Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Субъективная оценка студентами влияния факторов риска на зрение при использовании электронных устройств

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-48-52

Полный текст:

Аннотация

Введение. Ненормированное использование электронных устройств (ЭУ) может приводить к нарушениям зрения. Цель работы: на примере данных онлайн-опроса 568 студентов из России и Беларуси показать субъективную оценку студентами влияния на зрение использования электронных устройств с учетом гигиенических принципов его сохранения. Материал и методы исследования. Субъективная шкальная оценка влияния поведенческих факторов риска на состояние здоровья и органа зрения 498 студентов из вузов Российской Федерации и 70 из Республики Беларусь проведена при помощи онлайн-анкетирования. Результаты. Более половины (53,9 %) респондентов оценили свое здоровье как «хорошее» и 28,3 % как «удовлетворительное». Зрение назвали «отличным» 25,9 % опрошенных, определяли как «хорошее» - 22,5 %, как «удовлетворительное» - 26,8 %, как «плохое» - 24,8 %. Средние значения балльной субъективной оценки риска для органа зрения укладывались в величины от 6 до 8. Основными источниками информации о профилактических навыках по охране зрения для большинства анкетируемых являются сведения из интернета - 80 %, мнение преподавателей - 70 % и медицинских работников - 67 %. Выводы. Студенты адекватно оценивали риск воздействия поведенческих факторов на состояние здоровья и орган зрения. Высокий уровень знаний о негативном воздействии нерациональной работы с ЭУ не уменьшает соблазна их применения в неблагоприятных для зрения условиях. Среди респондентов выявлена группа риска, составляющая около 30 % от общего числа анкетированных, представителям которой свойственно беспечное отношение к здоровью и несоблюдение гигиенических принципов охраны зрения. Преподавателям вузов следует учитывать тот факт, что студенты в значительной степени считают их мнение авторитетным для формирования здоровьесберегающих компетенций молодежи.

Об авторах

Н. А. Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


А. И. Шпаков
УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»
Россия


С. В. Маркелова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия


А. Г. Обелевский
УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»
Россия


О. Е. Кузнецов
УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы»
Россия


Список литературы

1. Ушаков И.Б., Попов В.И., Петрова Т.Н. и др. Изучение здоровья студентов как результат взаимодействия медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 4. С. 33-36.

2. Журавлева И.В., ред. Здоровье студентов: социологический анализ. М.: Институт социологии РАН, 2012. 252 с.

3. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Опыт организации здоровьесберегающей образовательной среды в вузе // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014. № 58. С. 23-29.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (10). С. 990-995.

5. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Обрубов С.А. и др. Гигиенические факторы формирования функциональных отклонений и хронических заболеваний глаза у школьников и студентов в современных условиях // Российская детская офтальмология. 2019. № 1. С. 22-27.

6. Корчажкина О.М. Как гаджеты и социальные сети "моделируют” мышление незрелой личности // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. № 2. С. 281-296.

7. Калабугина Е.А. Влияние электронных средств на здоровье студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. T. 5. № 2. С. 67-73.

8. Савко Э.И. Здоровый образ жизни студенческой молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 3 (10). С. 23-42.

9. Шведов Г.И., Друганова Л.П., Шаева Т.В. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2008. № 32. С. 85-88.

10. Туманова А.Л. Мониторинговые исследования показателей динамического здоровья у студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 24-26.

11. Воронов М.В., Токман А.А. Критерии и анализ сформированности у студентов мотивации к сохранению и укреплению здоровья // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1. № 3. С. 64-68. CmambM получена: 14.02.2020 Принята в печать: 06.04.2020

12. Гудинова Ж.В., Жернакова Г.Н., Толькова Е.И. Дружелюбная статистика: статистический анализ медицинских баз данных: пошаговые инструкции. Омск: Омский государственный медицинский университет, 2014. 112 с.

13. Матюхин В.В., Шардакова Э.Ф., Ямпольская Е.Г. и др. Обоснование физиолого-эргономических мероприятий по снижению развития утомления при работе с видеодисплейными терминалами // Анализ риска здоровью. 2017. № 3. С. 66-75.

14. Beck U. Risikogesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986, 396 p. (in German)

15. Antona B., Barrio A.R., Gascу A., et al. Symptoms associated with reading from a smartphone in conditions of light and dark. Appl Ergon. 2018; 68:12-17. DOI: 10.1016/j.apergo.2017.10.014

16. Hue J.E., Rosenfield M., Saб G. Reading from electronic devices versus hardcopy text. Work. 2014; 47(3):303-307. DOI: https:// doi.org/10.3233/WOR-131777

17. Shvedov G.I., Druganova L.P., Shaeva T.V. Negative health effects of computers. Nauchno-meditsinskii Vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2008; (32):85-88. (In Russian).

18. Gowrisankaran S., Sheedy J.E. Computer vision syndrome: A review. Work. 2015; 52(2):303-314. DOI: 10.3233/WOR-152162

19. Long J., Helland M. A multidisciplinary approach to solving computer related vision problems. Ophthalmic Physiol Opt. 2012; 32:429-435. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-1313.2012.00911.x

20. Klimatskaya L., Laskiene S., Shpakou A. Lifestyle and health behavior of school aged children in Krasnoyarsk (Russia), Lithuania and Grodno (Belarus). Prog Health Sci. 2011; 1 (2): 39-45

21. Jaiswal S., Asper L., Long J., et al. Ocular and visual discomfort associated with smartphones, tablets and computers: what we do and do not know. Clin Exp Optom. 2019; 102(5):463-77. DOI: https://doi.org/10.1111/cxo.12851


Рецензия

Для цитирования:


Скоблина Н.А., Шпаков А.И., Маркелова С.В., Обелевский А.Г., Кузнецов О.Е. Субъективная оценка студентами влияния факторов риска на зрение при использовании электронных устройств. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(4):48-51. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-48-52

For citation:


Skoblina N.A., Shpakou A.I., Markelova S.V., Obelevskiy A.G., Kuznetsov O.E. Subjective Evaluation of Effects of Vision Risk Factors Related to the Use of Electronic Devices by Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(4):48-51. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-48-52

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)