

Особенности индукции и регуляции иммунного ответа в условиях напряженности учебного процесса
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-2-37-44
Аннотация
Введение. У детей среднего школьного возраста в условиях высокой интенсивности учебной деятельности, ассоциированной с латентным инфицированием и избыточным содержанием в крови низкомолекулярных химических соединений возможен дисбаланс иммунной регуляции.
Цель исследования оценка особенностей иммунной регуляции у детей среднего школьного возраста в условиях повышенной напряженности учебного процесса.
Материалы и методы. Группа наблюдения 43 ребенка, обучающиеся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов; группа сравнения 93 ученика, обучающиеся в типовой средней общеобразовательной школе. Концентрация формальдегида в крови изучена методом газовой хроматографии. Методом проточной цитометрии выполнено определение CD3+, CD3+CD16+56+, CD19+, CD8+-лимфоцитов; методом иммуноферментного анализа изучено содержание IgE общего и IgG к вирусу Эпштейна Барр; методом радиальной иммунодиффузии по Манчини концентрация IgA, IgM, IgG; аллергосорбентным методом содержания IgE специфического к формальдегиду.
Результаты. В крови детей группы наблюдения превышено содержание формальдегида относительно фоновых значений и группы сравнения в 11 и 3,1 раза соответственно (р < 0,05). Установлено, что у 20 % подростков группы наблюдения увеличено содержание CD3+-, С019+-лимфоцитов и концентрация иммуноглобулинов A, G у 30 % при дефиците до 40 % численности NKT-лимфоцитов (р < 0,05). В группе наблюдения достоверно на 50 % повышена продукция IgG к вирусу Эпштейна Барр относительно значений в группе сравнения. Установлена связь между высоким уровнем напряженности учебного процесса и напряженностью иммунного ответа на вирусную нагрузку (OR = 6,17 95 % ДИ 1,64-11,10) на фоне одновременно развивающегося реагинового повреждения тканей (IgE общий,х2 = 4,48; Р < 0,05).
Заключение. Отличительной особенностью нейрогормональной перестройки подросткового периода в условиях высокой интенсивности учебного процесса является не только избыточность стрессовой нагрузки, но и недостаточная защищенность, высокая восприимчивость организма к инфекции, что повышает риск развития состояний, сопряженных с дисбалансом индукции и регуляции иммунного ответа.
Об авторах
Д. Г. ДиановаРоссия
Дианова Дина Гумяровна, д.м.н., старший научный сотрудник отдела иммунобиологических методов диагностики
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045
А. С. Ширинкина
Россия
Ширинкина Алиса Сергеевна, научный сотрудник лаборатории иммуногенетики отдела иммунобиологических методов диагностики
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045
О. В. Долгих
Россия
Долгих Олег Владимирович, д.м.н., профессор, заведующий отделом иммунобиологических методов диагностики
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045
Д. В. Ланин
Россия
Ланин Дмитрий Владимирович, д.м.н., доцент, ведущий научный сотрудник отдела иммунобиологической диагностики
ул. Монастырская, д. 82, г. Пермь, 614045
Л. В. Кириченко
Россия
Кириченко Лариса Викторовна, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены медико-профилактического факультета
ул. Петропавловская, д. 26, г. Пермь, 614990
В. М. Ухабов
Россия
Ухабов Виктор Максимович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены и экологии человека
ул. Петропавловская, д. 26, г. Пермь, 614990
Список литературы
1. Turner L, Galante J, Vainre M, Stochl J, Dufour G, Jones PB. Immune dysregulation among students exposed to exam stress and its mitigation by mindfulness training: Findings from an exploratory randomised trial. Sci Rep. 2020;10(1):5812. doi: 10.1038/s41598-020-62274-7
2. Долгих О.В., Дианова Д.Г., Никоношина Н.А. Сравнительная оценка продукции тиреотропного гормона, кортизола и серотонина как маркеров нейроэндокринной регуляции процессов адаптации к особенностям учебного процесса у мальчиковшкольников различных возрастных групп // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2023. Т. 102. № 6. С. 152–159.
3. Методические материалы. Серия «Школьная медицина и гигиена» в 5-ти частях. Часть 1. Предупреждение рисков нарушения здоровья школьников. М.: Изд-во ФГБНУ «ИВФ РАО», 2023. 17 с.
4. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н., Макарова С.Г., Маслова О.И. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста // Педиатрическая фармакология. 2017. Т. 14. № 1. С. 7-23. doi: 10.15690/PF.V14I1.1697
5. Sakhvadze D, Jandieri G, Sakhvadze G, Saralidze B. Kelvin-Helmholtz effect during hydro-vacuum dispersion of metallurgical melts. In: Concepts for the Development of Society’s Scientific Potential: Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference, Prague, Czech Republic, January 19–20, 2024. InterConf; 2024;(185):493-497. doi: 10.51582/interconf.19-20.01.2024.059
6. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.А. Формирование стресса и его проявления у учащихся старших классов в условиях действия различного уровня напряженности учебного процесса // Профилактическая медицина. 2019. № 22(6). С. 61–66. doi: 10.17116/profmed20192206261
7. Долгих О.В., Дианова Д.Г. Особенности специфической сенсибилизации к гаптенам и иммунный статус у обучающихся различных возрастных групп // Российский иммунологический журнал. 2020. Т. 20. № 2. С. 209- 216.
8. Zhang N, Zuo Y, Jiang L, Peng Y, Huang X, Zuo L. Epstein-Barr virus and neurological diseases. Front Mol Biosci. 2022;8:816098. doi: 10.3389/fmolb.2021.816098
9. Zaitseva NV, Dolgikh OV, Dianova DG. Exposure to airborne nickel and phenol and features of the immune response mediated by E and G immunoglobulins. Health Risk Analysis. 2023;(2):160-168. doi: 10.21668/health.risk/2023.2.16.eng
10. Львов Н.Д., Дудукина Е.А. Ключевые вопросы диагностики Эпштейна-Барр вирусной инфекции // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2013. № 3 (4). С. 24–31.
11. Hedström AK, Huang J, Brenner N, et al. Smoking and Epstein-Barr virus infection in multiple sclerosis development. Sci Rep. 2020;10(1):10960. doi: 10.1038/s41598-020-67883-w
12. Lupia T, Milia MG, Atzori C, et al. Presence of Epstein-Barr virus DNA in cerebrospinal fluid is associated with greater HIV RNA and inflammation. AIDS. 2020;34(3):373-380. doi: 10.1097/QAD.0000000000002442
13. Lee GH, Kim J, Kim HW, Cho JW. Clinical significance of Epstein-Barr virus in the cerebrospinal fluid of immunocompetent patients. Clin Neurol Neurosurg. 2021;202:106507. doi: 10.1016/j.clineuro.2021.106507
14. Silva JM, Alves CEC, Pontes GS. Epstein-Barr virus: The mastermind of immune chaos. Front Immunol. 2024;15:1297994. doi: 10.3389/fimmu.2024.1297994
15. Lv JJ, Kong XM, Zhao Y, et al. Global, regional and national epidemiology of allergic disorders in children from 1990 to 2019: Findings from the Global Burden of Disease study 2019. BMJ Open. 2024;14(4):e080612. doi: 10.1136/bmjopen-2023-080612
16. Штина И.Е., Валина С.Л., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А., Зенина М.Т. Особенности вегетативного и тиреоидного статуса у школьников при различной напряженности учебного процесса // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 2. С. 183–188. doi: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-183-188.
17. Титов Л.П., Кирильчик Е.Ю., Канашкова Т.А. Особенности строения, развития и функционирования иммунной системы детского организма // Медицинские новости. 2009. № 5. С. 7–16.
18. Ainslie RJ, Simitsidellis I, Kirkwood PM, Gibson DA. RISING STARS: Androgens and immune cell function. J Endocrinol. 2024;261(3):e230398. doi: 10.1530/JOE23-0398
19. Harding AT, Heaton NS. The impact of estrogens and their receptors on immunity and inflammation during infection. Cancers (Basel). 2022;14(4):909. doi: 10.3390/cancers14040909
20. Сорокин О.В. Нелинейный характер взаимоотношений между активностью отделов вегетативной нервной системы и параметрами, характеризующими состояние иммунной системы у здоровых детей младшего подросткового возраста // Сибирский научный медицинский журнал. 2007. № 6. С. 49–54.
21. Акинфиева О.В., Бубнова Л.Н., Бессмельцев С.С. NKT-клетки: характерные свойства и функциональная значимость для регуляции иммунного ответа // Онкогематология. 2010. № 4. С. 39–47.
22. Letafati A, Ardekani OS, Naderisemiromi M, et al. Uncovering dynamic mechanisms of natural killer cells in viral infections: Insights and implications. Virol J. 2024;21(1):18. doi: 10.1186/s12985-024-02287-0
23. Zhang Y, Huang C, Zhang H, et al. Characteristics of immunological events in Epstein-Barr virus infection in children with infectious mononucleosis. Front Pediatr. 2023;11:1060053. doi: 10.3389/fped.2023.1060053
24. Mestecky J, Julian BA, Raska M. IgA nephropathy: Pleiotropic impact of Epstein-Barr virus infection on immunopathogenesis and racial incidence of the disease. Front Immunol. 2023;14:1085922. doi: 10.3389/fimmu.2023.1085922
25. Liu KL, Hsu WL, Bu W, et al. Association between antibodies that bind Epstein-Barr virus (EBV) gp350 and gH/ gL and shedding of EBV in saliva from nasopharyngeal carcinoma multiplex family members in Taiwan. Open Forum Infect Dis. 2024;11(9):ofae464. doi: 10.1093/ofid/ofae464
26. Bhaduri-McIntosh S, Landry ML, Nikiforow S, Rotenberg M, El-Guindy A, Miller G. Serum IgA antibodies to Epstein-Barr virus (EBV) early lytic antigens are present in primary EBV infection. J Infect Dis. 2007;195(4):483-492. doi: 10.1086/510916
Рецензия
Для цитирования:
Дианова Д.Г., Ширинкина А.С., Долгих О.В., Ланин Д.В., Кириченко Л.В., Ухабов В.М. Особенности индукции и регуляции иммунного ответа в условиях напряженности учебного процесса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2025;33(2):37-44. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-2-37-44
For citation:
Dianova D.G., Shirinkina A.S., Dolgikh O.V., Lanin D.V., Kirichenko L.V., Ukhabov V.M. Features of Induction and Regulation of Immune Response in Conditions of the Intense Educational Process. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2025;33(2):37-44. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2025-33-2-37-44