Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Распространенность факторов риска образа жизни среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Систематическое изучение образа жизни студенческой молодежи, будущего экономического и репродуктивного потенциала страны, необходимо для оценки факторов риска потери здоровья и разработки профилактических мероприятий по его сохранению и укреплению.

Цель исследования: изучить распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям.

Материалы и методы. Распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям изучали по результатам анонимного анкетирования учащихся профессиональных лицеев города Краснодара с их добровольного согласия в 2012 (n = 200) и 2022 (n = 224) годах.

Результаты. Анализ данных показал, что среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования наличие факторов риска образа жизни составило в 2022 г. 88,4 %, что на 8,6 % меньше, чем в 2012 г. (р = 0,002). Наиболее распространенными факторами риска образа жизни среди обучающихся остаются нерациональное питание (80,4 %), низкая физическая активность (45,5 %), курение (37,0 %). Курить стали меньше на 15,0 % (р < 0,001); увеличилась доля учащихся, имеющих высокую физическую активность, на 11,5 % (р = 0,02), рационально питающихся – на 7,1 % (р = 0,05). Анализ по группам профессий показал, что употребление алкоголя превалирует у станочников деревообрабатывающих станков (57,5 %), электрогазосварщиков (50,0 %), секретарей-референтов (41,2 %); нерациональное питание – у электрогазосварщиков и закройщиков (93,3 %), портных (90,0 %); низкая физическая активность – у 80 % портных, 53,3 % поваров-кондитеров, 50 % секретарей-референтов. Недостаточный сон – у слесарей по ремонту автомобилей (63,3 %), секретарей (44,1 %), электрогазосварщиков (20,0 %). Распространенность табакокурения снизилась у секретарей-референтов на 40,2 % (р = 0,003), у закройщиков – на 29,3 % (р = 0,028), у поваров-кондитеров – на 20,0 % (р = 0,05).

Заключение. Высокий уровень распространенности факторов риска образа жизни требует как систематического проведения информационно-образовательной работы среди подростков, так и создания условий, направленных на повышение культуры здорового образа жизни, выработку устойчивой мотивации сохранения здоровья и навыков здоровьесберегающего поведения.

Для цитирования:


Киёк О.В., Кучма В.Р., Круподер А.С., Жукова Т.В. Распространенность факторов риска образа жизни среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(6):36-43. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43

For citation:


Kiyok O.V., Kuchma V.R., Krupoder A.S., Zhukova T.V. Prevalence of Lifestyle Risk Factors among Students of Vocational High Schools. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(6):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43

Введение. Приверженность здоровому образу жизни является одной из составляющих сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Подростковый возраст считается самым «здоровым временем жизни», и поэтому молодые люди проявляют мало заинтересованности в сохранении здоровья. В то же время молодежь всегда являлась возрастной группой, наиболее склонной к риску, переоценке своих сил, недооценке значения сохранения здоровья, стремлению подражания взрослым, в том числе и их вредным привычкам [1][2]. Несмотря на имеющийся широкий круг возможностей к ведению здорового образа жизни, у студенческой молодежи сохраняются проблемы его формирования, обусловленные социальными и поведенческими особенностями [3][4]. Такие факторы риска образа жизни, как курение, употребление алкоголя, нерациональное питание, ночной сон менее 7 часов, отсутствие физической активности, отрицательно сказываются на формировании здоровой и развитой личности [5–8]. Исследователями установлена связь не только качества жизни и показателей здоровья с распространенностью факторов риска образа жизни, но и степени влияния отдельных факторов на данные показатели [9][10].

Проводимые в последние годы исследования свидетельствуют о распространении вредных привычек, недостаточном уровне гигиенического воспитания молодежи, тенденции к росту заболеваемости [11–17].

Цель исследования. изучить распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям.

Материалы и методы. Распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям в динамике изучали по результатам анонимного анкетирования учащихся профессиональных лицеев города Краснодара с их добровольного согласия в 2012 (n = 200) и 2022 (n = 224) годах.

Всего в анкетировании приняло участие 424 студента рабочих специальностей: станочник деревообрабатывающих станков (n = 70), повар-кондитер (n = 60), электрогазосварщик (n = 60), слесарь по ремонту автомобилей (n = 60), секретарь-референт (n = 64), закройщик (n = 55), портной (n = 55). Использовали анкету, которая содержит вопросы, затрагивающие различные аспекты жизни подростков: характер питания, продолжительность сна, занятия спортом, курение, употребление алкоголя [18]. Создавали базу данных в программе MS Еxcel 2016 (Microsoft, США). Для оценки статистической значимости применяли метод анализа четырехпольных таблиц сопряженности по критерию хи-квадрат с дополнениями поправкой Йейтса, точным критерием Фишера, различия считали значимыми при р ≤ 0,05. Статистическая обработка полученных данных проводилась на базе программы Statistica 10 (StatSoft, США) или онлайн-ресурса Medstatistic.

Результаты. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования учащихся, показал, что в 2012 году 97,0 % подростков имели факторы риска образа жизни, в 2022 году – 88,4 %. Среди выявленных факторов риска образа жизни у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, исследуемых в 2012 и 2022 гг., превалируют соответственно: нерациональное питание (87,5 и 80,4 %) (р = 0,05), низкий уровень физической активности (57,0 и 45,5 %) (р = 0,02), курение (52,0 и 37,0 %) (р < 0,001), употребление алкоголя (39,5 и 34,8 %) (р = 0,27) (рис. 1).

В целом наличие факторов риска образа жизни среди обследуемых групп учащихся различных специальностей в 2012 году распределились следующим образом: закройщицы и портные в 100 % случаев подвержены вредным поведенческим факторам, электрогазосварщики – 96,7 %, повара-кондитеры – 93,3 %, секретари-референты – 93,3 %, слесари по ремонту автомобилей – 86,7 %, станочники деревообрабатывающих станков – 60 %. В 2022 году среди обследуемых наибольшее количество учащихся с факторами риска отмечено в группах электрогазосварщиков (93,3 %), закройщиков (93,3 %), портных (90,0 %) и станочников деревообрабатывающих станков (87,5 %) (рис. 2).

Вклад отдельных факторов риска образа жизни, изученный в группах обучающихся рабочим профессиям в 2012 и 2022 гг., представлен в табл. 1, 2.

В 2012 году наибольшее количество учащихся с нерациональным типом питания установлено среди закройщиц и портных (100,0 %), электрогазосварщиков (96,7 %); имеют низкий уровень физической активности 100 % портных. 52 % учащихся имеют вредную привычку – курение, при этом наибольшее количество курящих – среди будущих слесарей по ремонту автомобилей (76,7 %). Употребляют алкоголь 39,5 % всех опрошенных учащихся: наибольший процент составили станочники в деревообработке (60,0 %), электрогазосварщики (53,3 %), повара-кондитеры (46,7 %). Недостаточный сон выявлен у 35,5 % респондентов: наибольшее количество учащихся, спящих менее 7 часов в сутки, – среди секретарей-референтов (66,7 %) и станочников деревообрабатывающих станков (56,7 %).

В 2022 году наибольшее число учащихся с нерациональным типом питания отмечено в группах электрогазосварщиков и закройщиков (93,3 %); курят больше всех слесари по ремонту автомобилей (76,7 %) и электрогазосварщики (56,7 %). Самый высокий процент употребления алкоголя – среди станочников в деревообработке (57,5 %) и электрогазосварщиков (50,0 %). Кроме того, отмечен неполноценный сон у 63,3 % слесарей по ремонту автомобилей и низкая физическая активность у 80,0 % портных.

В 2012 году число обучающихся, не имеющих факторов риска образа жизни, составляло 3 %, с одним фактором риска образа жизни – 9,5 %, с двумя факторами – 33,5 % и с тремя и более факторами – 54 %. В 2022 году число обучающихся с отсутствием факторов риска образа жизни увеличилось на 8,6 % и составило 11,6 % (р = 0,002), с одним фактором риска – 15,2 %, двумя факторами – 33,5 %. Следует отметить, что число обучающихся, имеющих сочетание трех и более факторов риска образа жизни, в 2022 году снизилось на 14,3 % и составило 39,7 % (р = 0,004). Тем не менее при позитивных тенденциях распространенность факторов риска образа жизни остается высокой.

Рис. 1. Частота факторов риска образа жизни среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования в 2012 и 2022 гг.

Fig. 1. Frequency of lifestyle risk factors among students of vocational high schools in the years 2012 and 2022

Примечание: * – статистически значимые различия (р ≤ 0,05 при сравнении данных в 2012 и 2022 гг.).

Notes: * р ≤ 0.05 for comparison between the years 2012 and 2022.

Сокращения: СДС – станочники деревообрабатывающих станков; СА – слесари по ремонту автомобилей; СР – секретари-референты; ПК – повара-кондитеры; ЭГС – электрогазосварщики; З – закройщики; П – портные.

Abbreviations: WMO – Woodworking machine operator; AM – auto mechanic; AS, assistant secretary; PS – pastry chef; EGW – electric and gas welder; C – cutter; T – tailor.

Рис. 2. Частота встречаемости обучающихся, имеющих фактор риска образа жизни, в 2012 и 2022 гг.

Fig. 2. Specialty-specific frequency of students having a lifestyle risk factor in the years 2012 and 2022

Примечание: * – статистически значимые различия (р ≤ 0,05 при сравнении частоты встречаемости обучающихся, имеющих фактор риска образа жизни, в 2012 и 2022 гг.).

Note: р ≤ 0.05 for comparison between the years 2012 and 2022.

Таблица 1. Частота встречаемости обучающихся в исследуемых группах, имеющих вредные привычки, в 2012 и 2022 гг.

Table 1. Frequency of occurrence of students with bad habits in the study groups in the years 2012 and 2022

Таблица 2. Частота встречаемости обучающихся в исследуемых группах, имеющих факторы риска образа жизни в 2012 и 2022 гг.

Table 2. Frequency of occurrence of students having specific lifestyle risk factors in the study groups in the years 2012 and 2022

Обсуждение. Сохранение и укрепление здоровья учащихся возможно при условии целенаправленной разработки профилактических мероприятий, включающих ведение просветительской деятельности в отношении вреда курения, употребления алкоголя, нерационального питания, соблюдения режима труда и отдыха, малоподвижного образа жизни [19][20].

В этих условиях важным моментом в формировании системы мероприятий, направленных на воспитание приверженности к здоровому образу жизни (ЗОЖ) среди учащихся, стал Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1. Для достижения поставленных задач были разработаны национальные и федеральные проекты, направленные на создание среды, способствующей формированию у молодежи здорового образа жизни. Кроме того, Приказом Минздрава России от 15 января 2020 года утверждена «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года»2. Одним из основных направлений решения задач Стратегии является разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи. Проводятся информационно-коммуникационные компании по формированию здорового образа жизни, мероприятия по привлечению к занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового питания, по преодолению и профилактике алкогольной, табачной и наркотической зависимости [21–23]. Активное формирование приверженности к здоровому образу жизни отразилось на показателях распространенности факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим профессиям, изученных в 2022 году. Рассматривая динамику факторов риска за десятилетие, можно отметить, что все рассматриваемые показатели снизились, но это, скорее, можно трактовать как тенденцию. Анализ данных показал, что среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования наличие факторов риска образа жизни составило в 2022 году 88,4 %, что на 8,6 % меньше, чем в 2012 (р = 0,002) году.

Наиболее распространенными факторами риска образа жизни среди обучающихся остаются нерациональное питание (80,4 %), низкий уровень физической активности (45,5 %), курение (37,0 %), употребление алкоголя (34,8 %). Вместе с тем необходимо отметить, что курить стали меньше на 15,0 % (р < 0,001). Кроме того, увеличилась доля учащихся, которые спят более 7 часов, на 14,1 % (р = 0,002), имеющих высокий уровень физической активности – на 11,5 % (р = 0,02), доля учащихся рационально питающихся – на 7,1 % (р = 0,05).

При рассмотрении распространения факторов риска образа жизни по группам специальностей необходимо отметить, что, несмотря на улучшение показателей в динамике в целом, вызывает тревогу сохраняющаяся высокая распространенность таких факторов риска образа жизни, как употребление алкоголя, превалирующее у станочников деревообрабатывающих станков (57,5 %), электрогазосварщиков (50,0 %) и у секретарей-референтов (41,2 %). Нерациональное питание остается на высоком уровне у электрогазосварщиков и закройщиков (93,3 %), а также портных (90,0 %). Низкая физическая активность наблюдается у 80 % портных, 53,3 % поваров-кондитеров и 50 % секретарей-референтов. Спят меньше семи часов слесари по ремонту автомобилей (63,3 %), секретари-референты (44,1 %), электрогазосварщики (20,0 %).

В то же время распространенность табакокурения существенно снизилась в изучаемых группах, и больше всего у секретарей-референтов: на 40,2 % (р = 0,003), у закройщиков – на 29,3 % (р = 0,028), у поваров-кондитеров – на 20,0 % (р = 0,05).

Десятилетие – достаточный срок, чтобы установить характер этих положительных изменений в образе жизни молодежи. Существенное снижение риска отмечено только для курения – с 52,0 до 37,0 % (р < 0,001). Причина этого, по-видимому, связана не столько с увеличением приверженности к ЗОЖ среди учащихся (иначе трудно объяснить отсутствие улучшения показателей по другим факторам риска), сколько с реализаций соответствующих государственных программ по ограничению курения [24–27]. Однако дальнейшее движение в направлении формирования здорового образа жизни, например в отношении увеличения физической активности, здорового питания, отказа от курения и употребления алкоголя, не может быть реализовано ограничительными мерами. На примере организованных коллективов обучающихся рабочим профессиям необходимо формировать приверженность к здоровьесбережению через организацию образовательных программ, олимпиад, конкурсов, студенческих конференций, спортивных мероприятий по ЗОЖ, внедрять в учреждениях среднего профессионального образования поощрительную систему за активное принятие здорового образа жизни.

Принявшие участие в анкетировании учащиеся осваивают наиболее распространенные рабочие профессии, предъявляющие к организму обучающихся наличие соответствующего уровня здоровья и общей физической подготовки. В связи с этим в вопросах сохранения трудового потенциала, здоровья будущих рабочих необходимо исходить не столько из формирования противопоказаний к обучению, хотя они безусловно необходимы, сколько из практики внедрения в учебный процесс программы профилактики факторов риска развития заболеваний, в том числе занятий физической культурой профессиональной прикладной направленности. С гигиенических позиций в соответствии с установленной нами приоритетностью факторов риска рекомендуем включить в программы всех лет обучения не менее четырех занятий физической культурой в неделю с обязательным изучением теоретических основ влияния физических упражнений на функционирование всех систем организма и обучением комплексу физических упражнений в зависимости от профиля специальности. Отечественными исследователями показан опыт гигиенического воспитания и обучения через внедрение в учебный процесс образовательных курсов по формированию здоровья. В нашем случае, несомненно, данный опыт может быть также успешно реализован [28].

Дальнейшие исследования будут направлены на изучение эффективности внедрения образовательных программ по гигиеническому воспитанию в УСПО, увеличения объема часов физической культуры с применением современных физкультурно-оздоровительных технологий с учетом профиля специальности.

Заключение. Результаты проведенных исследований показали, что, несмотря на общую тенденцию к снижению, распространенность факторов риска образа жизни среди обучающихся рабочим специальностям остается на достаточно высоком уровне (97,0 % в 2012 году и 88,4 %. в 2022 году (р = 0,002)). Наиболее распространенными факторами риска образа жизни учащихся учреждений среднего профессионального образования на сегодня являются нерациональное питание (80,4 %), низкий уровень физической активности (45,5 %), курение (37,0 %), употребление алкоголя (34,8 %).

Высокий уровень распространенности факторов риска образа жизни требует не только систематического активного проведения информационной, культурно-спортивно-массовой работы среди подростков, направленной на повышение культуры здорового образа жизни, выработку устойчивой мотивации сохранения здоровья, умений и навыков здоровьесберегающего поведения, но и обеспечения условий для их реализации за счет внедрения в учебный процесс образовательных программ по ЗОЖ, увеличения объема часов по физической культуре с обязательным изучением физических упражнений, рекомендованных в зависимости от профиля специальности.

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.02.2023).

2. Приказ Минздрава России от 15.01.2020 № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/ (дата обращения: 27.02.2023).

Список литературы

1. Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Ключевые проблемы в оценке здоровья подростков при получении среднего профессионального образования // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 43–49. doi: 10.35627/2219-5238/2020-329-8-43-49

2. Копылов А.С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие // Российский вестник гигиены. 2022. № 1. С. 34–40. doi: 10.24075/rbh.2022.040

3. Кучма В.Р., Фисенко А.П. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 3. С. 4–10.

4. Пашинцева А.П., Пикалова К.В., Огрызкова Г.С. Отношение молодежи к формированию здорового образа жизни // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № 2. С. 55–56. EDN YYMWYX.

5. Бурлуцкая А.В., Статова А.В., Гурина Е.С. Состояние здоровья (заболеваемость и инвалидность) подростков в Краснодарском крае // Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26. № 2. С. 130–139. doi: 10.25207/1608-6228-2019-26-2-130-139

6. Bin Abdulrahman KA, Khalaf AM, Bin Abbas FB, Alanezi OT. The lifestyle of Saudi medical students. Int J Environ Res Public Health. 2021;18(15):7869. doi: 10.3390/ijerph18157869

7. Ma C, Xu W, Zhou L, Ma S, Wang Y. Association between lifestyle factors and suboptimal health status among Chinese college freshmen: a cross-sectional study. BMC Public Health. 2018;18(1):105. doi: 10.1186/s12889-017-5002-4

8. Панова Н.А., Варфоломеева З.С. Оценка состояния и динамики распространения нарушений функций дыхания у подростков 14–16 лет // Научное обозрение. Медицинские науки. 2020. № 5. С. 16–20. EDN: YEXMFT.

9. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Гигиенические аспекты профессионального образования и трудовой деятельности подростков: риски здоровью, технологии снижения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 32–40. EDN: JTIPEH.

10. Atzendorf J, Apfelbacher C, Gomes de Matos E, Kraus L, Piontek D. Patterns of multiple lifestyle risk factors and their link to mental health in the German adult population: a cross-sectional study. BMJ Open. 2018;8(12):e022184. doi: 10.1136/bmjopen-2018-022184

11. Müller C, El-Ansari K, El Ansari W. Health-promoting behavior and lifestyle characteristics of students as a function of sex and academic level. Int J Environ Res Public Health. 2022;19(12):7539. doi: 10.3390/ijerph19127539

12. Qin Z, Wang N, Ware RS, Sha Y, Xu F. Lifestyle-related behaviors and health-related quality of life among children and adolescents in China. Health Qual Life Outcomes. 2021;19(1):8. doi: 10.1186/s12955-020-01657-w

13. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю. Условия формирования здоровья трудового потенциала: проблемы и пути решения // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 8. С. 50–54.

14. Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г. Региональные особенности жизнедеятельности и здоровья учащихся подросткового возраста (по данным многоцентровых исследований) // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 8 (305). С. 47–50. doi: 10.35627/2219-5238/2018-305-8-47-50

15. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Приоритет факторов риска здоровью учащихся колледже как основа профилактических программ // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 9. С. 104–104.

16. Саньков С.В., Тикашкина О.В. Изучение распространенности поведенческих факторов риска здоровью у старшеклассников // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 11 (332). С. 49–54. doi: 10.35627/2219-5238/2020-332-11-49-54. EDN GWWSXM.

17. Антонова А.А., Яманова Г.А., Боговденова В.Ф., Умарова Д.Н. Основные тенденции заболеваемости среди детского населения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-3 (103). С. 6–9. doi: 10.23670/IRJ.2021.103.1.054. EDN: QBAAIC.

18. Загоруйченко А.А. Карпова О.Б. Современные тенденции здоровья детского населения в России // Главврач. 2022. № 6. С. 14–19. doi: 10.33920/med-03-2206-02. EDN ZXCRJC.

19. Квинт В.О., Пронькин В.В. Распространенность вредных привычек среди населения // Современные проблемы экологии и здоровья населения: Материалы всероссийской конференции с международным участием, посвященной 60-летию образования Восточно-Сибирского института медико-экологических исследований и IV всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Ангарск, 05–09 июля 2021 года. / Иркутск: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Иркутский научный центр хирургии и травматологии» Сибирского отделения Российской академии наук, 2021. С. 212–217.

20. Тятенкова Н.Н., Уварова Ю.Е. Соблюдение принципов здорового образа жизни работающей и учащейся молодежью // Здоровье и окружающая среда. 2019. № 29. С. 187–191.

21. Киёк О.В., Сахаров А. В., Стасюк Е.А. Формирование приверженности ЗОЖ у населения Краснодарского края // Сборник тезисов научно-практических работ к 100-летию образования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Краснодар: Издательство, 2022. С. 43–51.

22. Ларионова В.К. Спортивно-оздоровительное мероприятие, как способ формирования здорового образа жизни у молодежи // Молодежная политика России в контексте глобальных мировых перемен: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22–24 ноября 2018 года / Под редакцией Г.В. Ковалевой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. С. 220–223.

23. Биловус В.К. Здоровьесбережение как механизм формирования здорового образа жизни современной молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 20–23. doi: 10.23672/q0306-5906-2204-o. EDN: VFEVGQ.

24. Порошина А.С., Синцова С.В., Бармина В.Ю. Анализ эффективности антитабачной кампании в Кировской области // Медицинское образование сегодня. 2022. № 1 (17). С. 58–62.

25. Ненахов И.Г., Степкин Ю.И., Платунин А.В. К вопросу оценки риска влияния табакокурения на здоровье учащихся школьного возраста // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 12 (321). С. 20–22. doi: 10.35627/2219-5238/2019-321-12-20-22

26. Наумова Н.А., Васильева Т.П., Олендарь Н.В. Научное обоснование направлений совершенствования профилактики табакокурения среди подростков // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2018. Т. 20. № 7. С. 84–89. EDN XVVFZB.

27. Сирко А.А., Зайцев Е.А. К вопросу об эффективности проведения информационно-просветительских мероприятий в системе «Профилактика табакокурения» // Амурский научный вестник. 2018. № 2. С. 70–78. EDN OVJZZF.

28. Горбаткова Е.Ю., Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З. Роль гигиенического обучения и воспитания в системе сохранения и укрепления здоровья студентов вузов // Гигиена и санитария. 2023. Т. 102. № 2. С. 162–168. doi: 10.47470/0016-9900-2023-102-2-162-168. EDN QDSYXN.


Об авторах

О. В. Киёк
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Киёк Ольга Васильевна – к.м.н., доцент, заведующий кафедрой профильных гигиенических дисциплин и эпидемиологии

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



В. Р. Кучма
Институт общественного здоровья имени Ф. Ф. Эрисмана ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. С. Сеченова» (Сеченовский Университет) Минздрава России
Россия

Кучма Владислав Ремирович – член-корр. РАН, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков

ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 2, к. 130–135, г. Москва, 119435



А. С. Круподер
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Круподер Анна Сергеевна – ассистент кафедры профильных гигиенических дисциплин и эпидемиологии

ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



Т. В. Жукова
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Жукова Татьяна Васильевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены

пер. Нахичеванский, д. 29, г. Ростов-на-Дону, 344022



Рецензия

Для цитирования:


Киёк О.В., Кучма В.Р., Круподер А.С., Жукова Т.В. Распространенность факторов риска образа жизни среди студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(6):36-43. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43

For citation:


Kiyok O.V., Kuchma V.R., Krupoder A.S., Zhukova T.V. Prevalence of Lifestyle Risk Factors among Students of Vocational High Schools. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(6):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-6-36-43

Просмотров: 654


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)