Preview

Исследование содержания химических соединений в воздухе учебных помещений с оценкой уровня накопления ксенобиотиков в крови учащихся

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-321-12-15-19

Полный текст:

Аннотация

Анализ многокомпонентного химического состава атмосферного воздуха и воздуха жилых и общественных помещений, в том числе воздуха внутри помещений школьных учреждений, является актуальной задачей современных гигиенических исследований качества среды обитания и оценки риска неблагоприятного воздействия вредных химических соединений на состояние здоровья. Приоритетными источниками загрязнения воздуха внутри учебных помещений являются отделочные материалы (линолеум, обои, лаки, краски и т. д.) и выделения мономеров из мебели, изготовленной из древесно-стружечных плит, обработанных полимерными смолами. Представлены результаты скрининговых исследований содержания токсичных органических соединений (фенол, формальдегид, бензол, толуол, этилбензол и ксилолы) в воздухе учебных помещений и атмосферном воздухе на территории образовательных учреждений, расположенных в условиях различной экологической нагрузки (условные территории наблюдения и сравнения). Для оценки химической нагрузки выполнены исследования по содержанию изучаемых соединений в крови учащихся образовательных учреждений территории наблюдения и сравнения. Анализ биосред учащихся проводился параллельно с исследованием воздуха помещений и атмосферного воздуха на территориях образовательных учреждений. Всего обследовано 424 ребенка, из них 231 ученик из начальных, средних и старших классов образовательного учреждения г. Перми (территория наблюдения) и 193 ученика с 1 по 11 класс образовательного учреждения г. Кунгур (территория сравнения). Установлено, что среднесуточные концентрации фенола и формальдегида в воздухе учебных помещений на территории наблюдения в 2,4 и 5,6 раза достоверно выше (р < 0,05), чем на территории сравнения. В атмосферном воздухе установлены более высокие концентрации фенола и формальдегида на территории наблюдения относительно территории сравнения в 2,6 и 3,7 раза соответственно. Анализ химических соединений в крови учащихся начальных, средних и старших классов на территории наблюдения показал достоверно более высокое содержание фенола, бензола и толуола (р < 0,05) соответственно в 1,5; 1,1 и 1,2 раза. Среднегрупповая концентрация формальдегида в крови достоверно выше (р < 0,05) определена у детей на территории сравнения в 1,3 раза. По содержанию ксилола и этилбензола в крови учащихся не установлено достоверных различий между группами сравнения и наблюдения (р < 0,05). В крови учащихся идентифицированы органические соединения в концентрациях, свидетельствующих о наличии внешних источников поступления токсикантов в организм.

Об авторах

Татьяна Сергеевна Уланова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


Т. В. Нурисламова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


Т. Д. Карнажицкая
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


Н. А. Попова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


О. А. Мальцева
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


Т. В. Чинько
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


Т. С. Пермякова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


Список литературы

1. Бадеева Т.В., Богомолова Е.С., Писарева А.Н. и др. Оценка риска здоровью школьников в системе санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных организаций // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания:»: в 2 т. / Под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. Пермь: Книжный формат, 2016. Т. 1. С. 220-225.

2. Ганькин Л.М., Шевчук Л.М., Пронина Т.Н. Сравнительная оценка результатов исследований воздушной среды учебных помещений методом диффузионного пробоотбора // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания:»: в 2 т. / Под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. Пермь: Книжный формат, 2016. Т. 1. С. 48-51.

3. Губернский Ю.Д., Рахманин Ю.В., Лещиков В.А. Экология жилой среды: проблемы и перспективы // Вестник АМН. 2003. № 3. С. 9-17.

4. Дребенкова И.В., Зайцев В.А. Определение содержания токсичных микроэлементов в биосубстратах детей // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания»: в 2 т. / Под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. Пермь: Книжный формат, 2016. Т. 1. С. 65-68.

5. Дышиневич Н.Е, Сова Р.Е. Полимерные строительные материалы и синдром «больного здания». Киев: Наукова Думка, 1998. С. 245-257.

6. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Аминова А.И. Гигиенические аспекты нарушения здоровья детей при воздействии химических факторов среды обитания. Пермь: Книжный формат, 2011. 488 с.

7. Изучение экологического состояния школьных помещений; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/527455 (дата обращения: 01.08.2019).

8. Карпищенко А.И. Медицинская лабораторная диагностика: программы и алгоритмы [Электронный ресурс] / Под ред. А.И. Карпищенко. М: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 696 с. Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/book/ ISBN9785970429587.html (дата обращения: 01.08.2019).

9. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2002. 142 с.

10. Малышева А.Г., Рахманин Ю.А. Физико-химические исследования и методы контроля веществ в гигиене окружающей среды. СПб.: НПО «Профессионал», 2012. 720 с.

11. Онищенко Г.Г., Зайцева Н.В., Уланова Т.С. Контроль содержания химических соединений и элементов в биологических средах: руководство. Пермь: Книжный формат, 2011. 520 с.

12. Проданчук Н.Г., Дышиневич Н.Е., Балан Г.М. и др. Гигиенические и клинические аспекты синдрома «Больных зданий» и перспективы охраны здоровья населения // Современные проблемы токсикологии. Киев: Институт экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя. 2006. № 2. С. 4-12.

13. Скачкова О.А. Исследование экологического состояния школьных кабинетов // Старт в науке. 2016. № 6. С. 27-28.

14. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] режим доступа: https://base.garant.ru/12191967 (дата обращения: 01.08.2019).

15. Черникова Е.Ф., Потапова И.А., Касюгина М.И. О роли качественной школьной световой среды // Фундаментальные и прикладные аспекты анализа риска здоровью населения: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции молодых ученых и специалистов Роспотребнадзора с международным участием / Под ред. проф. А.Ю. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2019. С. 437-444.


Для цитирования:


Уланова Т.С., Нурисламова Т.В., Карнажицкая Т.Д., Попова Н.А., Мальцева О.А., Чинько Т.В., Пермякова Т.С. Исследование содержания химических соединений в воздухе учебных помещений с оценкой уровня накопления ксенобиотиков в крови учащихся. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2019;(12):15-19. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-321-12-15-19

For citation:


Ulanova T.S., Nurislamova T.V., Karnazhitskaya T.D., Popova N.A., Maltseva O.A., Chinko T.V., Permyakova T.S. The study of indoor concentrations of organic compounds in school classrooms and accumulated blood xenobiotic levels in children. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2019;(12):15-19. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-321-12-15-19

Просмотров: 18


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)