Перейти к:
Качество жизни как условие успешности преподавательской деятельности
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-8-70-76
Аннотация
Введение. Физическое и психическое здоровье влияет не только на качество жизни профессорско-преподавательского состава, но и наравне с его квалификацией определяет успешность педагогической деятельности и, следовательно, качество подготовки будущего трудового потенциала страны.
Цель исследования: оценить особенности качества жизни преподавателей медицинского вуза.
Материалы и методы. В исследовании, проведенном в апреле – мае 2024 года, приняли участие 86 преподавателей медицинского вуза, средний возраст – 45,8 года. Качество жизни преподавателей оценивалось методом анкетирования с применением опросника SF-36. Полученные данные обрабатывали с помощью программы Microsoft Excel. Нормальность распределения полученных значений проверяли с помощью критерия Колмогорова – Смирнова. Достоверность различий между сопоставляемыми группами определяли по t-критерию Стьюдента или U-критерию Манна – Уитни. Статистически значимыми считали различия при p ≤ 0,05.
Результаты. «Высокую» степень выраженности продемонстрировал показатель физического компонента качества жизни «физическое функционирование» как у мужчин (90,00 ± 4,12 балла), так и у женщин (87,72 ± 1,85 балла); остальные показатели физического и психологического компонентов продемонстрировали степень выраженности «выше среднего»: наибольшее количество баллов среди них зафиксировано по показателям физического компонента – «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (78,95 ± 8,61 у мужчин и 80,97 ± 3,19 у женщин) и «интенсивность боли» (78,21 ± 5,14 мужчины и 80,63 ± 2,62 женщины), а наименьшие баллы получили показатели психологического компонента – «жизненная активность» (68,68 ± 4,01 у мужчин и 67,49 ± 2,20 у женщин) и «психическое здоровье» (68,00 ± 5,71 мужчины и 68,24 ± 2,19 женщины).
Выводы. Стремительная трансформация условий труда преподавателя оказывает влияние на физическое и психическое состояние его здоровья и отражается на качестве жизни. Своевременная оценка качества жизни преподавателей необходима для разработки профилактических мероприятий, направленных на продление трудовой деятельности и сохранение высокого профессионального и педагогического мастерства.
Ключевые слова
Для цитирования:
Киёк О.В., Енина Э.Ю., Горбачева Н.А., Жукова Т.В. Качество жизни как условие успешности преподавательской деятельности. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(8):70-76. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-8-70-76
For citation:
Kiyok O.V., Enina E.Yu., Gorbacheva N.A., Zhukova T.V. Quality of Life as a Prerequisite for Successful Teaching. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(8):70-76. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-8-70-76
Введение. Труд преподавателя высшей школы сочетает учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и организационную деятельность. Известно, что успешность преподавательской деятельности определяется стабильностью и уверенностью в будущем, существующими условиями в вузе для реализации плодотворной работы, благоприятным психологическим климатом, всем, что в итоге будет определять мотивацию к труду, актуальность которой в преподавательской деятельности не вызывает сомнений [1].
В современных реалиях психоэмоциональное состояние преподавательского состава обусловлено комплексным влиянием значительного числа факторов: ежедневных коммуникаций с обучающимися, коллегами, руководством; необходимостью периодического повышения профессиональной квалификации, совершенствования; увеличением времени, затрачиваемого на выполнение работы по документационному обеспечению деятельности научно-педагогического работника. Кроме того, современному преподавателю важно помимо профессиональных навыков владеть гибкими навыками, или «навыками будущего», подразумевающими умение проявлять новаторство, предприимчивость, коммуникабельность, выстраивать работу в команде и оперативно приспосабливаться к любым изменениям. Пандемия новой коронавирусной инфекции, молниеносно охватившая мир в 2020 году, привела к вынужденному введению всеобщей изоляции до стабилизации эпидемиологической обстановки, что способствовало старту активного применения в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения, повлекшего за собой необходимость со стороны преподавателей шагать в ногу со временем и вести научный и учебный объем работы в цифровом виде, осваивать различные платформы и сервисы для проведения онлайн-занятий, консультаций, экзаменационных сессий, конференций и совещаний, зачастую в условиях дефицита времени, обусловленного, как правило, нестабильным интернет-соединением у участников образовательного процесса. Кроме того, в условиях удаленной коммуникации появилась сложность демонстрации преподавателем и отработки обучающимися большинства практических навыков из-за невозможности использовать необходимое для их выполнения материально-техническое оснащение, а пребывание в условиях социальной изоляции и дефицита «живого» общения способствовало росту уровня тревожности и напряженности среди преподавателей [2]. Произошедшая трансформация привычных условий трудовой деятельности преподавателей под влиянием вышеуказанных факторов безусловно может оказывать негативное влияние как на физическое, так и на психоэмоциональное состояние здоровья [3–7].
С учетом всех особенностей деятельности педагогов образовательных организаций создаются инструменты для оценки необходимых в профессиональной деятельности компонентов (оценка условий и оплаты труда, социально-психологического климата, мотивации, удовлетворенности трудом и т. д.) [8]. В доступной литературе имеется значительное число работ, посвященных оценке качества преподавательской деятельности по показателям успеваемости учеников, степени развития компетенций педагога [8–13].
Физическое и психическое здоровье влияет не только на качество жизни профессорско-преподавательского состава, но и наравне с его квалификацией определяет успешность его педагогической деятельности и, следовательно, качество подготовки будущего трудового потенциала страны, поэтому вопросу изучения качества жизни преподавателей вузов посвящено немало работ [14–25].
В настоящее время качество жизни вызывает интерес не только в научной среде: в ноябре 2022 года, выступая на международной конференции «Сбера» «Путешествие в мир искусственного интеллекта», Президент Российской Федерации отметил, что продолжительность и качество жизни человека служат показателями, обобщенно отражающими работу государства как в экономике, так и в социальной сфере, и вхождение в клуб стран, продолжительность жизни в которых превышает 80 лет, остается приоритетной задачей1.
Цель исследования: оценить особенности качества жизни преподавателей медицинского вуза.
Материалы и методы. В исследовании, проведенном в апреле – мае 2024 года, приняло участие 86 человек из числа профессорско-преподавательского состава кафедр профильных гигиенических дисциплин, эпидемиологии и общей гигиены; лингвистики; физической культуры и спорта; философии, психологии и педагогики; общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины; дерматовенерологии; нормальной анатомии; нормальной физиологии; мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России (КубГМУ) – 67 женщин (77,91 %) и 19 мужчин (22,09 %), средний возраст – 45,8 года. На момент исследования все участники были здоровы.
Исследование проведено с информированного добровольного согласия участников в соответствии с требованиями Хельсинкской декларации 1964 г.
Исследование качества жизни (КЖ) преподавателей по параметрам физического и психологического компонентов здоровья проводилось методом анкетирования с применением опросника SF-36, разработанного John E. Ware и сотрудниками Института здоровья США2. Данный опросник апробирован за границей и в Российской Федерации [23]. Он представлен 36 пунктами, сгруппированными в 8 шкал: физическое функционирование (Physical Functioning, PF); ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning, RP); интенсивность боли (Bodily pain, BP); общее состояние здоровья (General Health, GH); жизненная активность (Vitality, VT); социальное функционирование (Social Functioning, SF); ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (Role Emotional, RE), и психическое здоровье (Mental Health, MH), которые характеризуют 2 показателя: физический компонент здоровья (Physical health – PH) – шкалы PF, RP, BP, GH и психологический компонент здоровья (Mental Health – MH) – шкалы VT, SF, RE, MH. На основании утвержденной методики ответы респондентов переведены в баллы от 0 до 100 по каждой из шкал. В соответствии с ключом более высокая оценка указывает на более высокий уровень качества жизни. Определяется степень выраженности каждого компонента качества жизни. Низкой степени соответствует диапазон от 0 до 20 баллов, ниже среднего – от 21 до 40, средней – от 41 до 60, выше среднего – от 61 до 80 и высокой – от 81 до 100.
Полученные данные показателей физическое функционирование, ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья, жизненная активность, социальное функционирование, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, и психическое здоровье обрабатывали с помощью программы Microsoft Excel. Нормальность распределения полученных значений проверяли с помощью критерия Колмогорова – Смирнова. Рассчитаны средние значения показателей (M): физическое функционирование, ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, интенсивность боли, общее состояние здоровья, жизненная активность, социальное функционирование, ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, и психическое здоровье; стандартная ошибка среднего (m). Достоверность различий между сопоставляемыми группами определяли по t-критерию Стьюдента или U-критерию Манна – Уитни. Статистически значимыми считали различия при p ≤ 0,05.
Результаты. Средний возраст 45,8 года: 67 женщин (77,91 %) и 19 мужчин (22,09 %).
Нами проведен анализ результатов исследования качества жизни среди преподавателей мужчин и женщин (таблица).
Таблица. Показатели качества жизни среди мужчин и женщин профессорско-преподавательского состава КубГМУ
Table. Quality of life indicators among male and female teachers of the Kuban State Medical University
Мужчины / Men |
Женщины / Women |
p |
|
M ± m |
M ± m |
||
PF |
90,00 ± 4,12 |
87,72 ± 1,85 |
0,35 |
RP |
78,95 ± 8,61 |
80,97 ± 3,19 |
0,38 |
BP |
78,21 ± 5,14 |
80,63 ± 2,62 |
0,39 |
GH |
71,37 ± 4,34 |
71,70 ± 1,82 |
0,42 |
VT |
68,68 ± 4,01 |
67,49 ± 2,20 |
0,43 |
SF |
75,66 ± 6,72 |
79,66 ± 2,55 |
0,30 |
RE |
73,68 ± 8,29 |
78,61 ± 3,73 |
0,23 |
MH |
68,00 ± 5,71 |
68,24 ± 2,19 |
0,27 |
Аббревиатуры: PF – физическое функционирование; RP – ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; BP – интенсивность боли; GH – общее состояние здоровья; VT – жизненная активность; SF – социальное функционирование; RE – ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; MH – психическое здоровье.
Abbreviations: PF, physical functioning; RP, role physical; BP, bodily pain; GH, general health; VT, vitality; SF, social functioning; RE, role emotional; MH, mental health.
Установлено, что показатели качества жизни преподавателей мужского и женского пола КубГМУ имеют «высокую» или «выше среднего» степень выраженности как в группе физического, так и в группе психологического компонентов. Высокую степень выраженности продемонстрировал показатель «физическое функционирование» как у мужчин (90,00 ± 4,12), так и у женщин (87,72 ± 1,85). Что касается трех остальных показателей физического компонента качества жизни – «общее состояние здоровья» (характеристика оценки ППС своего здоровья в настоящее время, а также перспектив его улучшения), «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» (характеризует воздействие физического состояния здоровья на возможность выполнения повседневных ролевых обязанностей) и «интенсивность боли» (описывает интенсивность болевого синдрома и его воздействие на возможность выполнения повседневной деятельности как по дому, так и вне его), то их значения находятся в диапазоне «выше средних» у мужчин и у женщин, при этом значения последних 2 показателей статистически не значимо выше у преподавателей женщин (80,97 ± 3,19 и 80,63 ± 2,62 соответственно). Наиболее низкие и практически одинаковые значения в сравнении со всеми показателями зафиксированы по критериям психологического компонента качества жизни, а именно «жизненная активность» (68,68 ± 4,01 у мужчин и 67,49 ± 2,20 у женщин) и «психическое здоровье» (68,00 ± 5,71 у мужчин и 68,24 ± 2,19 у женщин). Показатель «социальное функционирование» у опрошенных женщин набрал большее количество баллов (79,66 ± 2,55) по сравнению с мужчинами (75,66 ± 6,72). Показатель «ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием», у женской половины опрошенных также набрал более высокие баллы (78,61 ± 3,73), чем у мужчин (73,68 ± 8,29).
Обсуждение. Как показали результаты исследования, наибольший вклад в физический компонент качества жизни внес показатель «физическое функционирование» (мужчины 90,00 ± 4,12, женщины 87,72 ± 1,85), степень выраженности которого указывает на то, что физическая активность респондентов находится на высоком уровне и не ограничивается их физическим состоянием. Наименьший вклад в физический компонент демонстрирует показатель «общее состояние здоровья» (у мужчин 71,37 ± 4,34, у женщин 71,70 ± 1,82), баллы по которому идентичны у преподавателей обоего пола и входят в диапазон «выше средних», на основании чего можно сделать вывод, что опрошенные на момент исследования положительно оценивают состояние своего здоровья. Таким образом, высокие показатели физического компонента качества жизни свидетельствуют, что обследованные преподаватели высшей школы ведут здоровый образ жизни, предполагающий отказ от вредных привычек и достаточную физическую активность и в этом отношении могут являться примером для студентов.
Наибольший вклад в психологический компонент качества жизни преподавателей вуза внес показатель «социальное функционирование» (79,66 ± 2,55 у женщин и 75,66 ± 6,72 у мужчин), балльные значения которого позволяют сделать вывод о том, что социальная активность коллег не ограничена их физическим и эмоциональным состоянием, а социальные контакты являются основой воспитательной работы преподавателя со студентами. Значения показателя «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием» (78,61 ± 3,73 у женщин и 73,68 ± 8,29 у мужчин) свидетельствуют о том, что при выполнении повседневной работы эмоциональное состояние оказывает влияние в большей степени на представителей сильного пола, чем на женщин, но не ограничивает ее.
Несмотря на то что показатели «жизненная активность» (68,68 ± 4,01 у мужчин и 67,49 ± 2,20 у женщин) и «психическое здоровье» (68,00 ± 5,71 у мужчин и 68,24 ± 2,19 у женщин) групп мужчин и женщин набрали наименьшее количество баллов среди всех остальных показателей и внесли наименьший вклад в психологический компонент КЖ, данные по этим показателям свидетельствуют, что жизненная активность респондентов не снижена, симптомы психического неблагополучия отсутствуют, однако, учитывая, что характерной особенностью труда преподавателя является «напряженность», психоэмоциональный статус требует пристального внимания.
В исследовании И.А. Погонышевой и соавт., направленном на изучение качества жизни преподавателей гуманитарно-технического профиля [13], установлено, что наименьший вклад в физический компонент здоровья вносит общее состояние здоровья: при этом у преподавателей мужчин он характеризуется более низким значением, чем у женщин (54,25 ± 1,35 и 64,89 ± 1,40 соответственно). По результатам нашей работы также установлено, что показатель общего состояния здоровья имеет наименьшее количество баллов среди остальных показателей физического компонента, однако в отличие от преподавателей гуманитарных вузов он одинаков у мужчин (71,37 ± 4,34) и женщин (71,70 ± 1,82). Наибольший вклад в физический компонент здоровья у преподавателей гуманитарно-технического вуза женщин, так же как и у преподавателей медицинского вуза женщин, вносит физическое функционирование: 80,14 ± 1,45 и 87,72 ± 1,85 соответственно. В то же время выявлены различия вклада в физический компонент среди мужчин гуманитарно-технического вуза и медицинского. В первом случае физический компонент увеличивается за счет ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием (92,10 ± 1,23), а во втором – физического функционирования (90,00 ± 4,12).
Между показателями, характеризующими психологический компонент качества жизни преподавателей гуманитарно-технического и медицинского вуза, также выявлены различия. Так, наибольший вклад в психологический компонент КЖ у мужчин гуманитарно-технического вуза вносит показатель «психическое здоровье» (70,66 ± 1,15) и ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (69,16 ± 1,10), а у женщин наибольший вклад вносит ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (61,72 ± 1,82), а показатель психического здоровья составил всего лишь 49,75 ± 1,25. У преподавателей медицинского университета наибольший вклад в психологический компонент вносит показатель «социальное функционирование» у мужчин (75,66 ± 6,72) и у женщин (79,66 ± 2,55), в то время как у ППС гуманитарно-технического вуза показатель SF продемонстрировал самые низкие баллы из всех анализируемых показателей, которые вошли в диапазон «средней» степени выраженности компонента (43,59 ± 1,56 у женщин и 48,14 ± 1,43 у мужчин).
Проведенное исследование позволило изучить влияние психоэмоционального и физического состояния преподавателей на их жизнедеятельность и рекомендовать профилактические мероприятия с учетом характера трудовой деятельности.
Заключение. Оценка качества жизни преподавателей медицинского вуза позволила установить, что показатели физического компонента имеют более высокие значения по сравнению с показателями психологического компонента качества жизни. Стремительная трансформация условий труда преподавателя, применение современных педагогических технологий, необходимость систематического совершенствования профессиональных навыков оказывают влияние на физическое и психическое состояние здоровья, что отражается соответственно на качестве их жизни. Своевременная оценка качества жизни преподавателей необходима для разработки профилактических мероприятий, направленных на продление трудовой деятельности и сохранение высокого профессионального и педагогического мастерства.
1 Путин об использовании ИИ для улучшения качества жизни [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20221124/putin-1834003861.html (дата обращения: 10.02.2023).
2 Ware JE. SF-36 Health Survey: Manual and Interpretation Guide. 2nd ed. Boston: The Health Institute, New England Medical Center; 1997.
Список литературы
1. Кручай Е.В., Нестеренко О.Б. Мотивация труда преподавателя в контексте управления качеством образования // Проблемы высшего образования. 2016. № 1. С. 28–31.
2. Гут Ю.Н., Ткаченко Н.С., Доронина Н.Н., Ланских М.В., Худаева М.Ю., Овсяникова Е.А. Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 340–352. doi: 10.32744/pse.2021.2.23
3. Останина Е.А., Останин О.В. Трансформация образовательного процесса в период усиления влияния дестабилизирующих факторов // Человеческий капитал. 2021. № 11 (155). С. 100–108. doi: 10.25629/HC.2021.11.10
4. Лаптев Л.Г., Киселев В.В., Борщева А.В., Неровный Л.В. Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях «самоизоляции» // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140). С. 78–86. doi: 10.25629/HC.2020.08.07
5. Каравашкина Р.И., Гуро-Фролова Ю.Р., Федотова Е.М. Снижение последствий влияния синдрома эмоционального выгорания на результативность работы преподавателя и вуза в целом // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 9. С. 1453–1472. doi: 10.18334/et.9.9.116207
6. Дорофеева А.Р. Коммуникация «студент-преподаватель» в системе дистанционного обучения: особенности и проблемы (научно-теоретический обзор) // Научные записки молодых исследователей. 2022. Т. 10. № 5. С. 54–64.
7. Джига Н.Д. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание у педагогов в условиях пандемии COVID-19 и дистанционного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6. С. 38PSMN621.
8. Акрамов А.А., Баходурова С.А. Зарубежный опыт оценки профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2021. № 4. С. 242–253.
9. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Королик В.В. и др. Современные направления деятельности кафедры гигиены педиатрического факультета РНИМУ имени Н. И. Пирогова (к 115-летнему юбилею кафедры) // Российский вестник гигиены. 2023. № 4. С. 4–11. doi: 10.24075/rbh.2023.079. EDN LFAMVS.
10. Бабичев М.А. Оценка качества труда преподавателя вуза на начальном этапе карьеры // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 15–21.
11. Семенова В.Н., Галузо Н.А., Крашенинина Г.И. и др. Проблемы подготовки специалистов высшего звена на современном этапе // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты : монография. Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 181–193. EDN ETIMUO.
12. Темняткина О.В., Токменинова Д.В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 180–195. doi: 10.17323/1814-9545-2018-3-180-195
13. Тарханова Н.П. К вопросу об оценке качества деятельности преподавателя // Новые технологии оценки качества образования: сборник материалов XV Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, Севастополь, 20–22 сентября 2019 года / Под общ. ред. Г.Н. Мотовой. Москва: Ассоциация «Гильдия экспертов в сфере профессионального образования», 2019. С. 54–57.
14. Stepanova GK, Ustinova MV, Nikolaeva IV. Life quality of employees of the North-Eastern Federal University (Yakutsk). Wiad Lek. 2021;74(2):225-227.
15. Погонышева И.А., Погонышев Д.А., Селезнева С.Н. Психофизиологические аспекты качества жизни преподавателей Нижневартовского государственного университета // В мире научных открытий. 2016. № 3 (75). С. 114–126. doi: 10.12731/wsd-2016-3-9
16. Lopes-Pereira AP, Grego-Maia L, Valverde-Marques Dos Santos S, Cruz-Robazzi MLDC, Silva LAD. Predictors associated with the quality of life at work of public university teachers. Rev Salud Pública (Bogota). 2020;22(5):544-551. (In Portuguese.) doi: 10.15446/rsap.v22n5.75923
17. Rashmi S, Swamy DR, Nanjundeswaraswamy TS. Assessing quality of work life of teachers of Higher Education Institutions during pre and post COVID-19 pandemic. Pac Bus Rev Int. 2021;14(5):1-15.
18. Magzumova R, Bozheyeva I, Mustafayev Z, Utepova D, Turzhanova D. Quality of life of medical university teachers. Sys Rev Pharm. 2020;11(12):124-126. doi: 10.31838/srp.2020.12.20
19. Alves PC, Oliveira AF, Paro HBMDS. Quality of life and burnout among faculty members: How much does the field of knowledge matter? PLoS One. 2019;14(3):e0214217. doi: 10.1371/journal.pone.0214217
20. Sanchez HM, Sanchez EGM, Barbosa MA, Guimarães EC, Porto CC. Impact of health on quality of life and quality of working life of university teachers from different areas of knowledge. Cien Saude Colet. 2019;24(11):4111-4123. doi: 10.1590/1413-812320182411.28712017
21. Лифшиц А.С. Качество трудовой жизни профессорско-преподавательского состава университета в регионе: состояние и резервы роста // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2021. № 4 (50). С. 76–86.
22. Лейфа А.В. Физическая активность и качество жизни субъектов образовательного процесса в вузе: структурные компоненты и их оценка // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 196–202. doi 10.17223/15617793/429/25
23. Корчевский А.М., Токарь Е.В. Повышение качества жизни преподавателей университета: исследования российских ученых и авторский подход к решению проблемы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 167–169. doi 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p167-170
24. Петрова О.С. Повышение качества трудовой жизни педагога высшего учебного заведения средствами внедрения деловой оценки научно-педагогического профиля // Вестник Санкт-Петербургского научноисследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3(3). С. 29–34.
25. Павлова Т.В., Прощаев К.И., Сатардинова Э.Е., Пилькевич Н.Б., Павлова Л.А. Оценка тревожно-депрессивных расстройств и показателей качества жизни у мужчин // Кубанский научный медицинский вестник. 2018. Т. 25. № 4. С. 61–67. doi.org/10.25207/1608-6228-2018-25-4-61-67
Об авторах
О. В. КиёкРоссия
Киёк Ольга Васильевна – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой профильных гигиенических дисциплин, эпидемиологии и общей гигиены
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
Э. Ю. Енина
Россия
Енина Элла Юрьевна – ассистент кафедры профильных гигиенических дисциплин, эпидемиологии и общей гигиены
ул. им. Митрофана Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063
Н. А. Горбачева
Россия
Горбачева Наталия Анатольевна – к.м.н., старший научный сотрудник отдел изучения образа жизни и охраны здоровья населения
ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1, г. Москва, 105064
Т. В. Жукова
Россия
Жукова Татьяна Васильевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены
пер. Нахичеванский, д. 29, г. Ростов-на-Дону, 344022
Рецензия
Для цитирования:
Киёк О.В., Енина Э.Ю., Горбачева Н.А., Жукова Т.В. Качество жизни как условие успешности преподавательской деятельности. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(8):70-76. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-8-70-76
For citation:
Kiyok O.V., Enina E.Yu., Gorbacheva N.A., Zhukova T.V. Quality of Life as a Prerequisite for Successful Teaching. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(8):70-76. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-8-70-76