Перейти к:
Распространенность факторов риска образа жизни среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43
Аннотация
Введение. Систематическое изучение образа жизни студенческой молодежи, будущего экономического и репродуктивного потенциала страны, необходимо для оценки факторов риска потери здоровья и разработки профилактических мероприятий по его сохранению и укреплению.
Цель исследования: изучить распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям.
Материалы и методы. Распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям изучали по результатам анонимного анкетирования учащихся профессиональных лицеев города Краснодара с их добровольного согласия в 2012 (n = 200) и 2022 (n = 224) годах.
Результаты. Анализ данных показал, что среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования наличие факторов риска образа жизни составило в 2022 г. 88,4 %, что на 8,6 % меньше, чем в 2012 г. (р = 0,002). Наиболее распространенными факторами риска образа жизни среди обучающихся остаются нерациональное питание (80,4 %), низкая физическая активность (45,5 %), курение (37,0 %). Курить стали меньше на 15,0 % (р < 0,001); увеличилась доля учащихся, имеющих высокую физическую активность, на 11,5 % (р = 0,02), рационально питающихся – на 7,1 % (р = 0,05). Анализ по группам профессий показал, что употребление алкоголя превалирует у станочников деревообрабатывающих станков (57,5 %), электрогазосварщиков (50,0 %), секретарей-референтов (41,2 %); нерациональное питание – у электрогазосварщиков и закройщиков (93,3 %), портных (90,0 %); низкая физическая активность – у 80 % портных, 53,3 % поваров-кондитеров, 50 % секретарей-референтов. Недостаточный сон – у слесарей по ремонту автомобилей (63,3 %), секретарей (44,1 %), электрогазосварщиков (20,0 %). Распространенность табакокурения снизилась у секретарей-референтов на 40,2 % (р = 0,003), у закройщиков – на 29,3 % (р = 0,028), у поваров-кондитеров – на 20,0 % (р = 0,05).
Заключение. Высокий уровень распространенности факторов риска образа жизни требует как систематического проведения информационно-образовательной работы среди подростков, так и создания условий, направленных на повышение культуры здорового образа жизни, выработку устойчивой мотивации сохранения здоровья и навыков здоровьесберегающего поведения.
Ключевые слова
Для цитирования:
Киёк О.В., Кучма В.Р., Круподер А.С., Жукова Т.В. Распространенность факторов риска образа жизни среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(6):36-43. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43
For citation:
Kiyok O.V., Kuchma V.R., Krupoder A.S., Zhukova T.V. Prevalence of Lifestyle Risk Factors among Students of Vocational High Schools. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(6):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43
Введение. Приверженность здоровому образу жизни является одной из составляющих сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Подростковый возраст считается самым «здоровым временем жизни», и поэтому молодые люди проявляют мало заинтересованности в сохранении здоровья. В то же время молодежь всегда являлась возрастной группой, наиболее склонной к риску, переоценке своих сил, недооценке значения сохранения здоровья, стремлению подражания взрослым, в том числе и их вредным привычкам [1][2]. Несмотря на имеющийся широкий круг возможностей к ведению здорового образа жизни, у студенческой молодежи сохраняются проблемы его формирования, обусловленные социальными и поведенческими особенностями [3][4]. Такие факторы риска образа жизни, как курение, употребление алкоголя, нерациональное питание, ночной сон менее 7 часов, отсутствие физической активности, отрицательно сказываются на формировании здоровой и развитой личности [5–8]. Исследователями установлена связь не только качества жизни и показателей здоровья с распространенностью факторов риска образа жизни, но и степени влияния отдельных факторов на данные показатели [9][10].
Проводимые в последние годы исследования свидетельствуют о распространении вредных привычек, недостаточном уровне гигиенического воспитания молодежи, тенденции к росту заболеваемости [11–17].
Цель исследования. изучить распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям.
Материалы и методы. Распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям в динамике изучали по результатам анонимного анкетирования учащихся профессиональных лицеев города Краснодара с их добровольного согласия в 2012 (n = 200) и 2022 (n = 224) годах.
Всего в анкетировании приняло участие 424 студента рабочих специальностей: станочник деревообрабатывающих станков (n = 70), повар-кондитер (n = 60), электрогазосварщик (n = 60), слесарь по ремонту автомобилей (n = 60), секретарь-референт (n = 64), закройщик (n = 55), портной (n = 55). Использовали анкету, которая содержит вопросы, затрагивающие различные аспекты жизни подростков: характер питания, продолжительность сна, занятия спортом, курение, употребление алкоголя [18]. Создавали базу данных в программе MS Еxcel 2016 (Microsoft, США). Для оценки статистической значимости применяли метод анализа четырехпольных таблиц сопряженности по критерию хи-квадрат с дополнениями поправкой Йейтса, точным критерием Фишера, различия считали значимыми при р ≤ 0,05. Статистическая обработка полученных данных проводилась на базе программы Statistica 10 (StatSoft, США) или онлайн-ресурса Medstatistic.
Результаты. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования учащихся, показал, что в 2012 году 97,0 % подростков имели факторы риска образа жизни, в 2022 году – 88,4 %. Среди выявленных факторов риска образа жизни у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, исследуемых в 2012 и 2022 гг., превалируют соответственно: нерациональное питание (87,5 и 80,4 %) (р = 0,05), низкий уровень физической активности (57,0 и 45,5 %) (р = 0,02), курение (52,0 и 37,0 %) (р < 0,001), употребление алкоголя (39,5 и 34,8 %) (р = 0,27) (рис. 1).
В целом наличие факторов риска образа жизни среди обследуемых групп учащихся различных специальностей в 2012 году распределились следующим образом: закройщицы и портные в 100 % случаев подвержены вредным поведенческим факторам, электрогазосварщики – 96,7 %, повара-кондитеры – 93,3 %, секретари-референты – 93,3 %, слесари по ремонту автомобилей – 86,7 %, станочники деревообрабатывающих станков – 60 %. В 2022 году среди обследуемых наибольшее количество учащихся с факторами риска отмечено в группах электрогазосварщиков (93,3 %), закройщиков (93,3 %), портных (90,0 %) и станочников деревообрабатывающих станков (87,5 %) (рис. 2).
Вклад отдельных факторов риска образа жизни, изученный в группах обучающихся рабочим профессиям в 2012 и 2022 гг., представлен в табл. 1, 2.
В 2012 году наибольшее количество учащихся с нерациональным типом питания установлено среди закройщиц и портных (100,0 %), электрогазосварщиков (96,7 %); имеют низкий уровень физической активности 100 % портных. 52 % учащихся имеют вредную привычку – курение, при этом наибольшее количество курящих – среди будущих слесарей по ремонту автомобилей (76,7 %). Употребляют алкоголь 39,5 % всех опрошенных учащихся: наибольший процент составили станочники в деревообработке (60,0 %), электрогазосварщики (53,3 %), повара-кондитеры (46,7 %). Недостаточный сон выявлен у 35,5 % респондентов: наибольшее количество учащихся, спящих менее 7 часов в сутки, – среди секретарей-референтов (66,7 %) и станочников деревообрабатывающих станков (56,7 %).
В 2022 году наибольшее число учащихся с нерациональным типом питания отмечено в группах электрогазосварщиков и закройщиков (93,3 %); курят больше всех слесари по ремонту автомобилей (76,7 %) и электрогазосварщики (56,7 %). Самый высокий процент употребления алкоголя – среди станочников в деревообработке (57,5 %) и электрогазосварщиков (50,0 %). Кроме того, отмечен неполноценный сон у 63,3 % слесарей по ремонту автомобилей и низкая физическая активность у 80,0 % портных.
В 2012 году число обучающихся, не имеющих факторов риска образа жизни, составляло 3 %, с одним фактором риска образа жизни – 9,5 %, с двумя факторами – 33,5 % и с тремя и более факторами – 54 %. В 2022 году число обучающихся с отсутствием факторов риска образа жизни увеличилось на 8,6 % и составило 11,6 % (р = 0,002), с одним фактором риска – 15,2 %, двумя факторами – 33,5 %. Следует отметить, что число обучающихся, имеющих сочетание трех и более факторов риска образа жизни, в 2022 году снизилось на 14,3 % и составило 39,7 % (р = 0,004). Тем не менее при позитивных тенденциях распространенность факторов риска образа жизни остается высокой.
Рис. 1. Частота факторов риска образа жизни среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в 2012 и 2022 гг.
Fig. 1. Frequency of lifestyle risk factors among students of vocational high schools in the years 2012 and 2022
Примечание: * – статистически значимые различия (р ≤ 0,05 при сравнении данных в 2012 и 2022 гг.).
Notes: * р ≤ 0.05 for comparison between the years 2012 and 2022.
Сокращения: СДС – станочники деревообрабатывающих станков; СА – слесари по ремонту автомобилей; СР – секретари-референты; ПК – повара-кондитеры; ЭГС – электрогазосварщики; З – закройщики; П – портные.
Abbreviations: WMO – Woodworking machine operator; AM – auto mechanic; AS, assistant secretary; PS – pastry chef; EGW – electric and gas welder; C – cutter; T – tailor.
Рис. 2. Частота встречаемости обучающихся, имеющих фактор риска образа жизни, в 2012 и 2022 гг.
Fig. 2. Specialty-specific frequency of students having a lifestyle risk factor in the years 2012 and 2022
Примечание: * – статистически значимые различия (р ≤ 0,05 при сравнении частоты встречаемости обучающихся, имеющих фактор риска образа жизни, в 2012 и 2022 гг.).
Note: р ≤ 0.05 for comparison between the years 2012 and 2022.
Таблица 1. Частота встречаемости обучающихся в исследуемых группах, имеющих вредные привычки, в 2012 и 2022 гг.
Table 1. Frequency of occurrence of students with bad habits in the study groups in the years 2012 and 2022
Таблица 2. Частота встречаемости обучающихся в исследуемых группах, имеющих факторы риска образа жизни в 2012 и 2022 гг.
Table 2. Frequency of occurrence of students having specific lifestyle risk factors in the study groups in the years 2012 and 2022
Обсуждение. Сохранение и укрепление здоровья учащихся возможно при условии целенаправленной разработки профилактических мероприятий, включающих ведение просветительской деятельности в отношении вреда курения, употребления алкоголя, нерационального питания, соблюдения режима труда и отдыха, малоподвижного образа жизни [19][20].
В этих условиях важным моментом в формировании системы мероприятий, направленных на воспитание приверженности к здоровому образу жизни (ЗОЖ) среди учащихся, стал Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1. Для достижения поставленных задач были разработаны национальные и федеральные проекты, направленные на создание среды, способствующей формированию у молодежи здорового образа жизни. Кроме того, Приказом Минздрава России от 15 января 2020 года утверждена «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года»2. Одним из основных направлений решения задач Стратегии является разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи. Проводятся информационно-коммуникационные компании по формированию здорового образа жизни, мероприятия по привлечению к занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового питания, по преодолению и профилактике алкогольной, табачной и наркотической зависимости [21–23]. Активное формирование приверженности к здоровому образу жизни отразилось на показателях распространенности факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям, изученных в 2022 году. Рассматривая динамику факторов риска за десятилетие, можно отметить, что все рассматриваемые показатели снизились, но это, скорее, можно трактовать как тенденцию. Анализ данных показал, что среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования наличие факторов риска образа жизни составило в 2022 году 88,4 %, что на 8,6 % меньше, чем в 2012 (р = 0,002) году.
Наиболее распространенными факторами риска образа жизни среди обучающихся остаются нерациональное питание (80,4 %), низкий уровень физической активности (45,5 %), курение (37,0 %), употребление алкоголя (34,8 %). Вместе с тем необходимо отметить, что курить стали меньше на 15,0 % (р < 0,001). Кроме того, увеличилась доля учащихся, которые спят более 7 часов, на 14,1 % (р = 0,002), имеющих высокий уровень физической активности – на 11,5 % (р = 0,02), доля учащихся рационально питающихся – на 7,1 % (р = 0,05).
При рассмотрении распространения факторов риска образа жизни по группам специальностей необходимо отметить, что, несмотря на улучшение показателей в динамике в целом, вызывает тревогу сохраняющаяся высокая распространенность таких факторов риска образа жизни, как употребление алкоголя, превалирующее у станочников деревообрабатывающих станков (57,5 %), электрогазосварщиков (50,0 %) и у секретарей-референтов (41,2 %). Нерациональное питание остается на высоком уровне у электрогазосварщиков и закройщиков (93,3 %), а также портных (90,0 %). Низкая физическая активность наблюдается у 80 % портных, 53,3 % поваров-кондитеров и 50 % секретарей-референтов. Спят меньше семи часов слесари по ремонту автомобилей (63,3 %), секретари-референты (44,1 %), электрогазосварщики (20,0 %).
В то же время распространенность табакокурения существенно снизилась в изучаемых группах, и больше всего у секретарей-референтов: на 40,2 % (р = 0,003), у закройщиков – на 29,3 % (р = 0,028), у поваров-кондитеров – на 20,0 % (р = 0,05).
Десятилетие – достаточный срок, чтобы установить характер этих положительных изменений в образе жизни молодежи. Существенное снижение риска отмечено только для курения – с 52,0 до 37,0 % (р < 0,001). Причина этого, по-видимому, связана не столько с увеличением приверженности к ЗОЖ среди учащихся (иначе трудно объяснить отсутствие улучшения показателей по другим факторам риска), сколько с реализаций соответствующих государственных программ по ограничению курения [24–27]. Однако дальнейшее движение в направлении формирования здорового образа жизни, например в отношении увеличения физической активности, здорового питания, отказа от курения и употребления алкоголя, не может быть реализовано ограничительными мерами. На примере организованных коллективов обучающихся рабочим профессиям необходимо формировать приверженность к здоровьесбережению через организацию образовательных программ, олимпиад, конкурсов, студенческих конференций, спортивных мероприятий по ЗОЖ, внедрять в учреждениях среднего профессионального образования поощрительную систему за активное принятие здорового образа жизни.
Принявшие участие в анкетировании учащиеся осваивают наиболее распространенные рабочие профессии, предъявляющие к организму обучающихся наличие соответствующего уровня здоровья и общей физической подготовки. В связи с этим в вопросах сохранения трудового потенциала, здоровья будущих рабочих необходимо исходить не столько из формирования противопоказаний к обучению, хотя они безусловно необходимы, сколько из практики внедрения в учебный процесс программы профилактики факторов риска развития заболеваний, в том числе занятий физической культурой профессиональной прикладной направленности. С гигиенических позиций в соответствии с установленной нами приоритетностью факторов риска рекомендуем включить в программы всех лет обучения не менее четырех занятий физической культурой в неделю с обязательным изучением теоретических основ влияния физических упражнений на функционирование всех систем организма и обучением комплексу физических упражнений в зависимости от профиля специальности. Отечественными исследователями показан опыт гигиенического воспитания и обучения через внедрение в учебный процесс образовательных курсов по формированию здоровья. В нашем случае, несомненно, данный опыт может быть также успешно реализован [28].
Дальнейшие исследования будут направлены на изучение эффективности внедрения образовательных программ по гигиеническому воспитанию в УСПО, увеличения объема часов физической культуры с применением современных физкультурно-оздоровительных технологий с учетом профиля специальности.
Заключение. Результаты проведенных исследований показали, что, несмотря на общую тенденцию к снижению, распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим специальностям остается на достаточно высоком уровне (97,0 % в 2012 году и 88,4 %. в 2022 году (р = 0,002)). Наиболее распространенными факторами риска образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования на сегодня являются нерациональное питание (80,4 %), низкий уровень физической активности (45,5 %), курение (37,0 %), употребление алкоголя (34,8 %).
Высокий уровень распространенности факторов риска образа жизни требует не только систематического активного проведения информационной, культурно-спортивно-массовой работы среди подростков, направленной на повышение культуры здорового образа жизни, выработку устойчивой мотивации сохранения здоровья, умений и навыков здоровьесберегающего поведения, но и обеспечения условий для их реализации за счет внедрения в учебный процесс образовательных программ по ЗОЖ, увеличения объема часов по физической культуре с обязательным изучением физических упражнений, рекомендованных в зависимости от профиля специальности.
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.02.2023).
2. Приказ Минздрава России от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/ (дата обращения: 27.02.2023).
Список литературы
1. Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Ключевые проблемы в оценке здоровья подростков при получении среднего профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 43–49. doi: 10.35627/2219-5238/2020-329-8-43-49
2. Копылов А.С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие // Российский вестник гигиены. 2022. № 1. С. 34–40. doi: 10.24075/rbh.2022.040
3. Кучма В.Р., Фисенко А.П. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 3. С. 4–10.
4. Пашинцева А.П., Пикалова К.В., Огрызкова Г.С. Отношение молодежи к формированию здорового образа жизни // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № 2. С. 55–56. EDN YYMWYX.
5. Бурлуцкая А.В., Статова А.В., Гурина Е.С. Состояние здоровья (заболеваемость и инвалидность) подростков в Краснодарском крае // Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26. № 2. С. 130–139. doi: 10.25207/1608-6228-2019-26-2-130-139
6. Bin Abdulrahman KA, Khalaf AM, Bin Abbas FB, Alanezi OT. The lifestyle of Saudi medical students. Int J Environ Res Public Health. 2021;18(15):7869. doi: 10.3390/ijerph18157869
7. Ma C, Xu W, Zhou L, Ma S, Wang Y. Association between lifestyle factors and suboptimal health status among Chinese college freshmen: a cross-sectional study. BMC Public Health. 2018;18(1):105. doi: 10.1186/s12889-017-5002-4
8. Панова Н.А., Варфоломеева З.С. Оценка состояния и динамики распространения нарушений функций дыхания у подростков 14–16 лет // Научное обозрение. Медицинские науки. 2020. № 5. С. 16–20. EDN: YEXMFT.
9. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Гигиенические аспекты профессионального образования и трудовой деятельности подростков: риски здоровью, технологии снижения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 32–40. EDN: JTIPEH.
10. Atzendorf J, Apfelbacher C, Gomes de Matos E, Kraus L, Piontek D. Patterns of multiple lifestyle risk factors and their link to mental health in the German adult population: a cross-sectional study. BMJ Open. 2018;8(12):e022184. doi: 10.1136/bmjopen-2018-022184
11. Müller C, El-Ansari K, El Ansari W. Health-promoting behavior and lifestyle characteristics of students as a function of sex and academic level. Int J Environ Res Public Health. 2022;19(12):7539. doi: 10.3390/ijerph19127539
12. Qin Z, Wang N, Ware RS, Sha Y, Xu F. Lifestyle-related behaviors and health-related quality of life among children and adolescents in China. Health Qual Life Outcomes. 2021;19(1):8. doi: 10.1186/s12955-020-01657-w
13. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю. Условия формирования здоровья трудового потенциала: проблемы и пути решения // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 8. С. 50–54.
14. Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г. Региональные особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста (по данным многоцентровых исследований) // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). С. 47–50. doi: 10.35627/2219-5238/2018-305-8-47-50
15. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Приоритет факторов риска здоровью учащихся колледже как основа профилактических программ // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 9. С. 104–104.
16. Саньков С.В., Тикашкина О.В. Изучение распространенности поведенческих факторов риска здоровью у старшеклассников // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 11 (332). С. 49–54. doi: 10.35627/2219-5238/2020-332-11-49-54. EDN GWWSXM.
17. Антонова А.А., Яманова Г.А., Боговденова В.Ф., Умарова Д.Н. Основные тенденции заболеваемости среди детского населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-3 (103). С. 6–9. doi: 10.23670/IRJ.2021.103.1.054. EDN: QBAAIC.
18. Загоруйченко А.А. Карпова О.Б. Современные тенденции здоровья детского населения в России // Главврач. 2022. № 6. С. 14–19. doi: 10.33920/med-03-2206-02. EDN ZXCRJC.
19. Квинт В.О., Пронькин В.В. Распространенность вредных привычек среди населения // Современные проблемы экологии и здоровья населения: Материалы всероссийской конференции с международным участием, посвященной 60-летию образования Восточно-Сибирского института медико-экологических исследований и IV всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Ангарск, 05–09 июля 2021 года. / Иркутск: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Иркутский научный центр хирургии и травматологии» Сибирского отделения Российской академии наук, 2021. С. 212–217.
20. Тятенкова Н.Н., Уварова Ю.Е. Соблюдение принципов здорового образа жизни работающей и учащейся молодежью // Здоровье и окружающая среда. 2019. № 29. С. 187–191.
21. Киёк О.В., Сахаров А. В., Стасюк Е.А. Формирование приверженности ЗОЖ у населения Краснодарского края // Сборник тезисов научно-практических работ к 100-летию образования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Краснодар: Издательство, 2022. С. 43–51.
22. Ларионова В.К. Спортивно-оздоровительное мероприятие, как способ формирования здорового образа жизни у молодежи // Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22–24 ноября 2018 года / Под редакцией Г.В. Ковалевой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 220–223.
23. Биловус В.К. Здоровьесбережение как механизм формирования здорового образа жизни современной молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 20–23. doi: 10.23672/q0306-5906-2204-o. EDN: VFEVGQ.
24. Порошина А.С., Синцова С.В., Бармина В.Ю. Анализ эффективности антитабачной кампании в Кировской области // Медицинское образование сегодня. 2022. № 1 (17). С. 58–62.
25. Ненахов И.Г., Степкин Ю.И., Платунин А.В. К вопросу оценки риска влияния табакокурения на здоровье учащихся школьного возраста // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 12 (321). С. 20–22. doi: 10.35627/2219-5238/2019-321-12-20-22
26. Наумова Н.А., Васильева Т.П., Олендарь Н.В. Научное обоснование направлений совершенствования профилактики табакокурения среди подростков // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20. № 7. С. 84–89. EDN XVVFZB.
27. Сирко А.А., Зайцев Е.А. К вопросу об эффективности проведения информационно-просветительских мероприятий в системе «Профилактика табакокурения» // Амурский научный вестник. 2018. № 2. С. 70–78. EDN OVJZZF.
28. Горбаткова Е.Ю., Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З. Роль гигиенического обучения и воспитания в системе сохранения и укрепления здоровья студентов вузов // Гигиена и санитария. 2023. Т. 102. № 2. С. 162–168. doi: 10.47470/0016-9900-2023-102-2-162-168. EDN QDSYXN.
Об авторах
О. В. КиёкРоссия
Киёк Ольга Васильевна – к.м.н., доцент, заведующий кафедрой профильных гигиенических дисциплин и эпидемиологии
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
В. Р. Кучма
Россия
Кучма Владислав Ремирович – член-корр. РАН, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков
ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 2, к. 130–135, г. Москва, 119435
А. С. Круподер
Россия
Круподер Анна Сергеевна – ассистент кафедры профильных гигиенических дисциплин и эпидемиологии
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
Т. В. Жукова
Россия
Жукова Татьяна Васильевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены
пер. Нахичеванский, д. 29, г. Ростов-на-Дону, 344022
Рецензия
Для цитирования:
Киёк О.В., Кучма В.Р., Круподер А.С., Жукова Т.В. Распространенность факторов риска образа жизни среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(6):36-43. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43
For citation:
Kiyok O.V., Kuchma V.R., Krupoder A.S., Zhukova T.V. Prevalence of Lifestyle Risk Factors among Students of Vocational High Schools. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(6):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43