Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Анализ охвата школьников услугами дополнительного образования и режима внешкольной деятельности в гигиеническом аспекте (по данным социологического опроса)

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38

Полный текст:

Аннотация

   Введение. Дополнительное образование детей – важный инструмент подготовки детей к успешной жизни, формирования ценностных ориентиров и профессиональных предпочтений. Вовлеченность детей в дополнительные образовательные программы определяет плотность в режиме дня элементов формирования новых знаний и умений, совершенствования физических возможностей.

   Цель работы. Анализ охвата современных школьников услугами дополнительного образования, гигиеническая оценка организации их внешкольной деятельности.
   Материалы и методы. Данные социологического опроса 46 405 обучающихся общеобразовательных организаций 64 субъектов РФ, проведенного в январе – марте 2021 года с помощью кросс-платформенного программного средства. Полученные данные статистически обработаны с помощью стандартного пакета Excel, Statistica 10.

   Результаты. В ходе оценки полученных результатов было установлено, что охват детей занятиями спортом во всех возрастных группах школьников был ниже показателя охвата детей занятиями в кружках (студиях) и составлял 33,1–43,0 против 39,4–62,6 %. 35 % школьников не охвачены дополнительным образованием – не посещают кружки (студии), спортивные секции. Наибольший удельный вес таких детей приходится на 9–11-е классы (45,5–47,3 %), наименьший – на 3–5-е классы (27,7–28,4 %). На регулярной основе занимались с репетитором 17,6 % школьников, посещающих занятия дополнительного образования; показатели в старших классах были существенно выше таковых в начальной школе, постепенно увеличиваясь при переходе от одного класса к другому от 7,5 до 46,2 %. Охват школьников 11-х классов занятиями с репетиторами на 35,9 % превысил показатель охвата детей занятиями в спортивных секциях. 20,7 % респондентов отметили, что они не гуляют на улице в учебный день вообще, за исключением
дороги от дома до школы и назад. При этом установлено, что с возрастом удельный вес таких детей увеличивается.
   Заключение. Проведенное исследование позволило определить возрастные особенности организации внешкольной деятельности и досуга школьников, доступности и востребованности услуг дополнительного образования, а также выявило отсутствие навыков рациональной организации внешкольного времени у современных школьников.

Об авторах

И. И. Новикова
Роспотребнадзор
Россия

Ирина Игоревна Новикова, д. м. н., профессор, директор

ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»

630108

ул. Пархоменко, д. 7

Новосибирск



Н. А. Зубцовская
Роспотребнадзор
Россия

Нина Александровна Зубцовская, младший научный сотрудник

ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»

организационно-методический отдел

630108

ул. Пархоменко, д. 7

Новосибирск



Г. П. Ивлева
Роспотребнадзор
Россия

Галина Петровна Ивлева, к. м. н. ученый секретарь

ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены»

630108

ул. Пархоменко, д. 7

Новосибирск



Список литературы

1. Coulangeon P. The impact of participation in extra-curricular activities on school achievement of French middle school students: human capital and cultural capital revisited. Soc Forces. 2018; 97 (1): 55-90. doi: 10.1093/sf/soy016

2. Petrović J., Cenić S., Dimitrijević D. Sports and physical engagement of elementary school students in their leisure time. Facta Universitatis, Series: Physical Education and Sport. 2018; 16 (2): 421-434. doi: 10.22190/FUPES180707038P

3. Зорина И. Г. Особенности психоэмоционального развития личности школьника до и во время периода изоляции / И. Г. Зорина, В. В. Макарова, И. А. Зорин // Профилактическая медицина 2020. Вызовы времени : Всероссийский форум с международным участием, посвященный 150-летию кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, 04 декабря 2020 года / Казанский государственный медицинский университет; Министерство здравоохранения Республики Татарстан. – Казань: Отечество, 2020. – С. 272–277.

4. Oberle E., Ji X. R., Kerai S., Guhn M., Schonert-Reichl K. A., Gadermann A. M. Screen time and extracurricular activities as risk and protective factors for mental health in adolescence: A population-level study. Prev Med. 2020; 141: 106291. doi: 10.1016/j.ypmed.2020.106291

5. Yılmaz A. Parent expectations towards participation to extracurricular sport activity of high school students. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems оf Physical Training and Sports. 2018; 22 (4): 216-225. doi: 10.15561/18189172.2018.0408

6. Машинистова Н. В. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 37–40.

7. Иглина Н. Г. Причины нарушения здоровья детей в системе дополнительного образования / Н. Г. Иглина, Е. Ю. Косяченко // Достижения современной науки: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс], София, Болгария, 07 октября 2016 года / Под общей редакцией А. И. Вострецова. – София: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2016. – С. 224–228.

8. Мальгин В. Е. Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого административно-территориального образования / В. Е. Мальгин // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 787–789.

9. Грицина О. П. Особенности состояния здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина [и др.] // Здоровье. Медицинская экология. Наука. – 2016. – № 1 (64). – С. 33–37.

10. Казин Э. М. К вопросу о социально-психологической адаптации обучающихся в условиях дополнительного образования / Э. М. Казин [и др.] // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. № 3 (27). – С. 88–95.

11. Бурьянова А. А. Здоровье школьников через дополнительное физкультурное образование / А. А. Бурьянова // Физическая культура, спорт, безопасность жизнедеятельности: актуальные проблемы, достижения и перспективы: Cборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 25–26 марта 2020 года. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. – С. 62–64.

12. Чедов К. В. Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования с семьей по вопросам формирования культуры здоровья детей / К. В. Чедов // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 44–48.

13. Грицина О. П. Гигиеническая Оценка режима дня и умственной работоспособности детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина, Л. В. Транковская, Л. Н. Нагирная // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95. – № 2. – С. 185–189. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskaya-otsenka-rezhima-dnya-i-umstvennoy-rabotosposobnosti-detey-poseschayuschih-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya

14. Андришунас А. М. Негативное влияние интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся начальных классов / А. М. Андришунас, О. Ю. Устинова // Здоровье и окружающая среда : сборник материалов международной научно-практической конференции: в 2 т., Минск, 15–16 ноября 2018 года. – Минск: Республиканская научная медицинская библиотека, 2018. – С. 168–171.

15. Грицина О. П. Комплексное исследование условий пребывания и мероприятия по сохранению здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина [и др.] // Дальневосточный медицинский журнал. – 2019. – № 2. – С. 40–45. doi: 10.35177/1994-5191-2019-2-40-45

16. Грицина О. П. Характеристика условий пребывания и состояние здоровья детей, посещающих организации дополнительного образования / О. П. Грицина [и др.] // Экология человека. – 2020. – № 3. – С. 16–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-usloviy-prebyvaniya-i-sostoyanie-zdorovya-detey-poseschayuschih-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya

17. Штина И. Е. Особенности вегетативного и тиреоидного статуса у школьников при различной напряженности учебного процесса / И. Е. Штина [и др.] // Гигиена и санитария. – 2019. – Т. 98. – № 2. – С. 183–188. URL: https://www.rjhas.ru/jour/article/view/273

18. Зайцева Н. В. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса / Н. В. Зайцева [и др.] // Анализ риска здоровью. – 2017. – № 1. – С. 66–83. doi: 10.21668/health.risk/2017.1.08

19. Новикова И. И. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников / И. И. Новикова [и др.] // Гигиена и санитария. – 2020. – Т. 99. – № 3. – С. 279–285. https://www.rjhas.ru/jour/article/view/130

20. Грицина О. П. Факторы, формирующие здоровье современных детей и подростков / О. П. Грицина [и др.] // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2020. – № 3 (81). – С. 19–24. doi: 10.34215/1609-1175-2020-3-19-24

21. Кучма В. Р. Основные предикторы нарушений здоровья старшеклассников на современном этапе / В. Р. Кучма, С. В. Саньков // European research: Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции, Пенза, 14 августа 2019 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. – С. 175–179.

22. Павлов А. В. Организации дополнительного образования в условиях карантина: аналитический обзор по результатам опроса / А. В. Павлов, М. Е. Гошин, В. С. Ершова // ПРО-ДОД. – 2020. – № 3 (27). – С. 13–26.

23. Золотарева А. В. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики / А. В. Золотарева, И. С. Синицын // Образовательная панорама. – 2018. – № 1 (9). – С. 8–16.

24. Федоров В. А. Формирование культуры здоровья обучающихся на основе кластерного взаимодействия: потенциал регионального образовательного пространства / В. А. Федоров, К. В. Чедов // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. – № 9. – С. 186–220. doi: 10.17853/1994-5639-2019-9-186-220

25. Козловских М. Е. Формирование у школьников действий по здоровьесбережению при освоении программ дополнительного образования технической направленности /В. А. Федоров, К. В. Чедов // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-4. – С. 146–149.

26. Зеленцов И. А. Стратегия формирования здоровьесбережения в условиях интеграции общего и дополнительного образования / И. А. Зеленцов [и др.] // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2017. – № 3. – С. 70–83.

27. Губарева М. А. Развитие двигательной активности у обучающихся в дополнительном образовании по основам безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования / М. А. Губарева, Н. П. Веряскина, А. В. Губарев. – 2021. – № 72-2. – С. 56–59.

28. Гаевская О. В. Структура и специфика работы во внешкольных учреждениях дополнительного образования детей / О. В. Гаевская, А. В. Лотоненко, И. П. Григорьева // Центральный научный вестник. – 2018. – Т. 3. – № 7 (48). – С. 29–32.

29. Акулинина Е. А. Формирование здорового образа жизни через занятия танцами в условиях учреждения дополнительного образования / Е. А. Акулинина // Академическая публицистика. – 2021. – № 4. – С. 571–575.

30. Кайгородова Л. Л. Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования на уроках вокала. Музыкотерапия» / Л. Л. Кайгородова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 20-1 (98). – С. 48-54.

31. Spengler S., Kuritz A., Rabel M., Mess F. Are primary school children attending full-day school still engaged in sports clubs? PLoS One. 2019; 14 (11): e0225220. doi: 10.1371/journal.pone.0225220

32. Chen S., Ho W. K., Ahmed D. Physical activity and its relationship with life satisfaction among middle school students: A cross-culture study. Sustainability. 2020; 12 (17): 6932. doi: 10.3390/su12176932


Рецензия

Для цитирования:


Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Ивлева Г.П. Анализ охвата школьников услугами дополнительного образования и режима внешкольной деятельности в гигиеническом аспекте (по данным социологического опроса). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(4):31-38. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38

For citation:


Novikova I.I., Zubtsovskaya N.A., Ivleva G.P. Analysis of Participation of Schoolchildren in Extracurricular Activities and the Health Aspect of their Routine: Results of a Sociological Survey. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(4):31-38. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-31-38

Просмотров: 85


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)