Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Анализ качества сна студентов медицинского университета в период пандемии COVID-19

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последнее время большое внимание уделяется проблеме нарушения сна в молодом возрасте. Студенты-медики занимают особое положение, так как учебная нагрузка в медицинском вузе выше, чем у студентов других вузов, и это может приводить к развитию нарушений сна, что, в свою очередь, может привести к снижению внимания, общего самочувствия и плохой успеваемости.

Цель исследования: изучение распространенности нарушения качества сна у студентов медицинского университета. Материалы и методы. Проведено онлайн-анкетирование среди 680 студентов Смоленского государственного медицинского университета осенью 2022 года. Для оценки качества сна и нарушений сна у студентов использовали Питтсбургский индекс качества сна (PSQI). Анкетирование проводилось анонимно. Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки. Статистическая обработка данных была проведена при помощи программы MICROSOſt EXCEL.

Результаты. Выявлено низкое качество сна у 75,9 % студентов-медиков. Опрошенные студенты спали ночью в среднем 6 часов 12 минут. Максимальные нарушения выявлены в субъективной оценке качества сна у 3,5 % респондентов; в задержке сна – у 3,1 %; в продолжительности сна – у 7,2 %; в эффективности сна – у 1,5 %; в использовании лекарств – у 5,3 %; в дневной дисфункции – у 17,4 % исследованных. Анализ качества сна у студентов-медиков по курсам выявил, что низкое качество сна отмечается на всех курсах. Нарушения сна чаще встречаются на 2-м и 3-м курсе.

Заключение. Нарушения сна у студенческой молодежи включают проблемы с качеством, временем, количеством сна и появлением сонливости в течение дня. Нарушения сна чаще встречаются на младших курсах. Учащиеся женского пола подвергаются более высокому риску. Понимание того, какие нарушения сна встречаются у студентов, а затем принятие соответствующих мер по профилактике этих проблем помогут сохранить не только высокую успеваемость, но и физическое и психическое здоровье.

Для доступа к материалу требуется подписка или приобретенный доступ. Чтобы подтвердить подписку и доступ либо приобрести материал, пожалуйста, войдите в систему.

Об авторах

С. С. Шевченко
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Шевченко Светлана Сергеевна – к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней у детей

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



Н. К. Тихонова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Тихонова Наталья Константиновна – д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



М. С. Шлыкова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Шлыкова Мария Сергеевна – студентка 6-го курса педиатрического факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



Ю. С. Пыцкая
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Пыцкая Юлия Сергеевна – студентка 6-го курса педиатрического факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



А. М. Бурдакова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России

Бурдакова Александра Михайловна – студентка 6-го курса педиатрического факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



К. В. Сидоренко
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Сидоренко Кристина Вячеславовна – студентка 5-го курса лечебного факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



Список литературы

1. Carley DW, Farabi SS. Physiology of sleep. Diabetes Spectr. 2016;29(1):5–9. doi: 10.2337/diaspect.29.1.5

2. Giri P, Baviskar M, Phalke D. Study of sleep habits and sleep problems among medical students of Pravara Institute of Medical Sciences, Loni, Western Maharashtra, India. Ann Med Health Sci Res. 2013;3(1):51–54. doi: 10.4103/2141–9248.109488

3. Черных Н.Ю., Скребнева А.В., Мелихова Е.П., Васильева М.В. Распространенность нарушений сна среди студентов-медиков // Российский вестник гигиены. 2021;3: 23-27. doi: 10.24075/rbh.2021.018

4. Al-Khani AM, Sarhandi MI, Zaghloul MS, Ewid M, Saquib N. A cross-sectional survey on sleep quality, mental health, and academic performance among medical students in Saudi Arabia. BMC Res Notes. 2019;12(1):665. doi: 10.1186/s13104-019-4713-2

5. Василенко К.Д., Гуреева П.В. Изучение распространенности нарушения качества сна и его взаимосвязи со стрессом и успеваемостью у студентов медицинского университета // Молодой ученый. 2022. Т. 36. № 431. С. 12–14.

6. Curcio G, Ferrara M, De Gennaro L. Sleep loss, learning capacity and academic performance. Sleep Med Rev. 2006;10(5):323–337. doi: 10.1016/j.smrv.2005.11.001

7. Fenn KM, Hambrick DZ. Individual differences in working memory capacity predict sleep-dependent memory consolidation. J Exp Psychol Gen. 2012;141(3):404–410. doi: 10.1037/a0025268

8. Куликов В.О., Курагов Е.С., Шамова Н.С. Современные особенности эпидемиологии и феноменологии инсомнических нарушений у учащихся вузов // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2015. Т. 10. № 4. С. 126–128.

9. Пивень Е.А., Бреусов Д.А. Характеристика гигиены сна студентов, проживающих в общежитиях // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2017. Т. 21. № 1. С. 127–136.

10. Мусалимова Р.С., Варфоломеева А.С. Оценка качества сна студентов выпускных курсов // Новые исследования. 2017. Т. 3. № 52. С. 29–34.

11. Doane LD, Gress-Smith JL, Breitenstein RS. Multi-method assessments of sleep over the transition to college and the associations with depression and anxiety symptoms. J Youth Adolesc. 2015;44(2):389–404. doi: 10.1007/s10964-014-0150-7

12. Almojali AI, Almalki SA, Alothman AS, Masuadi EM, Alaqeel MK. The prevalence and association of stress with sleep quality among medical students. J Epidemiol Glob Health. 2017;7(3):169–174. doi: 10.1016/j.jegh.2017.04.005

13. Yoo SS, Hu PT, Gujar N, Jolesz FA, Walker MP. A deficit in the ability to form new human memories without sleep. Nature Neurosci. 2007;10(3):385–392. doi: 10.1038/nn1851

14. Eller T, Aluoja A, Vasar V, Veldi M. Symptoms of anxiety and depression in Estonian medical students with sleep problems. Depress Anxiety. 2006;23(4):250–256. doi: 10.1002/da.20166

15. Wong JG, Patil NG, Beh SL, et al. Cultivating psychological well-being in Hong Kong’s future doctors. Med Teach. 2005;27(8):715–719. doi: 10.1080/01421590500237945

16. Azad MC, Fraser K, Rumana N, et al. Sleep disturbances among medical students: A global perspective. J Clin Sleep Med. 2015;11(1):69–74. doi: 10.5664/jcsm.4370

17. Антонова А.А., Яманова Г.А., Зейналова Г.Р., Абдулаев А.Х., Биджиева М.Х., Искалиев Б.А. Оценка качества сна студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2 (116). С. 62–65. doi: 10.23670/IRJ.2022.116.2.044

18. Залата О.А. Качество сна и тревожность у студентов-медиков в начале и конце учебного года // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2017. № 7 (3). С. 22–27.

19. Газенкампф К.А., Шнайдер Н.А., Дмитренко Д.В. Влияние нарушений продолжительности и качества сна на состояние психофизиологического здоровья и успеваемости студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. Т. 12. № 2. С. 257–260.

20. Kansagra S. Sleep disorders in adolescents. Pediatrics. 2020;145(Suppl 2):S204-S209. doi: 10.1542/peds.2019-2056I

21. Sundarasen S, Chinna K, Kamaludin K, et al. Psychological impact of COVID-19 and lockdown among university students in Malaysia: Implications and policy recommendations. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(17):6206. doi: 10.3390/ijerph17176206

22. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Королик В.В., Аль-Сабунчи А.А. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 11. С. 5–8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-308-11-5-8. EDN YOYTEL.

23. Ferrel MN, Ryan JJ. The impact of COVID-19 on medical education. Cureus. 2020;12(3):e7492. doi: 10.7759/cureus.7492

24. Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В., Дементьев А.А. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения. Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 8. С. 854–860. doi: 10.47470/0016-9900-2020-99-8-854-860

25. Кантимирова Е.А., Петрова М.М., Барон И.И. и др. Важность гигиены сна в профилактике и лечении инсомнии // Вестник Клинической больницы № 51. 2015. № 5(2). С. 13–15.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Шевченко С.С., Тихонова Н.К., Шлыкова М.С., Пыцкая Ю.С., Бурдакова А.М., Сидоренко К.В. Анализ качества сна студентов медицинского университета в период пандемии COVID-19. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):65-70. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

For citation:


Shevchenko S.S., Tikhonova N.K., Shlykova M.S., Pytskaia Yu.S., Burdakova A.M., Sidorenko K.V. Analysis of sleep quality in medical university students during the COVID-19 pandemic. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):65-70. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

Просмотров: 37


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)