Перейти к:
Анализ охвата школьников услугами дополнительного образования и режима внешкольной деятельности в гигиеническом аспекте (по данным социологического опроса)
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38
Аннотация
Введение. Дополнительное образование детей – важный инструмент подготовки детей к успешной жизни, формирования ценностных ориентиров и профессиональных предпочтений. Вовлеченность детей в дополнительные образовательные программы определяет плотность в режиме дня элементов формирования новых знаний и умений, совершенствования физических возможностей.
Цель работы. Анализ охвата современных школьников услугами дополнительного образования, гигиеническая оценка организации их внешкольной деятельности.
Материалы и методы. Данные социологического опроса 46 405 обучающихся общеобразовательных организаций 64 субъектов РФ, проведенного в январе – марте 2021 года с помощью кросс-платформенного программного средства. Полученные данные статистически обработаны с помощью стандартного пакета Excel, Statistica 10.
Результаты. В ходе оценки полученных результатов было установлено, что охват детей занятиями спортом во всех возрастных группах школьников был ниже показателя охвата детей занятиями в кружках (студиях) и составлял 33,1–43,0 против 39,4–62,6 %. 35 % школьников не охвачены дополнительным образованием – не посещают кружки (студии), спортивные секции. Наибольший удельный вес таких детей приходится на 9–11-е классы (45,5–47,3 %), наименьший – на 3–5-е классы (27,7–28,4 %). На регулярной основе занимались с репетитором 17,6 % школьников, посещающих занятия дополнительного образования; показатели в старших классах были существенно выше таковых в начальной школе, постепенно увеличиваясь при переходе от одного класса к другому от 7,5 до 46,2 %. Охват школьников 11-х классов занятиями с репетиторами на 35,9 % превысил показатель охвата детей занятиями в спортивных секциях. 20,7 % респондентов отметили, что они не гуляют на улице в учебный день вообще, за исключением
дороги от дома до школы и назад. При этом установлено, что с возрастом удельный вес таких детей увеличивается.
Заключение. Проведенное исследование позволило определить возрастные особенности организации внешкольной деятельности и досуга школьников, доступности и востребованности услуг дополнительного образования, а также выявило отсутствие навыков рациональной организации внешкольного времени у современных школьников.
Ключевые слова
Для цитирования:
Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Ивлева Г.П. Анализ охвата школьников услугами дополнительного образования и режима внешкольной деятельности в гигиеническом аспекте (по данным социологического опроса). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(4):31-38. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38
For citation:
Novikova I.I., Zubtsovskaya N.A., Ivleva G.P. Analysis of Participation of Schoolchildren in Extracurricular Activities and the Health Aspect of their Routine: Results of a Sociological Survey. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(4):31-38. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38
Введение. Дополнительное образование детей – важный инструмент подготовки детей к успешной жизни, формирования ценностных ориентиров и профессиональных предпочтений. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на рациональную организацию свободного времени1 [1–5].
Реализация программ дополнительного образования должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей и осуществляется в соответствии с принципами, полагающими свободный выбор детьми организаций дополнительного образования, доступности организаций разной направленности и непрерывности дополнительного образования [6–9]. Материалы отечественных исследований подтверждают положительное влияние организаций дополнительного образования на уровень здоровья школьников, их физическую подготовленность, осведомленность в области ведения здорового образа жизни, а также благоприятную социально-психологическую адаптацию подростков [10–13].
Организация дополнительного образования согласуется с задачами мероприятий Десятилетия детства2, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года3. В соответствии с задачами проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в 2021–2025 гг. не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет должны быть охвачены программами дополнительного образования4.
Вовлеченность детей в дополнительные образовательные программы определяет плотность в режиме дня элементов формирования новых знаний и умений, совершенствования физических возможностей.
Цель исследования. Анализ охвата современных школьников услугами дополнительного образования, гигиеническая оценка организации их внешкольной деятельности.
Материалы и методы. Исследование было проведено с использованием специально разработанного ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора кроссплатформенного программного средства. Анкетирование осуществлялось через сайт института niig.su. Учащиеся младших классов (до 11-летнего возраста) отвечали на вопросы совместно с родителями. Учащиеся старшего возраста участвовали в опросе самостоятельно. Проведение опроса могло производиться как в домашних условиях в присутствии родителей, так в условиях школы в присутствии классного руководителя. Полученные данные были статистически обработаны с помощью стандартного пакета Excel, Statistica 10, в том числе использовался метод дисперсионного анализа, сравнение независимых выборок с применением параметрических критериев. С января по март 2021 года было проведено анкетирование школьников, направленное на изучение их вовлеченности в дополнительное образование – занятия в кружках, студиях, спортивных секциях, без детализации по занятиям в обычных спортивных секциях или профессиональные занятия спортом в школах олимпийского резерва, а также занятия с репетиторами. При анализе учитывались частота посещений, а также время, затрачиваемое ребенком на занятия. Также в анкете содержались вопросы о досуговом времени школьника. В анкетировании приняли участие 46 405 обучающихся 1–11-х классов общеобразовательных организаций 64 субъектов РФ, в том числе 20 506 мальчиков (44,2 %) и 25 899 девочек (55,8 %), из них обучающихся 1–4 классов (7–11 лет) – 17 205 человек, обучающихся 5–9-х классов (12–15 лет) – 24 707 человек, обучающихся 10–11-х классов (16–17 лет) – 4493 человека.
Результаты. В ходе оценки полученных результатов было установлено, что 35 % респондентов не охвачены дополнительным образованием, то есть не посещают кружки, студии, спортивные секции. Наибольший удельный вес таких детей приходится на 9–11-е классы (45,5–47,3 %), наименьший – на 3–5-е классы (27,7–28,4 %), рис. 1.
Из детей, охваченных дополнительным образованием, 53 % респондентов занимаются в кружках или студиях, 37,5 % посещают спортивные секции, 9,5 % респондентов совмещают посещение кружков (студий) с занятиями в спортивных секциях. Среди этих школьников помимо занятий в организациях дополнительного образования 17,6 % детей занимаются с репетиторами. Охват детей занятиями спортом, был ниже показателя охвата детей занятиями в кружках и студиях и составлял среди школьников 1–11-х классов 33,1–43,0 % против 39,4–62,6 % (рис. 2).
Разница между удельным весом охвата детей занятиями в кружках и студиях по сравнению с охватом занятиями спортом при переходе к более старшим классам уменьшалась. Наибольший показатель охвата детей занятиями в кружках (студиях) приходится на школьников 2–4 классов (61,2–62,6 %), в спортивных секциях – на школьников 5-х классов (43,0 %). Начиная с 4-го класса показатель вовлеченности детей в дополнительное образование – занятия в кружках (студиях) – имеет тенденцию к снижению – с 62,6 до 39,4 %, темп снижения составляет 3,8 % при переходе из класса в класс. Начиная с 5-го класса показатель охвата школьников занятиями спортом также снижается, вместе с тем темпы снижения существенно ниже и составляют 1,5 % при переходе из класса в класс (рис. 2).
14 % опрошенных указали, что занимаются в 3 и более кружках или студиях и 3 % – в 3 и более спортивных секциях. Суммарное время, затрачиваемое школьниками на занятия в кружках и студиях, по данным опроса составляет от 1 до 14 часов в неделю, при этом 67,3 % (от числа занимающихся в студиях и кружках) занимается до 4 часов в неделю, 15,1 % респондентов – от 5 до 8 часов в неделю, 17,6 % – от 9 до 14 часов в неделю.
В среднем школьники 1–2-х классов, занимающиеся в кружках и студиях, проводят на этих занятиях по 3 часа в неделю, 3–7-х классов – по 4 часа в неделю, 8–11-х классов – по 5 часов в неделю (рис. 3).
Суммарное время, затрачиваемое школьниками на занятиях в спортивных секциях, также составляет до 14 ч в неделю, в т. ч. 83,5 % респондентов занимаются до 6 часов в неделю (от числа занимающихся в спортивных секциях), 6,25 % – 7–8 часов в неделю, 10,6 % детей занимаются в спортивных секциях от 9 до 14 часов. Возможно, столь высокая нагрузка обусловлена тем, что некоторые респонденты занимаются в школах олимпийского резерва или профессиональных спортивных секциях.
В среднем школьники 1–2-х классов, занимающиеся в спортивных секциях, проводят на этих занятиях по 4 часа в неделю, 3-х классов – по 5 часов в неделю, 4–9-х классов – по 6 часов в неделю, 10-х классов – по 7 часов в неделю,11-х классов – по 6 часов в неделю (рис. 4).
4,2 % учащихся 3–4 классов отметили, что заканчивают занятия в кружках и секциях позже 20:00, 2,5 % учащихся 5–11-х классов отметили, что заканчивают занятия в кружках (студиях) и спортивных секциях позже 21:00, что не соответствует требованиям СП 2.4.3648–205.
Из числа детей, посещающих занятия дополнительного образования, занимаются с репетитором 17,6 % опрошенных. В том числе среди первоклассников с репетиторами занимается 7,5 % детей, второклассников – 11,7 %, учащихся 3–8-х классов – от 14,4 до 17,3 %, 9–10-х классов от 24,0 до 27,2 %, 11-х классов – 46,2 %. Средняя продолжительность занятий с репетитором составляет 60 минут. 1 раз в неделю с репетитором занимается 31,2 % респондентов (от числа занимающихся с репетиторами), 2–3 раза в неделю – 57,2 %, 4 и более раз в неделю – 11,6 %.
При этом следует отметить, что 37,6 % детей 11-х классов занимаются с репетитором 4 и более раз в неделю, по остальным классам данный показатель находится в диапазоне 5,0–14,4 % (рис. 5).
При анализе распределения средних величин времени, затрачиваемого учащимися на разные виды дополнительных занятий, установлено, что наибольшую долю занимают занятия с репетиторами (от 39 до 59,8 % времени) с максимальными значениями в 1-м классе (59,8 %) и в 11-м классе (50,9 %) и минимальным (39,0 %) – в 6-м классе.
В остальных классах данный показатель составляет от 40,0 до 47,6 %. Максимальное значение удельного веса времени, затрачиваемого на занятия в спортивных секциях (34,8 %), отмечалось у учащихся 6-х классов, минимальное – у учащихся 1-х классов (22,8 %). Наименьший удельный вес времени, затрачиваемого на занятия в кружках или студиях, отмечен среди детей 1-х классов – 17,4 %, в остальных классах этот показатель отличается незначительно и составляет от 23,1 до 26,2 % (рис. 6).
Рис. 1. Охват школьников услугами дополнительного образования (%)
Fig. 1. Coverage of schoolchildren with extracurricular activities (%)
Рис. 2. Удельный вес школьников, занимающихся в спортивных секциях, кружках и студиях дополнительного образования (%)
Fig. 2. Proportion of schoolchildren engaged in extracurricular activities by type (%)
Рис. 3. График суммарного времени (средняя величина), затрачиваемого школьниками на занятия в кружках (студиях) в неделю / удельный вес занимающихся (%)
Fig. 3. Average time spent by schoolchildren weekly in after-school circles (studios) / proportion of participants (%)
Рис. 4. График суммарного времени (средняя величина), затрачиваемого школьниками на занятия в спортивных секциях в неделю / удельный вес занимающихся (%)
Fig. 4. Average time spent by schoolchildren weekly in after-school sports clubs / proportion of participants (%)
Рис. 5. График суммарного времени (средняя величина), затрачиваемого школьниками на занятия с репетиторами в неделю / удельный вес занимающихся (%)
Fig. 5. Average time spent by schoolchildren weekly on tutorials / proportion of attendees (%)
Рис. 6. Удельный вес времени (по среднему значению), затрачиваемого школьниками на разные виды дополнительных занятий (%)
Fig. 6. Average proportion of time spent by schoolchildren on various extracurricular activities (%)
Среди детей, которые не вовлечены в занятия дополнительным образованием, 14,9 % занимаются с репетитором, при этом большинство из них (42 %) занимаются 2 раза в неделю, 1 раз в неделю занимается 27 %, 3 и 4 раза в неделю занимается по 14,9 % опрошенных. Таким образом, удельный вес занимающихся с репетитором среди детей, не вовлеченных в процесс дополнительного образования, несколько ниже, чем среди вовлеченных (14,9 против 17,6 %).
20,7 % респондентов отметили, что они не гуляют на улице в учебный день вообще, за исключением дороги от дома до школы и назад. Среди первоклассников таких детей 5,1 %, среди учащихся 2–5-х классов таких детей от 12 до 17 %, среди учащихся 6–9-х классов – 24–31 %, в 10-х классах не гуляют 32 % респондентов, а в 11-х классах – 30 %. При этом из них 63 % – дети, занимающиеся в организациях дополнительного образования и/или спортивных секциях. 35,8 % отметили, что гуляют до 1 часа, 28,4 % – от часа до двух, 10,3 % – от двух часов до трех, 4,7 % – гуляют три часа и более ежедневно. Таким образом, меньшая доля (15 %) детей соблюдает рекомендуемое ежедневное время пребывания на улице (СанПин 1.2.3685–216). При этом удельный вес детей, проводящих на свежем воздухе больше 2 часов, среди детей, не посещающих организации дополнительного образования, незначительно выше (16,6 %) в сравнении с детьми, вовлеченными в дополнительное образование (13,3 %).
Также было оценено время препровождения детей с компьютером и мобильными телефонами среди детей, посещающих и не посещающих организации дополнительного образования (табл. 1).
Таблица. Распределение детей, участвующих в опросе в зависимости от времени, затрачиваемого на работу / досуг с компьютером и мобильным телефоном в сутки (%)
Table. Distribution of the survey participants by daily screen time spent on computer and mobile phone for study or leisure (%)
Установлено, что удельный вес детей, проводящих суммарно свой досуг и учебу за компьютером более 2 часов, выше на 20,8 % среди детей, не вовлеченных в дополнительное образование (51,9 против 31,1 %, t = 7,8, p < 0,05,); проводящих свой досуг с мобильным телефоном более 2 часов также выше на 8,7 % среди детей, не вовлеченных в дополнительное образование (40,4 против 31,6 %, t = 9,7, p < 0,05).
Обсуждение. Данные опроса позволяют судить о средней степени охвата детей школьного возраста услугами дополнительного образования, только 65 % детей, участвующих в анкетировании, занимаются в кружках, студиях и/или спортивных секциях. Самый низкий охват занятиями дополнительного образования отмечается среди старшеклассников, скорее всего, ввиду того что данная возрастная группа испытывает недостаток свободного времени из-за загруженности в школе и длительных занятий с репетиторами, что подтверждается выводами анализа: в структуре времени, затрачиваемого школьниками на дополнительные занятия, значительный удельный вес принадлежит занятиям с репетиторами. Обращает на себя внимание тот факт, что 4,2 % детей младшего школьного возраста и 2,5 % среднего и старшего школьного возраста заканчивают свои занятия в организациях дополнительного образования достаточно поздно, что может влиять на уменьшение времени полноценного сна ребенка, 10–17 % школьников испытывают значительные перегрузки, занимаясь дополнительно более 9 часов в неделю, 20,7 % школьников не проводят время на свежем воздухе ежедневно. Выявленные факты говорят о гигиенически нерациональном режиме работы некоторых учреждений дополнительного образования, об отсутствии навыков организации чередования умственной и физической нагрузки детей в течение дня, на что указывают и другие исследователи [14–17].
По данным литературных источников, чрезмерная образовательная нагрузка, отсутствие прогулок на свежем воздухе в режиме дня, неполноценный ночной отдых могут приводить к увеличению рисков нарушений здоровья развития заболеваний нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой систем организма, ожирения [18–21].
На показатели охвата обучающихся дополнительным образованием в период проведения исследований, совпавшим с пандемией COVID-19, могли повлиять карантинные ограничения [22]. В рамках проведенного исследования данные ограничения не учитывались.
Больший удельный вес детей, проводящих свой досуг или работу за компьютером и мобильным телефоном более 2 часов в сутки, среди детей, не вовлеченных в дополнительное образование в сравнении с детьми, посещающими кружки/ секции, демонстрируют именно тот ресурс, в котором дети предпочитают использовать свое свободное время в современных условиях, что согласуется с данными отечественных исследователей [23]. Повышение доступности дополнительного образования для детей, внедрение здоровьесберегающих технологий в систему дополнительного образования является существенным резервом здоровья школьников и требует государственного регулирования, о чем свидетельствуют многочисленные исследования [24–34].
Заключение. Проведенное исследование выявило проблему низкого охвата школьников занятиями в спортивных секциях, старшеклассников – занятиями в кружках и студиях. У детей не формируются навыки рациональной организации досуга, отмечается дефицит времени на прогулки, активный отдых и сон, что характерно для детей как занимающихся в кружках и секциях, так и не охваченных дополнительным образованием.
1. ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства» № 240 от 29 мая 2017 года. Доступно по: https://10letie.edu.gov.ru/images/document (дата доступа: 01.04.2022).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Доступно по: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата доступа: 01.04.2022).
4. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Доступно по: https://rulaws.ru/acts/Pasport-prioritetnogo-proekta-Dostupnoe-dopolnitelnoe-obrazovanie-dlya-detey/ (дата доступа: 27.03.2021).
5. СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации постановлением от 28 сентября 2020 года № 28.
6. СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Утверждены постановлением Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Поповой от 28 января 2021 г. № 2.
Список литературы
1. Coulangeon P. The impact of participation in extra-curricular activities on school achievement of French middle school students: human capital and cultural capital revisited. Soc Forces. 2018; 97 (1): 55-90. doi: 10.1093/sf/soy016
2. Petrović J., Cenić S., Dimitrijević D. Sports and physical engagement of elementary school students in their leisure time. Facta Universitatis, Series: Physical Education and Sport. 2018; 16 (2): 421-434. doi: 10.22190/FUPES180707038P
3. Зорина И. Г. Особенности психоэмоционального развития личности школьника до и во время периода изоляции / И. Г. Зорина, В. В. Макарова, И. А. Зорин // Профилактическая медицина 2020. Вызовы времени : Всероссийский форум с международным участием, посвященный 150-летию кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, 04 декабря 2020 года / Казанский государственный медицинский университет; Министерство здравоохранения Республики Татарстан. – Казань: Отечество, 2020. – С. 272–277.
4. Oberle E., Ji X. R., Kerai S., Guhn M., Schonert-Reichl K. A., Gadermann A. M. Screen time and extracurricular activities as risk and protective factors for mental health in adolescence: A population-level study. Prev Med. 2020; 141: 106291. doi: 10.1016/j.ypmed.2020.106291
5. Yılmaz A. Parent expectations towards participation to extracurricular sport activity of high school students. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems оf Physical Training and Sports. 2018; 22 (4): 216-225. doi: 10.15561/18189172.2018.0408
6. Машинистова Н. В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 37–40.
7. Иглина Н. Г. Причины нарушения здоровья детей в системе дополнительного образования / Н. Г. Иглина, Е. Ю. Косяченко // Достижения современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс], София, Болгария, 07 октября 2016 года / Под общей редакцией А. И. Вострецова. – София: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2016. – С. 224–228.
8. Мальгин В. Е. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования / В. Е. Мальгин // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 787–789.
9. Грицина О. П. Особенности состояния здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина [и др.] // Здоровье. Медицинская экология. Наука. – 2016. – № 1 (64). – С. 33–37.
10. Казин Э. М. К вопросу о социально-психологической адаптации обучающихся в условиях дополнительного образования / Э. М. Казин [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. № 3 (27). – С. 88–95.
11. Бурьянова А. А. Здоровье школьников через дополнительное физкультурное образование / А. А. Бурьянова // Физическая культура, спорт, безопасность жизнедеятельности: актуальные проблемы, достижения и перспективы: Cборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 25–26 марта 2020 года. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. – С. 62–64.
12. Чедов К. В. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования с семьей по вопросам формирования культуры здоровья детей / К. В. Чедов // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 44–48.
13. Грицина О. П. Гигиеническая Оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина, Л. В. Транковская, Л. Н. Нагирная // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95. – № 2. – С. 185–189. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskaya-otsenka-rezhima-dnya-i-umstvennoy-rabotosposobnosti-detey-poseschayuschih-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya
14. Андришунас А. М. Негативное влияние интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся начальных классов / А. М. Андришунас, О. Ю. Устинова // Здоровье и окружающая среда : сборник материалов международной научно-практической конференции: в 2 т., Минск, 15–16 ноября 2018 года. – Минск: Республиканская научная медицинская библиотека, 2018. – С. 168–171.
15. Грицина О. П. Комплексное исследование условий пребывания и мероприятия по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина [и др.] // Дальневосточный медицинский журнал. – 2019. – № 2. – С. 40–45. doi: 10.35177/1994-5191-2019-2-40-45
16. Грицина О. П. Характеристика условий пребывания и состояние здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина [и др.] // Экология человека. – 2020. – № 3. – С. 16–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-usloviy-prebyvaniya-i-sostoyanie-zdorovya-detey-poseschayuschih-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya
17. Штина И. Е. Особенности вегетативного и тиреоидного статуса у школьников при различной напряженности учебного процесса / И. Е. Штина [и др.] // Гигиена и санитария. – 2019. – Т. 98. – № 2. – С. 183–188. URL: https://www.rjhas.ru/jour/article/view/273
18. Зайцева Н. В. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса / Н. В. Зайцева [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2017. – № 1. – С. 66–83. doi: 10.21668/health.risk/2017.1.08
19. Новикова И. И. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников / И. И. Новикова [и др.] // Гигиена и санитария. – 2020. – Т. 99. – № 3. – С. 279–285. https://www.rjhas.ru/jour/article/view/130
20. Грицина О. П. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков / О. П. Грицина [и др.] // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2020. – № 3 (81). – С. 19–24. doi: 10.34215/1609-1175-2020-3-19-24
21. Кучма В. Р. Основные предикторы нарушений здоровья старшеклассников на современном этапе / В. Р. Кучма, С. В. Саньков // European research: Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции, Пенза, 14 августа 2019 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. – С. 175–179.
22. Павлов А. В. Организации дополнительного образования в условиях карантина: аналитический обзор по результатам опроса / А. В. Павлов, М. Е. Гошин, В. С. Ершова // ПРО-ДОД. – 2020. – № 3 (27). – С. 13–26.
23. Золотарева А. В. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. – 2018. – № 1 (9). – С. 8–16.
24. Федоров В. А. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства / В. А. Федоров, К. В. Чедов // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 9. – С. 186–220. doi: 10.17853/1994-5639-2019-9-186-220
25. Козловских М. Е. Формирование у школьников действий по здоровьесбережению при освоении программ дополнительного образования технической направленности /В. А. Федоров, К. В. Чедов // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 146–149.
26. Зеленцов И. А. Стратегия формирования здоровьесбережения в условиях интеграции общего и дополнительного образования / И. А. Зеленцов [и др.] // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2017. – № 3. – С. 70–83.
27. Губарева М. А. Развитие двигательной активности у обучающихся в дополнительном образовании по основам безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования / М. А. Губарева, Н. П. Веряскина, А. В. Губарев. – 2021. – № 72-2. – С. 56–59.
28. Гаевская О. В. Структура и специфика работы во внешкольных учреждениях дополнительного образования детей / О. В. Гаевская, А. В. Лотоненко, И. П. Григорьева // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – № 7 (48). – С. 29–32.
29. Акулинина Е. А. Формирование здорового образа жизни через занятия танцами в условиях учреждения дополнительного образования / Е. А. Акулинина // Академическая публицистика. – 2021. – № 4. – С. 571–575.
30. Кайгородова Л. Л. Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования на уроках вокала. Музыкотерапия» / Л. Л. Кайгородова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 20-1 (98). – С. 48-54.
31. Spengler S., Kuritz A., Rabel M., Mess F. Are primary school children attending full-day school still engaged in sports clubs? PLoS One. 2019; 14 (11): e0225220. doi: 10.1371/journal.pone.0225220
32. Chen S., Ho W. K., Ahmed D. Physical activity and its relationship with life satisfaction among middle school students: A cross-culture study. Sustainability. 2020; 12 (17): 6932. doi: 10.3390/su12176932
Об авторах
И. И. НовиковаРоссия
Ирина Игоревна Новикова, д. м. н., профессор, директор
ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»
630108
ул. Пархоменко, д. 7
Новосибирск
Н. А. Зубцовская
Россия
Нина Александровна Зубцовская, младший научный сотрудник
ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»
организационно-методический отдел
630108
ул. Пархоменко, д. 7
Новосибирск
Г. П. Ивлева
Россия
Галина Петровна Ивлева, к. м. н. ученый секретарь
ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»
630108
ул. Пархоменко, д. 7
Новосибирск
Рецензия
Для цитирования:
Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Ивлева Г.П. Анализ охвата школьников услугами дополнительного образования и режима внешкольной деятельности в гигиеническом аспекте (по данным социологического опроса). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(4):31-38. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38
For citation:
Novikova I.I., Zubtsovskaya N.A., Ivleva G.P. Analysis of Participation of Schoolchildren in Extracurricular Activities and the Health Aspect of their Routine: Results of a Sociological Survey. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(4):31-38. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38