Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Проекты социального воздействия, как инструмент реагирования системы здравоохранения на профилактику неинфекционных заболеваний

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-2-7-14

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В ситуации экономической нестабильности, когда обостряется проблема финансирования социальной сферы потребность в привлечении средств бизнес-структур для оказания услуг здравоохранения приобретает особую актуальность. Результаты исследований последний лет показывают, что синергетический эффект может быть достигнут при внедрении проектного подхода в процесс взаимодействия частных структур и органов управления здравоохранением. В последнее время все чаще разрабатываются и предлагаются проекты, направленные на улучшение здоровья детей для предотвращения последующих затрат в здравоохранении.
Целью исследования было на основании изучения опыта социального проектирования обосновать и разработать проект социального воздействия, направленный на профилактику хронических неинфекционных заболеваний у детей.
Выполнен контент анализ нормативно правовых актов регламентирующих разработку и реализацию проектов социального воздействия в Российской Федерации. Изучена система организации профилактической медицинской помощи детскому населению, в том числе детям с избыточной массой тела и ожирением. Всего проанализировано 17 нормативно-методических документа.
Результаты. Установлено, что в России сформирована нормативно-правовая база для апробации проектов социального воздействия. В 2022 году в 7 субъектах реализовывалось 10 проектов. В связи с высокой распространенность в Свердловской области избыточной массы тела и ожирения среди детей, ограниченными возможностями реализации комплексных, долгосрочных профилактических программ был разработан проект социального воздействия «Профилактика ожирения у детей 6-9 лет, проживающих в Свердловской области». Сформирована нормативно-правовая база реализации проекта, утвержден паспорт проекта, целевые показатели социального эффекта, разработан механизм реализации проекта, определены участники.
Заключение. Конечной целью реализации проектов социального воздействия является не столько решении конкретной локальной задачи, а отработка новых технологий и механизмов их реализации через апробирование. Это дает возможность тиражировать успешные проекты на муниципальном и региональном уровне, и в итоге получить общий кумулятивный эффект от устойчивых положительных изменений.

Для цитирования:


Ануфриева Е.В., Чевтаева Н.Г. Проекты социального воздействия, как инструмент реагирования системы здравоохранения на профилактику неинфекционных заболеваний. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(2):7-14. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-2-7-14

For citation:


Anufrieva E.V., Chevtaeva N.G. Social Impact Bonds as a Tool for Healthcare Response to Prevention of Noncommunicable Diseases. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(2):7-14. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-2-7-14

Введение. Существование проблем социального характера – неотъемлемый атрибут любого общества, причина этого – невозможность обеспечить всем членам общества равные возможности самореализации во всех сферах. Для выполнения своей социальной функции, обеспечения социальной политики, охраны здоровья граждан, иных гарантий социальной защиты государство предпринимает целый ряд мер, чтобы привлечь частный капитал для осуществления социально-значимых программ. Механизм государственно-частного партнерства (или более привычная в зарубежной практике терминология «социальных облигаций» SIB) может быть очень полезным в решении многих проблем.

В ситуации экономической нестабильности, когда обостряется проблема финансирования социальной сферы, потребность в привлечении средств бизнес-структур для оказания услуг здравоохранения приобретает особую актуальность [1–3]. Результаты исследований последних лет показывают, что синергетический эффект может быть достигнут при внедрении проектного подхода в процесс взаимодействия частных структур и органов управления здравоохранением [4–7]. Организационной формой такого взаимодействия в системе здравоохранения становятся проекты социального воздействия (ПСВ) [8–10], достаточно давно применяемые в зарубежной системе здравоохранения [11–15], а в России они только тестируются для реализации в сфере здравоохранения1 . ПСВ – финансовый инструмент, который предполагает многосторонний контракт государства, инвестора (организатора) и исполнителя социальной услуги, а оплата осуществляется постфактум при условии достижения социального эффекта «плата за успех».

ПСВ также предполагают возможность апробации с целью дальнейшего тиражирования лучших практик.

Здоровье населения является основополагающей ценностью и ключевым показателем социально-экономического развития страны, ввиду чего проекты, направленные на совершенствование и повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, должны иметь приоритетное при разработке и внедрении значение [16]. Анализ зарубежного опыта реализации социальных проектов в сфере здравоохранения, реализуемых на уровне государства, показывает, что их можно сгруппировать в два основных блока: проекты и программы, направленные на сохранение здоровья, и так называемые отраслевые проекты, усилия которых сосредоточены на совершенствовании системы здравоохранения.

Затраты на лечение хронических заболеваний составляют 75 % расходов на здравоохранение. Формирование хронической патологии часто имеет свои корни в детском возрасте, в том числе за счет широкого распространения поведенческих факторов риска среди детей и подростков [17–22].

Профилактические мероприятия в раннем возрасте улучшают уровень здоровья и образования взрослых. Реализация ПСВ может помочь правительству связывать профилактические программы с будущими выгодами для отдельных лиц, общества и экономики. Существует интерес к пониманию того, как проекты социального воздействия – инновационный финансовый инструмент, используемый в инвестициях в воздействие, могут использоваться для финансирования профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ).

Финансирование социальных облигаций часто рассматривается государственным сектором как способ расширения и поддержки мероприятий первичной и вторичной профилактики, направленных на «восходящие» факторы, особенно среди маргинализированных или обездоленных групп населения [23]. К 2019 году в мире в сфере здравоохранения реализовывались 11 проектов социального воздействия [24]. Приводимые в литературе данные анализа о реализованных и реализуемых SIB для неинфекционных заболеваний [25] рассматривают широкий спектр НИЗ или связанных с ними факторов риска, однако все они использовали немедицинское вмешательство, сосредоточенные на профилактике. Три проекта были сосредоточены на диабете, по два – на психическом здоровье и раке, ряд проектов были сосредоточены на гипертонии, астме. В большинстве проектов использовали методы санитарного просвещения, стимулирование и поощрение здорового поведения населения для снижения риска НИЗ. Также особенностью SIB по профилактике неинфекционных заболеваний является небольшое число участников: от 100 до 1000 человек.

В последнее время все чаще разрабатываются и предлагаются проекты, направленные на улучшение здоровья детей для предотвращения последующих затрат в здравоохранении. SIB, направленные на профилактику хронических заболеваний у детей, управление здоровьем и программы их социального обеспечения – это 2 области, которые, скорее всего, окажутся в выигрыше от более широкой реализации SIB в области профилактической медицины в педиатрии [26]. Например, в Квебеке 64 млн канадских долларов было инвестировано в различные мероприятия, направленные на продвижение физической активности с акцентом на школьников для улучшения у них когнитивных навыков, физического и психического здоровья, социальных навыков и т. д. [27].

В целом проекты социального воздействия направлены на широкий спектр проблем здоровья, это и профилактика детской и материнской смертности, медицинская помощь детям с НИЗ, психическими заболеваниями, а также профилактика подростковых беременностей. Высказывается мнение, что потенциальные будущие проекты оплаты за успех – это профилактика детского ожирения, гепатита С [28].

Цель исследования – на основании изучения опыта социального проектирования обосновать и разработать проект социального воздействия, направленный на профилактику хронических неинфекционных заболеваний у детей.

Материалы и методы. Выполнен контент-анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку и реализацию проектов социального воздействия в Российской Федерации (РФ). Изучена система организации профилактической медицинской помощи детскому населению, в том числе детям с избыточной массой тела и ожирением. Всего проанализировано 17 нормативно-методических документов.

Результаты. В России проекты социального воздействия как элемент социального предпринимательства в рамках развития новых механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере появились в 2019 году. В Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг.2 было введено понятие ПСВ как инструмента, обеспечивающего соблюдение экономических интересов частного партнера, привлечение средств частных инвесторов на решение социальных задач с предоставлением средств из бюджета бюджетной системы РФ только после достижения социально значимого эффекта. При этом исполнитель ПСВ получает финансирование на реализацию проекта заблаговременно от инвестора. В Концепции определены параметры и порядок для новых инструментов финансирования: размер возмещения за счет средств соответствующего бюджета затрат на реализацию проекта, требования к ожидаемым социальным эффектам и единицы их измерения, требования к паспорту проекта, а также акцентировано внимание на целесообразности внедрения ПСВ после проведения пилотной апробации в нескольких субъектах РФ «по отдельным государственным (муниципальным) услугам и группам потребителей услуг, привлекая к этой апробации созданные в России институты развития»2 .

В настоящее время разработаны нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение пилотной апробации ПСВ, направленных на достижение социально значимых эффектов3 . Определено, что методологическое сопровождение осуществляется Министерством финансов РФ4 , разработаны «Методические рекомендации по подготовке и реализации проектов социального воздействия» с целью оказания содействия субъектам РФ в организации пилотной апробации проектов, направленных на достижение социально значимых эффектов. Пилотная апробация предполагается в сферах образования, здравоохранения, спорта, социальной защиты и занятости населения.

Функции оператора для всех ПСВ на период пилотной апробации возложены на государственную корпорацию ВЭБ.РФ3 . В ее задачи входит обеспечение структурирования проекта, осуществление подготовки финансовой модели, поиск инвесторов, подбор провайдеров, заключение соглашений, мониторинг реализации проекта и организация независимой оценки. Оператор выстраивает взаимодействие между всеми сторонами ПСВ и, по сути, является гарантом его реализации и выполнения обязательств каждым из участников.

Заказчиком проекта на уровне субъекта РФ является профильное Министерство, которое также осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств5 , до него доводятся лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий для реализации ПСВ3 . Выделение финансовых средств на уровне регионов проводится в соответствии Постановлением Правительства РФ6 . Контроль за расходованием средств осуществляют органы государственного (муниципального) контроля (надзора).

Решение об отборе ПСВ, планируемых к реализации на уровне субъекта, установлении показателей эффективности, заключении договоров возложено на губернаторов и правительства субъектов РФ. Постановлением правительства субъекта о реализации ПСВ утверждаются паспорт проекта, определяются общие требования к процессу реализации проекта.

В рамках данного механизма в 2022 году в 7 регионах России реализовывались 10 проектов социального воздействия, из них 2 в сфере здравоохранения7 .

Стимулирование использования современных инвестиционных инструментов в сфере здравоохранения обусловлено тем, что в России всеобщий охват населения услугами здравоохранения в большей мере только задекларирован. Особенно это касается широкого спектра профилактической медицинской помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья, которая часто финансируется не в полном объеме. В этой связи реализация проектов социального воздействия и привлечение дополнительных инвестиций в здравоохранение являются актуальным направлением по повышению доступности качественной профилактической медицинской помощи населению.

В рамках развития проектной деятельности региона8 9 и привлечения инвестиций в Свердловской области принято решение о реализации проектов социального воздействия. Создана межведомственная рабочая10 группа, в которую входят представители Министерства финансов, Министерства инвестиций и развития, Министерства экономики и территориального развития, а также уполномоченный по правам предпринимателей. Указанной межведомственной рабочей группой проведен отбор проектов для реализации.

В связи с тем что для Свердловской области актуальна проблема высокой распространенности избыточной массы тела и ожирения среди детей [29][30]11, а данная патология относится к числу предотвратимых заболеваний и может быть предупреждена на этапе профилактики поведенческих факторов риска, совместно со специалистами Министерства здравоохранения региона была разработана комплексная программа, направленная на профилактику ожирения у детей [31]. Однако на практике данная программа не может быть полноценно реализована ввиду наличия двух связанных проблем: существующая платежная система предназначена для оплаты лечения после возникновения болезни, а финансирование, необходимое для оплаты доказанных профилактических вмешательств, связано с устранением болезней, которые эти вмешательства могли бы предотвратить. Следовательно, данная медицинская помощь не оказывается детям «бесплатно» в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи12. С другой стороны, единоразовые консультации врача, проводимые в рамках диспансерного наблюдения, помогают таким пациентам только в краткосрочном периоде, а для достижения долгосрочных результатов необходимо обеспечение комплексных долгосрочных профилактических вмешательств в сочетании с обучением детей и родителей по специальным программам13 14. В России такие программы для профилактики детского ожирения пока не предлагались ввиду неготовности государства их разработать и профинансировать.

Вариантом решения этой проблемы в регионе стало привлечение частного капитала для осуществления социально-значимой программы. В 2020 году на основании комплексной программы профилактики детского ожирения был разработан проект социального воздействия «Профилактика ожирения у детей 6–9 лет, проживающих в Свердловской области», в 2021 году Проект был принят межведомственной рабочей группой для пилотной апробации ПСВ на территории региона15.

Целью данного Проекта является реализация комплексного подхода в профилактике ожирения у детей в Свердловской области за счет раннего выявления избыточной массы тела на уровне образовательных организаций, применение комплекса ранних вмешательств и предотвращения развития коморбидной патологии, а также формирование поведенческих механизмов для сохранения мотивации у ребенка и родителей к долгосрочному управлению весом.

Программа ПСВ предполагает бесплатное участие социальных бенефициаров (детей), всех членов семьи в течение 12 месяцев, отработку технологий индивидуального и группового профилактического консультирования таких семей, а также рекомендации по дальнейшему наблюдению ребенка на педиатрическом участке. Задачей реализации Проекта на долгосрочную перспективу является снижение числа детей и взрослых с ожирением, увеличение сроков формирования сахарного диабета и, как следствие, снижение уровня инвалидизации и смертности детей с сахарным диабетом.

В рамках реализации ПСВ в сфере здравоохранения в Свердловской области утвержден паспорт Проекта, разработан механизм реализации (рис.), по результатам конкурсных процедур16 определен инвестор Проекта, заключены соглашения между заказчиком ПСВ в лице Министерства здравоохранения Свердловской области с Инвестором и Оператором проекта – государственной корпорацией ВЭБ.РФ. Министерством здравоохранения региона разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие апробацию пилотного проекта17.

 

Рисунок. Механизм проекта социального воздействия в сфере здравоохранения
Figure. Mechanism of the social impact bond in healthcare

 

Исполнитель Проекта должен обеспечить реализацию всего комплекса мероприятий, направленных на достижение целевых показателей Проекта, начиная с разработки методического обеспечения реализации проекта, привлечения и обучения команды квалифицированных специалистов, заканчивая удержанием участников (социальных бенефициаров) в проекте на протяжении 12 месяцев и достижением положительного эффекта. На всем протяжении реализации Проекта Заказчиком (Министерством здравоохранения свердловской области) и Оператором (ВЭБ.РФ) осуществляется мониторинг выполнения всех запланированных мероприятий, оцениваются промежуточные итоги достижения целевых показателей.

По окончании реализации Проекта независимым оценщиком будет проведена оценка достижения запланированных целевых показателей (ожидаемого результата). После этого Министерство здравоохранения выплачивает Инвестору грант за реализацию Проекта. Однако, если результаты не будут достигнуты, грант не будет выплачен, инвесторы потеряют свои инвестиции.

Данный проект также направлен на достижение показателей результативности деятельности Министерства здравоохранения «Доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0– 17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней эндокринной системы и нарушения обмена веществ» в рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения»18, проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям в Российской Федерации».

Обсуждение. Социальные облигации можно определить как гибридные инструменты с элементами акционерного капитала и долга [13][32], характеризующиеся тремя отличительными чертами: акцент на профилактических вмешательствах, оплата по результатам и развитие сложной сети заинтересованных сторон, включая государственные и частные организации. В проводимых исследованиях выделяют несколько аспектов, характеризующих SIB [33].

  1.  Уникальность социальной проблемы: SIB могут быть направлены на решение социальной проблемы, которая не решается в силу нехватки ресурсов, отсутствия такой задачи на уровне федеральных, региональных или местных стратегических документов/ программ; решается, но результаты нельзя признать удовлетворительными.
  2.  Уровень реализации программы: географическая область, где апробируется SIB: макро (федеральный), мезо (региональный), микро (местный).
  3.  «Природа промоутера»: этот параметр показывает, продвигался ли проект государственными администрациями на разных уровнях или частными организациями.
  4.  Участие посредника: высокий или низкий уровень вовлеченности.
  5.  Распределение риска: риск несут частные инвесторы, или он может быть распределен между различными участниками (государственными и частными).
  6.  Распределение потенциальной экономии: сокращение конкретной статьи затрат, сокращение нескольких статей затрат, относящихся к различным ведомствам.

Несмотря на то что механизм реализации проектов социального воздействия очень востребован системой здравоохранения, существуют барьеры в развитии этого направления. Ограничения законодательства, не допускающие любые организации участвовать в реализации таких проектов, что сокращает количество и типы организаций потенциальных участников SIB. Отсутствие общественных, экономических, налоговых предпосылок, длительные сроки выплат негосударственным поставщикам средств. Негибкость системы налогообложения и поощрения социальных предпринимателей [34]. Слабая развитость практики измерения социального воздействия, что скорее означает необходимость инициаторам программы разрабатывать подходящие метрики и индикаторы с нуля.

Особенностью проектов в сфере здравоохранения является длительное ожидание результатов(социального эффекта); частные инвесторы, как правило, не хотят долго ждать возврата инвестиций, поэтому чаще выбирают проекты, в которых результаты достигаются относительно быстро. Это объясняет небольшое число проектов в сфере здравоохранения как в мире, так и в России.

При этом финансирование ПСВ позволяет правительствам внедрять и расширять основанные на фактических данных мероприятия, направленные на профилактику и устранение детерминант здоровья, не привлекая дополнительных государственных доходов. По мнению исследователей [23][28], проекты социального воздействия могут «увеличить инвестиции в вышестоящие немедицинские детерминанты здоровья», таким образом долгосрочные последствия могут быть связанными не только со сферой здравоохранения.

В целом реализация ПСВ уделяет приоритетное внимание мероприятиям и связанным с ними результатам, способным принести пользу государственному сектору. Это может включать экономию средств, но может также включать экономически эффективные программы, где достигнутые результаты не экономят деньги государственного сектора, но стоят инвестиций ввиду социальной ценности, обеспечиваемой связанными с ними затратами. Выбор мероприятий с сильной доказательной базой для достижения желаемых социальных результатов, за которые государственный сектор готов платить, является фундаментальным ключом к подходу финансирования SIB.

Разработанный в Свердловской области проект социального воздействия, направленный на профилактику ожирения у детей, является попыткой решения проблемы, когда есть условия для своевременного выявления проблемы здоровья, инструменты для осуществления профилактических вмешательств19 20 21 22, но отсутствует механизм финансирования. В этом случае привлечение средств частного капитала предоставляет возможность апробировать механизмы достижения социальных эффектов и при достижении положительных результатов рекомендовать тиражирование технологии в медицинских организациях региона.

Заключение. Проекты социального воздействия увеличивают межведомственное сотрудничество и обеспечивают комплексное решение долгосрочных проблем, что позволяет экономить средства бюджета.

Конечной целью реализации проектов социального воздействия является не столько решение конкретной локальной задачи, сколько отработка новых технологий и механизмов их реализации через апробирование. Это дает возможность тиражировать успешные проекты на муниципальном и региональном уровнях и в итоге получить общий кумулятивный эффект от устойчивых положительных изменений.

Новый инструмент финансирования, применяемый в области социальных услуг, стал возможной моделью для применения в сфере медицинской профилактики и позволил разработать и запустить пилотную апробацию проекта, направленного на профилактику детского ожирения. Данный проект является первым долгосрочным проектом, направленным на профилактику ожирения у детей в России.

Такая модель может быть жизнеспособным вариантом финансирования для дополнения основных мероприятий в области общественного здравоохранения, однако для этого необходимо сформулировать концепцию профилактической медицинской помощи.

 

1.  ВЭБ.РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://вэб.рф/agent-pravitelstva/psv/socialnye-proekty/ (дата обращения: 12.01.2023).

2.  Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р.

3.  Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. № 1491.

4.  Об образовании Межведомственной рабочей группы по разработке предложений по повышению доступности и качества государственных (муниципальных) услуг: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 сентября 2012 г. № 353 (в ред. от 23 сентября 2014 г.).

5.  Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 01 июля 2021 г., с изм. от 15 июля 2021 г.).

6.  Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492.

7.  ВЭБ.РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://вэб.рф/agent-pravitelstva/psv/socialnye-proekty/ (дата обращения: 12.01.2023).

8.  Об организации проектной деятельности в Правительстве Свердловской области и исполнительных органах государственной власти Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 14 февраля 2017 г. № 84-УГ.

9.  О создании проектного офиса по созданию центра управления регионом Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 3 сентября 2020 г. № 487-УГ.

10.  О межведомственной рабочей группе по реализации в Свердловской области проектов социального воздействия: Постановление Правительства Свердловской области от 16.10.2020 № 737.

11.  Report on the fifth round of data collection, 2018–2020: WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative (COSI). Copenhagen: WHO Regional Office for Europe; 2022. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/ handle/10665/363950/WHO-EURO-2022-6594-46360-67071-eng.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 16.01.2023).

12.  О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505.

13.  World Health Organization. Guideline: Assessing and managing children at primary health-care facilities to prevent overweight and obesity in the context of the double burden of malnutrition. Updates for the integrated management of childhood illness (IMCI). WHO; 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.who.int/publications/i/item/9789241550123 (дата обращения: 16.01.2023).

14.  ВОЗ. Включение услуг в области рациона питания, физической активности и контроля массы тела в сферу деятельности первичного звена медико-санитарной помощи. ВОЗ. 2016. 46 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/324825/ Integrating-diet-physical-activity-weight-management-services-primary-care-ru.pdf (дата обращения: 16.01.2023).

15.  О реализации в Свердловской области проекта социального воздействия в сфере здравоохранения «Профилактика ожирения у детей 6–9 лет, проживающих в Свердловской области»: Постановление Правительства Свердловской области от 24.03.2022 № 187-ПП.

16.  О предоставлении гранта в форме субсидии из областного бюджета на реализацию проекта социального воздействия в сфере здравоохранения «Профилактика ожирения у детей 6–9 лет, проживающих в Свердловской области» по итогам проведения конкурсного отбора среди российских юридических лиц (индивидуальных предпринимателей): Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 18.05.2022 № 1041-п.

17.  Об организации работы по реализации проекта социального воздействия в сфере здравоохранения «Профилактика ожирения у детей 6–9 лет, проживающих в Свердловской области»: Приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 08.08.2022 № 1780-п.

18.  Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640.

19.  Оказание медицинской помощи детскому населению в центрах здоровья для детей. Методические рекомендации. М.: Силицея – Полиграф, 2017. 92 с.

20.  Ожирение у детей. Клинические рекомендации. 2021. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/229_2 (дата обращения 12.01.2023).

21.  Об утверждении номенклатуры медицинских услуг: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 № 804-н.

22.  Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике ожирения у детей и подростков. М.: Издательство Практика, 2015. 136 c.

Список литературы

1. Рожманов Н.В. Использование механизмов государственно-частного партнерства для модернизации сферы здравоохранения России в текущих экономических условиях //Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 3. № 9 (129). С. 100-106. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.09.03.013

2. Aloysius Ssennyonjo, Bart Criel, Sara Van Belle, Freddie Ssengooba, Kristof Titeca. Health Policy and Planning. 2022. 37 (8):, 1025 - 1041, https://doi.org/10.1093/heapol/czac047

3. Kosycarz E.A., Nowakowska B.A., Mikołajczyk M.M. Evaluating opportunities for successful public-private partnership in the healthcare sector in Poland. J Public Health (Berl.) 2019; 27: 1-9. Available from: DOI: 10.1007/s10389-018-0920-x

4. Лебедев Н.В., Сокольская Т.И. Анализ эффективности реализации проектного управления здравоохранением в регионе // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 3. С. 917-932. doi: 10.18334/lim.9.3.115109

5. Матиящук С.В. О реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения //Медицинское право. 2022. № 2. С. 8-13.

6. Ишутин С.В. Оценка участия проекта государственно-частного партнерства АО «ЕМЦ» в Московском здравоохранении по оказанию услуги лучевой терапии //Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № S2. С. 67.

7. Матиящук С.В. Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения //Journal of Science. Lyon. 2022. № 35. С. 24-29. doi: 10.5281/zenodo.7154838

8. Миракян Д.Г. Проекты социального воздействия: перспективы развития в Российской Федерации. Мир новой экономики. 2020;14(2):91-100. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2020-14-2-91-100

9. Мануилов Н. Проекты социального воздействия в России: первые итоги 2022 года. Позитивные изменения. 2022;2(4):42-55. https://doi.org/10.55140/2782-5817-2022-2-4-42-55

10. Горяинова Л.В. Импакт-инвестирование в социальную сферу России в новой парадигме постковидного восстановления. В книге: Экономическая теория на переднем крае исследований современного общества. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 2022. С. 251-266

11. Шор И.М. Развитие здравоохранения на основе государственно-частного партнерства: преимущества, проблемы и перспективы //Страховое дело. 2022. № 1 (346). С. 22-27.

12. Филашихин В.В., Аведисова А.С., Казаковцев Б.А. Государственно-частное партнерство в зарубежных системах здравоохранения. обзор литературы //Психическое здоровье. 2022. Т. 17. № 1. С. 48-59. doi: 10.25557/2074-014X.2022.01.48-59

13. Liebman J., Sellman A. Social impact bonds: A guide for state and local governments. Cambridge, MA: Harvard Kennedy School, Social Impact Bond Technical Assistance Lab. 2013. 32 p

14. Nicholls A., Tomkinson E. The Peterborough pilot social impact bond. Oxford: Saïd Business School, University of Oxford. 2013. 50 p.

15. Rania F., Trotta A., Carè R., Migliazza M-C, Kabli A. Social Uncertainty Evaluation of Social Impact Bonds: A Model and Practical Application Sustainability 2020, 12(9), 3854. https://doi.org/10.3390/su12093854

16. Жук С.Г., Селезнев П.С., Стуканова И.П. Государственные социальные проекты в сфере здравоохранения: актуальность развития в России и опыт зарубежных стран // Региональные проблемы преобразования в экономики. 2016. №8. С.47-54

17. Yan Huang, Deying Liu, Xueyun Wei, Chensihan Huang, Changwei Li. Time-restricted eating on weight loss: implications from the TREATY study. Life Medicine. 2022. 1(2): 58 - 60. https://doi.org/10.1093/lifemedi/lnac017

18. Booth A., Barnes A., Laar A., Akparibo R., Graham F., Bash K., Asiki G., Holdsworth M. (2021) Policy Action Within Urban African Food Systems to Promote Healthy Food Consumption: A Realist Synthesis in Ghana and Kenya. International journal of health policy and management 10(12): 828-844 DOI:10.34172/IJHPM.2020.255

19. Ракицкая Е.В., Рзянкина М.Ф. Здоровье подростков Дальневосточного федерального округа: современные тенденции, вызовы и пути преодоления // Дальневосточный медицинский журнал. 2022. № 3. С. 72-80. http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2022-3-12.

20. Чевтаева Н. Г., Качанова Е. А., Никитна А. С. «Мягкие» и «жесткие» стратегии социального контроля наркопотребления // Социологические исследования. 2018. № 11 C. 152-156. doi: 10.31857/S013216250002795-7.

21. Усова О.В., Чевтаева И.Г., Никитина А.С., Скаво К. Социальная репрезентация образа благополучия/неблагополучия современной российской семьи и поведения обучающегося: восприятие явления педагогами //Образование и наука. 2020. Т. 22. № 6. С. 102-136. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6-102-136

22. Соловьевa Ю.В., Гореловa Ж.Ю., Летучaя Т.А., Мирскaя Н.Б., Зaрецкaя А.Р. Оценка знаний школьников о здоровом питании в условиях цифровой среды // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(10):41-46. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-41-46

23. Iovan S., Lantz P. M., Shapiro S. “Pay for Success”Projects: Financing Interventions That Address Social Determinants of Health in 20 Countries Am J Public Health. 2018; 108(11): 1473-1477 doi: 10.2105/AJPH.2018.304651

24. Misawa, D.; Sengoku, S. Social Impact Bonds: Current Context and Implementation Model in the Healthcare IndustryIndustry. In 2019 Portland International Conference on Management of Engineering and Technology (PICMET); IEEE: Portland, USA, 2019.

25. Hulse ESG , Atun R , McPake B , et al Use of social impact bonds in financing health systems responses to non-communicable diseases: scoping review MJ Global Health 2021;6:e004127. doi:10.1136/bmjgh-2020-004127

26. D. Max Crowley The Role of Social Impact Bonds in Pediatric Health Care. Pediatrics. 2014; 134(2): e331–e333. doi: 10.1542/peds.2013-4056

27. Gosselin V., Boccanfuso D., Laberge S. Social return on investment (SROI) method to evaluate physical activity and sport interventions: A systematic review. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2020;17(1):26.

28. Galloway I. Using Pay-For-Success To Increase Investment In The Nonmedical Determinants Of Health HEALTH AFFAIRSVOL. 2014,33, №. 11: doi.org/10.1377/hlthaff.2014.0741

29. Ануфриева Е.В., Неупокоева Л.Ю., Ковтун О.П. Тенденции распространенности ожирения у детей и подростков в Свердловской области. Российский педиатрический журнал. 2020. Т.2. №1. С.5-9. https://doi.org/10.15690/rpj.v1i1.2087

30. Л.С. Намазова-Баранова, О.П. Ковтун, Е.В. Ануфриева, Е.С. Набойченко Значение поведенческих детерминант в формировании избыточной массы тела и ожирения у подростков. Профилактическая медицина. 2019;22(4): Вып. 2:43-48. https://doi.org/10.17116/profmed20192204243

31. Ануфриева Е.В., Ковтун О.П., Кияев А.В., Зайкова И.О., Неупокоева Л.Ю. Комплексный подход к организации медицинской помощи детям школьного возраста с избыточной массой тела. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(2):6. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1360/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2022-68-2-6

32. Bolton E., Savell L. Towards a new social economy: Blended value creation through Social Impact Bonds. London: Social Finance Ltd; 2010. 57 p.

33. Arena M., Bengo I., Calderini M., Chiodo V. Social impact bonds: Blockbuster or flash in a pan? International Journal of Public Administration. 2016;39(12):927–939. DOI:10.1080/01900692.2015.105785

34. Филимендиков Ю.А. Социальное предпринимательство в здравоохранении // Российское предпринимательство. 2017. Том 18, № 3. С. 275-282. doi: 10.18334/rp.18.3.37293


Об авторах

Е. В. Ануфриева
ГАУ ДПО «Уральский институт управления здравоохранением имени А.Б. Блохина»
Россия

Ануфриева Елена Владимировна -  д.м.н., доцент, заместитель директора по научной работе

ул. Карла Либкнехта, д. 8б, Екатеринбург, 620075



Н. Г. Чевтаева
ФГБОУ ВО Уральский институт управления-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Чевтаева Наталия Геннадьевна – д.с.н., профессор, заведующая кафедрой управления персоналом и социологии

ул. 8 Марта, д. 77, Екатеринбург, 620144



Рецензия

Для цитирования:


Ануфриева Е.В., Чевтаева Н.Г. Проекты социального воздействия, как инструмент реагирования системы здравоохранения на профилактику неинфекционных заболеваний. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(2):7-14. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-2-7-14

For citation:


Anufrieva E.V., Chevtaeva N.G. Social Impact Bonds as a Tool for Healthcare Response to Prevention of Noncommunicable Diseases. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(2):7-14. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-2-7-14

Просмотров: 810


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)