Оценка функциональных резервов кардиореспираторной системы у учащихся кадетского корпуса
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-65-70
Аннотация
Введение. Обучение в кадетском корпусе предполагает увеличение двигательной активности, что влияет на уровень функциональных возможностей систем адаптации.
Цель исследования. Изучить особенности функциональных резервов кардиореспираторной системы у учащихся кадетского корпуса.
Методы. Группу наблюдения составили 74 кадета в возрасте 10–13 лет, группу сравнения – 26 мальчиков, обучающихся в средней общеобразовательной школе (СОШ). Изучение режима физической нагрузки проведено с помощью анкетирования. Оценка тренированности, физической работоспособности выполнена по данным биоимпедансного анализа состава тела и динамометрии. Функциональное состояние кардиореспираторной системы оценивали по показателям пробы задержки дыхания на вдохе и выдохе, индекса Скибинской, спирографии, кардиоинтервалографии с выполнением активной клиноортостатической пробы. Статистический анализ проведен с применением стандартных методов.
Результаты. Каждый второй кадет регулярно занимается физкультурой и спортом. Физическое развитие кадетов характеризуется более высокими значениями фазового угла, активной клеточной и скелетно-мышечной массы, динамометрии. Функциональные резервы кардиореспираторной системы по индексу Скибинской, значения времени задержки дыхания на вдохе и выдохе у кадетов превышали в 1,3–1,7 раза показатели учащихся СОШ; количество детей с хорошими результатами проб в группе наблюдения было в 1,4–3,3 раза больше. У кадетов показатели кардиоинтервалографии ВР, ИВР, ВПР и ИН в 1,2–1,6 раза значимо отличались от показателей группы сравнения и свидетельствовали об активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы в покое и симпатического отдела при нагрузке на стресс-фактор. Каждый третий ребенок группы наблюдения имел исходную ваготонию, гиперсимпатикотония встречалась в единичных случаях. При проведении нагрузочного теста у 60,8 % кадет регистрировали гиперсимпатикотонический вариант вегетативной реактивности.
Выводы. Достаточная двигательная активность кадет улучшает показатели физического развития и мышечной силы, что сопровождается увеличением функциональных резервов дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Однако наличие гиперсимпатикотонической вегетативной реактивности может свидетельствовать о напряжении процессов адаптации при нагрузке.
Об авторах
Д. А. ЭйсфельдРоссия
Эйсфельд Дарья Александровна – кандидат биологических наук, заместитель директора по общим вопросам
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045
И. Е. Штина
Россия
Штина Ирина Евгеньевна – кандидат медицинских наук, зав. лабораторией комплексных проблем здоровья детей с клинической группой медико-профилактических технологий управления рисками здоровья населения
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045
О. А. Маклакова
Россия
Маклакова Ольга Анатольевна – доктор медицинских наук, заведующая консультативно-поликлинческим отделением Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения; доцент кафедры экологии человека и безопасности жизнедеятельности ФГАОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045,
ул. Букирева, д. 15, г. Пермь, 614990
С. Л. Валина
Россия
Валина Светлана Леонидовна – кандидат медицинских наук, заведующий отделом гигиены детей и подростков
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045
Список литературы
1. Кузнецова А.П., Тятенкова Н.Н. Сравнительная характеристика резервных возможностей кардиореспираторной системы у подростков в зависимости от гармоничности физического развития. Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 3. № 2. С. 109–13.
2. Новоселова Е.Н. Роль семьи в формировании здорового образа жизни и смягчении факторов риска, угрожающих здоровью детей и подростков. Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 175–85. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.4.19
3. Alves JGB, Alves GV. Effects of physical activity on children’s growth. J Pediatr (Rio J). 2019;95 Suppl 1:72–78. doi: 10.1016/j.jped.2018.11.003
4. Kondratiuk OS, Korshun MM, Garkavyi SI, et al. Hygienic assessment of different forms of physical education lessons organization in primary school. Wiad Lek. 2018;71(3 Pt 1):542–545.
5. Sharma M, Nahar VK. Promoting physical activity in upper elementary children using multi-theory model (MTM) of health behavior change. J Prev Med Hyg. 2018;59(4):E267–E276. doi: 10.15167/2421-4248/jpmh2018.59.4.847
6. Скрыпник О.Ю. Климацкая Л.Г., Меняйло А.В., Лесовская М.И., Макарская Г.В., Тарских С.В. Иммунореактивность и адаптационные возможности организма кадет. В кн.: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «Север-человек: проблемы сохранения здоровья». Красноярск, 2001. С. 250–1.
7. Бородина И.Г. Кадетские классы и проблемы сохранения здоровья обучающихся в них детей. Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 4. С. 3–6.
8. Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Максименко Е.О., Киселева А.С. и др. Характеристика физического здоровья учащихся современных общеобразовательных организаций. Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 9. С. 956–61. doi: https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-9-956-961
9. Marker AM, Steele RG, Noser AE. Physical activity and health-related quality of life in children and adolescents: A systematic review and meta-analysis. Health Psychol. 2018;37(10):893–903. doi: 10.1037/hea0000653
10. Curtis BM, O’Keefe JH Jr. Autonomic tone as a cardiovascular risk factor: the dangers of chronic fight or flight. Mayo Clin Proc. 2002;77(1):45–54. doi: 10.4065/77.1.45
11. Буряк В.Н., Журавлева Н.С., Покусаева О.С. Особенности исходного вегетативного тонуса и вегетативной реактивности при вегетососудистой дисфункции по гипотензивному типу в детском возрасте. Педиатр. 2018. Т. 9. № 2. С. 41–8. doi: https://doi.org/10.17816/PED9241-48
12. Кильдиярова Р.Р. Лабораторные и функциональные исследования в практике педиатра [Электронный ресурс] 3-e изд. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2015: 192 с.
13. Кунгуров Е. Н. Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ // Молодой ученый. 2016; № 28 (132). С. 908–910.
14. Перекусихин М.В., Васильев В.В., Рябинина Т.В., Васильев Е.В. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье обучающихся образовательных организаций в современных условиях // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 31–37. doi: https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-31-37
15. Barbosa SC, Coledam DH, Neto AS, Elias RG, de Oliveira AR. School environment, sedentary behavior and physical activity in preschool children. Rev Paul Pediatr. 2016;34(3):301–8. doi: 10.1016/j.rpped.2016.01.001
16. Weaver RG, Webster CA, Egan C, Campos CMC, Michael RD, Vazou S. Partnerships for active children in elementary schools: Outcomes of a 2-year pilot study to increase physical activity during the school day. Am J Health Promot. 2018;32(3):621–630. doi: 10.1177/0890117117707289
17. Шевко Н.Б. Анализ динамики основных биоимпедансных показателей состава тела спортсменов. Проблемы здоровья и экологии. 2007. № 2 (12). С. 101–5.
18. Богачев А.Н., Осадшая Л.Б., Грецкая И.Б. Возрастная динамика состояния функциональных резервов школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22212
19. Norman K, Stobäus N, Pirlich M, Bosy-Westphal A. Bioelectrical phase angle and impedance vector analysis – clinical relevance and applicability of impedance parameters. Clin Nutr. 2012;31(6):854–61. doi: 10.1016/j.clnu.2012.05.008
20. Langer RD, da Costa KG, Bortolotti H, Fernandes GA, de Jesus RS, Gonçalves EM. Phase angle is associated with cardiorespiratory fitness and body composition in children aged between 9 and 11 years. Physiol Behav. 2020;215:112772. doi: 10.1016/j.physbeh.2019.112772
21. Cayres SU, Vanderlei LC, Rodrigues AM, et al. Prática esportiva está relacionada à atividade parassimpática em adolescentes [Sports practice is related to parasympathetic activity in adolescents]. Rev Paul Pediatr. 2015;33(2):174–80. (In Portuguese). doi: 10.1016/j.rpped.2014.09.002
Рецензия
Для цитирования:
Эйсфельд Д.А., Штина И.Е., Маклакова О.А., Валина С.Л. Оценка функциональных резервов кардиореспираторной системы у учащихся кадетского корпуса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021;(6):65-70. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-65-70
For citation:
Eisfeld D.A., Shtina I.E., Maklakova O.A., Valina S.L. Assessment of Functional Reserves of the Cardiorespiratory System in Students of Cadet Corps. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2021;(6):65-70. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-339-6-65-70