Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Оценка функциональных резервов кардиореспираторной системы у учащихся кадетского корпуса

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-65-70

Полный текст:

Аннотация

Введение. Обучение в кадетском корпусе предполагает увеличение двигательной активности, что влияет на уровень функциональных возможностей систем адаптации.

Цель исследования. Изучить особенности функциональных резервов кардиореспираторной системы у учащихся кадетского корпуса.

Методы. Группу наблюдения составили 74 кадета в возрасте 10–13 лет, группу сравнения – 26 мальчиков, обучающихся в средней общеобразовательной школе (СОШ). Изучение режима физической нагрузки проведено с помощью анкетирования. Оценка тренированности, физической работоспособности выполнена по данным биоимпедансного анализа состава тела и динамометрии. Функциональное состояние кардиореспираторной системы оценивали по показателям пробы задержки дыхания на вдохе и выдохе, индекса Скибинской, спирографии, кардиоинтервалографии с выполнением активной клиноортостатической пробы. Статистический анализ проведен с применением стандартных методов.

Результаты. Каждый второй кадет регулярно занимается физкультурой и спортом. Физическое развитие кадетов характеризуется более высокими значениями фазового угла, активной клеточной и скелетно-мышечной массы, динамометрии. Функциональные резервы кардиореспираторной системы по индексу Скибинской, значения времени задержки дыхания на вдохе и выдохе у кадетов превышали в 1,3–1,7 раза показатели учащихся СОШ; количество детей с хорошими результатами проб в группе наблюдения было в 1,4–3,3 раза больше. У кадетов показатели кардиоинтервалографии ВР, ИВР, ВПР и ИН в 1,2–1,6 раза значимо отличались от показателей группы сравнения и свидетельствовали об активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в покое и симпатического отдела при нагрузке на стресс-фактор. Каждый третий ребенок группы наблюдения имел исходную ваготонию, гиперсимпатикотония встречалась в единичных случаях. При проведении нагрузочного теста у 60,8 % кадет регистрировали гиперсимпатикотонический вариант вегетативной реактивности.

Выводы. Достаточная двигательная активность кадет улучшает показатели физического развития и мышечной силы, что сопровождается увеличением функциональных резервов дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Однако наличие гиперсимпатикотонической вегетативной реактивности может свидетельствовать о напряжении процессов адаптации при нагрузке.

Об авторах

Д. А. Эйсфельд
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора
Россия

Эйсфельд Дарья Александровна – кандидат биологических наук, заместитель директора по общим вопросам

ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045



И. Е. Штина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора
Россия

Штина Ирина Евгеньевна – кандидат медицинских наук, зав. лабораторией комплексных проблем здоровья детей с клинической группой медико-профилактических технологий управления рисками здоровья населения

ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045



О. А. Маклакова
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора; ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Маклакова Ольга Анатольевна – доктор медицинских наук, заведующая консультативно-поликлинческим отделением Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения; доцент кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности ФГАОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045,

ул. Букирева, д. 15, г. Пермь, 614990



С. Л. Валина
ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора
Россия

Валина Светлана Леонидовна – кандидат медицинских наук, заведующий отделом гигиены детей и подростков

ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045



Список литературы

1. Кузнецова А.П., Тятенкова Н.Н. Сравнительная характеристика резервных возможностей кардиореспираторной системы у подростков в зависимости от гармоничности физического развития. Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 3. № 2. С. 109–13.

2. Новоселова Е.Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни и смягчении факторов риска, угрожающих здоровью детей и подростков. Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 175–85. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.19

3. Alves JGB, Alves GV. Effects of physical activity on children’s growth. J Pediatr (Rio J). 2019;95 Suppl 1:72–78. doi: 10.1016/j.jped.2018.11.003

4. Kondratiuk OS, Korshun MM, Garkavyi SI, et al. Hygienic assessment of different forms of physical education lessons organization in primary school. Wiad Lek. 2018;71(3 Pt 1):542–545.

5. Sharma M, Nahar VK. Promoting physical activity in upper elementary children using multi-theory model (MTM) of health behavior change. J Prev Med Hyg. 2018;59(4):E267–E276. doi: 10.15167/2421-4248/jpmh2018.59.4.847

6. Скрыпник О.Ю. Климацкая Л.Г., Меняйло А.В., Лесовская М.И., Макарская Г.В., Тарских С.В. Иммунореактивность и адаптационные возможности организма кадет. В кн.: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Север-человек: проблемы сохранения здоровья». Красноярск, 2001. С. 250–1.

7. Бородина И.Г. Кадетские классы и проблемы сохранения здоровья обучающихся в них детей. Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 4. С. 3–6.

8. Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Максименко Е.О., Киселева А.С. и др. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 9. С. 956–61. doi: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-9-956-961

9. Marker AM, Steele RG, Noser AE. Physical activity and health-related quality of life in children and adolescents: A systematic review and meta-analysis. Health Psychol. 2018;37(10):893–903. doi: 10.1037/hea0000653

10. Curtis BM, O’Keefe JH Jr. Autonomic tone as a cardiovascular risk factor: the dangers of chronic fight or flight. Mayo Clin Proc. 2002;77(1):45–54. doi: 10.4065/77.1.45

11. Буряк В.Н., Журавлева Н.С., Покусаева О.С. Особенности исходного вегетативного тонуса и вегетативной реактивности при вегетососудистой дисфункции по гипотензивному типу в детском возрасте. Педиатр. 2018. Т. 9. № 2. С. 41–8. doi: https://doi.org/10.17816/PED9241-48

12. Кильдиярова Р.Р. Лабораторные и функциональные исследования в практике педиатра [Электронный ресурс] 3-e изд. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2015: 192 с.

13. Кунгуров Е. Н. Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ // Молодой ученый. 2016; № 28 (132). С. 908–910.

14. Перекусихин М.В., Васильев В.В., Рябинина Т.В., Васильев Е.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье обучающихся образовательных организаций в современных условиях // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 31–37. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37

15. Barbosa SC, Coledam DH, Neto AS, Elias RG, de Oliveira AR. School environment, sedentary behavior and physical activity in preschool children. Rev Paul Pediatr. 2016;34(3):301–8. doi: 10.1016/j.rpped.2016.01.001

16. Weaver RG, Webster CA, Egan C, Campos CMC, Michael RD, Vazou S. Partnerships for active children in elementary schools: Outcomes of a 2-year pilot study to increase physical activity during the school day. Am J Health Promot. 2018;32(3):621–630. doi: 10.1177/0890117117707289

17. Шевко Н.Б. Анализ динамики основных биоимпедансных показателей состава тела спортсменов. Проблемы здоровья и экологии. 2007. № 2 (12). С. 101–5.

18. Богачев А.Н., Осадшая Л.Б., Грецкая И.Б. Возрастная динамика состояния функциональных резервов школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22212

19. Norman K, Stobäus N, Pirlich M, Bosy-Westphal A. Bioelectrical phase angle and impedance vector analysis – clinical relevance and applicability of impedance parameters. Clin Nutr. 2012;31(6):854–61. doi: 10.1016/j.clnu.2012.05.008

20. Langer RD, da Costa KG, Bortolotti H, Fernandes GA, de Jesus RS, Gonçalves EM. Phase angle is associated with cardiorespiratory fitness and body composition in children aged between 9 and 11 years. Physiol Behav. 2020;215:112772. doi: 10.1016/j.physbeh.2019.112772

21. Cayres SU, Vanderlei LC, Rodrigues AM, et al. Prática esportiva está relacionada à atividade parassimpática em adolescentes [Sports practice is related to parasympathetic activity in adolescents]. Rev Paul Pediatr. 2015;33(2):174–80. (In Portuguese). doi: 10.1016/j.rpped.2014.09.002


Для цитирования:


Эйсфельд Д.А., Штина И.Е., Маклакова О.А., Валина С.Л. Оценка функциональных резервов кардиореспираторной системы у учащихся кадетского корпуса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(6):65-70. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-65-70

For citation:


Eisfeld D.A., Shtina I.E., Maklakova O.A., Valina S.L. Assessment of Functional Reserves of the Cardiorespiratory System in Students of Cadet Corps. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(6):65-70. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-65-70

Просмотров: 74


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)