Preview

Физиолого-гигиеническая характеристика адаптационного потенциала организма первоклассников в условиях современного школьного образования

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-326-5-18-24

Полный текст:

Аннотация

Введение. Процессы адаптации первоклассников к современному школьному обучению с использованием информационно-коммуникативных средств (ИКС) определяются уровнем умственной работоспособности и функциональным состоянием центральной нервной системы (ЦНС) и особенностями организации труда и отдыха, что обусловливает актуальность таких исследований у учащихся первых классов. Материалы и методы. У 124 учащихся первых классов проведена оценка функционального состояния ЦНС по методике М.П. Мороз, когнитивных характеристик умственной работоспособности с помощью теста Э. Ландольта, а также напряженности учебного процесса по методике В.Р. Кучмы с соавт.; анкетным методом исследованы особенности использования ИКС первоклассниками во внеучебное время. Результаты исследования. Показано, что до 69% первоклассников имели пониженный уровень работоспособности за счет снижения в 2,5 раза функционального уровня нервной системы, в 3,2 - раза устойчивости нервной реакции и в 2,6 раза - уровня функциональной способности ЦНС формировать адаптационную систему организма относительно физиологической нормы. Это стало причиной уменьшения у первоклассников в 1,5-2,1 раза таких когнитивных показателей, как скорость переработки информации, продуктивность умственной деятельности и коэффициент точности умственной работы, что в условиях даже допустимой напряженности учебного процесса и установленной нерациональной организации работы с информационно-коммуникативными средствами во внеучебное время у 44,4-36,1% первоклассников может повышать «физиологическую стоимость» обучения и увеличивать риск недостаточности восстановления адаптационного потенциала первоклассников. Заключение. Установленное снижение функциональных и когнитивных показателей работоспособности первоклассников в условиях нерационального использования ИКС во внеучебное время формирует дополнительный риск снижения адаптационного потенциала учащихся и требует внедрения профилактических мероприятий, направленных на рационализацию режима отдыха во внеучебное время для повышения резервных возможностей организма первоклассников.

Об авторах

А. Г. Сетко
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Екатерина Владимировна Булычева
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Е. И. Носова
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Верещагина Л.М. Возрастные особенности утомления младших школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 4 (18). С. 110-117.

2. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье у учащихся поколения Z // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 158-164. DOI: https://doi.Org/10.21668/health.risk/2019.4.17

3. Кучма В.Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе: Идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены // Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с междунар. участием. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного медицинского университета. 2018. С. 20-25.

4. Данова А.В., Поленова М.А. Динамика показателей функционального состояния организма младших школьников при разной организации учебного года и продолжительности каникул // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 36-38.

5. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А. и др. Место гаджетов в образе жизни современных школьников и студентов // Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 7 (292). С. 41-43

6. Григорьев Ю.Г. Принципиально новое электромагнитное загрязнение окружающей среды и отсутствие адекватной нормативной базы - к оценке риска (анализ современных отечественных и зарубежных данных) // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93. № 3. С. 11-16.

7. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде // Экология человека. 2018. № 9. С. 18-26.

8. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко А.Г., Пархета К.А. Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования // Оренбургский медицинский вестник. 2019. Т. 7. № 2 (26). С. 68-72.

9. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Хронофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста - уроженцев Среднего Приобья // Гигиена и санитария. 2016. T. 95. № 7. С. 648-651.

10. Кучма В.Р., Ефимова Н.В. Ткачук Е.А. и др. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 6. С. 552-558. DOI: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-6-552-558

11. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Здоровье подростков в формировании их гармоничного развития. // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94 № 6. С.№ 62-65.

12. Розенталь С.Г., Сафина А.И. Сравнительный анализ умственной работоспособности в разных возрастных группах // Ученые записки казанского университета. 2015. Т. 157. № 3. С. 144-150.

13. Мереченкова И.В., Догадина С.В., Чернышева Г.А. Профилактика утомления обучающихся в школе // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2014. Т. 16. № 4. С. 202-205.

14. Сетко Н.П., Ясин И.А.А., Булычева Е.В. и др. Физиолого-гигиенические аспекты формирования миопии у учащихся // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 7 (304). С. 18-21.

15. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном пространстве // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 3

16. Rodriguez-Garcia A-M, Moreno-Guerrero A-J, Lopez Belmonte J. Nomophobia: an individual's growing fear of being without a smartphone - a systematic literature review. Int J Environ Res Public Health. 2020. 17(2):580. DOI: https://doi.org/10.3390/ijerph17020580

17. Graf C, Hoffmann I, Diefenbach C, et al. Mental health problems and school performance in first graders: results of the prospective cohort study ikids. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2019; 28(10):1341-1352. DOI: https://doi. org/10.1007/s00787-019-01296-7


Для цитирования:


Сетко А.Г., Булычева Е.В., Носова Е.И. Физиолого-гигиеническая характеристика адаптационного потенциала организма первоклассников в условиях современного школьного образования. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(5):18-24. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-326-5-18-24

For citation:


Setko A.G., Bulycheva E.V., Nosova E.I. Physiological and hygienic characteristics of the adaptation potential of first graders in conditions of modern schooling. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(5):18-24. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-326-5-18-24

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)