Выявление омик-маркеров негативных эффектов со стороны нервной системы у детей в условиях сочетанного воздействия аэрогенного химического фактора и условий образовательной среды
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-326-5-12-17
Аннотация
Ключевые слова
Об авторах
Марина Александровна ЗемляноваРоссия
Н. В. Зайцева
Россия
Ю. В. Кольдибекова
Россия
Н. И. Булатова
Россия
Список литературы
1. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подросток в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 // Гигиена и санитария. 2013. № 6. С. 26-30.
2. Назаров В.А. Сравнительный анализ уровня адаптации и психосоматического здоровья школьников Москвы и Подмосковья при сочетанном воздействии факторов окружающей среды // Вестник РУДН, Серия Экология и безопасность жизнедеятельности. 2012. № 2. С. 57-62.
3. Акарачкова Е.С., Вершинина С.В. Синдром вегетативной дистонии у современных детей и подростков // Педиатрия. 2011. Т. 90, № 6. С. 131-136.
4. Вялков А.И., Мартынчик С.А. , Полесский В.А., Ковров Г.В. Концепция персонализированной медицины в предметной области «нейромедицина» на технологической платформе «Медицина здоровья» // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58, № 6. С. 4-9.
5. Дон Е.С., Тарасов А.В., Эпштейн О.И., Тарасов С.А. Биомаркеры в медицине: поиск, выбор, изучение и валидация // Клиническая лабораторная диагностика. 2017. Т. 62, № 1. С. 52-59.
6. Мошковский С.А. Омикс-биомаркеры и ранняя диагностика // Биомедицинская химия. 2017. Т. 63, № 5. С. 369-372.
7. Ткачук Е.А., Филиппов Е.С., Жданова-Заплесвичко И.Г. Состояние здоровья школьников в условиях реформирования образования // Сибирский медицинский журнал. 2012. № 3. С. 14-17.
8. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика. 1998. 459 с.
9. Guidelines for Neurotoxicity Risk Assessment. Risk Assessment Forum. U.S. Environmental Protection Agency Washington, DC EPA/630/R-95/001F April 1998. Available at: www. epa.gov.neuro_tox.pdf. Accessed: 25 Jan 2020
10. Craft GE, Chen A, Nairn AC. Recent advances in quantitative neuroproteomics. Methods. 2013; 61(3):186-218. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ymeth.2013.04.008
11. Golubnitschaja O, Costigliola V. General Report & Recommendations in Predictive, Preventive and Personalised Medicine 2012: White Paper of the European Association for Predictive, Preventive and Personalised Medicine. EPMA Journal. 2012; 3(1):1-53. (In Russian). DOI: https://doi. org/10.1186/1878-5085-3-14
12. Pamirsky IE, Borodin EA, Shtarberg MA. Regulation of proteolysis of plant and animal inhibitors. Publisher: Lambert Academic Publishing GmbH & Co, 2012. 96 p.
13. Almonte AG, Sweatt JD. Serine proteases, serine protease inhibitors, and protease-activated receptors: roles in synaptic function and behavior. Brain Res. 2011; 1407:107-122. DOI: https://doi.org/10.1016/j.brainres.2011.06.042
14. Tripathi LP, Sowdhamini R. Genome-wide survey of prokaryotic serine proteases: Analysis of distribution and domain architectures of five serine protease families in prokaryotes. BMC Genomics. 2008; 9:549. DOI: https:// doi.org/10.1186/1471-2164-9-549
15. Dalva MB, McClelland AC, Kayser MS. Cell adhesion molecules: signalling functions at the synapse. Nat Rev Neurosci. 2007; 8:206-220. DOI: https://doi.org/10.1038/ nrn2075
16. Lee TW, Tsang VW, Birch NP. Synaptic plasticity-associated proteases and protease inhibitors in the brain linked to the processing of extracellular matrix and cell adhesion molecules. Neuron Glia Biol. 2008; 4(3):223-34. DOI: https://doi.org/10.1017/s1740925X09990172
Рецензия
Для цитирования:
Землянова М.А., Зайцева Н.В., Кольдибекова Ю.В., Булатова Н.И. Выявление омик-маркеров негативных эффектов со стороны нервной системы у детей в условиях сочетанного воздействия аэрогенного химического фактора и условий образовательной среды. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(5):12-17. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-326-5-12-17
For citation:
Zemlianova M.A., Zaitseva N.V., Koldibekova Yu.V., Bulatova N.I. Detection of omic markers of the nervous system adverse effects in children with a combined exposure to airborne chemicals and conditions of educational environment. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(5):12-17. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-326-5-12-17