

Факторы профессионального долголетия педагогов дошкольного образования
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-2-72-81
Аннотация
Введение. Профессиональная деятельность педагога детских образовательных организаций характеризуется высокой степенью ответственности, нервно-эмоциональным напряжением, большой вероятностью развития конфликтных ситуаций. Современные реалии в рамках концепции активного долголетия по-новому ставят вопросы общего здоровья населения вообще и данной профессиональной группы в частности. В связи с этим изучение факторов продления трудового долголетия педагогов дошкольного образования является актуальным и своевременным.
Цель исследования: идентифицировать здоровьесберегающие факторы, влияющие на профессиональное долголетие педагогов детских образовательных организаций.
Материалы и методы. В качестве эмпирической основы статьи были использованы следующие исследования, проведенные в 2022-2024 годах: количественное социологическое исследование (n = 190); оценка индекса трудоспособности с использованием обезличенных данных периодического медицинского осмотра (n = 132); качественное социологическое исследование (n = 28).
Результаты. Самооценка здоровья педагогов детских образовательных организаций является удовлетворительной у 60 % человек, у 38,9 % хорошей и у 4,2 % отличной. Более трети сотрудников (36,1 %) отмечают негативное влияние специфики работы на состояние собственного здоровья, 27,8 % респондентов нейтральное, 4,2 % указали на положительные изменения в связи с профессиональной деятельностью. Выделены основные здоровьесберегающие факторы, степень влияния которых на самочувствие сотрудников детских образовательных организаций и их трудовое долголетие, в том числе пенсионный возраст, является значительной (по 5-балльной шкале), представленной 3 уровнями: 1) интенсивный (свыше 4,3 балла) при низком разбросе мнений, то есть большей типичности в ответах (образ жизни, физическая активность, экологические условия, а также управление стрессом); 2) высокий (4-4,2 балла) при низком разбросе мнений (условия труда); 3) средний (3,9 балла и ниже) при высоком разбросе мнений (доступность медицинской помощи).
Заключение. Среди факторов, положительно влияющих на самочувствие педагогов детских образовательных организаций и пролонгацию их трудовой деятельности, в том числе и на пенсионный период, выделим следующие: физическая активность, экологические условия, условия труда, психологическое разнообразие и эмоциональная разрядка деятельности, обязательный медицинский контроль.
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. ТемаевРоссия
Темаев Тимур Вадудович, д.соц.н., ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией анализа медико-социальных проблем Саратовского МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»; профессор кафедры социологии социальной работы ФГБОУ ВО «СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского»
ул. Заречная, д. 1а, стр. 1, г. Саратов, 410022,
ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов 410012
И. В. Темаева
Россия
Темаева Ирина Викторовна, к.соц.н., доцент кафедры логопедии и психолингвистики
ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов 410012
Н. Е. Комлева
Россия
Комлева Наталия Евгеньевна, д.м.н., заместитель руководителя
ул. Заречная, д. 1а, стр. 1, г. Саратов, 410022
С. В. Ситникова
Россия
Ситникова Светлана Викторовна, д.соц.н., профессор кафедры социальной информатики
ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов 410012
Т. А. Богомолова
Россия
Богомолова Татьяна Алексеевна, младший научный сотрудник лаборатории анализа медико-социальных проблем
ул. Заречная, д. 1а, стр. 1, г. Саратов, 410022
Список литературы
1. Violant-Holz V, Rodríguez-Silva C, Carol M, Rodríguez MJ. Impact of cocreation training capsules for preschool teachers on children’s healthy habits: A pilot study conducted in Barcelona, Spain. BMC Public Health. 2021;21(1):2089. doi: 10.1186/s12889-021-12160-2
2. Natale RA, Messiah SE, Asfour L, Uhlhorn SB, Delamater A, Arheart KL. Role modeling as an early childhood obesity prevention strategy: Effect of parents and teachers on preschool children’s healthy lifestyle habits. J Dev Behav Pediatr. 2014;35(6):378-387. doi: 10.1097/DBP.0000000000000074
3. Brachtl S, Trimmel M. Noise in preschools and its psychological and cardiovascular effect on preschool teachers. Noise Health. 2023;25(118):121-134. doi: 10.4103/nah.nah_11_23
4. Цибульникова В.Е., Кригер Г.С. Утомление педагогов в образовательном процессе как риск профессионального здоровья // Школа будущего. 2016. № 2. С. 161–168.
5. Dumeier HK, Neininger MP, Kaune A, et al. Seizure management by preschool teachers: A training concept focussing on practical skills. Seizure. 2017;50:38-42. doi: 10.1016/j.Seizure.2017.06.001
6. Honda H, Sasayama D, Niimi T, et al. Awareness of children’s developmental problems and sharing of concerns with parents by preschool teachers and childcare workers: The Japanese context. Child Care Health Dev. 2024;50(1):e13153. doi: 10.1111/cch.13153
7. Saunders RP, Schenkelberg MA, Moyer C, Howie EK, Brown WH, Pate RR. The translation of an evidence-based preschool physical activity intervention from in-person to online delivery of professional development to preschool teachers. Transl Behav Med. 2019;9(6):1186-1196. doi: 10.1093/tbm/ibz076
8. Curby TW, Zinsser KM, Gordon RA, Ponce E, Syed G, Peng F. Emotion-focused teaching practices and preschool children’s social and learning behaviors. Emotion. 2022;22(8):1869-1885. doi: 10.1037/emo0000988
9. Chen C, Ahlqvist VH, Henriksson P, Magnusson C, Berglind D. Preschool environment and preschool teacher’s physical activity and their association with children’s activity levels at preschool. PLoS One. 2020;15(10):e0239838. doi: 10.1371/journal.pone.0239838
10. Murnane RJ, Steele JL. What is the problem? The challenge of providing effective teachers for all children. Future Child. 2007;17(1):15-43. doi: 10.1353/foc.2007.0010
11. Кривошеева Г.Л. Непрерывное образование как необходимое условие достижения профессионального долголетия педагога // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 200–209.
12. Зотова Н.Г. Профессиональное долголетие педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(4). С. 279–281.
13. Белолуцкая А.К., Крашенинников-Хайт Е.Е. Развитие творческого мышления педагогов дошкольного образования: обзор исследований // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (50). С. 58–74.
14. Темаев Т.В., Темаева И.В., Трубецков А.Д., Комлева Н.Е., Чусляева Д.А. Особенности эмоционального выгорания сотрудников дошкольных образовательных организаций // Гигиена и санитария. 2023. 102 (6). С. 575–581. doi: 10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579
15. Шкарин В.В., Воробьев А.А., Аджиенко В.Л., Андрющенко Ф.А. Профессиональное долголетие – пути и способы достижения // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2022. Т. 19. № 2. С. 19–26. doi: 10.19163/1994-9480-2022-19-2-19-19-26
16. Сафоничева О.Г. Профессиональное долголетие в условиях цифровой трансформации // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2023. Т. 100. № 5-2. С. 30–31.
17. Алленов А.М., Васильева Т.П., Старостин И.В., Макарова Е.В., Воробьева А.В. Факторы, обусловливающие профессиональное долголетие научных сотрудников // Медицина труда и промышленная экология. 2021. Т. 61. № 6. С. 385–401. doi: 10.31089/1026-9428-2021-61-6-385-401
18. Berseneva I, Diachkova T. Health-saving technologies: foreign experience of preschool education // Современные здоровьесберегающие технологии. 2023. № 3. С. 55–65.
19. Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю., Передельская С.А. Профессиональное долголетие педагога: ценностносмысловые аспекты. Волгоград: ООО «Сфера», 2020. 244 с.
20. Ilmarinen J. The Work Ability Index (WAI). Occup Med. 2007;57(2):160. doi: 10.1093/occmed/kqm008
21. Clayback KA, Williford AP, Vitiello VE. Identifying teacher beliefs and experiences associated with curriculum implementation fidelity in early childhood education. Prev Sci. 2023;24(1):27-38. doi: 10.1007/s11121-022-01414-z
22. Полковникова Н.Б. Изучение готовности дошкольных педагогов к организации и ведению межкультурного диалога // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 1 (59). С. 78–93. doi: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.04
23. Ермолаева С.В. Оценка адаптационного потенциала детей и подростков в экологически напряженных условиях // Экология человека. 2024. Т. 31. № 1. С. 49–60. doi: 10.17816/humeco629716
24. Бессчетнова О.В., Волкова О.А., Алиев Ш.И. Организация обучения детей, находящихся на длительном лечении // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. № 30(5). С. 876–884. doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-5-876-884
25. Пономарева Л.И., Крежевских О.В., Колмогорова И.В., Скоробогатова Н.В. Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 677–692. doi: 10.32744/pse.2023.2.40
Рецензия
Для цитирования:
Темаев Т.В., Темаева И.В., Комлева Н.Е., Ситникова С.В., Богомолова Т.А. Факторы профессионального долголетия педагогов дошкольного образования. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2025;33(2):72-81. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-2-72-81
For citation:
Temaev Т.V., Temaeva I.V., Komleva N.E., Sitnikova S.V., Bogomolova T.A. Factors of Career Longevity of Preschool Teachers. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2025;33(2):72-81. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-2-72-81