Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Позиция студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении (по результатам социологического опроса)

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Молодежное волонтерское движение становится одним из доступных способов снижения распространения инфекции COVID-19 и практической поддержки медицинских работников. Основные направления работы волонтеров: участие в работе медицинских организаций, медицинское сопровождение мероприятий, содействие благотворительным организациям, санитарно-просветительная работа, в том числе обучение населения оказанию первой помощи, пропаганда донорства. Добровольческая деятельность формирует компетентные качества у будущих выпускников, воспитывает в них активную гражданскую позицию, снижает отток из медицины, увеличивает безопасность медицинской помощи.

Цель исследования: изучить отношение студентов медицинского вуза к занятию волонтерской деятельностью.

Материалы и методы. Использовали метод социологического опроса по авторской анкете с применением Google Формы, оценочную шкалу стрессовых событий Холмса – Рея (Holmes and Rahe Life Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS), шкалу тревоги А. Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI), валидизированную на российской выборке Н.В. Тарабриной (2001). Исследование проводили осенью 2021 года, в анонимном порядке опросили 202 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. Полученная информация была обработана посредством пакета программ SPSS 12.0 с расчетом относительных величин (экстенсивных и интенсивных показателей), коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты. Выяснено отношение молодых людей к возможности заниматься волонтерской деятельностью. Установлены привлекательные стороны волонтерской деятельности для студентов, причины отказа от занятия волонтерством, личностные качества идеального волонтера. Подтвердилась выдвинутая гипотеза о непосредственном влиянии волонтерской деятельности на степень выраженности тревожности и стрессоустойчивости опрошенных студентов. Изучили отношение студентов к занятию волонтерством, чтобы определить дальнейшие направления для расширения волонтерского движения и привлечения к нему будущих врачей.

Заключение. Привлекательность волонтерского движения для студентов преимущественно обусловлена прагматическими мотивами. Для создания кадрового резерва сотрудников, обладающих практическим представлением о профессиональной деятельности, необходимо разработать адресные формы поддержки студентов-волонтеров.

Для цитирования:


Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Позиция студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении (по результатам социологического опроса). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;30(12):24-29. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29

For citation:


Denisova O.A., Denisov A.P., Drobyshev V.V. The Position of Medical Students on Volunteering: Online Survey Results. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;30(12):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29

Введение. Экстремальные условия работы учреждений здравоохранения, обусловленные напряженной санитарно-эпидемиологической обстановкой в период пандемии COVID-19, заставили по-новому взглянуть на вопросы организации медицинской помощи населению [1–3]. В то же время успех решения многочисленных проблем, стоящих перед медицинскими организациями, в значительной степени определяет обеспеченность медицинскими кадрами.

Однако согласно данным регионального Министерства здравоохранения в 2021 году, по сравнению с 2019 годом, в Омской области численность врачей снизилась с 7736 до 7649, среднего медицинского персонала – с 18 317 до 17 844, что обусловило возникший дефицит врачей1 .

При этом по наиболее востребованным специальностям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (врачи-терапевты и педиатры участковые), нехватка составила соответственно 163 и 108 человек1 .

Более того, данная ситуация усугубляется тем, что в Омской области преобладающую возрастную группу среди врачей составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста. Так, доля лиц в возрасте старше 50 лет составляет 76% от общего числа работающих, что более чем в пять раз превышает долю молодых специалистов1 . Поэтому в перспективе следует ожидать дальнейшего усиления сложившегося кадрового дефицита, связанного с перераспределением рабочих нагрузок на имеющихся сотрудников и, как следствие этого, нарастанием эмоционального выгорания данного контингента. В итоге все перечисленное в совокупности будет способствовать вынужденному уходу части медиков из профессии.

Следует отметить, что с данной проблемой столкнулись многие регионы Российской Федерации, особенно остро ситуация коснулась Камчатского края, Смоленской, Псковской, Самарской областей2 .

Государственный уровень значимости данной проблемы подтверждается Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года3 , согласно которой к основным задачам, стоящим перед здравоохранением, относится в том числе создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи посредством различных направлений, а также через развитие добровольчества (волонтерства). К тому же медицинское волонтерство формирует компетентные качества у будущих выпускников, воспитывает в них активную гражданскую позицию, снижает отток из медицины, увеличивает безопасность медицинской помощи [4–6].

В 2019 году стартовала общероссийская акция взаимопомощи «МыВместе» с созданием волонтерских штабов в регионах [7], не осталась в стороне от добровольческого движения и Омская область. В своей деятельности студенты-волонтеры Омского медицинского университета активно участвуют в выполнении задач, поставленных президентом Путиным В.В. в национальном проекте «Здравоохранение» и «Демография». К основным направлениям работы волонтеров относятся: участие в работе медицинских организаций, медицинское сопровождение мероприятий различного профиля, содействие благотворительным организациям, санитарно-просветительная работа, в том числе обучение населения оказанию первой помощи, пропаганда донорства.

Исходя из вышесказанного, тема данного исследования является достаточно актуальной и востребованной. Имеющиеся научные работы, как правило, отражают исторический аспект возникновения и развития волонтерской деятельности4 [8–11] либо анализируют вовлеченность студентов-медиков в волонтерство со стороны воспитательной направленности [7][12–16]. Исследований, рассматривающих студенческое волонтерское движение с позиции организации здравоохранения, не так много [17–20].

Цель исследования – изучить отношение студентов медицинского вуза к занятию волонтерской деятельностью.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить мнение будущих врачей о возможности участия в волонтерском движении, уточнить факторы мотивации волонтерства и факторы, ему препятствующие, выяснить влияние волонтерской деятельности на уровень стрессоустойчивости, тревожности студентов, узнать мнение респондентов о качествах, необходимых идеальному волонтеру.

Согласно дизайну исследования использовался метод социологического опроса по авторской анкете, состоящей из 22 вопросов различных типов (открытого, закрытого и полузакрытого) с применением GoogleForm. На часть вопросов имелась возможность выбора из нескольких предложенных ответов.

Поскольку волонтерская деятельность в сочетании с учебным процессом сопровождается уменьшением свободного времени, нарушением привычного режима сна и питания, ростом личной ответственности, а также увеличением психоэмоционального напряжения, была выдвинута гипотеза о ее непосредственном влиянии на уровень тревожности и стрессоустойчивости студентов.

С целью проверки статистической значимости данного утверждения применялась шкала тревоги А. Бека (Beck Anxiety Inventory, BAI) (BAI), валидизированная на российской выборке Н.В. Тарабриной (2001) [22], и оценочная шкала стрессовых событий Холмса – Раге (Holmes and Rahe Life Stress Inventory, или Social Readjustment Rating Scale, SRRS)5 (SRRS) [23].

Исследование проводилось осенью 2021 года, в анонимном порядке добровольно было опрошено 202 студента в возрасте от 17 до 25 лет. Во всех возрастных группах по численности преобладали лица женского пола от 59,2 до 69,4 %, что в целом является типичным для данного университета.

Полученная информация была обработана с помощью соответствующих статистических методов, рекомендованных авторами методических пособий, посредством пакета программ SPSS 12.0 с расчетом относительных величин (экстенсивных и интенсивных показателей) и их сравнительным изучением6 . Для определения закономерностей между анализируемыми переменными применялся коэффициент корреляции Спирмена, где (p) < 0,05 – показатель статистической значимости.

Результаты исследования. Волонтерское движение среди современных молодых людей становится достаточно востребованным явлением, студенты медицинского университета не являются исключением. Многие из них желают испытать себя в новом качестве, и вуз предоставляет им такую возможность. Более половины опрошенных студентов (51,6 %) данной возможностью воспользовались. Добровольцы привлекаются к помощи практическому здравоохранению на безвозмездной основе согласно приобретенным практическим навыкам. Они участвуют в проведении термометрии, при составлении маршрутизации пациентов, их информировании в кол-центрах, оказывают соответствующую помощь на доврачебном и врачебном приеме. В табл. 1 представлены варианты ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к возможности заниматься волонтерской деятельностью?» Результаты опроса показали, наиболее активную позицию в этом вопросе занимали девушки в возрасте 22–23 лет с развитой коммуникабельностью (rxy = 0,347; p < 0,01; rxy = 0,223; p < 0,01; rxy = 0,229; p < 0,01), уже накопившие ряд полученных знаний и навыков, необходимых для медицинской профессии.

 

Таблица 1. Отношение студентов медицинского университета к занятию волонтерской деятельностью по возрастам (%)
Table 1. Age-related attitude of medical university students towards volunteering (%)

Часть студентов (22,2 %) затруднились с ответом на данный вопрос. Большинство таких неопределившихся респондентов относились к возрастным группам 17 и 19 лет обучавшихся с первого по третий курс, в период, когда происходит еще только формирование соответствующих профессиональных качеств будущего врача как специалиста.

В качестве причин отказа от занятия волонтерской деятельностью в порядке убывания студенты перечислили следующие. Наиболее частая причина – нехватка свободного времени (84,7 на 100 опрошенных) как результат больших объемов и значительной сложности заданий для подготовки (75,5 на 100), далее – высокая ответственность и трудоемкость (71,3 на 100), устройство на оплачиваемую работу (70,4 на 100). Лица в возрасте 18–19 лет (62,6 на 100 опрошенных) в качестве основного мотива упомянули несоответствие своих представлений настоящей волонтерской деятельности (объем работы, степень ответственности). Напротив, для студентов в возрасте 24–25 лет наиболее частой причиной отказа от участия в волонтерском движении являлось трудное материальное положение, вынуждающее к устройству на работу, – 75,2 на 100.

Наиболее часто молодые люди относили к самым значимым факторам мотивации волонтерства преимущества при трудоустройстве (57,5 на 100 опрошенных), профессиональный рост (55,3 на 100), полезное знакомство с новыми людьми (43,9 на 100) и дополнительные баллы для зачисления в ординатуру (30,9 на 100). Предложенный вариант «приносить пользу обществу» выбрало меньшинство респондентов (10,3 на 100).

По мнению опрошенных студентов, идеальный волонтер должен обладать следующими личностными качествами в порядке убывания. Наиболее важное по степени значимости – ответственность (87,9 на 100 опрошенных), далее – коммуникативность (83,9 на 100), затем – внимательность (81,7 на 100), последнее – сопереживание (61,9 на 100).

По результатам опроса действующих волонтеров по шкале тревоги А. Бека (BAI), валидизированной на российской выборке Н.В. Тарабриной (2001) [22], было установлено, что подавляющая часть студентов не испытывала чувства тревоги – 77,2 % (табл. 2). Юноши оказались более эмоционально устойчивыми, чем девушки (rxy = 0,354; p < 0,05). К симптомам тревоги относятся переживания страха, дрожь в руках и ногах, усиленная потливость, не связанная с жарой, ощущение учащенного сердцебиения, расстройства со стороны желудка и кишечника.

 

Таблица 2. Степень выраженности тревоги у студентов-волонтеров (по шкале тревоги А. Бека)
Table 2. Severity of anxiety among student volunteers (according to the Beck Anxiety Inventory)

При оценке по шкале стрессовых событий Холмса – Рея установлена низкая степень сопротивляемости стрессу более чем у половины (59,5 %) опрошенных студентов [23].

Обсуждение. Значительная часть опрошенных студентов (51,6 %) за время учебы имела опыт волонтерской деятельности, что подтверждает их активную, заинтересованную позицию в этом вопросе.

Привлекательность волонтерского движения для студентов преимущественно обусловлена прагматическими мотивами, связанными с по следующим трудоустройством, приобретением полезного опыта для будущей трудовой деятельности. Полученные данные не противоречат исследованию Eurovol-Studie, согласно которому наиболее важным стимулом для волонтеров (39 % опрошенных) было удовлетворение «личных причин – собственных потребностей», знакомство с новыми людьми (15 %) [24]. Данная позиция укладывается в рационально-эгоистический подход к работе добровольца, когда рациональные внутренние убеждения становятся наиболее значимыми движущими мотивами [25].

По представлению студентов, наиболее важное качество для идеального волонтера – ответственность (87,9 на 100 опрошенных), что подтверждает социальную значимость волонтерства для респондентов. Однако 22,2 % студентов на момент опроса так и не определились по отношению к участию в волонтерском движении, данные респонденты представляют собой значительный резерв потенциальных добровольцев.

При анализе причин отказа от занятия волонтерством обращает на себя внимание серьезное осознанное отношение студентов к волонтерской деятельности. Одной из наиболее веских причин для респондентов являлась нехватка времени, связанная с насыщенным учебным процессом, поскольку на освоение профессиональной программы обучения требуется значительное количество времени и затрат.

Подтвердилась выдвинутая гипотеза о непосредственном влиянии волонтерской деятельности на степень выраженности тревожности и стрессоустойчивости опрошенных студентов (rxy = 0,363, p < 0,01; rxy = 0,374, p < 0,01). У 22,8 % студентов-волонтеров отмечались признаки легкой и умеренной тревоги, у 59,5 % респондентов – пониженной стрессоустойчивости. Полученные данные в связи с их значимостью нуждаются в дальнейшем изучении для уточнения степени влияния волонтерской деятельности как самостоятельного стрессового фактора на психоэмоциональное состояние добровольцев и выработки соответствующих профилактических мер.

Ограничением данного исследования являлись особенности его дизайна. Поскольку исследование было поперечным, оно не оценивало динамику отношения респондентов к волонтерской деятельности в сравнительном аспекте до наступления пандемии и во время ее.

Заключение. Практический интерес к данному исследованию обусловлен острым дефицитом кадрового обеспечения в здравоохранении. Выделенные в результате социологического опроса факторы мотивации позволяют обобщить полученные данные, определить дальнейшие направления развития волонтерского движения, а также в перспективе разработать адресные формы поддержки волонтеров для создания кадрового резерва сотрудников, обладающих практическим представлением о профессиональной медицинской деятельности

 

1.  О состоянии здоровья населения и организации здравоохранения Омской области по итогам деятельности за 2020 год: Государственный доклад. Министерство здравоохранения Омской области, 2021. 160 с.

2.  Росстат подсчитал дефицит врачей по регионам: не хватает до 20 процентов. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eanews.ru/news/rosstat-podschital-defitsit-vrachey-po-regionam-ne-khvatayet-do-20-protsentov_06-02-2020 (дата обращения: 23.11.2022).

3.  Указ Президента Российской Федерации о Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554815875. (дата обращения: 23.11.2022).

4.  Антонович И.В., Калинина Ю.А. Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность: учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. 196 с.

5.  Оценочная шкала стрессовых событий Холмса – Раге, SRRS. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psytests. org/psystate/holmesrahe.html (дата обращения: 10.08.2022).

6.  Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. Омск, 2016. 192 с.

Список литературы

1. Беляков С.А., Степина И.О., Эйрих В.Е. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда: социально-экономические изменения, цифровизация // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 5 (46). С. 4–8. doi: 10.24153/2079-5912-2020-11-5-4-8

2. Бударин С.С. Устойчивость функционирования мировых систем здравоохранения в период пандемии КОВИД-19 // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 8 (104). С. 105–114. doi: 10.34684/ek.up.p.r.2020.08.03.013

3. Иванов В.Н. Суворов А.В. Современные проблемы развития российского здравоохранения. Часть 2 // Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 45–54. doi: 10.47711/0868-6351-190-45-54

4. Кузнецова Е.В., Любезнова О.Н. Волонтерская деятельность студентов как фактор определения будущей врачебной специальности // Медицинское образование сегодня. 2019. № 2 (6). С. 33–42.

5. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. М., 2019. 237 с.

6. Рябкова Н.И. Волонтерская деятельность как компонент образовательного процесса // Волонтер. 2019. № 4 (32). С. 21–39

7. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Педагогические аспекты развития волонтерской деятельности в регионах Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 192–196. doi: 10.24412/1991-5497-2021-590-192-196

8. Старовойтова Л.И. Институт волонтерства в России: страницы истории и современные тенденции развития // Наследие веков. 2019. № 3 (19). С. 142– 146.

9. Затолокина М.А. Волонтерская деятельность в условиях режима самоизоляции // Региональный вестник. 2020. № 9 (48). С. 58–60.

10. Неделько П.С. Генезис российского волонтерства: социально-исторические предпосылки // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 1 (84). С. 102–117.

11. Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2019. 290 с.

12. Потупчик Т.В., Белых И.Л., Лебедева П.Ю. Волонтерство как фактор формирования социаль ной ответственности будущих медицинских работников // Медицинская сестра. 2020. Т. 22. № 3. С. 6–11. doi: 10.29296/25879979-2020-03-02

13. Федулова И.В. Трансформации молодежного волонтерства в эпоху пандемии // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 9-3 (111). С. 78–81. doi: 10.23670/IRJ.2021.9.111.087

14. Семенова О.А. Волонтерство в профессии врача: обязательное или желаемое // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 64-4. С. 150–153. doi: 10.18411/lj-08-2020-156

15. Омельченко А.С. Социальное медицинское добровольчество как средство формирования культуры личности студента-медика в современных условиях // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6 (74). С. 168–174. doi: 10.24158/fik.2020.6.32

16. Полянская П.Г., Недуруева Т.В. Возможности студентов медицинского университета в реализации направлений волонтерской деятельности по работе с детьми из неблагополучных семей // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 2 (31). С. 63–69. doi: 10.21626/j-chr/2022-2(31)/9

17. Чуйков О.Е., Бровкина И.Л., Свечников В.А., Кубикова Н.В., Рудакова Э.Ю. Деятельность волонтеров-медиков в период пандемии COVID-19 (на примере работы штаба добровольческих отрядов курского государственного медицинского университета) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № S1. С. 662–666. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-s1-662-666

18. Миронова А.А., Савчук П.О., Наркевич А.Н., Евминенко С.А. Итоги деятельности программы медицинского добровольчества в Красноярском крае (2014–2019 гг.) // Социальные аспекты здоровья населения. 2020. Т. 66. № 6. С. 5. doi: 10.21045/2071-5021-2020-66-6-5

19. Зборовский Г.Е., Певная М.В., Ведерников А.А. Волонтерство в пространстве регионального управления (кейс Свердловской области) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № (4). С. 10–25. doi: 10.15593/2224-9354/2018.4.1

20. Тихонова Р.З., Николаева А.Ф., Миянова А.Р. Деятельность волонтерского центра ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России в период пандемии COVID-19 // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2022. № 2. С. 34–37.

21. Денисова О.А., Денисов А.П. Некоторые характеристики студентов-медиков, участвующих в волонтерской деятельности // Вестник Ивановской медицинской академии. 2021. Т. 26. № 2. С. 47–48. doi: 10.52246/1606-8157_2021_26_2_47

22. Петриков С.С., Холмогорова А.Б., Суроегина А.Ю., Микита О.Ю., Рой А.П., Рахманина А.А. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2(108). С. 8–45. doi: 10.17759/cpp.2020280202

23. Смирнова Т.П., Ханелия Н.В. Роль трансгенерационного фактора в психологическом благополучии и тревожности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 1 (57). С. 47–53. doi: 10.24158/spp.2019.1.8

24. Angermann A, Sittermann B. Volunteering in the Member States of the European Union – Evaluation and Summary of Current Studies. Working Paper No. 5 of the Observatory for Sociopolitical Developments in Europe, November 2010. Accessed December 7, 2022. https://www.sociopolitical-observatory.eu/uploads/tx_aebgppu-blications/Working_Paper_no_5_Observatory_Volun-teering_in_the_EU_Evaluation_Current_Studies.pdf

25. Сухарькова М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. С. 12–16. doi: 10.24158/tipor.2017.9.2


Об авторах

О. А. Денисова
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Денисова Ольга Александровна – к.м.н., ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ул. Ленина, д. 12, г. Омск, 644099



А. П. Денисов
ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России; ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний» Минобрнауки России
Россия

Денисов Александр Павлович – д.м.н., доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения; ведущий научный сотрудник

ул. Ленина, д. 12, г. Омск, 644099

ул. Кутузова, д. 23, г. Новокузнецк, 654041



В. В. Дробышев
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Минпросвещения России
Россия

Дробышев Виктор Васильевич – к.м.н., доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии

наб. им. Тухачевского, д. 14, г. Омск, 644099



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Денисова О.А., Денисов А.П., Дробышев В.В. Позиция студентов-медиков по отношению к участию в волонтерском движении (по результатам социологического опроса). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;30(12):24-29. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29

For citation:


Denisova O.A., Denisov A.P., Drobyshev V.V. The Position of Medical Students on Volunteering: Online Survey Results. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;30(12):24-29. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-12-24-29

Просмотров: 594


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)