Preview

Состояние здоровья младших школьников, обучающихся в режиме динамических поз

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-18-23

Полный текст:

Аннотация

Введение. Инновационная форма организации обучения в режиме динамических поз, при которой осуществляется чередование поз стоя и сидя на каждом уроке, реализуется с целью профилактики негативных последствий длительного положения сидя, снижения статического и учебного утомления, сохранения и укрепления здоровья в условиях образовательных организаций. Цель. Оценить состояние здоровья младших школьников, обучающихся в режиме динамических поз. Материалы и методы. Проведена оценка состояния здоровья 174 детей 1-3-х классов (7-10 лет), обучающихся в режиме динамических поз. Данные о состоянии здоровья получены посредством их выкопировки из медицинской документации. Оценка проведена в соответствии с комплексной методикой оценки здоровья детей и подростков с учетом МКБ-10. Физическое развитие оценивалось по данным шкал регрессии. Результаты. Установлено, что в структуре функциональных отклонений (ФО) у обучающихся 1-3-х классов (7-10 лет) ведущие позиции занимают нарушения зрения (137,9 %о) и нарушения костно-мышечной системы (109,2 %). Распространенность ФО органов кровообращения и органов дыхания составляет 86,2 % и 80,5 % соответственно. В структуре хронических болезней преобладают заболевания костно-мышечной системы - 63,0 % (распространенность составляет 293,1 %). За ними следуют болезни кожи и подкожной клетчатки и органов пищеварения с распространенностью по 46,0 %. Суммарная распространенность функциональных отклонений среди обучающихся 1-3-х классов (7-10 лет) составила 500,0 %, а распространенность хронических болезней - 465,5 %. Частота встречаемости гармоничного физического развития среди обучающихся 1-3-х классов (7-10 лет) составляла 82,9 %. Избыток массы тела выявлен у 11 % детей, ожирение - у 0,6 % детей. Дефицит массы тела, низкий и высокий рост выявлены соответственно у 3,1 %, 1,8 % и 0,6 % детей. Выводы. Сравнительный анализ полученных данных позволил установить более низкий уровень заболеваемости детей, обучающихся в режиме динамических поз, по сравнению с детьми, обучающимися по традиционной форме организации обучения. Это может служить научным обоснованием эффективности использования режима динамических поз с целью сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных организациях.

Об авторах

П. И. Храмцов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Н. О. Березина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Балаева Ш.М. Заболеваемость детско-подросткового населения Азербайджана // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 3. С. 5-11.

2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. Т. 91. № 3. С. 9-14.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Значение здоровья детей в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 58-62.

4. Васильев Е.В., Перекусихин М.В., Васильев В.В. Гигиеническая оценка влияния санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций на здоровье детского населения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 3. С. 33-34.

5. Кучма В.Р., Кардангушева А.М. и др. Здоровье школьников и студентов: новые возможности профилактической медицины в образовательных организациях. М.: НЦЗД Минздрава России, 2016. 276 с.

6. Кучма В.Р. Российская модель охраны здоровья обучающихся в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 4. С. 4-10.

7. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 19-27.

8. Цукарева Е.А., Алимова И.Л., Авчинников А.В. Состояние здоровья младших школьников Смоленска // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 4. С. 52-53.

9. Чичерин Л.П., Никитин М.В., Щепин В.О. Охрана здоровья и жизни детей и подростков России - государственная проблема // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 2. С. 14-21.

10. Степанова М.И., Березина Н.О., Лашнева И.П. Гигиеническая оценка инновационной системы обучения детей в начальной школе // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 27-32.

11. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. Практическое пособие. М.: Аркти, 2005. 174 с.

12. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [пер. с англ. Юлии Даре]. 5-е изд. М.: Теревинф, 2018. 272 с.

13. Бабияк В.И., Янов Ю.К. Вестибулярная функциональная система. СПб.: Гиппократ, 2007. 427 с

14. Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека: пер. с французского под ред. В.И. Усачева. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2008. 316 с.

15. Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. М.: Наука, 1965. 256 с.

16. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Под ред. Е.В. Клочковой [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010. 240 с.

17. Храмцов П.И. Влияние форм организации обучения на развитие функций вестибулярной системы у младших школьников // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 9-11

18. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах. Руководство для врачей. М.: Издательский Дом «Династия», 2004. 168 с.


Для цитирования:


Храмцов П.И., Березина Н.О. Состояние здоровья младших школьников, обучающихся в режиме динамических поз. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(4):18-23. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-18-23

For citation:


Khramtsov P.I., Berezina N.O. Health Status of Primary School Children Studying in Dynamic Postures. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(4):18-23. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-325-4-18-23

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)