Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Влияние светодиодного освещения школьных рекреаций на остроту зрения и психоэмоциональное состояние первоклассников в динамике учебного года

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-327-6-25-30

Полный текст:

Аннотация

Объект исследования: широкое распространение гаджетов среди современных школьников и их активное использование во время перемен в школьных коридорах и рекреациях говорит о необходимости увеличения освещенности школьных рекреаций для создания условий, пригодных для интенсивной зрительной работы. Светодиодные источники света, благодаря своим техническим характеристикам, надежности и стоимости, могут обеспечить выполнение данной задачи. Цель исследования состояла в оценке влияния воздействия светодиодного освещения коридоров, холлов и рекреаций образовательных учреждений на остроту зрения и психоэмоциональное состояние первоклассников в динамике учебного года. Материалы и методы: в школьных коридорах и рекреациях ГАОУ «Долгопрудненская гимназия» (Московская область) была произведена замена люминесцентных ламп на светодиодные светильники PrLUX-AU-36 со светодиодами Epistar, рассеиватель -опал. Световой поток 3600Lm, цветовая температура 4000К. Замеры искусственной освещенности проводились до и после установки светодиодных светильников с использованием люксметра «ТКА ПКМ» 43. Было проведено исследование остроты зрения у 67 первоклассников в годовой динамике с сентября по май, использовалась таблица Сивцева - Головина, помещенная в аппарат Рота. Исследование проводилось врачом-офтальмологом высшей квалификации. Психоэмоциональное состояние оценивалось по цветовому тесту Люшера. Результаты исследования: показано достоверное увеличение остроты зрения у детей за указанный период, что свидетельствует об отсутствии негативного влияния светодиодного освещения на орган зрения. По результатам теста Люшера также отсутствовала негативная динамика, что свидетельствует об отсутствии негативного влияния светодиодных светильников на зрительный анализатор школьников. Проведенные исследования подтверждают, что влияние данной световой нагрузки на зрение, ее негативные невизуальные эффекты являются только потенциальными.

Об авторах

Н. А. Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


О. Ю. Милушкина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


Александр Михайлович Курганский
ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава России
Россия


С. В. Маркелова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


А. П. Цамерян
ГАОУ «Долгопрудненская гимназия»
Россия


А. А. Татаринчик
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


Т. И. Федотова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Татаринчик А.А. и др. Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества // Российская детская офтальмология. 2017. № 4. С. 5-9.

2. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Татаринчик А.А. и др. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов // Здоровье населения и среда обитания 2017. № 7 (292). С. 41-43.

3. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Обрубов С.А. и др. Гигиенические факторы формирования функциональных отклонений и хронических заболеваний глаза у школьников и студентов в современных условиях // Российская детская офтальмология. 2019. № 1. С. 22-27.

4. Вятлева О.А., Курганский А.М. Мобильные телефоны и здоровье детей 6-10 лет: значение временных режимов и интенсивность излучения // Здоровье населения и среда обитания 2017. № 8 (293). С. 27-30.

5. Вятлева О.А., Курганский А.М. Режимы пользования мобильным телефоном и здоровье детей школьного возраста // Гигиена и санитария 2019. Т. 98. № 8. С. 857-862.

6. Вятлева О.А., Текшева Л.М., Курганский А.М. Физиолого-гигиеническая оценка влияния мобильных телефонов различной интенсивности излучения на функциональное состояние головного мозга детей и подростков методом электроэнцефалографии. // Гигиена и санитария 2016. Т. 95. № 10. С. 965-968.

7. Вильк М.Ф., Соснова Т.Л. Цветовое зрение и безопасность движения. М.: «СПМ-Индустрия». 2017. 696 с.

8. Дейнего В.Н., Капцов В.А., Балашевич Л.И. и др. Профилактика глазных заболеваний у детей и подростков в учебных помещениях со светодиодными источниками света первого поколения // Российская детская офтальмология. 2016. №2 2. С. 57-72.

9. Дейнего В.Н., Капцов В.А. Балашевич Л.И. и др. Профилактика глазных заболеваний: светобиологическая безопасность и гигиена энергосберегающих источников света. Аналитический обзор // Глаз. 2016. № 1 (107). С. 18-33.

10. Дейнего В.Н., Капцов В.А. Свет энергосберегающих и светодиодных ламп и здоровье человека // Гигиена и санитария. 2013. Т. 92. № 6. С. 81-84.

11. Калинина Н.И. Гигиенические аспекты применения современных источников света // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. № 2. С. 803-811.

12. Капцов В.А., Дейнего В.Н. Синий свет светодиодов - новая гигиеническая проблема. // Анализ риска здоровью. 2016. № 1. С. 15-25.

13. Капцов В.А., Сосунов Н.Н. Шищенко И.И. и др. Функциональное состояние зрительного анализатора при использовании традиционных и светодиодных источников света // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 4. С. 120-123.

14. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Текшева Л.М. и др. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах // Гигиена и санитария. 2013. Т. 92. № 5. С. 27-31.

15. Кучма В.Р., Текшева Л.М. Сухарева Л.М. и др. Гигиенические основы использования светодиодов в системах искусственного освещения. М.: ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. 2013. 246 с.

16. Текшева Л.М., Звездина И.В. Методические подходы к гигиенической оценке общего искусственного освещения учебных помещений с различными источниками света на основании ответной реакции сердечно-сосудистой системы школьников // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 1. С. 98-102.

17. Текшева Л.М. Надеждин Д.С. Состояние нервно-психической сферы младших школьников в течение учебного дня при люминесцентном и светодиодном освещении учебного кабинета // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 4. С. 123-127.

18. Zhang Y, Tu U, Wang LL, et al. Assessment of visual fatigue under LED tunable white light with different blue components. J Soc Inf Display. 2020; 28(1):24-35.

19. Spitschan M. Melanopsin contributions to non-visual and visual function. Curr Opin Behav Sci. 2019; 30:67-72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2019.06.004

20. Nasir-Ahmad S, Lee SCS, Martin PR, et al. Melanopsin-expressing ganglion cells in human retina: Morphology, distribution, and synaptic connections. J Comp Neurol. 2019; 527(1):312-327. DOI: https://doi.org/10.1002/cne.24176

21. Cao DC, Chang A, Gai S. Evidence for an impact of melanopsin activation on unique white perception. J Opt Soc Am A. 2018; 35(4):B287-B291. DOI: https://doi. org/10.1364/JOSAA.35.00B287

22. Marek V, Potey A, Réaux-Le-Goazigo A, et al. Blue light exposure in vitro causes toxicity to trigeminal neurons and glia through increased superoxide and hydrogen peroxide generation. Free Radic Biol Med. 2019; 131:27-39. DOI: https://doi.org/10.1016/j.freeradbiomed.2018.11.029

23. Hartstein LE, LeBourgeois MK, Berthier NE. Light correlated color temperature and task switching performance in preschool-age children: Preliminary insights. PloS ONE. 2018; 13(8):e0202973. DOI: https://doi.org/10.1371/journal. pone.0202973

24. Westland S, Pan Q, Lee S. A review of the effects of colour and light on non-image function in humans. Color Technol. 2017; 133(5):349-361. DOI: https://doi.org/10.1111/cote.12289

25. Tosini G, Ferguson I, Tsubota K. Effects of blue light on the circadian system and eye physiology. Mol Vis. 2016; 22:61-72.

26. Потапов А.А., Ежелева М.И. Современные проблемы организации зрительной работы в системе обучения на кафедрах гигиенического профиля // Университетская Клиника. 2019. № 1. Т. 30 С. 110-114.

27. Скоблина Н.А., Добрук И.В., Цамерян А.П. и др. Использование технологии «кабинет охраны зрения детей» в образовательной организации //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 39-42.


Для цитирования:


Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Курганский А.М., Маркелова С.В., Цамерян А.П., Татаринчик А.А., Федотова Т.И. Влияние светодиодного освещения школьных рекреаций на остроту зрения и психоэмоциональное состояние первоклассников в динамике учебного года. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(6):25-30. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-327-6-25-30

For citation:


Skoblina N.A., Milushkina O.Yu., Kurgansky A.M., Markelova S.V., Tsameryan A.P., Tatarinchik A.A., Fedotova T.I. The Influence of LED Lighting in School Recreation Areas on Visual Acuity and Psycho-Emotional State of First Graders in the Dynamics of a Schoolyear. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(6):25-30. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-327-6-25-30

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)