Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43

Полный текст:

Аннотация

   Введение. В процессе обучения в высших учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся. Новые условия жизни, сложность обучения, предстоящая сессия могут подавлять адаптационные возможности и приводить к развитию стресса у студентов.
   Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского университета с различной физической активностью.
   Материалы и методы. В исследовании принимали участие 684 студента-медика (30,7 % юношей и 69,3 % девушек) в возрасте от 18 до 25 лет. На основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) и в соответствии с показателями МЕТ (метаболический эквивалент) все учащиеся были разделены на 3 категории: категория 1 – студенты с низким уровнем физической активности, категория 2 – со средним уровнем физической активности и категория 3 – с высоким уровнем физической активности. Уровень ситуативной и личностной тревожности оценивали по опроснику Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.
   Результаты. По результатам исследования установлено, что в группе студентов с низкой физической активностью уровень ситуативной тревожности имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05). Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью, чем с высокой (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла, р < 0,01). При анализе средних показателей уровней ситуативной и личностной тревожности среди юношей и девушек было выявлено, что в группе со средним уровнем физической активности у девушек достоверно выше, чем у юношей, уровень личностной тревожности (48,14 ± 3,81 и 36,06 ± 3,49 балла соответственно, р < 0,05).
   Выводы. Таким образом, были обнаружены статистически значимые различия в уровне тревожности студентов: более высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности встречаются чаще у студентов-медиков с низкой физической активностью.

Об авторах

А. Э. Хусаинов
Минздрав России
Россия

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

450008

ул. Ленина, д. 3

Уфа



Т. Р. Зулькарнаев
Минздрав России
Россия

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

450008

ул. Ленина, д. 3

Уфа



А. И. Агафонов
Минздрав России
Россия

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

450008

ул. Ленина, д. 3

Уфа



Е. А. Поварго
Минздрав России
Россия

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

450008

ул. Ленина, д. 3

Уфа



П. А. Мочалкин
Минздрав России; ГБУЗ «Республиканский центр дезинфекции»
Россия

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

450008

ул. Ленина, д. 3

450005

ул. Мингажева, д. 127/1

Уфа



А. Ф. Шамсутдинова
Минздрав России
Россия

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

450008

ул. Ленина, д. 3

Уфа



Список литературы

1. Bore M., Kelly B., Nair B. Potential predictors of psychological distress and well-being in medical students: a cross-sectional pilot study. Adv Med Educ Pract. 2016; 7: 125-135. doi: 10.2147/AMEP.S96802

2. Quek T. T., Tam W. W., Tran B. X., et al. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16 (15): 2735. doi: 10.3390/ijerph16152735

3. Pascoe M. C., Hetrick S. E., Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. Int J Adolesc Youth. 2020; 25 (1): 104-112. doi: 10.1080/02673843.2019.1596823

4. Griggs S. Hope and mental health in young adult college students: An integrative review. J Psychosoc Nurs Ment Health Serv. 2017; 55 (2): 28-35. doi: 10.3928/02793695-20170210-04

5. January J., Madhombiro M., Chipamaunga S., Ray S., Chingono A., Abas M. Prevalence of depression and anxiety among undergraduate university students in low- and middle-income countries: A systematic review protocol. Syst Rev. 2018; 7 (1): 57. doi: 10.1186/s13643-018-0723-8

6. Александров А. Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А. Г. Александров, П. И. Лукьяненок // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 6. – С. 5–14.

7. Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J Pak Med Assoc. 2015; 65 (7): 753-755.

8. Hill M. R., Goicochea S., Merlo L. J. In their own words: stressors facing medical students in the millennial generation. Med Educ Online. 2018; 23 (1): 1530558. doi: 10.1080/10872981.2018.1530558

9. Милашечкин В. С. Оценка уровня тревожности иностранных студентов первого года обучения / В. С. Милашечкин, А. В. Логачев, В. В. Милашечкина // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 90-летию введения физической культуры как обязательной дисциплины в высшем образовании «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе». – Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2019. – С. 174–176.

10. Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространенность, причины и профилактика / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 5. – С. 456–460. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-u-studentov-meditsinskih-vuzov-rasprostranyonnost-prichiny-i-profilaktika

11. Жукова Т. В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации / Т. В. Жукова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 4 (301). – С. 36–41. doi: 10.35627/2219-5238/2018-301-4-36-41

12. Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2019. – Т. 18. – № 5. – С. 120–127. doi: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.5.120

13. Сгонник Л. В. Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза / Л. В. Сгонник, Н. Н. Иваненко // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1-3 (6). – С. 17–20.

14. Милашечкина Е. А. Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности / Е. А. Милашечкина, Г. В. Бичева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 433–437.

15. Pascoe M., Bailey A. P., Craike M., et al. Physical activity and exercise in youth mental health promotion: a scoping review. BMJ Open Sport Exerc Med. 2020; 6 (1): e000677. doi: 10.1136/bmjsem-2019-000677

16. Мудриевская Е. В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов / Е. В. Мудриевская // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 2 (13). – С. 130–137.

17. Волошина Л. Н. Современные стратегии регулирования двигательной активности растущего человека в образовательном пространстве / Л. Н. Волошина [и др.] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2018. – № 2. – С. 114–119. doi: 10.15561/18189172.2018.0208

18. Ушаков И. Б. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза / И. Б. Ушаков [и др.] // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 8. – С. 756–761. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-formirovaniya-zdorovya-studentov-meditsinskogo-vuza

19. Hagströmer M., Oja P., Sjöström M. The International Physical Activity Questionnaire (IPAQ): a study of concurrent and construct validity. Public Health Nutr. 2006; 9 (6): 755-762. doi: 10.1079/phn2005898

20. Руженкова В. В. Учебный стресс: риск расстройств психического здоровья и формирования суицидального поведения у студентов-медиков первого курса / В. В. Руженкова [и др.] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. – 2017. – № 19 (268). – С. 148–157.

21. Пискун О. Е. Оценка психического состояния студентов младших курсов на основе постоянного мониторинга / О. Е. Пискун, Н. Н. Петрова, В. О. Пискун // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 1202–1213.

22. Зарубина А. А. Корреляция уровня личностной тревожности у кикбоксеров с их спортивной квалификацией и свойствами нервной системы / А. А. Зарубина [и др.] // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 135–140. doi: https://doi.org/10.17513/snt.38352

23. Синюшкина С. Д. Оценка влияния занятий спортом на устойчивость к стресс-факторам и психологическое состояние / С. Д. Синюшкина, Е. О. Меркеева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 517–520. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p517-520

24. Лещева А. В. Спорт как средство борьбы с тревожностью и стрессом студентов / А. В. Лещева, О. С. Давыдова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В. П. Сущенко. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 118–123.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Хусаинов А.Э., Зулькарнаев Т.Р., Агафонов А.И., Поварго Е.А., Мочалкин П.А., Шамсутдинова А.Ф. Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(4):39-43. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43

For citation:


Khusainov A.E., Zulkarnaev T.R., Agafonov A.I., Povargo E.A., Mochalkin P.A., Shamsutdinova A.F. The Level of Anxiety among Medical University Students with Physical Activity of Different Intensity. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(4):39-43. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43

Просмотров: 87


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)