

Гигиенические аспекты адаптации старшеклассников и студентов разного пола в условиях дистанционного обучения
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-57-64
Аннотация
Введение. Цифровизация образования, широко внедряемая с 2015 года в России, позволила обеспечить возможность дистанционного обучения школьников и студентов в период пандемии COVID-19. Результаты оценки показателей функционального состояния школьников и студентов при этой форме обучения показали возможность таких негативных последствий, как повышенное утомление, появление жалоб, связанных с опорно-двигательным аппаратом, выраженные проявления компьютерно-зрительного синдрома и стресса.
Цель исследований: оценка особенностей адаптации обучающихся в школах, колледжах и вузах при дистанционном обучении в зависимости от возраста и пола.
Методы исследования: анонимный опрос старшеклассников Москвы и Омска (91 человек), студентов колледжа Омска (56 человек) и вуза Омска (43 человека) с использованием онлайн-анкетирования по авторской анкете, содержащей 36 вопросов, касающихся оценки состояния здоровья, самочувствия после онлайн-обучения и выполнения домашних заданий, продолжительности досуга в Интернете, особенностей образа жизни. Оценивались показатели самочувствия, жалобы на утомляемость, головные боли, раздражительность, боли, связанные с опорно-двигательным аппаратом, проявления нарушений зрения, иные жалобы при дистанционном обучении и выполнении домашних заданий. Обработка данных (190 человек) осуществлялась с использованием онлайн-калькуляторов для расчета статистических критериев общепринятыми статистическими методами. Результаты описательной статистики представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной средней ошибки (±m). Использовался критерий Стьюдента, Фишера, оценивались величины относительных рисков здоровью (RR), их доверительные интервалы и этиологическая доля (EF, %).
Результаты. Показано, что при дистанционном обучении увеличивается распространенность жалоб на утомляемость, головные боли, раздражительность, боли в шее и спине после учебных онлайн-занятий и после выполнения домашних заданий. Установлено, что влияние на здоровье суммарной учебной нагрузки, включающей не только занятия онлайн, но и выполнение домашних заданий, имеет гендерные различия. Более уязвимыми по сравнению с юношами оказываются девушки. У школьниц достоверными были риски появления головных болей после учебных занятий по сравнению с домашними занятиями (RR = 3,4; 95 % CI = 1,37–8,45) при очень высокой степени связи (EF = 70,6 %). Появление раздражительности в конце учебных занятий у девушек встречалось чаще, чем у юношей. У девушек колледжа по сравнению с юношами были выше показатели сильной усталости после занятий (RR = 2,77; 95 % CI = 1,07–7,16). Девушки колледжа также чаще юношей жаловались на боли в запястье правой руки. У студентов вуза гендерные отличия были еще более выраженными. Это относилось к появлению усталости после учебных и домашних занятий, появлению болей в шее (RR = 8,05; 95 % CI = 1,24–52,4) и спине (RR = 3,83; 95 % CI = 1,22–12,1) после выполнения домашних заданий. Установлено, что досуг и образ жизни всех обучающихся характеризуется продолжительным пребыванием в Интернете, сниженной продолжительностью сна, низкой двигательной активностью.
Заключение. Имеются достоверные различия в образе жизни и реакциях девушек и юношей на учебную нагрузку в условиях дистанционного обучения. Показано, что дистанционное цифровое обучение может негативно влиять на показатели самочувствия, способствуя появлению жалоб, характерных для компьютерно-зрительного синдрома, нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата. Получены данные, подтверждающие необходимость регламентации суммарной цифровой нагрузки для снижения негативных последствий для состояния здоровья современных подростков и молодежи при большей уязвимости организма девушек.
Об авторах
Е. И. ШубочкинаРоссия
Шубочкина Евгения Ивановна – д.м.н., ведущий специалист лаборатории комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы
Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119296
В. Ю. Иванов
Россия
Иванов Виктор Юрьевич – д.м.н., заместитель главного врача
Графский пер., д. 4, к. 2, 3, 4, г. Москва, 129626
Е. Г. Блинова
Россия
Блинова Елена Геннадьевна – д.м.н., профессор кафедры общей гигиены и гигиены детей и подростков
ул. Ленина, д. 12, г. Омск, 644099
Список литературы
1. Елкин О.М. Риски и потенциал стремительной информатизации образования в России // Наука и школа. 2022. № 4. С. 75–84.
2. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Чубаровский В.В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4–23.
3. VINER RM, RUSSELL SJ, CROKER H, ET AL. SCHOOL CLOSURE AND MANAGEMENT PRACTICES DURING CORONAVIRUS OUTBREAKS INCLUDING COVID-19: A RAPID SYSTEMATIC REVIEW. Lancet CHILD ADOLESC HEALTH. 2020;4(5):397-404. DOI: 10.1016/S2352-4642(20)30095-X
4. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Лангуев К.А., Кокурина Е.В. Гигиеническая оценка дистанционного обучения учащихся школ и гимназий Нижнего Новгорода // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 6. С. 32–39. HTTPS://DOI.ORG/10.35627/2219-5238/2022-30-6-32-39
5. Шалагинова К.С. Особенности социально-психологической адаптации студентов к учебной деятельности в условиях пандемии // Заметки ученого. 2020. № 10. С. 520–526.
6. Булычева Е.В., Антохин Е.Ю. Гигиеническая и психологическая оценка напряженности дистанционного учебного процесса у учащихся начальных классов // Гигиена и санитария. 2023. Т. 102. № 4. С. 375–381. DOI: 10.47470/0016-9900-2023-102-4-375-381
7. Хусаинов А.Э., Зулькарнаев Т.Р., Агафонов А.И., Поварго Е.А., Мочалкин П.А., Шамсутдинова А.Ф. Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 4. С. 39–43. HTTPS://DOI.ORG/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43
8. Головин М.С. Гендерные особенности психологического состояния обучающихся выпускных классов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021. Т. 7. № 1. С. 118–125.
9. Казин Э.М., Абаскалова Н.П., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Арлашева Л.В. Проблема социально-психологической адаптации обучающихся в современном образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 19–28.
10. MELNYK BM, JACOBSON D, KELLY S, et al. PROMOTING HEALTHY LIFESTYLES IN HIGH SCHOOL ADOLESCENTS: A RANDOMIZED CONTROLLED TRIAL. AM J PREV MED. 2013;45(4):407-415. DOI: 10.1016/J.AMEPRE.2013.05.013
11. Воропай Е.В. Анализ и интерпретация результатов исследования гендерных особенностей в подростковом и юношеском возрасте // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 6А. С. 130–139. DOI: 10.34670/AR.2020.46.6.166
12. Дмитриева Л.И. Гендерные особенности эмоциональные отклонений у старших подростков // Таврический научный обозреватель. 2016. Т. 12. № 17. Ч. 2. С. 133–136.
13. Кузнецова Д.А., Шарина К.А. Гендерные особенности учебной мотивации старших подростков // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 12-6. С. 62–67.
14. Карпова А.Д. Особенности проявления учебного стресса: гендерный аспект // MODERN SCIENCE. 2022. № 2-2. С. 201–205.
15. Горбатюк В.А. Особенности формирования гендерной компетентности учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования // Теория и методика профессионального образования. 2018. Т. 5. № 2. С. 70–78.
16. Бессонова Н.А. Особенности адаптации студентов первого курса колледжа с учетом гендерных различий // Вестник сибирского университета потребительской кооперации. 2018. № 3. С. 70–74.
17. Вайсберг В.В. Влияние гендерных различий эмоционального интеллекта на процесс адаптации студенческой молодежи // Научные записки молодых исследователей. 2021. Т. 9. № 2. С. 68–75.
18. Максимова О.И. О некоторых аспектах эмоционального интеллекта и его использования в вузе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 2. С. 114–119.
19. Шевченко А. В. Гендерные особенности адаптации студентов первокурсников к вузу // Гуманитарный трактат. 2020. № 76. С. 14–16.
20. Малова Т.В. Гендерные особенности формирования эмоциональной устойчивости студентов // Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017. № 2. С. 95–98.
21. Погожина И.Н., Подольская Т.А. Особенности направленности онлайн активности пользователей интернета: гендерный и возрастной аспекты // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. Т. 839. № 2. С. 194–209. DOI: 10.52070/2500-348820212839194
22. AKAR F. PURPOSES AND CHARACTERISTICS OF INTERNET USE OF ADOLESCENTS. PEGEM EğITIM VE ÖğRETIM DERGISI. 2017;7(2):257-286. DOI: 10.14527/PEGEGOG.2017.010
23. ANDERSON EL, STEEN E, STAVROPOULOS V. INTERNET USE AND PROBLEMATIC INTERNET USE: A SYSTEMATIC REVIEW OF LONGITUDINAL RESEARCH TRENDS IN ADOLESCENCE AND EMERGENT ADULTHOOD. INT J ADOLESC YOUTH. 2017;22(4):430-454. DOI: 10.1080/02673843.2016.1227716
24. CHIU S. THE RELATIONSHIP BETWEEN LIFE STRESS AND SMART-PHONE ADDICTION ON TAIWANESE UNIVERSITY STUDENT: A MEDIATION MODEL OF LEARNING SELF-EffiCACY AND SOCIAL SELF-EffiCACY. COMPUT HUM BEHAV. 2014;34(4):49-57. DOI: 10.1016/J.CHB.2014.01.024
25. Елисеева Е.Ю., Карева А.И. Изучение зависимости от Интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 98–100.
26. Лучинкина А.И., Жихарева Л.В., Андреев А.С. Гендерные особенности медиапотребления современной молодежи // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2022. Т. 57. № 1. С. 114–121.
27. Цикуниб С.М. Гендерные особенности восприятия информации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 26. С. 45-47.
28. Егорова В.И. Гендерные особенности виртуальной коммуникации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2016. Т. 21. № 4. С. 99–106.
29. Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Тарасов А.В., Маркелова С.В., Ловкис А.А., Иевлева О.В. Влияние использования социальных сетей на формирование интернет-зависимостей у студентов-медиков // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 8. С. 51–56. HTTPS://DOI.ORG/10.35627/2219-5238/2022-30-8-51-56
30. Ветлицына О.В., Алексанян К.К., Кучерова А.А., Москалева Д.А., Пересецкая О.В. Дистанционное обучение: взгляд школьника, родителей, врача // Смоленский медицинский альманах. 2021. № 2. С. 53–56. DOI: 10.37903/SMA.2021.2.11
31. Шубочкина Е.И., Блинова Е.Г., Иванов В.Ю. Гигиеническое обоснование критериев оценки рисков здоровью, связанных с дистанционным обучением старшеклассников и студентов // Здоровье населения и среда обитания. 2022. № 8. С. 37–43. HTTPS://DOI.ORG/10.35627/2219-5238/2022-30-8-37-43
32. Киселева Т.Ю. Инновационные цифровые решения повышения качества и оптимизации учебного процесса в условиях адаптации после пандемии // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 16. С. 299–305.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г. Гигиенические аспекты адаптации старшеклассников и студентов разного пола в условиях дистанционного обучения. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):57-64. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-57-64
For citation:
Shubochkina E.I., Ivanov V.Yu., Blinova E.G. Hygienic aspects of adaptation to distance learning in high school children and students of both sexes. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):57-64. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-57-64