

Стратегии самоуправления здоровым образом жизни обучающихся спортивных школ
Аннотация
Введение. Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к здоровью человека. Формирование здорового образа жизни старшеклассников-спортсменов имеет свои особенности, связанные с их особым образом жизни и требованиями, диктуемыми соответствующим занимаемым спортом.
Цель исследования. Выявление стратегий самоуправления здоровым образом жизни обучающихся спортивных школ и разработка рекомендаций по их усовершенствованию.
Материалы и методы. Анкетирование осуществлялось традиционным способом в мае 2024 г. Выборочная совокупность составляет 202 обучающихся спортивных школ города Липецка. Выборка многоступенчатая, с квотной выборкой на последней ступени. Наряду с анкетированием использовался анализ документов, частотный анализ.
Результаты. Анализ данных показал, что адекватное понимание здорового образа жизни сформировано только у 32,7 % обучающихся спортивных школ. Установлено, что у части учащихся-спортсменов отсутствуют знания, умения и навыки анализа важных составляющих здорового образа жизни: 40,1 % обучающихся пренебрегают анализом питания, 51,5 % – анализом сна, 25,2 % – анализом физической активности. В зависимости от стратегий питания, физической активности и активного взаимодействия с тренером, родителями и друзьями выявлено три типа стратегий самоуправления: «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная», показатели которых стали основанием для разработки рекомендаций по их усовершенствованию. Наивысшую самооценку по 12 показателям получила «отличная» управленческая стратегия, которая строится в первую очередь на высокой поддержке со стороны тренера, семьи и друзей.
Заключение. В ходе исследования были выявлены основные структурные элементы стратегии самоуправления здорового образа жизни старшеклассников-спортсменов. Для каждой составляющей управленческой стратегии идентифицированы ключевые параметры, характеризующие сложившую «позитивную» и «негативную» стратегии, на базе которых разработаны рекомендации когнитивного, организационно-управленческого и информационного характера по усовершенствованию этих стратегий самоуправления.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. В. ШмарионРоссия
Шмарион Юрий Васильевич – доктор социол. наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления
ул. Ленина, д. 42, г. Липецк, 398020
М. В. Дегтярева
Россия
Дегтярева Мария Вячеславовна – студентка 4-го курса института истории права и общественных наук
ул. Ленина, д. 42, г. Липецк, 398020
Список литературы
1. Пузиков В.В. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в спортивных школах. 2021. https://multiurok.ru/index.php/files/formirovanie-tsennostei-zdorovia-i-zdorovogo-obraz.html.
2. Малах О.Н., Глинка Д.Д., Дударев А.Н. К вопросу о формировании культуры здорового образа жизни у учащихся-спортсменов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 1 (26). С. 110–113.
3. Пронюшкина Т.Г., Уколова О.Н. Формирование у школьников здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Т. 9. № 1. С. 186–199.
4. Kuntz B, Lampert T. Wie gesund leben Jugendliche in Deutschland? Gesundheitswesen. 2013;75(2):67-76. (In German.) doi: 10.1055/s-0032-1311620
5. Höpker T, Lampert T, Spallek J. Identifizierung und Charakterisierung von Gesundheitsverhaltenstypen bei 11-bis 17-Jährigen Jungen und Mädchen – Eine Clusteranalyse auf Basis der Daten des Kinder- und Jugendgesundheitssurveys (KiGGS). Gesundheitswesen. 2014;76(7):453-461. (In German.) doi: 10.1055/s-0034-1372619
6. Brooke HL, Corder K, Griffin SJ, van Sluijs EM. Physical activity maintenance in the transition to adolescence: A longitudinal study of the roles of sport and lifestyle activities in British youth. PLoS One. 2014;9(2):e89028. doi: 10.1371/journal.pone.0089028
7. Neil-Sztramko SE, Caldwell H, Dobbins M. School-based physical activity programmes for promoting physical activity and fitness in children and adolescents aged 6 to 18. Cochrane Database Syst Rev. 2021;9(9):CD007651. doi: 10.1002/14651858
8. Janeckova K, Hamrik Z, Matusova M, Badura P. “I am going out!” – lifestyle sports and physical activity in adolescents. BMC Public Health. 2021;21(1):1079. doi: 10.1186/s12889-021-11066-3
9. Lu C, Stolk RP, Sauer PJ, Sijtsma A, Wiersma R, Huang G, Corpeleijn E. Factors of physical activity among Chinese children and adolescents: A systematic review. Int J Behav Nutr Phys Act. 2017;14(1):36. doi: 10.1186/s12966-017-0486-y
10. St-Onge MP. Preventing insufficient sleep in adolescents: One step in helping them achieve a healthy lifestyle? Sleep. 2022;45(5):zsac011. doi: 10.1093/sleep/zsac011
11. Голубев В.С., Беркович М.И. Здоровое питание: восприятие, динамика, популяризация // Теоретическая экономика. 2020. № 3 (63). С. 98–104.
12. Риккер А.С., Андреенко Т.А. Здоровый образ жизни и сон // Наука-2020. 2019. № 8(33). С. 117–121.
13. Шамхалова З.А., Головина И.Ю. Физическая активность как одна из важнейших составляющих здорового образа жизни // Наука-2020. 2022. № 5. С. 145–150.
14. Норин Н.Е. Основные факторы здорового образа жизни и их влияние на современного человека // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-1. С. 70–73.
15. Луцкан И.П., Саввина Н.В., Степанова Е.А. Проблемы медицинского обеспечения детей, занимающихся спортом в России // Российский педиатрический журнал. 2012. № 5. С. 39–42.
16. Ежов А.Н., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Здоровье человека и вредные привычки // Наука и образование. 2022. № 1. С. 207.
17. Ермакова Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1. С. 100–102.
18. Богдан И.В., Волкова О.А., Иглицына И.С., Чистякова Д.П. Внедрение гаджетов в систему мониторинга показателей здоровья населения: социологическое исследование // Вопросы управления. 2022. № 3 (76). С. 33–35.
19. Терентьев А.Е., Филатова И.А. Значение спортивномассовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2010. № 3. С. 41–43.
20. Багнетова Е.А. Здоровый образ жизни старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 32–33.
21. Зверева Е.Л. Модель развития физической культуры старшеклассников – спортсменов как фактора формирования здорового образа жизни // Научнометодический журнал «Культура физическая и здоровье». Воронеж. 2012. № 3(39). С. 67–69.
22. Кондратов А.А., Жуков Р.С. Педагогические условия укрепления здоровья и оптимизации функционального состояния организма старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности (на примере легкой атлетики) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3 (11). С. 223–230.
23. Meng Y, Manore MM, Schuna JM Jr, Patton-Lopez MM, Branscum A, Wong SS. Promoting healthy diet, physical activity, and life-skills in high school athletes: Results from the WAVE Ripples for Change childhood obesity prevention two-year intervention. Nutrients. 2018;10(7):947. doi: 10.3390/nu10070947
24. Craig CL, Tudor-Locke C, Cragg S, Cameron C. Process and treatment of pedometer data collection for youth: The Canadian Physical Activity Levels among Youth study. Med Sci Sports Exerc. 2010;42(3):430-435. doi: 10.1249/MSS.0b013e3181b67544
25. Cavadini C, Decarli B, Grin J, Narring F, Michaud PA. Food habits and sport activity during adolescence: Differences between athletic and non-athletic teenagers in Switzerland. Eur J Clin Nutr. 2000;54(Suppl 1):S16-S20. doi: 10.1038/sj.ejcn.1600979
26. Parnell JA, Wiens KP, Erdman KA. Dietary intakes and supplement use in pre-adolescent and adolescent Canadian athletes. Nutrients. 2016;8(9):526. doi: 10.3390/nu8090526
27. Nascimento M, Silva D, Ribeiro S, Nunes M, Almeida M, Mendes-Netto R. Effect of a nutritional intervention in athlete’s body composition, eating behaviour and nutritional knowledge: A comparison between adults and adolescents. Nutrients. 2016;8(9):535. doi: 10.3390/nu8090535
28. Koçak Şahin E, Karayağız Muslu G. Examination of the relationship between health promotion behavior and game addiction in adolescents. Arch Psychiatr Nurs. 2024;53:42-50. doi: 10.1016/j.apnu.2024.09.007
29. Беликин А.А., Савкина Н.В. Системный подход к формированию здорового образа жизни и взаимосвязь основных элементов // Наука-2020. 2020. № 5(41). С. 23–29.
Рецензия
Для цитирования:
Шмарион Ю.В., Дегтярева М.В. Стратегии самоуправления здоровым образом жизни обучающихся спортивных школ. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(12):22-31.
For citation:
Shmarion Yu.V., Degtyareva M.V. Healthy Lifestyle Self-Management Strategies of Sports School Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(12):22-31. (In Russ.)