболеваемости [12–15].

Антропометрические данные являются суммарными показателями состояния здоровья организма. В ряде отечественных исследований показана высокая распространенность отклонений в физическом развитии; отмечен значительный рост избыточной массы тела и ожирения среди подростков, в том числе у студентов вузов [16–21]. Не теряет актуальности разработка и внедрение профилактических программ, позволяющих сохранить здоровье обучающихся в рамках подготовки специалистов высшего звена [22]. Важной составляющей частью профилактики ухудшения здоровья является мониторинг, включающий субъективную оценку состояния организма на основе специальных тестов [23–36].

Цель исследования. Дать оценку состояния здоровья студентов медицинского университета в процессе обучения.

Материалы и методы. В 2022–2023 годах проведено кросс-секционное, обсервационное исследование среди обучающихся медицинского университета. Данные опроса студентов собраны с помощью online-aнкеты в программе Yandex Forms. Критериями включения в исследование стали: возраст от 17 до 25 лет, добровольного согласие на участие в исследовании и корректно заполненные пункты опросника. Анкета включала вопросы о росте и массе тела; частоте острых и наличии хронических заболеваний, а также пункты опросника SF-36 (The Short Form-36) для самооценки состояния здоровья. При формировании выборки мы ориентировались на периоды обучения в вузе с повышенной академической и психоэмоциональной нагрузкой. В исследовании приняли участие первокурсники лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов, проходящие адаптацию к новым учебным и социально-бытовым условиям; эти обучающиеся составили I группу (417 девушек; средний возраст 17,6 ± 0,5 года и 108 юношей; средний возраст 17,9 ± 0,7 года). Во II группу вошли обучающиеся 3-го курса стоматологического и 4-го курса лечебного и педиатрического факультетов, для которых начало освоения клинических дисциплин увеличивает объем и характер академической нагрузки (599 девушек; средний возраст 20,8 ± 0,7 года и 160 юношей; средний возраст 21,4 ± 0,5 года). Выпускники университета (5‑й курс стоматологического и 6‑й курс лечебного и педиатрического факультетов) составили III группу: 238 девушек и 65 юношей (средний возраст 23,4 ± 0,5 и 23,9 ± 0,6 года соответственно).

Оценку уровня физического развития (ФР) проводили путем сравнения показателей роста студентов с нормативами ВОЗ [37]. В зависимости от индивидуального значения Z-score для роста, выделены следующие варианты ФР: «среднее» (СФР; Z-score от +1 до –1); «выше среднего» (ВСФР; Z-score от +1,1 до +2,0); «высокое» (ВФР; Z-score ≥ +2,1); «ниже среднего» (НСФР; Z-score от –1,1 до –2,0) и «низкое» (НФР; Z-score ≤ –2,1). Характеристику пищевого статуса проводили с помощью массо-ростового индекса (BMI), определенного как частное от деления веса (кг) / квадрат роста в положении стоя (м²) респондентов. При значении BMI в интервале от 18,5 до 24,9 определяли нормальную массу тела (НМТ); при BMI < 18,5 – дефицит массы тела (ДМТ); при BMI от 25,0 до 29,9 – избыточную массу тела (ИзМТ); при BMI ≥ 30,0 – ожирение. Для самооценки индивидуального здоровья в настоящее время и год назад использовали опросник SF-36 (The Short Form-36). Методика субъективной характеристики здоровья предусматривала оценку по пятибалльной шкале от максимума («отличное») до минимума («очень плохое»).

Накопление и систематизация исходных обезличенных данных осуществлялись в электронной базе Microsoft Office Excel. Для статистической обработки использована программа IBM SPSS Statistics v.26. Результаты описывались с указанием медианы, значений нижнего и верхнего квартилей (Me [ Q1;Q3]) и сравнивались с помощью непараметрический критерий Манна – Уитни. Категориальные признаки представлены в виде Р [ДИ] %, где Р – процентная доля, ДИ – 95 % доверительный интервал для доли. Для сравнения результатов в группах использован критерий χ² Пирсона (с поправкой Йейтса).

Результаты. Массу тела и рост стоя студенты измеряли самостоятельно. Средние показатели роста у юношей в I группе были 179,5 [ 175,0–184,0] см; во II группе – 180,0 [ 176,0–184,0] см; в III группе – 181,0 [ 176,0–184,0] см. У девушек средние показатели в тех же группах были: 166,0 [ 162,0–170,0] м; 166,5 [ 162,0–170,0] см и 167,0 [ 163,0–170,0] см соответственно. Нами не выявлено существенных различий показателей роста в зависимости от возраста внутри гендерных групп; однако, средние показатели у девушек и юношей во всех группах имели статистически значимую разницу (р = 0,0000).

Оценка значений роста по возрастно-половым нормативам ВОЗ показала, что у большинства студентов было СФР, причем у девушек чаще, чем у юношей; но разница показателей не была статистически значима; данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Характеристика уровня физического развития студентов (%)
ВСФР – выше среднего физическое развитие; СФР – среднее физическое развитие; НСФР – ниже среднего физического развития.

Fig. 1. Distribution of the students by the level of physical development (%)
Abbreviations: AAPD, above average physical development; APD, average physical development; BAPD, below average physical development.

Суммарно рост выше среднего и высокий выявлен чаще у юношей и у девушек, чем суммарно рост ниже среднего и низкий. Высокорослость отмечалась у 4,1 [ 3,0–5,2] % юношей и 5,3 [ 4,7–5,9] % девушек. Юношей с низкорослостью было больше (1,4 [ 0,8–2,0]), чем девушек (0,4 [ 0,2–0,6] %; р = 0,04).

Оценка нутритивного статуса обучающихся проведена по значениям BMI; распределение по вариантам представлено на рис. 2. У большинства студентов масса тела была оптимальной для их роста, разницы между юношами и девушками не выявлено. Дефицит массы тела регистрировался у девушек чаще, чем у юношей (р = 0,0000). У юношей ИзМТ (р = 0,0000), ожирение (р = 0,01); а также суммарно избыточный вес (ИзМТ и ожирение) отмечались чаще (23,6 [ 21,3–25,9] %), чем у девушек (8,9 [ 8,1–9,7] %; р = 0,0000). Частота НМТ у юношей (71,7 %÷60,0 %) и девушек (71,5 %÷66,2 %) во всех возрастных группах не имела статистически значимой разницы; с возрастом доля девушек с оптимальным соотношением веса и роста увеличивалась, а у юношей – снижалась. Частота ДМТ у девушек в I группе была выше (28,2 [ 26,1–30,3] %), чем во II (16,9 [ 15,4–18,4] %; р = 0,0000) и III (18,3 [ 15,8–20,8] %; р = 0,004) группах; но разницы между II и III группами не выявлено. У юношей частота ДМТ с возрастом практически не изменялась (8,3 %÷6,1 %). Разница показателей ДМТ у девушек и юношей во всех возрастных группах имела статистически значимую разницу: в I группе – р = 0,0000; во II – р = 0,003; в III – р = 0,02. Частота ИзМТ увеличивается с возрастом как у юношей (15,8 %÷26,1 %), так и у девушек (4,8 %÷10,0 %); причем у девушек I и II групп (р = 0,01) и I и III групп (р = 0,009) разница показателей была статистически значима. Во всех возрастных группах доля юношей с ИзМТ выше, чем у девушек (р = 0,0000÷р = 0,0007).

Рис. 2. Характеристика пищевого статуса студентов (%)
ДМТ – дефицит массы тела; ГФР – гармоничное физическое развитие; ИМТ – избыточная масса тела

Fig. 2. Distribution of the students by their nutritional status (%)
Abbreviations: UW, underweight; NBW, normal body weight; OW, overweight; Ob, Obesity

Следует отметить, что BMI ≥ 30,0 преобладал во всех группах среди юношей, однако достоверные различия отмечались только на первом курсе (р = 0,004). У юношей число респондентов с ожирение среди выпускников вуза больше (7,8 [ 4,4–11,1] %), чем в I (4,2 [ 2,4–6,0] %) и II (3,2 [ 1,8–4,6] %) группах. Девушек с ожирением среди первокурсниц меньше (0,8 [ 0,4–1,2] %), чем во II (2,7 [ 2,1–3,3] %; р = 0,01) и в III (4,2 [ 2,9–5,6] %; р = 0,001) группах; однако достоверных различий по II и III группам не выявлено.

Средний вес у лиц мужского пола в I группе был меньше (70,5 [ 63,0–79,0] см), чем во II (72,0 [ 65,0–82,0] кг) и в III группе (75,0 [ 69,0–85,0] кг). У девушек в тех же группах вес был 55,0 [ 50,0–60,0] кг; 57,05 [ 42,0–60,0] кг и 59,0 [ 53,0–65,0] кг соответственно. Нами не выявлено существенных различий показателей массы тела в зависимости от возраста внутри гендерных групп; однако, средние показатели веса у девушек и юношей во всех группах имели статистически значимую разницу (р = 0,0000).

Мы проанализировали число перенесенных острых респираторных инфекций (ОРИ) в течение года у наших респондентов; данные представлены на рис. 3. На отсутствие перенесенных за год ОРИ юноши указывали чаще, чем девушки (р = 0,0000). Большинство респондентов болели редко (1–2 эпизода ОРИ за год), юноши и девушки одинаково часто. Среди девушек респондентов, которые перенесли 3–4 раза острых заболевания в течение года, было больше, чем среди юношей (р = 0,04). В группе часто болеющих (ОРИ ≥ 5 за год) девушек также было больше, чем юношей (р = 0,01). Выявлен рост группы часто болеющих студентов при увеличении срока обучения в вузе: респондентов, болеющих 3–4 раза и 5 и более раз в год, в III группе значительно больше, чем в I (р = 0,03÷р = 0,0000) и II (р = 0,0007÷р = 0,0002) группах; особенно это выражено у девушек.

Рис. 3. Частота острых респираторных заболеваний у студентов (%)

Fig. 3. Annual frequency of acute respiratory diseases among the students (%)

Хронические заболевания юноши отмечали чаще (24,2 [ 21,9–26,5] %), чем девушки (11,4 [ 10,5–12,3] %; р = 0,0000). У лиц мужского пола в I (30,8 [ 26,6–35,0] %) и во II (13,7[ 12,1–15,3 %] группах хронические заболевания были чаще, чем у девушек (3,7 [ 2,9–4,6] %; р = 0,0000 и (5,2 [ 4,3–6,1] %; р = 0,0001 соответственно). В III группе число юношей (36,9 [ 30,9–42,9] %) и девушек (42,5 [ 39,3–45,7] %) с хронической патологией существенно не различалось. Инвалидность по заболеванию имели 1,1 [ 0,5–1,7] % юношей и 1,5 [ 1,2–1,8] % девушек.

Результаты самооценки здоровья в настоящий момент представлены на рис. 4. Состояние здоровья как «отличное» охарактеризовали чаще юноши, чем девушки (р = 0,0000). Девушки оценивали здоровье как «хорошее» и «посредственное» чаще, чем юноши (р = 0,0004 и р = 0,02 соответственно). Здоровье как «очень хорошее» оценивали юноши и девушки одинаково часто. Реже всего респонденты охарактеризовали состояние здоровья как «плохое».

Рис. 4. Частота вариантов самооценки состояния здоровья в настоящее время (%)

Fig. 4. Distribution of the respondents by their self-rated health status (%)

Динамическая оценка по сравнению с предыдущим годом показала, что у большинства студентов состояние здоровья не изменилось («примерно так же») или улучшилось (стало «значительно лучше» и «несколько лучше»). Однако у каждого шестого респондента состояние стало «несколько хуже» и «гораздо хуже»; данные представлены на рис. 5. Статистически значимой разницы показателей по вариантам самооценки здоровья между юношами и девушками не выявлено.

Рис. 5. Частота вариантов изменений состояния здоровья в течение года

Fig. 5. Distribution of the respondents by reported changes in their health status over the previous year

Обсуждение. Изучение физического развития студентов позволяет на ранних стадиях выявить отклонения и своевременно использовать профилактические меры. Нами выявлено, что большинство студентов имеют средний уровень физического развития. Однако часть обучающихся имели показания для консультации профильных специалистов в связи с высорослостью (4,1 % юношей и 5,3 % девушек) и низким ростом (1,4 % лиц мужского пола и 0,4 % представительниц женского пола). Полученные нами результаты согласуются с данными других исследований [16–18]. Оценке нутритивного статуса показала, что у девушек чаще регистрируется дефицит массы тела (р = 0,0000), а избыточный вес и ожирение – у юношей (р = 0,01÷ 0,0000), что соответствует общей ситуации в стране [17][19][20].

Избыточный вес может влиять на психологические нарушения и качество жизни, что определяет важность своевременной коррекции и психотерапии [38]. Ряд авторов указывают на необходимость прогнозирования ожирения, поскольку в молодом возрасте избыточная масса тела может являться маркером кардиометаболического риска [39]. Многие авторы уделяют больше внимания ожирению у женщин, в том числе среди обучающихся [40][41], отмечая по своим исследованиям до 15 % старших подростков и 62 % взрослых, страдающих ИзМТ. Авторы указывают на ряд профилактических мер, включающих не только сбалансированное питание, но и укрепление мышечного корсета [42]. Следует отметить, что нами выявлено увеличение частоты ИзМТ с возрастом, что не противоречит сторонним исследованиям и может быть обусловлено стрессовыми факторами при обучении и нарушением сна [23][43].

Заключение. Нами выявлено, что у значительной части обучающихся университета имеются отклонения в физическом развитии. У девушек, особенно первокурсниц, превалирует дефицит массы тела; у юношей преобладают избыточная масса тела и ожирение. Неблагоприятной тенденцией является рост частоты ожирения, что, с одной стороны, соответствует общему тренду, но, с другой стороны, диктует необходимость усиления профилактических мер. По мере увеличения продолжительности обучения в вузе растет число студентов, имеющих хронические заболевания и часто болеющих острыми респираторными инфекциями. В целом самооценка состояния здоровья студентами отражает увеличение острой и хронической заболеваемости, однако не исключено, что характеристика своего состояния как «отличное» и «очень хорошее» не является достаточно объективной. Таким образом, выявленное нами снижение уровня здоровья студентов к концу обучения в вузе предполагает дополнительное изучение факторов, негативно влияющих на организм.

Список литературы

1. Никулин А.С., Хмельченко Е.Г., Лукашова К.Ю. Демографическая политика как ключевой аспект устойчивого развития России // Муниципальная академия. 2020. № 3. С. 110–116. EDN: PDVVPZ

2. Тарасенко Е.А., Русских С.В., Смбатян С.М., Бенеславская О.А. К вопросу о содержании проекта Стратегии противодействия рискам снижения качества общественного здоровья, связанным с социальными детерминантами общественного здоровья // Здоровье населения и среда обитания. 2024. Т. 32. № 9. С. 42–48. doi: 10.35627/2219-5238/2024-32-9-42-48. EDN GEXYPX.

3. Копылов А.С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие // Российский вестник гигиены. 2022. № 1. С. 38–45. doi: 10.24075/rbh.2022.040. EDN: DRNUXD

4. Калюжный Е.А., Бакланова Е.С., Сучилина Л.С. и др. Морфологический и функциональный паттерн учащихся юношеского возраста в условиях современного образования // Ученые записки Крымского инженернопедагогического университета. Серия: Биологические науки. 2024. № 1. С. 50–56. EDN QLXYQQ.

5. Щелина Т.Т., Акутина С.П., Сидорова Т.В., Михайлова С.В. Социально-биологические аспекты физического здоровья современных студентов. Современные вопросы биомедицины. 2023. Т. 7. № 4. doi: 10.51871/25880500_2023_07_04_24.

6. Лисовский О.В., Лисица И.А. Потребность студентов первого курса в адаптации к обучению в медицинском вузе // Forcipe. 2023. Т. 6. № S1. С. 359–360. EDN: CGTOMF.

7. Ницина О.А., Бонько Т.И., Сухинина К.В., Брель П.Ю., Черкашина Е.В., Чмаркова Е.Г. Анализ изменений личностных характеристик у студентов на первом и втором курсах обучения в ВУЗе // Педагогическое образование в России. 2023. № 1. С. 39–45. doi: 10.26170/2079-8717_2023_01_05. EDN WDUUET.

8. Баранова Е.О., Тарабрина Н.Ю. Психофизиологическая оценка адаптации студентов к процессу обучения в авиационном вузе // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 10. С. 498–506. doi: 10.55186/2413046X_2022_7_10_579. EDN TEUSPW.

9. Сухинина К.В., Колесникова А.Ю., Бонько Т.И., Ницина О.А. Анализ взаимосвязей между показателями физического развития и хроническими заболеваниями у студентов-первокурсников, определенных в третью функциональную группу здоровья // Человеческий капитал. 2022. № 5-1(161). С. 244–251. doi: 10.25629/HC.2022.05.28. EDN HMPASC.

10. Либина И.И., Черных Н.Ю., Мелихова Е.П. и др. Влияние социально-гигиенических и психофизиологических факторов на состояние здоровья обучающихся медицинского университета // Российский вестник гигиены. 2024. № 3. С. 17–22. doi: 10.24075/rbh.2024.104. EDN DFWYJK.

11. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Олюшина Е.А. и др. Оценка физического здоровья студентов-медиков выпускного курса и молодых врачей // Здоровье населения и среда обитания. 2023. Т. 31. № 4. С. 70–76. doi: 10.35627/2219-5238/2023-31-4-70-76. EDN RAPOND.

12. Герасимова А.В., Юдина Е.А. Здоровье студентов медицинского вуза в контексте социального статуса // Молодежь и наука. 2023. № 5. С. 19.

13. Емельянова Д.И., Иутинский Э.М. Состояние здоровья студентов медицинских вузов (обзор литературы) // Медицинское образование сегодня. 2021. № 2(14). С. 73–79. EDN OVVNDD.

14. Колесникова А.Ю., Сухинина К.В., Гуркова Е.А. К вопросу о режиме и рационе питания современного студента // Проблемы современной науки и инновации. 2023. № 3. С. 29–32. EDN UHJZYR.

15. Бородин П.В., Тютюков В.Г., Миронов Ф.С., Степанова И.С., Лизандер О.А., Шуликов С.Н. Состояние физической подготовленности студентов-медиков Дальневосточного региона России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 11(213). С. 40–47. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p40-47. EDN ATCJBU.

16. Грицинская В.Л. Оценка физического развития мальчиков школьного возраста Санкт-Петербурга с использованием антропометрического калькулятора ВОЗ // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 2 (299). С. 16–19.

17. Старкова В.А., Леонова А.В., Шестера А.А., Кику П.Ф., Каерова Е.В., Чумаш В.В. Особенности физического развития современных студентов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30. № 4. С. 574–579. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-4-574-579

18. Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М. Физическое развитие студентов высших учебных заведений г. Уфы // Гигиена и санитария. 2020. № 99 (1). С. 69–75. doi: 10.33029/0016-9900-2019-99-1-69-75

19. Грицинская В.Л., Новикова В.П., Хавкин А.И. К вопросу об эпидемиологии ожирения у детей и подростков (систематический обзор и мета-анализ научных публикаций за 15-летний период) // Вопросы практической педиатрии. 2022. Т. 17. № 2. С. 126–135. doi: 10.20953/1817-7646-2022-2-126-135

20. Лях В.И., Левушкин С П., Скоблина Н.А. Тенденции изменений показателя индекса массы тела у детей, подростков и молодежи в конце ХХ - начале XXI века // Вопросы практической педиатрии. 2022. Т. 17. № 1. С. 185–189. doi: 10.20953/1817-7646-2022-1-185-189. EDN RIWETB.

21. Полянин Д.А., Зимирев А.В., Сухинина К.В. Образ жизни современного студента: проблемы и пути их коррекции // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. 2024. № 2. С. 27–30. EDN YNDPPO.

22. Ахмадуллина Х., Ахмадуллин У., Мочалкин П., Бойко О., Бадретдинова Д. К вопросу о мониторинге состояния здоровья студентов вузов // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 6-2. С. 28–31. doi: 10.24412/2701-8369-2021-6-228-31. EDN TQMLMT.

23. Лисовский О.В., Завьялова А.Н., Лисица И.А., Струков Е.Л., Фокин А.А. Анализ пищевого поведения и физической активности первокурсников медицинского университета // Children's Medicine of the North-West. 2023. Т. 11. № 4. С. 72–77. doi: 10.56871/CmN-W.2023.71.32.008. EDN: JKYRDP

24. Лещенко Я.А., Боева А.В. Самооценка состояния здоровья и психоэмоционального статуса молодых семей и населения подростково-юношеского возраста // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28. № 6. С. 1291–1297. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-6-1291-1297

25. Рогозина М.А., Подвигин С.Н., Азарова А.М. Состояние здоровья студентов медицинского вуза по данным анкетного опроса // Прикладные информационные аспекты медицины. 2018. Т. 21. № 2. С. 117–121.

26. Волошина А.С., Кадыров Р.В., Макаров А.Т., Медведева В.А. Исследование уровня тревожности и депрессивности у студентов Тихоокеанского государственного медицинского университета разных специальностей // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2024. № 14. С. 84–93. EDN OAWCZK.

27. Жукова Т.В., Савустьяненко А.В., Савустьяненко Т.Л. Поиск донозологических прогностических критериев развития хронических неинфекционных заболеваний среди лиц молодого возраста // Волгоградский научномедицинский журнал. 2022. Т. 19. № 4. С. 34–39. EDN WGSXER.

28. Губарева Н.В., Гуща Р.А., Поспелов К.Г., Авилов В.И. Оптимизация работоспособности обучающихся с учетом их биоритмологической активности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. № 7. С. 3–9. doi: 10.24412/23058404-2023-7-3-9. EDN YAEWZP.

29. Иваненко Д.С., Никулин Ю.И. Влияние занятий атлетической гимнастикой на эмоциональнопсихологическое состояние студентов // Инновационное развитие современной науки: новые подходы и актуальные исследования : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Москва, 27 апреля 2024 года. Москва: Центр развития образования и науки, 2024. С. 24–28. EDN OORZDP.

30. Мархакова Е.Д. Особенности формирования у студентов ценностного отношения к здоровому образу жизни // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 4. С. 58–61. EDN YWAAMF.

31. Хомутова Е.В. Игнашкина М.В. Влияние психологопедагогического аспекта на развитие физического здоровья людей и совершенствование их физического воспитания // Наука-2020. 2021. № 8(53). С. 144–150. EDN VNVZXS.

32. Богомолов А.В., Ушаков И.Б., Попов В.И. Методические аспекты мониторинга рисков для цифровой платформы формирования, поддержания и сохранения здоровья человека // Российский вестник гигиены. 2024. № 3. С. 34–40. doi: 10.24075/rbh.2024.107. EDN MFSISL.

33. Стругова Л.С., Блохина Н.В. Значение физической культуры в воспитании студенческой молодежи // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: Материалы IX Международного научного конгресса, Якутск, 26–28 октября 2023 года. Чебоксары: ООО "Издательский дом "Среда", 2024. С. 488–490. EDN NKXBJW.

34. Севостьянова Н.В., Максимова Ю.В., Новиков И.В. и др. Отношение студентов медицинских университетов к прегравидарной подготовке и своему репродуктивному здоровью // Фарматека. 2024. Т. 31. № 3. С. 71–77. doi: 10.18565/pharmateca.2024.3.71-77. EDN MSLKVB.

35. Соколовская И.Э., Сафронов Д.К. Профилактические механизмы защиты от деформаций поведения молодежи в период гибридных войн // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2024. Т. 23. № 1(170). С. 52–59. doi: 10.17922/2071-53232024-23-1-52-59. EDN QTYEXP.

36. Маслов Е.С. Применение здоровьесберегающих технологий образовательными организациями как одна из форм экологического образования и воспитания человека XXI века // Инновационные тренды современного естественнонаучного образования : Сборник статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 01 декабря 2022 года. Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. С. 37–44. EDN UIHOSA.

37. de Onis M, Onyango AW, Borghi E, Siyam A, Nishida C, Siekmann J. Development of a WHO growth reference for school-aged children and adolescents. Bull World Health Organ. 2007;85(9):660-667. doi: 10.2471/blt.07.043497

38. Москаленко О.Л., Смирнова О.В., Каспаров Э.В., Каспарова И.Э. Психологические нарушения у женщин с избыточным весом и ожирением // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 2-2. С. 118–124. doi: 10.12731/2658-4034-2021-12-2-2-118-124

39. Адиева М.К., Аукенов Н.Е., Казымов М.С. Распространенность и факторы риска ожирения среди подростков. Обзор литературы // Наука и здравоохранение. 2021. Т. 23. № 1. С. 21–29. doi: 10.34689/SH.2021.23.1.003

40. Морозов Ю.А., Трофимов О.Б. Проблемы избыточного веса у студенток вузов // Современные аспекты физкультурной, спортивной и психолого-педагогической работы с учащейся молодежью: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 22–23 декабря 2022 года. Пенза: Пензенский государственный университет, 2023. С. 123–126. EDN NLBURC.

41. Киселева М.А., Гольдбергер В.А. Подходы к коррекции избыточной массы тела девушек 17–21 лет // Юность Большой Волги: Сборник статей лауреатов XХII Межрегиональной конференции-фестиваля научного творчества учащейся молодежи, Чебоксары, 15 июня 2020 года. Чебоксары: Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики дополнительного образования «Центр молодежных инициатив» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2020. С. 240–241. EDN ZEERHP.

42. Илюшин О.В., Валеев А.М., Попова М.Б., Шайхисламов А.А. Формы и средства восстановления организма при избыточной массе тела // Перспективы науки. 2022. № 2 (149). С. 107–109. EDN HCXPXL.

43. Кандауров М.К., Николаева И.В. Избыточный вес и его влияние на здоровье человека // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 97-10. С. 52–55. doi: 10.18411/trnio-05-2023-544. EDN FPHPVK.


Об авторах

Д. О. Иванов
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Россия

Иванов Дмитрий Олегович – д.м.н., профессор, ректор, заведующий кафедрой неонатологии с курсами неврологии и акушерства-гинекологии ФП и ДПО, заслуженный врач РФ; главный внештатный специалист-неонатолог Минздрава России

ул. Литовская, д. 2, г. Санкт-Петербург, 194100



О. В. Лисовский
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Россия

Лисовский Олег Валентинович – к.м.н., доцент, заведующий кафедрой общей медицинской практики

ул. Литовская, д. 2, г. Санкт-Петербург, 194100



К. Е. Моисеева
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Россия

Моисеева Карина Евгеньевна – д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ул. Литовская, д. 2, г. Санкт-Петербург, 194100



И. А. Лисица
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Россия

Лисица Иван Александрович – ассистент кафедры общей медицинской практики

ул. Литовская, д. 2, г. Санкт-Петербург, 194100



В. Л. Грицинская
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Россия

Грицинская Вера Людвиговна – д.м.н., профессор кафедры общей медицинской практики, ведущий научный сотрудник лаборатории «Медико-социальных проблем в педиатрии»

ул. Литовская, д. 2, г. Санкт-Петербург, 194100



Рецензия

Для цитирования:


Иванов Д.О., Лисовский О.В., Моисеева К.Е., Лисица И.А., Грицинская В.Л. Сравнительный анализ самооценки здоровья студентов медицинского университета. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(11):32-40. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-11-32-40

For citation:


Ivanov D.O., Lisovskii O.V., Moiseeva K.E., Lisitsa I.A., Gritsinskaya V.L. Comparative Analysis of Self-Assessed Health of Medical University Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(11):32-40. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-11-32-40

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)