Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Soft skills как профессиональная платформа в процессах адаптации медицинских работников в кризисных ситуациях

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-1-21-28

Полный текст:

Аннотация

Введение. Сотрудники медицинских организаций стали одной из групп риска инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19). В экстремальных условиях за короткий период времени медицинскому персоналу пришлось существенно перестроить свою работу, освоить значительный объем новой информации и приобрести новые профессиональные компетенции. Однако в их работе, особенно в кризисных ситуациях, нельзя исключить значимость так называемых надпрофессиональных навыков и компетенций (soft skills).

Цель исследования – в условиях пандемии COVID-19 определить значение soft skills в процессах адаптации медицинского персонала.

Методы исследования. На базе платформы Google проведен онлайн-опрос 638 сотрудников МО по специально разработанной авторами анонимной анкете, в которую встроено две шкалы: одна – для оценки уровня развития soft skills, в частности эмоционального интеллекта (EQ), другая – для оценки адаптивности сотрудников в кризисной ситуации.

Результаты. Большинство сотрудников (78,7 %) имели средний уровень эмоционального интеллекта, у 13,0 % EQ был высокий, у 8,3 % – низкий. В группе лиц с низким EQ в 100 % случаев в условиях меняющейся реальности выявлен низкий уровень адаптивных способностей. Среди сотрудников со средним EQ в 76,5 % отмечен низкий уровень адаптивности и в 23,5 % – средний. Лица с высоким EQ показали средний и высокий уровень адаптивности к ситуации – 53,0 и 44,6 % соответственно, и только у 2,4 % сотрудников он был низкий. При оценке корреляции уровня EQ и показателей адаптивности коэффициент корреляции Спирмена составлял 0,43 (р < 0,001), что соответствовало положительной связи между признаками умеренной тесноты.

Заключение. Высокий уровень развития надпрофессиональных навыков в кризисных ситуациях позволяет сотрудникам легче адаптироваться к условиям «новой реальности». В современных условиях актуальным направлением работы менеджеров по персоналу является внедрение в МО программ по развитию soft skills у сотрудников.

Для доступа к материалу требуется подписка или приобретенный доступ. Чтобы подтвердить подписку и доступ либо приобрести материал, пожалуйста, войдите в систему.

Об авторах

Т. А. Платонова
ООО «Европейский медицинский центр “УГМК-Здоровье”
Россия

Платонова Татьяна Александровна – к.м.н., заведующий эпидемиологическим отделом, врач-эпидемиолог 

ул. Шейнкмана, стр. 113, г. Екатеринбург, 620144



А. А. Голубкова
ФБУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
Россия

Голубкова Алла Александровна – д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; профессор кафедры
эпидемиологии 

ул. Новогиреевская, д. 3а, г. Москва, 111123; ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, г. Москва, 125993



С. С. Смирнова
Екатеринбургский научно-исследовательский институт вирусных инфекций ФБУН «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии “Вектор”» Роспотребнадзора; ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Смирнова Светлана Сергеевна – к.м.н., руководитель Урало-Сибирского научно-методического центра по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; доцент кафедры эпидемиологии, социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы

ул. Летняя, д. 23, г. Екатеринбург, 620030; ул. Репина, д. 3, г. Екатеринбург, 620028



К. В. Шахова
ООО «Европейский медицинский центр “УГМК-Здоровье”
Россия

Шахова Кира Владимировна – директор по персоналу

ул. Шейнкмана, стр. 113, г. Екатеринбург, 620144



Список литературы

1. Щелканов М.Ю., Колобухина Л.В., Бургасова О.А., Кружкова И.С., Малеев В.В. COVID-19: этиология, клиника, лечение // Инфекция и иммунитет. 2020. Т. 10. № 3. С. 421–445.

2. Брико Н.И., Каграманян И.Н., Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернявская О.П., Полежаева Н.А. Пандемия COVID-19. Меры борьбы с ее распространением в Российской Федерации // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2020. Т. 19. № 2. С. 4–12. doi: 10.31631/2073-3046-2020-l9-2-4-12

3. Samudrala PK, Kumar P, Choudhary K, et al. Virology, pathogenesis, diagnosis and in-line treatment of COVID-19. Eur J Pharmacol. 2020;883:173375. doi: 10.1016/j.ejphar.2020.173375

4. Taleghani N, Taghipour F. Diagnosis of COVID-19 for controlling the pandemic: A review of the state-of-theart. Biosens Bioelectron. 2021;174:112830. doi: 10.1016/j. bios.2020.112830

5. Alsharif W, Qurashi A. Effectiveness of COVID-19 diagnosis and management tools: A review. Radiography (Lond). 2021;27(2):682–687. doi: 10.1016/j.radi.2020.09.010

6. Gavriatopoulou M, Ntanasis-Stathopoulos I, Korompoki E, et al. Emerging treatment strategies for COVID-19 infection. Clin Exp Med. 2021;21(2):167–179. doi: 10.1007/s10238-020-00671-y

7. Asghari A, Naseri M, Safari H, Saboory E, Parsamanesh N. The novel insight of SARS-CoV-2 molecular biology and pathogenesis and therapeutic options. DNA Cell Biol. 2020;39(10):1741–1753. doi: 10.1089/dna.2020.5703

8. Khan M, Adil SF, Alkhathlan HZ, et al. COVID-19: A global challenge with old history, epidemiology and progress so far. Molecules. 2020;26(1):39. doi: 10.3390/ molecules26010039

9. Hosseini ES, Kashani NR, Nikzad H, Azadbakht J, Bafrani HH, Kashani HH. The novel coronavirus Disease–2019 (COVID–19): Mechanism of action, detection and recent therapeutic strategies. Virology. 2020;551:1–9. doi: 10.1016/j.virol.2020.08.011

10. Mohamadian M, Chiti H, Shoghli A, Biglari S, Parsamanesh N, Esmaeilzadeh A. COVID-19: Virology, biology and novel laboratory diagnosis. J Gene Med. 2021;23(2):e3303. doi: 10.1002/jgm.3303

11. Ita K. Coronavirus disease (COVID-19): Current status and prospects for drug and vaccine development. Arch Med Res. 2021;52(1):15–24. doi: 10.1016/j.arcmed.2020.09.010

12. Salian VS, Wright JA, Vedell PT, et al. COVID-19 transmission, current treatment, and future therapeutic strategies. Mol Pharm. 2021;18(3):754–771. doi: 10.1021/ acs.molpharmaceut.0c00608

13. Anka AU, Tahir MI, Abubakar SD, et al. Coronavirus disease 2019 (COVID-19): An overview of the immunopathology, serological diagnosis and management. Scand J Immunol. 2021;93(4):e12998. doi: 10.1111/sji.12998

14. Majumder J, Minko T. Recent developments on therapeutic and diagnostic approaches for COVID-19. AAPS J. 2021;23(1):14. doi: 10.1208/s12248-020-00532-2

15. Atzrodt CL, Maknojia I, McCarthy RDP, et al. A Guide to COVID-19: a global pandemic caused by the novel coronavirus SARS-CoV-2. FEBS J. 2020;287(17):3633– 3650. doi: 10.1111/febs.15375

16. Alserehi НА, Alqunaibet АМ, Al-Tawfiq JA, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 (COVID-19) among healthcare workers in Saudi Arabia: comparing case and control hospitals. Diagn Microbiol Infect Dis. 2021;99(3):115273. doi: 10.1016/j.diagmicrobio.2020.115273

17. Chou R, Dana T, Buckley DI, Selph S, Fu R, Totten AM. Epidemiology of and risk factors for coronavirus infection in health care workers: a living rapid review. Ann Intern Med. 2020;173(2):120–136. doi: 10.7326/M20-1632

18. Kursumovic E, Lennane S, Cook TM. Deaths in healthcare workers due to COVID-19: the need for robust data and analysis. Anaesthesia. 2020;75(8):989–992. doi: 10.1111/anae.15116

19. Wang X, Liu W, Zhao J, et al. Clinical characteristics of 80 hospitalized frontline medical workers infected with COVID-19 in Wuhan, China. J Hosp Infect. 2020;105(3):399–403. doi: 10.1016/j.jhin.2020.04.019

20. Calò F, Russo A, Camaioni C, De Pascalis S, Coppola N. Burden, risk assessment, surveillance and management of SARS-CoV-2 infection in health workers: a scoping review. Infect Dis Poverty. 2020;9(1):139. doi: 10.1186/ s40249-020-00756-6

21. Hughes MM, Groenewold MR, Lessem SE, et al. Update: Characteristics of health care personnel with COVID-19 – United States, February 12 – July 16, 2020. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2020;69(38):1364–1368. doi: 10.15585/mmwr.mm6938a3

22. Galanis P, Vraka I, Fragkou D, Bilali A, Kaitelidou D. Seroprevalence of SARS-CoV-2 antibodies and associated factors in healthcare workers: a systematic review and meta-analysis. J Hosp Infect. 2021;108:120–134. doi: 10.1016/j.jhin.2020.11.008

23. Treibel TA, Manisty C, Burton M, et al. COVID-19: PCR screening of asymptomatic health-care workers at London hospital. Lancet. 2020;395(10237):1608–1610. doi: 10.1016/S0140-6736(20)31100-4

24. Grant JJ, Wilmore SMS, McCann NS, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 antibodies in healthcare workers at a London NHS Trust. Infect Control Hosp Epidemiol. 2021;42(2):212–214. doi: 10.1017/ice.2020.402

25. Kataria Y, Cole M, Duffy E, et al. Seroprevalence of SARS-CoV-2 IgG antibodies and risk factors in health care workers at an academic medical center in Boston, Massachusetts. Sci Rep. 2021;11(1):9694. doi: 10.1038/ s41598-021-89107-5

26. Mortezagholi S, Rostamzadeh D, Alinejad M, Younesi V, Tabarsi P, Shabani M. Prevalence of anti-SARS-CoV-2 specific antibodies in health-care workers compared to general population during an early phase of the pandemic, Tehran–Iran. Iran J Immunol. 2021;18(1):82–92. doi: 10.22034/iji.2021.88168.1851

27. Poustchi H, Darvishian M, Mohammadi Z, et al. SARS-CoV-2 antibody seroprevalence in the general population and high-risk occupational groups across 18 cities in Iran: a population-based cross-sectional study. Lancet Infect Dis. 2021;21(4):473–481. doi: 10.1016/ S1473-3099(20)30858-6

28. Платонова Т.А., Голубкова А.А., Тутельян А.В., Смирнова С.С. Заболеваемость COVID-19 медицинских работников. Вопросы биобезопасности и факторы профессионального риска // Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2021. Т. 20. № 2. С. 4–11. doi: 10.31631/2073-3046-2021-20-2-4-11

29. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 536 с.

30. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 427 с.

31. Барисо Д. EQ. Эмоциональный интеллект на практике. Как управлять своими эмоциями и не позволять им управлять вами. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2019. 230 с.

32. Бредбери Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 208 с.

33. Карузо Д., Сэловей П. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять. СПб: Питер, 2019. 320 с.

34. Christianson KL. Emotional intelligence and critical thinking in nursing students: integrative review of literature. Nurse Educ. 2020;45(6):E62–E65. doi: 10.1097/ NNE.0000000000000801

35. Baba MM. Navigating COVID-19 with emotional intelligence. Int J Soc Psychiatry. 2020;66(8):810–820. doi: 10.1177/0020764020934519

36. Guerrero-Barona E, Guerrero-Molina M, García-Gómez A, Moreno-Manso JM, García-Baamonde ME. Quality of working life, psychosocial factors, burnout syndrome and emotional intelligence. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(24):9550. doi: 10.3390/ijerph17249550

37. Ward HB. Resident leadership in the era of COVID-19: harnessing emotional intelligence. Acad Med. 2020;95(10):1521– 1523. doi: 10.1097/ACM.0000000000003558

38. Perry MA, Creavey K, Arthur E, Humer JC, Lundgren PJ, Rivera I. Cultivating emotional intelligence in child welfare professionals: A systematic scoping review. Child Abuse Negl. 2020;110(Pt 3):104438. doi: 10.1016/j. chiabu.2020.104438

39. Martínez-Martínez AM, López-Liria R, Aguilar-Parra JM, Trigueros R, Morales-Gázquez MJ, Rocamora-Pérez P. Relationship between emotional intelligence, cybervictimization, and academic performance in secondary school students. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(21):7717. doi: 10.3390/ijerph17217717

40. Караулова С.Н., Ольшанская С.А., Кадырова Е.Р. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 419–422.

41. Казаков Ю.Н., Чеснокова М.Л. Взаимосвязь личностных характеристик с профессиональным выгоранием работников медицинских учреждений. М.: Научный консультант, 2019. 78 с.

42. Ковалева О.А. Связь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения предпринимателей и топ-менеджеров // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 4. С. 125–129.

43. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Роль эмоционального интеллекта в совладании со сложными жизненным ситуациями // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 4. С. 120–128. doi: 10.34216/2073-1426-2020-26-4-120-128

44. Soto-Rubio A, Giménez-Espert MDC, Prado-Gascó V. Effect of emotional intelligence and psychosocial risks on burnout, job satisfaction, and nurses’ health during the COVID-19 pandemic. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(21):7998. doi: 10.3390/ijerph17217998

45. Гребенников Ю.Л., Орлова Е.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладающего поведения у медицинских работников // Вестник Московского государственного медицинского университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 1. С. 63–73. doi: 10.18384/2310-7235-2021-1-63-73

46. Abi-Jaoudé JG, Kennedy-Metz LR, Dias RD, Yule SJ, Zenati MA. Measuring and improving emotional intelligence in surgery: A systematic review. Ann Surg. 2022;275(2):e353– e360. doi: 10.1097/SLA.0000000000005022

47. Sharp G, Bourke L, Rickard MJFX. Review of emotional intelligence in health care: an introduction to emotional intelligence for surgeons. ANZ J Surg. 2020;90(4):433–440. doi: 10.1111/ans.15671

48. Beierle SP, Kirkpatrick BA, Heidel RE, et al. Evaluating and exploring variations in surgical resident emotional intelligence and burnout. J Surg Educ. 2019;76(3):628–636. doi: 10.1016/j.jsurg.2018.11.004


Рецензия

Для цитирования:


Платонова Т.А., Голубкова А.А., Смирнова С.С., Шахова К.В. Soft skills как профессиональная платформа в процессах адаптации медицинских работников в кризисных ситуациях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;1(1):21-28. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-1-21-28

For citation:


Platonova T.A., Golubkova A.A., Smirnova S.S., Shakhova K.V. Soft Skills as a Professional Platform in the Processes of Adaptation of Healthcare Workers to Crisis Situations. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;1(1):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-1-21-28

Просмотров: 120


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)