Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Стратегии самоуправления здоровым образом жизни обучающихся спортивных школ

Аннотация

Введение. Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к здоровью человека. Формирование здорового образа жизни старшеклассников-спортсменов имеет свои особенности, связанные с их особым образом жизни и требованиями, диктуемыми соответствующим занимаемым спортом.

Цель исследования. Выявление стратегий самоуправления здоровым образом жизни обучающихся спортивных школ и разработка рекомендаций по их усовершенствованию.

Материалы и методы. Анкетирование осуществлялось традиционным способом в мае 2024 г. Выборочная совокупность составляет 202 обучающихся спортивных школ города Липецка. Выборка многоступенчатая, с квотной выборкой на последней ступени. Наряду с анкетированием использовался анализ документов, частотный анализ.

Результаты. Анализ данных показал, что адекватное понимание здорового образа жизни сформировано только у 32,7 % обучающихся спортивных школ. Установлено, что у части учащихся-спортсменов отсутствуют знания, умения и навыки анализа важных составляющих здорового образа жизни: 40,1 % обучающихся пренебрегают анализом питания, 51,5 % – анализом сна, 25,2 % – анализом физической активности. В зависимости от стратегий питания, физической активности и активного взаимодействия с тренером, родителями и друзьями выявлено три типа стратегий самоуправления: «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная», показатели которых стали основанием для разработки рекомендаций по их усовершенствованию. Наивысшую самооценку по 12 показателям получила «отличная» управленческая стратегия, которая строится в первую очередь на высокой поддержке со стороны тренера, семьи и друзей.

Заключение. В ходе исследования были выявлены основные структурные элементы стратегии самоуправления здорового образа жизни старшеклассников-спортсменов. Для каждой составляющей управленческой стратегии идентифицированы ключевые параметры, характеризующие сложившую «позитивную» и «негативную» стратегии, на базе которых разработаны рекомендации когнитивного, организационно-управленческого и информационного характера по усовершенствованию этих стратегий самоуправления.

Для доступа к материалу требуется подписка или приобретенный доступ. Чтобы подтвердить подписку и доступ либо приобрести материал, пожалуйста, войдите в систему.

Об авторах

Ю. В. Шмарион
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Россия

Шмарион Юрий Васильевич – доктор социол. наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления

ул. Ленина, д. 42, г. Липецк, 398020



М. В. Дегтярева
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
Россия

Дегтярева Мария Вячеславовна – студентка 4-го курса института истории права и общественных наук

ул. Ленина, д. 42, г. Липецк, 398020



Список литературы

1. Пузиков В.В. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в спортивных школах. 2021. https://multiurok.ru/index.php/files/formirovanie-tsennostei-zdorovia-i-zdorovogo-obraz.html.

2. Малах О.Н., Глинка Д.Д., Дударев А.Н. К вопросу о формировании культуры здорового образа жизни у учащихся-спортсменов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 1 (26). С. 110–113.

3. Пронюшкина Т.Г., Уколова О.Н. Формирование у школьников здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. Т. 9. № 1. С. 186–199.

4. Kuntz B, Lampert T. Wie gesund leben Jugendliche in Deutschland? Gesundheitswesen. 2013;75(2):67-76. (In German.) doi: 10.1055/s-0032-1311620

5. Höpker T, Lampert T, Spallek J. Identifizierung und Charakterisierung von Gesundheitsverhaltenstypen bei 11-bis 17-Jährigen Jungen und Mädchen – Eine Clusteranalyse auf Basis der Daten des Kinder- und Jugendgesundheitssurveys (KiGGS). Gesundheitswesen. 2014;76(7):453-461. (In German.) doi: 10.1055/s-0034-1372619

6. Brooke HL, Corder K, Griffin SJ, van Sluijs EM. Physical activity maintenance in the transition to adolescence: A longitudinal study of the roles of sport and lifestyle activities in British youth. PLoS One. 2014;9(2):e89028. doi: 10.1371/journal.pone.0089028

7. Neil-Sztramko SE, Caldwell H, Dobbins M. School-based physical activity programmes for promoting physical activity and fitness in children and adolescents aged 6 to 18. Cochrane Database Syst Rev. 2021;9(9):CD007651. doi: 10.1002/14651858

8. Janeckova K, Hamrik Z, Matusova M, Badura P. “I am going out!” – lifestyle sports and physical activity in adolescents. BMC Public Health. 2021;21(1):1079. doi: 10.1186/s12889-021-11066-3

9. Lu C, Stolk RP, Sauer PJ, Sijtsma A, Wiersma R, Huang G, Corpeleijn E. Factors of physical activity among Chinese children and adolescents: A systematic review. Int J Behav Nutr Phys Act. 2017;14(1):36. doi: 10.1186/s12966-017-0486-y

10. St-Onge MP. Preventing insufficient sleep in adolescents: One step in helping them achieve a healthy lifestyle? Sleep. 2022;45(5):zsac011. doi: 10.1093/sleep/zsac011

11. Голубев В.С., Беркович М.И. Здоровое питание: восприятие, динамика, популяризация // Теоретическая экономика. 2020. № 3 (63). С. 98–104.

12. Риккер А.С., Андреенко Т.А. Здоровый образ жизни и сон // Наука-2020. 2019. № 8(33). С. 117–121.

13. Шамхалова З.А., Головина И.Ю. Физическая активность как одна из важнейших составляющих здорового образа жизни // Наука-2020. 2022. № 5. С. 145–150.

14. Норин Н.Е. Основные факторы здорового образа жизни и их влияние на современного человека // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-1. С. 70–73.

15. Луцкан И.П., Саввина Н.В., Степанова Е.А. Проблемы медицинского обеспечения детей, занимающихся спортом в России // Российский педиатрический журнал. 2012. № 5. С. 39–42.

16. Ежов А.Н., Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. Здоровье человека и вредные привычки // Наука и образование. 2022. № 1. С. 207.

17. Ермакова Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-1. С. 100–102.

18. Богдан И.В., Волкова О.А., Иглицына И.С., Чистякова Д.П. Внедрение гаджетов в систему мониторинга показателей здоровья населения: социологическое исследование // Вопросы управления. 2022. № 3 (76). С. 33–35.

19. Терентьев А.Е., Филатова И.А. Значение спортивномассовых мероприятий в формировании у студентов ценностного отношения к физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2010. № 3. С. 41–43.

20. Багнетова Е.А. Здоровый образ жизни старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 32–33.

21. Зверева Е.Л. Модель развития физической культуры старшеклассников – спортсменов как фактора формирования здорового образа жизни // Научнометодический журнал «Культура физическая и здоровье». Воронеж. 2012. № 3(39). С. 67–69.

22. Кондратов А.А., Жуков Р.С. Педагогические условия укрепления здоровья и оптимизации функционального состояния организма старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности (на примере легкой атлетики) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3 (11). С. 223–230.

23. Meng Y, Manore MM, Schuna JM Jr, Patton-Lopez MM, Branscum A, Wong SS. Promoting healthy diet, physical activity, and life-skills in high school athletes: Results from the WAVE Ripples for Change childhood obesity prevention two-year intervention. Nutrients. 2018;10(7):947. doi: 10.3390/nu10070947

24. Craig CL, Tudor-Locke C, Cragg S, Cameron C. Process and treatment of pedometer data collection for youth: The Canadian Physical Activity Levels among Youth study. Med Sci Sports Exerc. 2010;42(3):430-435. doi: 10.1249/MSS.0b013e3181b67544

25. Cavadini C, Decarli B, Grin J, Narring F, Michaud PA. Food habits and sport activity during adolescence: Differences between athletic and non-athletic teenagers in Switzerland. Eur J Clin Nutr. 2000;54(Suppl 1):S16-S20. doi: 10.1038/sj.ejcn.1600979

26. Parnell JA, Wiens KP, Erdman KA. Dietary intakes and supplement use in pre-adolescent and adolescent Canadian athletes. Nutrients. 2016;8(9):526. doi: 10.3390/nu8090526

27. Nascimento M, Silva D, Ribeiro S, Nunes M, Almeida M, Mendes-Netto R. Effect of a nutritional intervention in athlete’s body composition, eating behaviour and nutritional knowledge: A comparison between adults and adolescents. Nutrients. 2016;8(9):535. doi: 10.3390/nu8090535

28. Koçak Şahin E, Karayağız Muslu G. Examination of the relationship between health promotion behavior and game addiction in adolescents. Arch Psychiatr Nurs. 2024;53:42-50. doi: 10.1016/j.apnu.2024.09.007

29. Беликин А.А., Савкина Н.В. Системный подход к формированию здорового образа жизни и взаимосвязь основных элементов // Наука-2020. 2020. № 5(41). С. 23–29.


Рецензия

Для цитирования:


Шмарион Ю.В., Дегтярева М.В. Стратегии самоуправления здоровым образом жизни обучающихся спортивных школ. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(12):22-31.

For citation:


Shmarion Yu.V., Degtyareva M.V. Healthy Lifestyle Self-Management Strategies of Sports School Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(12):22-31. (In Russ.)

Просмотров: 196


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)