

Функциональный статус студентов медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая»
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-48-56
Аннотация
Введение. В настоящее время особую значимость приобретает диагностика донозологических состояний у студентов среднего профессионального образования медицинского профиля в связи с широким использованием современного оборудования, технологий и материалов в процессе их профессионального обучения.
Цель исследования: оценка функционального статуса студентов медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая» на разных курсах обучения.
Материалы и методы. Выполнено одномоментное поперечное исследование юношей – студентов медицинского колледжа Волгоградского государственного медицинского университета (специальность «Стоматология ортопедическая» n = 182) в апреле-мае 2023 г. Сформированы три группы наблюдения: 1-я группа – обучающиеся на 1-м курсе, средний возраст 18,29 ± 0,11 (66 человек); 2-я группа – студенты 2-го курса, средний возраст 19,84 ± 0,20 (60 человек); 3-я группа – обучающиеся 3-го года обучения в колледже, средний возраст 20,66 ± 0,24 (56 человек). Проведен расчет показателей вариабельности сердечного ритма. Проанализированы интегративные показатели деятельности регуляторных систем с выделением состояний адаптационных возможностей по Р.М. Баевскому. С использованием вариационной хронорефлексометрии оценивалось функциональное состояние центральной нервной системы.
Результаты. Исследование показало наличие сбалансированной регуляции сердечного ритма (1-й тип) у большинства студентов-юношей (73 %). При этом к последнему курсу обучения возрастает количество молодых людей с избыточной симпатикотонической реакцией. У части юношей выявлено увеличение показателей активности регуляторных систем выше нормальных значений. Неоптимальная активность вегетативной нервной системы может приводить к сниженной работоспособности нервной системы, быстрому возникновению утомления, что подтверждается результатами вариационной хронорефлексометрии.
Обсуждение. Результаты оценки функционального статуса студентов-юношей показали незначительное напряжение регуляторных систем, которое не оказывает негативного воздействия на организм. Однако к последнему курсу обучения возрастает количество студентов с избыточной симпатикотонической реакцией, что свидетельствует о предрасположенности к срыву адаптационных механизмов у отдельных юношей. Одной из мер профилактики дальнейшего негативного изменения функционального статуса обучающихся является оптимизация учебных нагрузок. Осуществленная оценка напряженности учебного процесса будущих зубных техников позволила классифицировать этот показатель как 3.1.
Выводы. Результаты свидетельствуют, что учебная нагрузка вызывает напряжение регуляторных систем организма, увеличивающаяся в процессе обучения.
Поставлена задача совершенствования учебного расписания, а также разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов студентов-юношей медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая».
Ключевые слова
Об авторах
В. В. ШкаринРоссия
Шкарин Владимир Вячеславович – д.м.н., доцент, ректор ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
пл. Павших Борцов, д. 1, г. Волгоград, 400131
А. В. Зуб
Россия
Зуб Андрей Владимирович – соискатель кафедры общей гигиены и экологии
пл. Павших Борцов, д. 1, г. Волгоград, 400131
Н. И. Латышевская
Россия
Латышевская Наталья Ивановна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России; заведующая лабораторией изучения техногенных факторов окружающей среды ГУ «Волгоградский медицинский научный центр»
пл. Павших Борцов, д. 1, г. Волгоград, 400131
Н. А. Горбачева
Россия
Горбачева Наталия Анатольевна – к.м.н., старший научный сотрудник отдела изучения образа жизни и охраны здоровья населения ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко»
ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1, г. Москва, 105064
А. Н. Долецкий
Россия
Долецкий Алексей Николаевич – д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии
пл. Павших Борцов, д. 1, г. Волгоград, 400131
Н. В. Левченко
Россия
Левченко Наталья Викторовна – к.м.н., доцент кафедры общей гигиены и экологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России; лаборант лаборатории изучения техногенных факторов окружающей среды ГУ «Волгоградский медицинский научный центр»
пл. Павших Борцов, д. 1, г. Волгоград, 400131
Список литературы
1. Ступина М.Ю., Сетко Н.П. Оценка риска здоровью подростков, обучающихся в учреждении среднего профессионального образования // Оренбургский медицинский вестник. 2018. Т. VI. № 3 (23). С. 49–53.
2. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С. и др. Особенности частоты факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди студентов средних специальных и высших учебных заведений различных направлений подготовки // Профилактическая медицина. 2020. Т. 23. № 4. С. 61–66. DOI: 10.17116/PROFMED20202304161. EDN YQSKOE.
3. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Аспекты профессионального образования и трудовой деятельности подростков: риски здоровью, технологии снижения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 32–40. EDN JTIPEH.
4. Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Ключевые проблемы в оценке здоровья подростков при получении среднего профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 43-49.
5. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Янушанец О.И., Чепрасов В.В. Оценка рисков здоровью учащихся профессиональных колледжей в зависимости от характера осваиваемых профессий // Гигиена и санитария. 2019. Т. 11. № 98. С. 1257–1261. DOI:10.18821/0016-9900-2019-98-11-1257-1261
6. Шубочкина Е.И., Блинова Е.Г. Современные аспекты обучения в организациях среднего профессионального образования и здоровье обучающихся // Здоровье населения и среда обитания. 2021. Т. 29. № 10. С. 53–59. DOI: 10.35627/2219-5238/2021-29-10-53-59
7. Петрова Н.Г., Погосян С.Г. О проблеме совершенствования подготовки среднего медицинского персонала // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 3-2. С. 219–222.
8. Александрова О.А., Ярашева А.В., Ненахова Ю.С. Подготовка сестринского корпуса для столичных медицинских организаций: проблемы и решения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28. № S. С. 680–686. DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-S1-680-686. EDN XAPMZF.
9. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С. с соавт. Частота факторов риска хронических неинфекционных заболеваний у среднего медицинского персонала в российской федерации на модели Томской области // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 3. С. 31–36.
10. Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Организационные аспекты охраны здоровья обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. Т. 6. № 27. С. 992–996. DOI: 10.32687/0869-866X-2019-27-6-992-996
11. Сетко Н.П., Вахмистрова А.В., Сетко А.Г., Булычева Е.В. Интегральная донозологическая оценка здоровья подростков в условиях комплексного влияния факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 10. С. 1009–1012. DOI:10.18821/0016-9900-2017-96-10-1009-1012
12. Кушнир С.М., Антонова Л.К. Социальная значимость донозологических состояний в формировании здоровья подростков // Российский педиатрический журнал. 2022. Т.3. № 1. С.170-174.
13. Шкарин В.В., Латышевская Н.И., Зуб А.В. Физическое развитие студентов среднего профессионального образования медицинского университета // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2021. № 2. С. 32–35.
14. Радышевская Т.Н, Старикова И.В., Питерская Н.В. Анализ показателей вегетативной регуляции и системной гемодинамики у студентов на различных этапах адаптации к учебному процессу // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета.2020. T. 1. № 73. С. 102–105. DOI: 10.19163/1994-9480-2020-1(73)-102-105
15. Симонян М.А., Сказкина В.В., Посненкова О.М. Анализ спектральных показателей сигнала фотоплетизмограммы и их динамики в зависимости от возраста пациента для задач скрининга сердечно-сосудистых заболеваний // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24. № 8. С. 73–79. DOI: 10.17116/PROFMED20212408173
16. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Олюшина Е.А. и др. Оценка физического здоровья студентов-медиков выпускного курса и молодых врачей // Здоровье населения и среда обитания. 2023. Т. 31. № 4. С. 70–76. DOI: 10.35627/2219-5238/2023-31-4-70-76. EDN RAPOND.
17. Ткачук Е.В., Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка напряженности учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 10. С. 1129–1134.
18. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Гигиеническая характеристика напряженности учебного процесса и физиологических реакций организма студентов с различным уровнем работоспособности // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 56–60.
19. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 6. С. 552–558. HTTPS://DOI.ORG/10.18821/0016-99002016-95-6-552-558
20. Максумова Н.В. Оценка вегетативного тонуса и уровня адаптации на основе комплексного анализа показателей вариабельности ритма сердца // Практическая медицина. 2015. Т. 3. № 88. С. 46–51.
21. Суриков А.А., Винокур Т.Ю., Опалинская И.В. Результаты функциональных проб и физиологическая оценка эмоционального напряжения у студентов с разными типами нервной системы // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 6. С. 67–73. DOI: 10.24412/2305-8404-2021-6-67-73
22. SHIGA K, IZUMI K, MINATO K, et al. SUBJECTIVE WELL-BEING AND MONTH-LONG LF/HF RATIO AMONG DESKWORKERS. PLOS ONE. 2021;16(9):E0257062. DOI: 10.1371/JOURNAL.PONE.0257062
23. Ярославцева И.В., Гутник И.Н., Конопак И.А., Гусев А.Н., Черевикова И.А. Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения) // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 110–120. DOI: 10.17759/EXPPSY.2018110208
24. Булычева Е.В. Особенности формирования симптомального паттерна // Профилактическая медицина. 2020. Т. 23. № 5. С. 75–84.
Рецензия
Для цитирования:
Шкарин В.В., Зуб А.В., Латышевская Н.И., Горбачева Н.А., Долецкий А.Н., Левченко Н.В. Функциональный статус студентов медицинского колледжа, обучающихся по специальности «Стоматология ортопедическая». Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):48-56. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-48-56
For citation:
Shkarin V.V., Zub A.V., Latyshevskaya N.I., Gorbacheva N.A., Doletsky A.N., Levchenko N.V. Functional status of medical college students majoring in orthopedic dentistry. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):48-56. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-48-56