Preview
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Гигиеническая оценка влияния факторов цифровой среды на организм подростков в процессе образовательной и досуговой деятельности

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-71-77

Полный текст:

Аннотация

Введение. Использование цифровых средств в обучении, характерное для современного образования, требует гигиенической оценки их влияния на состояние здоровья и образ жизни обучающихся.

Цель исследования – оценить влияние цифровой среды на здоровье и образ жизни подростков в зависимости от продолжительности использования электронных средств обучения в учебной и досуговой деятельности.

Методы. Проведен анонимный опрос 111 старшеклассников и студентов колледжа с использованием метода online-анкетирования. Изучалась продолжительность использования информационных технологий в учебном процессе, при выполнении домашних заданий и проведении досуга, а также показатели самочувствия, частота жалоб и образ жизни подростков. Оценивались условия обучения в компьютерных классах колледжа: освещенность, микроклимат, ионизация воздуха, уровни электромагнитных полей, содержание фенола и формальдегида. Применены современные статистические методы (t-критерий Стьюдента, критерий Хи-квадрат), методы доказательной медицины.

Результаты и их обсуждение. Занятия в учебных организациях с использованием электронных средств обучения (компьютер и ноутбук) 3 и более раз в неделю были у 66 % опрошенных. Проявления утомления после таких занятий были выше, чем без них. Жалобы, характерные для взрослых профессиональных пользователей, у подростков не были распространены, кроме ухудшения зрения за последний год – 48,6 %. В компьютерных классах показатели микроклимата не соответствовали оптимальным, освещенность была выше нормируемых величин, уровни электромагнитных полей, ионизация и содержание вредных веществ в воздушной среде соответствовали нормативным значениям. Показана высокая вовлеченность подростков в использование цифровых средств дома для учебных целей и особенно досуга. Интенсивное вовлечение обучающихся в интернет-пространство (более 4 часов) приводило к росту жалоб на головные боли, ухудшение зрения, нарушение сна, плохую оценку своей физической формы. Сокращалось число подростков, занимающихся физической культурой и спортом.

Заключение. Продолжительность времени, проводимого в интернет-пространстве для выполнения домашних заданий и досуга, влияет на здоровье и образ жизни обучающихся. Это свидетельствует о необходимости разработки и реализации профилактических и образовательных программ для подростков с целью минимизации рисков здоровью, связанных с влиянием цифровой среды, что было подтверждено в период использования дистанционного обучения.

Об авторах

Е. И. Шубочкина
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Шубочкина Евгения Ивановна – доктор медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



В. Ю. Иванов
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» на транспорте во Внуково
Россия

Иванов Виктор Юрьевич – доктор медицинских наук, главный врач

поселок Внуково ул. Центральная, д. 8, г. Москва, 119027



В. В. Чепрасов
ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России
Россия

Чепрасов Вячеслав Викторович – кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков

Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, г. Москва, 119991



М. В. Айзятова
Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» в СВАО
Россия

Айзятова Марина Викторовна – врач по общей гигиене отдела гигиены детей и подростков

ул. Летчика Бабушкина, д. 19/1, г. Москва, 129327



Список литературы

1. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Макарова А.Ю., Мустафаева К.Ш., и др. Распространенность и оценка использования электронных устройств в учебной и досуговой деятельности школьников 7–8 классов. Сеченовский вестник. 2015. № 3 (21). С. 43–50.

2. Кучма В.Р. Проблемы гигиенической безопасности гиперинформационной среды жизнедеятельности детей. В сборнике: Современные методологические проблемы изучения, оценки и регламентирования факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека: Материалы Международного Форума Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды, посвященного 85-летию ФГБУ «НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина» Минздрава России: в 2-х частях, Москва, 15–16 декабря 2016 года. М.: Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина, 2016. С. 340–343.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281). С. 4–7.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Храмцов П.И., Александрова И.Э., Соколова С.Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе». Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 12. С. 1385–1391.

5. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка риска здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019. № 3. С. 135–143.

6. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Тикашкина О.В. Комплексная гигиеническая оценка современных технологий профильного медицинского обучения старшеклассников. Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 12. С. 1431–1437.

7. Вятлева О.А. Влияние использования смартфонов на самочувствие, когнитивные функции и морфофункциональное состояние центральной нервной системы у детей и подростков (обзор литературы). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 4–11.

8. Mireku MO, Barker MM, Mutz J, et al. Night-time screen-based media device use and adolescents’ sleep and health-related quality of life. Environ Int. 2019;124:66–78. doi: 10.1016/j.envint.2018.11.069

9. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье у учащихся поколения Z. Анализ риска здоровью. 2019 № 4. С. 158–164.

10. Капранов С.В., Капранова Г.В., Тарабцев Д.В., Тарабцев М.Д. Влияние просмотра телепередач и использование компьютера на показатели психического состояние подростков города Алчевска. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 1. С. 45–51.

11. Tsitsika AK, Andrie EK, Psaltopoulou T, et al. Association between problematic internet use, socio-demographic variables and obesity among European adolescents. Eur J Public Health. 2016;26(4):617–22. doi: 10.1093/eurpub/ckw028

12. Festl R, Scharkow M, Quandt T. Problematic computer game use among adolescents, younger and older adults. Addiction. 2013;108(3):592–9. doi: 10.1111/add.12016

13. Kindt S, Szász-Janocha C, Rehbein F, Lindenberg K. School-related risk factors of internet use disorders. Int J Environ Res Public Health. 2019;16(24):4938. doi: 10.3390/ijerph16244938

14. González-Bueso V, Santamaría JJ, Oliveras I, et al. Internet gaming disorder clustering based on personality traits in adolescents, and its relation with comorbid psychological symptoms. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(5):1516. doi: 10.3390/ijerph17051516

15. Suzuki K, Asaga R, Sourander A, Hoven CW, Mandell D. Cyberbullying and adolescent mental health. Int J Adolesc Med Health. 2012;24(1):27–35. doi: 10.1515/ijamh.2012.005

16. Livingstone S, Smith PK. Annual research review: Harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age. J Child Psychol Psychiatry. 2014;55(6):635–54. doi: 10.1111/jcpp.12197

17. Александрова И.Э. Гигиенические принципы и технологии обеспечения безопасных для здоровья школьников условий обучения в цифровой среде. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 3. С. 23–33.

18. Зернов Д.В., Потапова М.И. IT-коммуникации в структуре бюджета времени студента. В кн. Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Выпуск 17) / Под общей ред. д.с.н. Д.А. Шпилева. Нижний Новгород: изд. НИСОЦ, 2017. С. 41–51.

19. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Татаринчик А.А., Федотов Д.М. Гигиенические проблемы использования информационно-коммуникационных технологий школьниками и студентами. Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 9 (294). С. 52–55.

20. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Денисов Э.И. Оценка профессиональных рисков для здоровья в системе доказательной медицины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 1. С. 14–20.

21. Randolph SA. Computer vision syndrome. Workplace Health Saf. 2017;65(7):328. doi: 10.1177/2165079917712727

22. Ichhpujani P, Singh RB, Foulsham W, Thakur S, Lamba AS. Visual implications of digital device usage in school children: a cross-sectional study. BMC Ophthalmol. 2019;19(1):76. doi: 10.1186/s12886-019-1082-5

23. Altalhi A, Khayyat W, Khojah O, Alsalmi M, Almarzouki H. Computer vision syndrome among health sciences students in Saudi Arabia: Prevalence and risk factors. Cureus. 2020;12(2):e7060. doi: 10.7759/cureus.7060

24. Al Tawil L, Aldokhayel S, Zeitouni L, Qadoumi T, Hussein S, Ahamed SS. Prevalence of self-reported computer vision syndrome symptoms and its associated factors among university students. Eur J Ophthalmol. 2020;30(1):189–195. doi: 10.1177/1120672118815110

25. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Бахшиева С.А., Гришкевич Н.Ю., Паничева Е.С Социально-гигиенические и клинико-функциональные аспекты компьтерных нагрузок у студентов. Российский медицинский журнал. 2015. Т. 21. № 4. С. 4–8.

26. Козуля С.В., Добрин А.В. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов медицинской академии имени С.И. Георгиевского. Материалы I Национального конгресса с международным участием по экологии человека, гигиене и медицине окружающей среды «Сысинские чтения – 2020», 19-20 ноября 2020 г. М.: ФГБУ «ЦСП» ФМБА России, 2020. С. 189–192.

27. Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Котова Н.В., Максименко О.Е., Олюшина Е.А., Лангуев К.А. Гигиенические аспекты дистанционного образования обучающихся. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 3. С. 35–38.

28. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4–23.

29. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кочерова О.Ю., Малышкина О.И. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников. Анализ риска здоровью. 2020. № 4. С. 76–83.

30. Pellegrini M, Bernabei F, Scorcia V, Giannaccare G. May home confinement during the COVID-19 outbreak worsen the global burden of myopia? Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. 2020;258(9):2069–2070. doi: 10.1007/s00417-020-04728-2


Для цитирования:


Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Чепрасов В.В., Айзятова М.В. Гигиеническая оценка влияния факторов цифровой среды на организм подростков в процессе образовательной и досуговой деятельности. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(6):71-77. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-71-77

For citation:


Shubochkina E.I., Ivanov V.Yu., Cheprasov V.V., Ayzyatova M.V. Hygienic Assessment of the Influence of Factors of Digital Environment on Adolescents in the Process of Educational and Leisure Activities. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(6):71-77. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-71-77

Просмотров: 45


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)