Preview

К вопросу о формировании гигиенических знаний у студентов учреждений высшего и среднего профессионального медицинского образования г. Владивостока

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-333-12-30-37

Полный текст:

Аннотация

: Введение. Реалии нашего времени показывают, насколько важным становится умение медицинских работников пропагандировать гигиенические знания среди населения. Формирование навыков пропаганды медицинских знаний происходит еще во время обучения в образовательных медицинских учреждениях. Для оценки динамики формирования гигиенических знаний проанкетировано 167 студентов первых и выпускных курсов факультета общественного здоровья ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» (далее - ТГМУ) и 97 студентов лечебного и сестринского отделений КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж» (далее - ВБМК). Тип выборки - целевая. Цель настоящего исследования - оценить динамику формирования гигиенических знаний в течение обучения у студентов различных специальностей факультета общественного здоровья (специальности «Медико-профилактическое дело», «Клиническая психология», «Медицинская биохимия») ТГМУ и отделений «Лечебное дело» и «Сестринское дело» ВБМК в начале и конце обучения. Методы. Для достижения поставленной цели использовался метод анкетирования (n = 264, в т. ч. 167 студентов первых и выпускных курсов факультета общественного здоровья ТГМУ и 97 студентов лечебного и сестринского отделений ВБМК). Специально разработанная анкета включала 25 вопросов, которые относились к трем смысловым категориям: базисным знаниям в области клинической медицины и гигиены, а также к общим компетенциям в сфере здоровьесохраняющих практик. Анализ данных осуществлялся с помощью методов описательной статистики (кросстабуляционного анализа, оценки статистической значимости различий значений показателей по t-критерию Стьюдента). Выводы. На основании полученных результатов исследования проведена коррекция преподавания дисциплин гигиенического профиля. В учебные планы ТГМУ и ВБМК включены по выбору занятия, направленные на закрепление теоретических знаний, полученных при изучении гигиенических и эпидемиологических дисциплин, на приобретение практических умений и навыков в соответствии с профессиональными компетенциями, по темам санитарно-гигиеническое просвещение, здоровый образ жизни, медицинская профилактика массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и другим.

Об авторах

Л. Н. Нагирная
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Ю. В. Титова
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Валерия Викторовна Скварник
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р., Фисенко А.П. Медико-профилактические направления укрепления здоровья детей в рамках реализации Плана мероприятий Десятилетия детства до 2020 г. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 3. С. 4-10.

2. Рахматов А.А. Научные основы здорового образа жизни // Образование и воспитание. 2016. № 2. С. 5-7.

3. Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 (60). С. 648-654.

4. Денисов Л.А., Нехорошева Е.В., Авраменко В.Г. Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве // Санитарный врач. 2017. № 10. С. 20-30.

5. Казиева М.З. Здоровье молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности российского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 53-56.

6. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М и др. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 4 (301). С. 36-41.

7. Доржу У.В., Сарыг С.К., Красильникова В.А. Анализ образа жизни и состояния здоровья студентов // Вестник Тувинского государственного университета. № 2 Естественные и сельскохозяйственные науки. 2019. № 3 (49). С. 19-26.

8. Егоров Д.Е., Куликова И.В., Кутергин Н.Б. и др. Динамика и причины, способствующие заболеваемости студенчества // Наука. Искусство. Культура. 2016. № 2 (10). С. 146-151.

9. Ефимова Н.В., Дьякович М.П. Медико-социальные аспекты формирования здоровья студентов Сибири // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 3. С. 41-42.

10. Кику П.Ф., Гельцер Б.И., Сахарова О.Б. Здоровье студентов Дальнего Востока и Сибири: социально-гигиенические и организационно-экономические проблемы. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. 206 с.

11. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А. и др. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 11 (308). С. 5-8.

12. Московченко О.Н., Катцин О.А. Модель ориентирования студента вуза на формирование здорового образа жизни // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-1 (55). С. 90-94.

13. Мухина Н.В. Состояние здоровья и физическая активность студентов 1 курса Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета // Общественное здоровье и здравоохранение. 2016. № 1. С. 5-8.

14. Турбачкина О.В. Уровни оптимизации гигиенического обучения в системе физического воспитания студентов педагогического вуза // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4-2 (75). С. 85-87.

15. Кобякова О.С., Деев И.А., Лукашова А.М. и др. Распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в популяции студентов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2016. T. 15. № 3. С. 74-80.

16. Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи: содержательно-технологическое и организационно-управленческое обеспечение в вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 2. С. 37-56

17. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А. и др. О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 2. С. 4-13.

18. Васильева М.В., Мелихова Е.П., Либина И.И. Гигиеническое воспитание студентов медицинского вуза: сборник статей Международной научно-практической конференции «Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии». Уфа: ООО «Омега Сайнс», 2017. С. 22-24.

19. Коршунова Н.В., Горбунов М.М., Литовченко Е.А и др. Основные принципы подготовки специалистов-медиков на кафедре общей гигиены // Амурский медицинский журнал. 2018. № 1-2 (20-21). С. 103-105.

20. Лунина Н.А., Воронова М.В. Формирование гигиенического воспитания и профилактической направленности обучения у студентов стоматологического факультета // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. № 7. С. 33-37.

21. Тураева З.Ю. Студенческая молодежь: понятие и ее специфические особенности // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-6 (176). С. 104-108.

22. History of physical education in Europe. Vol. 2. Pavlovic PD, Zivanovic N, Antala B, Pantelic Babic KM, editors. Leposavic, 2015. 197 p


Для цитирования:


Нагирная Л.Н., Титова Ю.В., Скварник В.В. К вопросу о формировании гигиенических знаний у студентов учреждений высшего и среднего профессионального медицинского образования г. Владивостока. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2020;(12):30-37. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-333-12-30-37

For citation:


Nagirnaya L.N., Titova Yu.V., Skvarnik V.V. To the issue of building health knowledge in students of higher and secondary medical education institutions of Vladivostok. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020;(12):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2020-333-12-30-37

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)