Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Гигиеническая оценка домашнего питания современных школьников

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Правильно организованное питание детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях, – важное условие сохранения их здоровья. В условиях цифровизации образования, учитывая выраженную гиподинамию, домашнее питание развивает и формирует новые пищевые привычки, что влияет на полноту потребления завтраков и обедов в школе и дома. Современные обучающиеся не соблюдают режим дня, нарушают режим питания, нередко переедают или недоедают, а блюда, не знакомые детям и не используемые в домашнем питании, не употребляют в школе, что не способствует удовлетворению суточных физиологических норм потребности растущего организма ребенка. Поэтому в современных условиях образования организация питания, анализ и коррекция домашнего рациона школьников являются актуальным и необходимым условием их развития с учетом преемственности питания в школе и дома.

Цель: провести гигиеническую оценку домашнего питания современных школьников.

Материалы и методы. Проанализированы предпочтения школьников в домашнем питании. Проведен анкетный опрос обучающихся младших, средних и старших классов и родителей школьников 1–11-х классов. Анкетирование проводили по разработанному опроснику (2018–2021) с учетом принципов здорового питания ВОЗ (вопросы для самостоятельного заполнения). Анкета содержала вопросы о рационе питания, режиме питания (количестве приема пищи), наличии завтрака, употреблении фруктов, рыбы, гарнира, супов, сладостей школьниками.

Результаты. Полученные результаты показали, что обычный рацион питания обучающихся во всех классах имеет дефицит по некоторому ряду предложенных блюд, старшеклассники по-прежнему пренебрегают домашним завтраком, меньше в своем рационе употребляют овощные гарниры, супы и каши. Регулярно дома завтракают в учебные дни 69,5 % обучающихся. К концу обучения в школе среди старшеклассников показатель завтракающих школьников достоверно снижается (p < 0,05), что, как правило, связано со взрослением и самостоятельностью детей, контроль родителей становится значительно меньше, подростки предоставлены сами себе. Обучающиеся младших классов (1–4-й классы) не завтракают в 16 % случаев, в 5–8-х классах эти значения достоверно снижаются и составляют 8,5 % (p < 0,05).

Заключение. Домашнее питание обучающихся требует коррекции. С родителями и детьми для грамотного выбора здоровых блюд необходима просветительская, образовательная работа, а при разработке рационов питания для детей надо учитывать сформированные ранее и вновь приобретенные пищевые привычки. 

Для цитирования:


Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка домашнего питания современных школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):31-36. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36

For citation:


Gorelova Zh.Yu. Hygienic Assessment of Contemporary Nutrition of Schoolchildren at Home. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):31-36. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36

Введение

Особенности домашнего питания школьников в РФ, основные дисбалансы. Современные дети и подростки школьного возраста окружены различной пищевой продукцией, которая отличается по своему составу в сторону снижения животных белков, увеличения доли жира и содержащих большое количество монои дисахаридов. Фрукты и овощи, характерные для Российской Федерации, заменяются импортными, которые менее богаты витаминами и минералами вследствие долгого их хранения. Следует отметить и недостаточность образованности как родителей, так и детей в области рационального питания [1]. Исходя из этого, по данным статистики наблюдается дисбаланс в питании детей школьного возраста, а именно повышается калорийность рациона по сравнению с уровнем энерготрат, что, как правило, приводит к избыточной массе тела и ожирению детского населения до 20 %. Также имеет место избыточное потребление жира (более 35 % калорийности), сахара и соли, недостаточное потребление витаминов группы В, D, C, E, каротиноидов, минеральных веществ, в том числе в условиях йододефицита, причем витаминодефицит наблюдается не только в весенний и зимний периоды, когда он наиболее характерен, но и в летнее время1. Недостаточное потребление молока, мяса, овощей и фруктов может приводить к значимым дефицитам нутриентов. «Результаты оценки состояния питания, проводимые РАМН на протяжении 10 лет, позволили выявить дефицит поступления кальция – одного из ключевых факторов, определяющих рост ребенка, – в организме более чем у 80 % детей по Российской Федерации, который составляет 75–84 % рекомендуемой суточной потребности. Также было отмечено неадекватное соотношение кальция и фосфора в рационе детей»2 [2]. Меньше половины детей (48 %) употребляют молоко каждый день и 35 % пьют молоко хотя бы раз в неделю, тогда как молоко является важнейшим источником поступления кальция, витаминов В2 и А, а также источником животного белка (незаменимых аминокислот)1. Минеральный состав молока отличается оптимальной сбалансированностью кальция и фосфора и высокой их биодоступностью. А при благоприятных условиях возможно поступление и других витаминов, таких как ß-каротин и аскорбиновая кислота)3 4. Таким образом, все это оказывает отрицательное влияние на рост и развитие детей.

Следует отметить, что в дисбалансе потребления овощей и фруктов играет роль социально-экономический аспект. Дети из обеспеченных семей чаще употребляют овощи и фрукты, чем дети из более бедных семей. При этом во всех семьях большее потребление фруктов наблюдается у девочек. На данный момент в России имеется тенденция к сокращению неравенства в употреблении фруктов, чего нельзя сказать о потреблении детьми овощей. В вопросе питания детей и дома, и в школе огромную проблему составляет высокое потребление сладостей и сладких газированных напитков2, что приводит к дисбалансу по энергии, жирам и углеводам.

Но дисбаланс питания характеризуется не только набором продуктов, набором в них нутриентов и их сбалансированностью в школе и дома. Следует также учитывать режим питания (кратность, время потребления, интервалы между приемами пищи)3 4. Учитывая, что больший объем потребления пищи должен приходиться на первую половину дня, причем первый завтрак дома должен составлять 25 % рациона перед уходом в школу и только второй завтрак в школе – 15–20 % от всего рациона3, при анализе питания школьников городской и сельской местности были выявлены различия в дисбалансах их питания: полноценный завтрак достоверно чаще получают дети сельской местности (77 %), чем городские школьники (55 %), и этот факт объясняется тем, что позавтракать городские школьники просто не успевают. Поэтому перед школой городские дети чаще получают бутерброды и чай, рассчитывая на завтрак в школьной столовой [2]. Следовательно, более половины школьников питаются недостаточно качественно и количественно. Также был проведен анализ различий в качестве питания детей городских и сельских школ и выявлены следующие различия: городские дети в 2,5 раза чаще питаются едой фастфуд, чаще предпочитают газированные сладкие напитки и в 3 раза больше питаются всухомятку [2][3].

Анализ школьного питания в РФ, основные недостатки. Актуальным остается вопрос организации сбалансированного школьного питания в образовательной организации. При оптимизации питания детей в школах следует учесть изменения в их образе жизни, такие как снижение двигательной активности в новых условиях информатизации образования, дистанционного обучения, вынужденных эпидемиологических ограничений при наличии новых инфекций, эпидемий, карантина, что обусловливает снижение общей калорийности рациона питания детей и подростков как в школе, так и дома [4][5], изменением качественного и количественного состава суточного рациона школьников, недостатком высококачественного белка (животного), повышенным содержанием жиров, углеводов, в частности сахаров, нехваткой минералов и витаминов, пищевых волокон, в частности недостатком витамина С, фолиевой кислоты, каротиноидов, витаминов группы В, витамина Е [5].

Данные Роспотребнадзора свидетельствуют, что 13 % школьного питания организовано на полуфабрикатах, 17 % обучающихся питаются в буфетах, основу которых составляет выпечка, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки, шоколадные батончики, завтраки получают не все российские школьники, 21 % – обеды и 19 % – двухразовое питание в школе, а время в школе может составить 8–10 часов [2]. Эффективным и оправданным оказалось использование в период изоляции школьных продуктовых наборов. Из этого следует, что необходимо продолжить совершенствование организации школьного питания, технологическое переоснащение пищеблоков, разработку нового школьного меню с учетом качества и безопасности пищевых продуктов, которое будет содержать в себе необходимое количество всех нутриентов и соответствовать энергозатратам школьников и сложившимся внешним условиям. Показано, что в регионах с сельским хозяйством возможно использование продуктов, выращенных на пришкольных территориях, что позволяет не только удешевить школьное питание, но и проводить воспитание и обучение детей трудовым навыкам и удовлетворить их потребность в социальной значимости5.

Немаловажную роль играет не только содержание самого меню в школах, но и отношение к нему детей. Если дети не будут съедать то, что им предлагают в школьной столовой, то не имеет никакого значения, насколько это меню оптимально. А родители будут неудовлетворены тем, что их дети остаются голодными, замещая недостаток сухомяткой и другими способами, вопреки здоровому питанию [6]. Следует убедить родителей, что питание в школах полезно, безопасно и цены на питание адекватны, и разрабатывать оптимальное школьное меню с учетом вкусовых предпочтений школьников [7][8]. Также в вопросе питания в школе остро стоит проблема промежуточного и дополнительного питания. На первом месте в выборе детей стоит фастфуд, кондитерские изделия и сладкие газированные напитки6 [4], которые отличаются высокой калорийностью и дисбалансом по углеводам и липидам. Анализ буфетной продукции показал, что ассортимент ее ограничен и не всегда соответствует гигиеническим рекомендациям. Из этого следует вывод, что необходимо повышать образованность не только родителей и учеников в вопросах питания, но и администрации школ и персонала [7]. Не менее существенную роль играет и социально-экономический аспект. Низкий социально-экономический уровень семей не позволяет охватывать всех детей и подростков школьным питанием. Вследствие этого необходимо разрабатывать меню, которое будет доступно для каждого школьника7 [4][9].

Правильно организованное питание детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях, – важное условие сохранения их здоровья, гармоничного физического и психического развития. В условиях цифровизации образования, учитывая выраженную гиподинамию, домашнее питание развивает и формирует новые пищевые привычки, что влияет на полноту потребления завтраков и обедов в школе и дома. Школьники мало двигаются, переедают или не соблюдают режим питания, в школе не потребляют незнакомые блюда. Поэтому изучение и коррекция домашнего питания школьников является актуальной задачей в современных условиях образования8 9 [10–12].

Цель исследования: провести гигиеническую оценку домашнего питания современных школьников.

Материалы и методы. Проанализированы материалы анкетирования родителей школьников г. Москвы 1–11-х классов по блюдам, часто присутствующим в рационе питания школьников в будние, праздничные и выходные дни, по продуктам, которые обучающиеся берут в школу с собой, когда они в образовательной организации не завтракают; изучены мнения родителей детей об отрицательных и положительных направлениях в работе столовой в школе. Анкетирование проводили по разработанному опроснику (2018–2021) с учетом принципов здорового питания ВОЗ (вопросы для самостоятельного заполнения). Анкета содержала вопросы о рационе питания, режиме питания (количестве приема пищи), наличии завтрака, употреблении фруктов, рыбы, гарнира, супов, сладостей школьниками. Обработано 553 анкеты (248 от учащихся 1–4-х классов (анкеты для детей до 10 лет заполняли родители), 238 анкет – 5–8-х классов, 67 – 9–11-х классов). У родителей школьников предварительно было подписано информированное согласие на участие в опросе по здоровому питанию. С помощью MS Excel проводили статистическую обработку полученного материала, оценку достоверности различий по специальным таблицам с заданной предельной ошибкой (с помощью таблиц Боярского /(SPSS, Statistics/ – https://lit-review.ru/medicinskaya_statistika/).

Результаты. Регулярно дома завтракают в учебные дни 69,5 % обучающихся. К концу обучения в школе среди старшеклассников показатель завтракающих школьников достоверно снижается (p < 0,05), что, как правило, связано с взрослением и самостоятельностью детей, контроль родителей становится значительно меньше, подростки предоставлены сами себе. Обучающиеся младших классов в 1–4-м классе не завтракают в 16 % случаев, в 5–8-х классах эти значения достоверно снижаются и составляют 8,50 % (р < 0,05), а в 9–11-х классах вновь отмечается тенденция к увеличению школьников, которые не завтракают, до 15,70 % случаев.

Предпочтительными из крупяных блюд у обучающихся на завтрак были каши овсяная и гречневая, которые употребляют от 33,8 до 68,1 % школьников, в 10–11-м классе процент таких учащихся достоверно ниже (р < 0,05), бутерброды с сыром выбирают 46,5 %, а с колбасой – 80,1 % детей. Регулярное употребление молока и молочных продуктов в рационе на завтрак отмечено в будние дни у 10,1 % обучающихся в начальных классах, 16,0 % – в средних классах и у 43,76 % старшеклассников, в выходные дни их количество увеличивается достоверно (р < 0,05), составляя 39 % в младших классах, 76 % у обучающихся средних классов и 53 % у учеников старшей школы. Предпочтительными и популярными среди молочных и кисломолочных продуктов школьники отмечали молоко, йогурт, мороженое.

Борщ (от 62 до 92 %) и куриный суп (от 27 до 84 % обучающихся) из ассортимента обеденного меню школьники выбирали чаще предложенных других первых блюд. Супы овощные регулярно употребляли только 17 % школьников, а среди старшеклассников употребление и овощных, и других видов супов достоверно снижалось. В качестве второго блюда на обед самыми популярными у подростков оказались запеченные или тушеные мясо и курица с макаронами или картофелем. Только 34 % обучающихся регулярно употребляют овощные гарниры (огурцы и помидоры от 74 до 95 % респондентов).

На ужин школьники предпочитают мясное блюдо с гарниром (гречка, рис, макароны, картофель) – 84,6 % опрошенных. Только 10 % обучающихся старших классов употребляют фрукты, среди учащихся средних классов этот процент составляет 39,8 %, среди младших школьников – 35 %. В праздничном меню фрукты появляются у 3 % младших обучающихся, однако у остальных школьников в среднем процент употребления фруктов составлял 36,5 %. Кроме того, в праздничные дни школьники предпочитают салаты, запеченное мясо птицы, свинины, причем блюда из рыбы в ответах респондентов встречаются значительно реже (9 % ответов). В том случае когда школьники в школьной столовой не питаются и могут взять с собой еду в школу, приготовленный родителями завтрак – это, как правило, бутерброды, выпечка, печенье, сок, йогурт и фрукты. Из ассортимента школьного буфета у 33,8 % школьников в основном преобладали круассаны, кексы, сосиски в тесте, ватрушки и блины, а из напитков предпочтение обучающиеся отдавали какао в 72,2 % случаев.

Обсуждение. Полученные результаты анкетирования обучающихся показывают, что выбор основных блюд школьниками как в образовательной организации, в том числе дополнительной продукции из ассортимента буфета, так и дома в праздничные и выходные дни, остается сформированным не в пользу здорового питания, неразборчивым, неправильным, несмотря на предложенное дома или разработанное, сбалансированное питание в образовательной организации. Желания ребенка становятся неосознанными, не подкрепляются знаниями в вопросах здорового питания. Употребление в неограниченных количествах хлебобулочных, калорийных кондитерских изделий, напитков может вызвать дисбаланс в рационе школьного и домашнего питания, приводить к метаболическим нарушениям обмена веществ, что связано с нерациональным выбором продуктов преимущественно на полдник или в промежутке между основными приемами пищи как дома, так и в школе. При этом необходимо отметить возможность количественного и качественного дисбаланса в суточном рационе с избыточным или недостаточным поступлением с пищей макрои микронутриентов, витаминов и минералов, что может приводить к алиментарно-зависимым заболеваниям, полигиповитаминозам в сочетании с микроэлементозами. Организация суточного рациона питания детей и подростков напрямую зависит от школы и родителей и не зависит от желания ребенка и его вкусовых привычек10 11 [11–13]. Изучение причин дисбаланса суточного рациона позволяет разрабатывать рекомендации по совершенствованию питания в школе и дома, разнообразить ассортимент основного рациона и буфета, включая необходимые, недостающие продукты и блюда (мясные, молочные, кисломолочные продукты, овощи, фрукты и др.). Обучение школьников основным принципам здорового питания формирует осознанный, правильный, самостоятельный выбор пищевых продуктов и блюд12 [14][15][22].

В изученном в работе рационе питания обучающихся недостаточно овощных супов и овощных гарниров, молочных продуктов и фруктов; отмечено чрезмерное употребление колбас. В то же время педиатры и диетологи рекомендуют включать в рацион питания больше (ВОЗ рекомендует не менее 400 грамм в сутки) фруктов, овощей, употреблять больше рыбы и нежирного мяса, уменьшить количество потребляемых жирных животных жиров, жареного, соленого, калорийных и сладких газированных напитков, также важен объем потребляемой жидкости (морсы, свежие натуральные соки, чай, компоты, минеральная вода). Особенно это важно в школьном возрасте в современных условиях цифровизации образования с прогрессирующей гиподинамией у обучающихся, что связано с нетрадиционным распорядком дня, нарушением режима дня школьника, с интенсивной учебной нагрузкой. Ребенок мало двигается, реже бывает на свежем воздухе, сидит длительное время перед компьютером, поздно ложится спать, не высыпается.

Среди подростков число, пренебрегающих в учебные дни домашним завтраком школьников возрастает, старшеклассники реже употребляют каши, супы, овощные гарниры, фрукты. Домашнее питание школьников требует коррекции, должно быть сбалансированным, для этого необходима образовательная работа с родителями, в то же время сформированные пищевые привычки должны быть учтены при разработке суточных рационов питания для детей и подростков13 14 [16–21][23].

Заключение. В выполненной работе наиболее сбалансированным оказался рацион питания обучающихся средних классов, старшеклассники пренебрегают домашним завтраком и в учебные дни реже (2–3 раза в неделю) употребляют овощные гарниры, супы и каши. Родителей в основном мало интересует, чем и как питается их ребенок, они не оценивают положительно или отрицательно питание своих детей в школьной столовой. Основные отзывы связаны с использованием незнакомых и/или нелюбимых детьми блюд в 10,5–15,1 % случаев, что делает необходимым при коррекции школьного питания включение в меню любимых, знакомых и привычных блюд школьников. В рационе питания обучающихся 1–11-х классов недостаточно молочных продуктов и фруктов, овощных гарниров и супов, отмечено частое (по несколько раз в день) употребление колбас и колбасных изделий. Важным по-прежнему остается необходимость повышения грамотности обучающихся и родителей в вопросах здорового питания, формирования правильных пищевых предпочтений, организации питания в образовательной организации и дома, режима питания, преемственности домашнего и школьного питания.

 

 

 1. Коденцова В.М. Обеспеченность витаминами детского и взрослого населения РФ: современное состояние и пути коррекции дефицитов микронутриентов. XVI международный форум «Пищевые ингредиенты ХХI века» (Москва, 17–19 марта 2015 г.). https://studylib.ru/doc/2744194/obespechennost._-vitaminami-detskogo-i-vzroslogo-naseleniya

2. Подростковое ожирение и связанное с ним поведение: тенденции и социальные неравенства в Европейском реги- оне ВОЗ, 2002–2014 годы. Наблюдения по итогам совместного межнационального исследования ВОЗ «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) Под редакцией: Jo Inchley, Dorothy Currie, Jo Jewell, João Breda и Vivian Barnekow.

3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 480 с.

4. Королев А.А. Гигиена питания: Учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 544 с. 

5. Методические рекомендации по совершенствованию организации школьного питания. Москва, 2012.

6. Подростковое ожирение и связанное с ним поведение: тенденции и социальные неравенства в Европейском ре- гионе ВОЗ, 2002–2014 годы Наблюдения по итогам совместного межнационального исследования ВОЗ «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) Под редакцией: Jo Inchley, Dorothy Currie, Jo Jewell, João Breda и Vivian Barnekow.

7. Погосова Н.В. Оказание медицинской помощи детскому населению в центрах здоровья для детей / Н.В. Погосова, В.Р. Кучма, Ю.М. Юферева, А.К. Аушева, Ж.Ю. Горелова и др. // Методические рекомендации. – Москва: Министерство здравоохранения РФ, 2017. 90 с.

8. Основы здорового питания. В книге: Основы здорового образа жизни детей / под ред. Фисенко А.П. М.: Полиграфист и издатель, 2021. 303 с. – Глава 8. С. 44–57.

9. Влияние правильного питания на здоровье человека. Интернет-ресурс: https://growfood.pro/blog/zdorov-e/vliyaniepravil-nogo-pitaniya-na-zdorov-e-cheloveka (дата обращения: 01.06.2021).

10. Основы здорового питания. В книге: Основы здорового образа жизни детей / под ред. Фисенко А.П. М.: Полиграфист и издатель, 2021. 303 с. – Глава 8. С. 44–57.

11. Влияние правильного питания на здоровье человека. Интернет-ресурс: https://growfood.pro/blog/zdorov-e/vliyaniepravil-nogo-pitaniya-na-zdorov-e-cheloveka (дата обращения: 01.06.2021).

12. Интернет-ссылка: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/salt-reduction (лата обращения: 02.06.2021). 

13. Сборник Европейской Министерской конференции ВОЗ по борьбе с ожирением. Проблема ожирения в Европейском регионе ВОЗ и стратегии ее решения. Под редакцией: Francesco Branca, Haik Nikogosian и Tim Lobstein ISBN 978 -92-890-4408-0 / 2009 г., XIII, 392 с. Интернет-ссылка: https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0005/98249/E89858R.pdf.

14. Guideline: Potassium intake for adults and children. Geneva: World Health Organization; 2012. Интернет-ссылка http:// apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/77986/9789241504829

Список литературы

1. Клиндухов В.П., Бутина Е.А. Оптимизация школьного питания: проблемы и решения // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2008. № 2-3 (303-304). С. 15–20.

2. Хребтова А.Ю., Горева Е.А., Петренко А.В. Стереотипы питания детей в школьных коллективах // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 4 (122). С. 190–196. doi: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p190-196

3. Шестакова Ж.Р., Барабанова М.М., Варламова М.А., Семенова Ю.Д., Федулова А.Г., Иванова Д.Ф. Гигиеническая оценка пищевого статуса населения Республики Саха (Якутия) // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 4-1 (94). С. 101–104. doi: 10.23670/IRJ.2020.94.4.015

4. Попов В.Г., Богомазова Ю.И. Производство функциональных продуктов питания – основа профилактики заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью // Товаровед продовольственных товаров. 2016. № 1. С. 17–22.

5. Денисович Ю.Ю., Гаврилова Г.А. Совершенствование организации школьного питания // Техника и технология пищевых производств. 2013. № 1 (28). С. 112–116.

6. Рождественская Л.Н. Организация питания в общеобразовательных учреждениях: проблемы и пути решения // Вестник Новосибирского Государственного Университета. Серия: Социально-экономические науки. 2013. Т. 13. № 2. С. 84–94.

7. Горелова Ж.Ю. Анализ отечественных и зарубежных исследований о здоровом питании детей и подростков в современных условиях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 3. С. 40–46.

8. Горелова Ж.Ю., Иваненко А.В., Петренко А.О., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А., Углов С.Ю. Современные подходы к разработке рационов питания школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 1. С. 40–48.

9. Порецкова Г.Ю. Формирование культуры питания и культуры здорового образа жизни как один из аспектов медицинского обеспечения детей школьного возраста / Г.Ю. Порецкова, Д.В. Печкуров // Ульяновский медико-биологический журнал. 2016. № 3. С. 111–119.

10. Горелова Ж.Ю., Соловьева Ю.В., Летучая Т.А. Особенности домашнего питания и выбор дополнительного ассортимента буфетной продукции школьниками в образовательных организациях. Евразийское Научное Объединение. 2021. № 4-2 (74). С. 117–120. doi: 10.5281/zenodo.4749522

11. Сергеева Б.В., Игнатова Д.А. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 2 (9). С. 50–62.

12. Летучая Т.А., Соловьева Ю.В., Горелова Ж.Ю. Роль информационных технологий по повышению грамотности школьников в области здорового питания. На пути к здоровой и безопасной школе: приоритеты качества образования. Взгляд педагога и педиатра : Сборник материалов XII всероссийской научно-практической конференции в рамках XII Всероссийского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения», Санкт-Петербург, 25–26 сентября 2020 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское региональное отделение общественной организации «Союз педиатров России». 2020. С. 150–160.

13. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьева Ю.В. и др. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края. Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 6. С. 63–67. doi: 10.17116/profmed20182106163

14. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Ямщикова Н.Л. и др. Формирование знаний обучающихся в области здорового питания. Российский педиатрический журнал. 2018. Т. 21. № 4. С. 221–224. doi: 10.18821/1560-9561-2018-21(4)-221-224

15. Погожева А.В., Смирнова Е.А. К здоровью нации через многоуровневые образовательные программы для населения в области оптимального питания // Вопросы питания. 2020. Т. 89. № 4. С. 262–272. doi: 10.24411/0042-8833-2020-10060

16. Горелова Ж.Ю., Бобрищева-Пушкина Н.Д. Изучение домашнего питания школьников Москвы. Вопросы питания. 2018. Т. 87. № S5. C. 135–136. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10233

17. Benton D. Role of parents in the determination of the food preferences of children and the development of obesity. Int J Obes Relat Metab Disord. 2004;28(7):858- 869. doi: 10.1038/sj.ijo.0802532

18. Bailey CJ, Drummond MJ, Ward PR. Food literacy programmes in secondary schools: a systematic literature review and narrative synthesis of quantitative and qualitative evidence. Public Health Nutr. 2019;22(15):2891- 2913. doi: 10.1017/S1368980019001666

19. Renko S. The role of education in promoting healthy eating: Croatian parents’ and teachers’ perspectives. In: Proceedings of the 11th Fnnual International Conference of Education, Research and Innovation, November 12–14, 2018. IATED, 2018:3688–3694. doi: 10.21125/iceri.2018.1819

20. Gearan EC, Fox MK. Updated nutrition standards have significantly improved the nutritional quality of school lunches and breakfasts. J Acad Nutr Diet. 2020;120(3):363-370. doi: 10.1016/j.jand.2019.10.022

21. Schwartz MB, Henderson KE, Read M, Danna N, Ickovics JR. New school meal regulations increase fruit consumption and do not increase total plate waste. Child Obes. 2015;11(3):242-247. doi: 10.1089/chi.2015.0019

22. Макеева А.Г. Цифровая модель организации обучения школьников основам правильного питания // Нижегородское образование. 2019. № 3. С. 69–74.

23. Плинокосова Л.А., Плинокосова А.О. Изменение характера питания школьников начальных классов после проведения уроков правильного питания // Scientist (Russia). 2022. № 3 (21). С. 29.


Об авторе

Ж. Ю. Горелова
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, главный научный сотрудник лаборатории комплексных проблем гигиены детей и подростков,

Ломоносовский пр., д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



Рецензия

Для цитирования:


Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка домашнего питания современных школьников. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):31-36. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36

For citation:


Gorelova Zh.Yu. Hygienic Assessment of Contemporary Nutrition of Schoolchildren at Home. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):31-36. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-31-36

Просмотров: 533


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)