Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Оценка неблагоприятного воздействия объектов несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье населения

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-5-33-41

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Несоблюдение требований санитарного и природоохранного законодательства при накоплении и размещении твердых коммунальных отходов оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Цель исследования: оценка неблагоприятного воздействия объектов несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Материалы и методы. Выполнен анализ результатов обследования 14 мест несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Воронежской области, проведенного в рамках реализации региональной компоненты Федерального проекта «Генеральная уборка» за 2022–2023 гг. Исследование выполнялось в соответствии с Методическими рекомендациями 2.1.10.0273–22 «Оценка воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, в том числе с возможностью проведения экспресс-оценки».

Результаты. Результаты анализа показателей рисков вредного воздействия и вероятного снижения ожидаемой продолжительности жизни по 14 местам несанкционированного накопления отходов показывают, что риск вредного воздействия лежит в интервале от 0,41 до 0,57 (величина классифицируется как средний риск) и все объекты в соответствии с МР 2.1.10.0273–22 следует отнести к 3-й категории, т. е. объекты подлежат ликвидации в среднесрочной перспективе. В формировании показателя риска наиболее весомым является вклад пространственных факторов – от 28 до 46 %, далее следуют геолого-технологические характеристики – от 18 до 27 % и общие параметры – от 18 до 27 %. Вклад характеристик среды обитания составляет от 8 до 13,6 %. Вероятное снижение ожидаемой продолжительности жизни от воздействия места несанкционированного накопления отходов составляет менее 1 года.

Заключение. По результатам оценки неблагоприятного воздействия объектов несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье населения все они отнесены к категории среднего риска для здоровья (3-я категория). По результатам работы обоснована приоритетность их ликвидации.

Для цитирования:


Калашников Ю.С., Клепиков О.В., Куролап С.А., Кульнев В.В., Кизеев А.Н., Никанов А.Н., Чащин В.П. Оценка неблагоприятного воздействия объектов несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье населения. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(5):33-41. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-5-33-41

For citation:


Kalashnikov Yu.S., Klepikov O.V., Kurolap S.A., Kul’nev V.V., Kizeev A.N., Nikanov A.N., Chashchin V.P. Assessment of adverse effects of illegal municipal solid waste dumping sites on the environment and human health. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(5):33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-5-33-41

Введение. Серьезную санитарно-гигиеническую и экологическую проблему в планетарном масштабе и в России представляет постоянное возрастающее образование и накопление твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Анализ публикаций по данной тематике, проведенный за последние 5 лет (2019–2023 гг.) по международной базе биомедицинских исследований PubMed (pubmed.ncbi.nlm.nih.gov) и отечественной базе данных – электронной научной библиотеке (https://www.elibrary.ru/), свидетельствует о высокой актуальности существующей проблемы увеличения количества ТКО и необходимости ее решения, в том числе законодательно установленной ответственности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей за раздельное хранение отходов и их утилизацию, а также введение единой системы учета и ограничений по срокам их накопления1.

В систематическом обзоре, подготовленном G. Vinti et al. (2020 г.) по материалам 77 публикаций (2005–2020 гг.) и посвященном рассмотрению имеющихся эпидемиологических данных о связи сложившейся практики обращения с ТКО (Municipal Solid Waste) и рисками для здоровья населения, делается вывод, что при условии небезопасного обращения с отходами они представляют угрозу общественному здоровью. Приводятся результаты, свидетельствующие о повышенном риске смертности, уровнях респираторных заболеваний и других негативных последствиях для здоровья, связанных с проживанием населения вблизи свалок [1]. Исследование W. Fang et al. (2020 г.) показывает, что накопление и переработка ТКО даже в санкционированных местах приводит к появлению неблагоприятных запахов, жалобам населения, а также является фактором канцерогенного риска, связанного с образованием летучих органических веществ [2]. Как показывают результаты исследований P. Aendo et al. (2022 г.), канцерогенные риски для населения, проживающего вблизи свалок отходов в Центральном Таиланде, могут быть связаны и с веществами неорганической природы – соединениями тяжелых металлов – Pb, Cd, Ni и Cr. При этом критический риск для здоровья обусловлен присутствием Cd и Cu в почве и грунтовых водах на расстоянии до 1 км от границ свалок [3]. Из числа последних зарубежных исследований проблема рисков для здоровья населения вблизи свалок ТКО изучалась в работах W. Mazzucco et al. (2020 г.) в странах Европейского союза [4], W. Ma (2022 г.) на 187 свалках в Китае [5], N. Gujre et al. (2021 г.) в Индии [6].

Исследование T. Etea et al. (2021 г.), проведенное методом интервьюирования жителей, проживающих поблизости от открытой свалки ТКО Аба-Семер (Эфиопия), показало, что все они без исключения воспринимали свалку как угрозу для своего здоровья, в том числе отмечали ее как причину появления болезней органов дыхания и эмоциональных стрессов, связанных с разочарованием по поводу отсутствия каких-либо природоохранных решений и продолжающимся накоплением отходов [7].

Отечественные исследования также показывают, что несоблюдение требований санитарного и природоохранного законодательства при накоплении и размещении ТКО оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье населения, поскольку свалки являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы, что представлено в обзорных работах и при анализе данных мониторинга окружающей среды вблизи конкретных объектов [8–11].

Сконцентрированные на полигонах и свалках ТКО являются источниками вторичного загрязнения, вклад которых может быть сопоставим по объему с негативным влиянием на окружающую среду и здоровье населения от крупных промышленных предприятий, что, в свою очередь, требует реализации незамедлительных решений по рекультивации нарушенных земель [8][12–15].

В официальном бюллетене Счетной палаты Российской Федерации2 приводятся данные, что по состоянию на 2020 год в России перерабатывалось не более 7 % отходов. Соответственно, более 90 % отходов по-прежнему направлялось на полигоны или незаконные свалки, а следовательно, при существующем росте объемов ТКО в 32 регионах мощности полигонов будут исчерпаны в 2024 году.

В настоящее время в России реализуется национальный проект «Экология»3, одной из задач которого является актуализация реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – ОНВОС), и прежде всего полигонов и мест несанкционированного накопления отходов ТКО, так как по данным Росприроднадзора, опубликованным в статье А.А. Марковой и соавт. (2021 г.), на момент утверждения проекта (24.12.2018) на территории страны насчитывалось 8323 свалки, в том числе 916 свалок в пределах муниципальных округов [16].

Анализ реализации региональных компонент национального проекта «Экология» показывает положительные промежуточные итоги и стремление к достижению целевых показателей: например, в Калужской области к концу 2024 года запланировано «рекультивировать 191 несанкционированную свалку» [17]; в Волгоградской области запланировано достижение целевого показателя «отсутствие несанкционированных свалок отходов в регионе» к 2030 году [18], в г. Барнауле к концу 2024 г. – «достижение доли ликвидированных несанкционированных свалок – 100%» [19].

Составной частью Национального проекта «Экология» является федеральный проект «Генеральная уборка», приоритетность ликвидации ОНВОС в котором определяется территориальными организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по итогам оценки воздействия таких объектов на здоровье граждан [20]. В 2022 г. Федеральным научным центром медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения (Россия, г. Пермь) был разработан методический инструмент оценки воздействия ОНВОС на здоровье граждан и продолжительность их жизни, который предназначен для определения приоритетов ликвидации таких объектов на основе определения показателей риска и категорий по совокупности результатов анализа характеристик местоположения и негативного влияния на окружающую среду [21]. В регионах, в том числе в Воронежской области, апробирование данного инструмента в виде методических указаний в рамках реализации региональных компонент федерального проекта «Генеральная уборка» осуществляется с 2022 года [22][23].

Цель исследования – оценка неблагоприятного воздействия объектов несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Материалы и методы. Выполнен анализ результатов обследования 14 ОНВОС – мест несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов (далее – МНН ТКО), расположенных на территории Воронежской области и проведенных в рамках реализации региональной компоненты Федерального проекта «Генеральная уборка» за 2022–2023 гг. (рисунок). Общая площадь 14 объектов составляет 91,36 га, общая масса накопленных отходов – 67 883 м3.

Общая численность населения, проживающего в населенных пунктах расположения таких объектов, – 78 042 человека. Расстояние от МНН ТКО до ближайшей территории жилой застройки варьирует от 0 до 1940 м.

В работе использованы материалы Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», полученные в 2022–2023 гг.

Исследование проводилось в соответствии с требованиями и положениями МР 2.1.10.0273–224 и включало следующие этапы: выездное обследование объекта, сбор и анализ имеющихся материалов по общей характеристике объекта, отбор и анализ проб окружающей среды (атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы) непосредственно на объекте и на территории ближайшей жилой застройки, расчет класса опасности отходов, расчет показателя риска вредного воздействия (от 0 до 1, безразмерный) и определение вклада групп факторов в его величину (%), расчет вероятного снижения ожидаемой продолжительности жизни (в днях), оценку уровня общей заболеваемости населения по данным обращаемости за медицинской помощью (в случаях на 10 000 населения), включая инфекционные и паразитарные болезни, новообразования, болезни органов дыхания в ближайшем к объекту населенном пункте в сравнении с территориальными показателями, определение категории риска вредного воздействия от 1 до 5 (низкий, умеренный, средний, высокий, чрезвычайно высокий риск) и приоритетности их ликвидации или рекультивации в соответствии с МР 2.1.10.0273–22.

Для реализации блока показателей «проведение обследований ближайшей жилой застройки с отбором и исследованием проб» в 2022–2023 гг. в 14 населенных пунктах отобраны 638 проб, в том числе 422 пробы атмосферного воздуха, 104 пробы питьевой воды, 28 проб воды из открытых водоемов, 84 пробы почвы.

Результаты. Анализ общих характеристик объектов исследования показал, что период существования несанкционированных свалок – от 1 года до 4 лет, оцениваемый объем накопленных отходов варьирует от 2812 (МНН ТКО с. Воробьевка Воробьевского муниципального района Воронежской области) до 281 327 м3 (МНН ТКО п. Пригородный Калачеевского муниципального района Воронежской области). Площадь МНН ТКО составляла от 1 до 16,7 га. Ни один из объектов не включен в государственный реестр ОНВОС (ГРОНВОС). У двух объектов отсутствуют какие-либо сведения о праве собственности на земельный участок. Доля инертных отходов (грунтов, вскрышных пород, песка, бетона) на объектах составляет от 0,96 до 23,7 %, для биоразлагаемой фракции отходов на МНН ТКО варьирует от 2,3 до 99,0 %. Степень влажности отходов варьировала от 1,14 до 90,67 %. Медицинские необработанные отходы (класс Б, В) на всех МНН ТКО не обнаружены. Морфологический состав отходов на МНН ТКО в долевом отношении представлен по-разному, но практически на всех объектах присутствуют резина, картон, пищевые отходы, растительные остатки, дерево, текстиль, стекло, кожа, пенопласт, полимеры, каучук, черные металлы, цветные металлы, бой кирпича, грунт.

На основе состава и свойств отходов осуществлено расчетное определение класса опасности отходов. На всех МНН ТКО по расчетным данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – 2-й класс опасности. Класс опасности отходов по классификации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на всех МНН ТКО – 4-й.

Анализ основных климатических характеристик показывает, что все объекты размещены в умеренной климатической зоне5. Уровень выпадения осадков, по данным регионального Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в зависимости от территории, на которой расположен объект, варьирует от 493 до 589 мм/год; повторяемость ветра в направлении ближайшей жилой застройки – от 7,0 до 16,7 %. По данным управления МЧС России по Воронежской области, на территориях размещения МНН ТКО имеется вероятность чрезвычайных ситуаций. Из 14 объектов 4 МНН ТКО, по данным Управления МЧС России по Воронежской области, расположены в зоне опасных природных явлений (возможного подтопления): МНН ТКО п. Пригородный Калачеевского муниципального района Воронежской области; МНН ТКО с. Воробьевка Воробьевского муниципального района Воронежской области; МНН ТКО с. Петропавловка Петропавловского муниципального района Воронежской области; МНН ТКО с. Старая Меловая Петропавловского муниципального района Воронежской области; МНН ТКО с. Архангельское Аннинского муниципального района Воронежской области.

Оценка пространственных характеристик по отношению к ближайшему населенному пункту показывает, что расстояние от ОНВОС до ближайшего поселения составляет от 0 до 1940 м. При этом 3 МНН ТКО расположены непосредственно в жилой застройке: МНН ТКО с. Репьевка Репьевского муниципального района Воронежской области; МНН ТКО с. Пески Поворинского муниципального района Воронежской области; МНН ТКО р. п. Кантемировка Кантемировского муниципального района Воронежской области. Численность населения, проживающего в ближайшем к МНН ТКО населенном пункте, составляет от 0,83 до 23,23 тыс. чел. Расстояние от ОНВОС до ближайшего водного объекта составляет от 195 до 2187 м. При этом 1 объект – МНН ТКО с. Архангельское Аннинского муниципального района Воронежской области – расположен в III поясе зоны санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения. Население, проживающее вблизи МНН ТКО, пользуется подземными источниками водоснабжения. Однако при заборе воды подземного источника для хозяйственно-питьевых нужд водоподготовка и водоочистка отсутствуют. Расстояние от МНН ТКО до рекреационных зон (скверов, парков) в населенных пунктах составляет от 20 до 700 м, до границ земель сельскохозяйственного назначения – от 0 до 88 м.

Обобщение данных по отбору и анализу проб окружающей среды (атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почвы) непосредственно на территории объектов (на 5 из 14) показывает, что имелись факты превышения ПДКмр от 1,2 до 2,2 раза в атмосферном воздухе по содержанию диоксида азота, сероводорода и аммиака. Зарегистрированы более высокие концентрации загрязняющих веществ по отношению к фоновым значениям по показателям: нефтепродукты, медь (валовое содержание), цинк (валовое содержание), свинец (валовое содержание), кадмий (валовое содержание), марганец (валовое содержание), никель (валовое содержание), нитрат-ион, нитрит-ион.

Установлено, что 14 проб питьевой воды из подземных источников вблизи МНН ТКО не соответствовали гигиеническим нормативам по показателям жесткости, железа (суммарно), мутности, нитратов, сухого остатка; из ближайших водоемов 2 пробы воды не соответствовали нормативу по ХПК, 1 проба почвы – по содержанию нитратов.

Анализ геолого-технологических характеристик МНН ТКО по данным Воронежского регионального отделения РОСГЕО показал, что тип грунта «суглинок» имеет место на 7 объектах, песок мелкозернистый и супесь рыхлая – на 3, супесь плотная – на 2, песок крупнозернистый – на 1, песок мелкозернистый – на 1. Глубина залегания грунтовых вод на объектах составляла от 1,5 до 55,0 м.

Оценка кратности превышения уровня заболеваемости населения (использованы показатели в случаях на 10 тыс. населения по данным обращаемости за медицинской помощью) в ближайшем к МНН ТКО населенном пункте относительно среднего территориального уровня муниципального образования показала, что по общей заболеваемости она варьирует от 0,9 до 3,4 раза, по инфекционным и паразитарным болезням – от 0,8 до 2,1 раза, новообразованиям – от 0,5 до 1,5 раза, болезням органов дыхания – от 0,9 до 3,5 раза. Наиболее неблагополучная ситуация отмечена в Большеприваловском сельском поселении Верхнехавского муниципального района Воронежской области.

Проанализированные общие параметры, пространственные, геотехнологические, климатические показатели и характеристики состояния окружающей среды использованы при оценке риска вредного воздействия МНН ТКО, определении вклада этих групп факторов в его величину (%) и расчете вероятного снижения ожидаемой продолжительности жизни населения (таблица).

Результаты анализа показателей, представленных в таблице, по 14 МНН ТКО показывают, что риск вредного воздействия лежит в интервале от 0,41 до 0,57 (величина классифицируется как средний риск) и все объекты в соответствии с МР 2.1.10.0273–22 следует отнести к 3-й категории, т. е. объекты подлежат ликвидации в среднесрочной перспективе.

В формировании показателя риска наиболее весомым является вклад пространственных факторов – от 28 до 46 %, далее следуют геолого-технологические характеристики – от 18 до 27 % и общие параметры – от 18 до 27 %. Вклад характеристик среды обитания составляет от 8 до 13,6 %. Вероятное снижение ожидаемой продолжительности жизни от воздействия ОНВОС составляет менее 1 года (от 239 до 333 дней).

Наиболее неблагополучная ситуация по показателю риска (0,57) сложилась на МНН ТКО с. Пески Поворинского муниципального района Воронежской области, что связано с вкладом в величину данного показателя пространственных характеристик (39 %): непосредственным расположением объекта в населенном пункте и примыканием его территории жилых домов (0 м); близостью сельскохозяйственных угодий (8 м). Существенный вклад в показатель риска оказывают такие частные характеристики, как тип грунта территории накопления ТКО (песок мелкозернистый), крайне малая глубина залегания грунтовых вод (5 м).

Рисунок. Карта-схема расположения обследованных объектов накопленного вреда окружающей среде – мест несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов, находящихся в указанных на карте населенных пунктах на территории Воронежской области

Figure. The map showing location of illegal municipal solid waste dumping sites surveyed in the Voronezh Region

Таблица. Результаты оценки риска вредного воздействия и вклада групп факторов в его величину для ОНВОС – несанкционированных свалок ТКО

Table. Results of assessing the risk of adverse exposure to illegal municipal solid waste dumping sites and the contribution of the groups of factors to its magnitude

Место расположения МНН ТКО / Illegal dumping site

Риск вредного воздействия / Risk of adverse effect

Основные факторы, формирующие риск, % / Major factors contributing to risk, %

Cнижение ожидаемой продолжительности жизни, дни / Decrease in life expectancy, days

Пространственные / Spatial

Геолого-технологические / Geological and technological

Общие параметры / General parameters

Характеристики среды обитания / Environmental characteristics

Климатические / Climatic conditions

с. Репьевка / Repyevka village

0,48

46

19

18

12

5

280

с. Пески / Peski village

0,57

39

22

22

9

8

333

п. Пригородный / Prigorodny village

0,52

31

27

24

9

9

303

с. Воробьевка / Vorobyevka village

0,51

28

27

26

10

9

297

с. Петропавловка / Petropavlovka village

0,49

28

26

27

10

9

286

с. Старая Меловая / Staraya Melovaya village

0,49

30

26

25

10

9

286

р. п. Кантемировка / Kantemirovka urban-type settlement

0,44

41,7

18

21

13,6

5,7

255

с. Архангельское / Arkhangelskoye village

0,54

35

26

22

9

8

317

Бобровский муниципальный район / Bobrovsky municipal district

0,53

29,1

26

24

12,5

8,4

309

с. Большая Приваловка / Bolshaya Privalovka village

0,43

34

25

25

9

7

251

р. п. Панино / Panino urban-type settlement

0,46

39

26

21

8

6

268

с. Рождественское / Rozhdestvenskoye village

0,41

40

21

22

13

4

239

с. Терновка / Ternovka village

0,41

36

21

26

10

7

239

г. Бутурлиновка / Buturlinovka town

0,51

40

24

19

12

5

297

Обсуждение. Следует отметить, что при подготовке обзора данных научной литературы наиболее часто употребляемым в научных статьях термином являлся термин «несанкционированная свалка», что само по себе неверно (свалка не может быть санкционирована, и термин «свалка» законодательством Российской Федерации не определен). Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»6 определены понятия «размещение» и «накопление». Согласно содержанию указанной статьи, единственно верным остается вариант «накопления». Размещение несанкционированным быть не может [24]. В этой связи нами при описании результатов исследования использован термин «места несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов».

Наше исследование показало, что проблема негативного воздействия МНН ТКО по совокупности показателей на здоровье населения характеризуется средним риском. Вместе с тем ряд вопросов остается дискуссионным. В частности, при определении класса опасности отходов по классификациям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации7 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека8 используются разные методики. Министерства природных ресурсов и экологии РФ классифицирует отходы на 5 классов, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – на 4 класса. Эта проблема известна специалистам-практикам и достаточно часто обсуждается [25–27]. Тем не менее наличие двух классификаций отходов вносит существенную неопределенность при анализе общих характеристик ОНВОС.

Еще одним аспектом является то, что весовые коэффициенты для групп показателей по алгоритму МР 2.1.10.0273–22 определялись экспертным путем, в этой связи также имеется неопределенность при отношении ОНВОС к конкретному классу [21]. Однако неопределенности результата присущи любой методике и любому исследованию. Как показала наша практика, МР 2.1.10.0273–22 является достаточно надежным инструментом экспресс-оценки влияния ОНВОС на здоровье населения и продолжительность его жизни в рамках реализации программы «Генеральная уборка».

Специфика накопления ТКО в несанкционированных местах состоит в том, что помимо отчуждения земель необходимо принимать во внимание вторичное загрязнение объектов окружающей среды. В этой связи достаточно большое число работ посвящено решению вопросов рекультивации нарушенных земель [8][12][14][15][20].

Заключение. По результатам оценки неблагоприятного воздействия объектов несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье населения, все они отнесены к категории среднего риска для здоровья (3-я категория). По результатам работы обоснована приоритетность их ликвидации. Учитывая, что на территории Воронежской области имеется 17 лицензированных полигонов захоронения твердых коммунальных отходов (в том числе с мусоросортировочными заводами), целесообразным является ликвидация мест их несанкционированного накопления путем их вывоза на специализированные полигоны. При этом должна быть оценена и учтена возможность сортировки части из них для вторичной переработки. Наиболее же перспективным направлением для снижения объемов накопления ТКО является их вторичное использование с организацией санитарной очистки населенных мест с их раздельным сбором.

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (В редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ).

2 Официальный бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. № 7. 2020. [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/v-rossii-pererabatyvetsya-tolko-7-otkhodov (дата обращения: 15.03.2024).

3 Паспорт национального проекта «Экология» (утв. Президиумом совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (24.12.2018). [Электронный ресурс.] http://static.government.ru/media/files/pgU5Ccz2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf.v (дата обращения: 15.03.2024).

4 МР 2.1.10.0273–22 «Оценка воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, в том числе с возможностью проведения экспресс-оценки». М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2023. 79 с.

5 СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99 Строительная климатология». М., 2020. 150 с.

6 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. 04.08.2023). [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 15.03.2024).

7 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192145/ (дата обращения: 15.03.2024)

8 СП 2.1.7.1386–03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. № 144).

Список литературы

1. Vinti G, Bauza V, Clasen T, et al. Municipal solid waste management and adverse health outcomes: A systematic review. Int J Environ Res Public Health. 2021;18(8):4331. doi: 10.3390/ijerph18084331

2. Fang W, Huang Y, Ding Y, Qi G, Liu Y, Bi J. Health risks of odorous compounds during the whole process of municipal solid waste collection and treatment in China. Environ Int. 2022;158:106951. doi: 10.1016/j.envint.2021.106951

3. Aendo P, Netvichian R, Thiendedsakul P, Khaodhiar S, Tulayakul P. Carcinogenic risk of Pb, Cd, Ni, and Cr and critical ecological risk of Cd and Cu in soil and groundwater around the municipal solid waste open dump in Central Thailand. J Environ Public Health. 2022;2022:3062215. doi: 10.1155/2022/3062215

4. Mazzucco W, Costantino C, Restivo V, et al. The management of health hazards related to municipal solid waste on fire in Europe: An environmental justice issue? Int J Environ Res Public Health. 2020;17(18):6617. doi: 10.3390/ijerph17186617

5. Ma W, Huang Z, Cui J, et al. Inhalation health risk assessment of incineration and landfill in the Bohai Rim, China. Chemosphere. 2023;314:137588. doi: 10.1016/j.chemosphere.2022.137588

6. Gujre N, Rangan L, Mitra S. Occurrence, geochemical fraction, ecological and health risk assessment of cadmium, copper and nickel in soils contaminated with municipal solid wastes. Chemosphere. 2021;271:129573. doi: 10.1016/j.chemosphere.2021.129573

7. Etea T, Girma E, Mamo K. Risk perceptions and experiences of residents living nearby municipal solid waste open dumpsite in Ginchi Town, Ethiopia: A qualitative study. Risk Manag Healthc Policy. 2021;14:2035-2044. doi: 10.2147/RMHP.S309295

8. Новицкий М.Л. Современные тенденции, состояние и особенности рекультивации полигонов твердых бытовых отходов (обзор) // Биология растений и садоводство: теория, инновации. 2022. № 3 (164). С. 29–42. doi:10.36305/2712-7788-2022-3-164-29-42

9. Кирильчук И.О., Кондратьева О.Е., Локтионов О.А., Юшин В.В. Информационные технологии для оценки риска здоровью населения от выбросов полигона твердых коммунальных отходов // Известия ЮгоЗападного государственного университета. 2019. № 23 (2). С. 186–201. doi: 10.21869/2223-1560-2019-23-2-186-201

10. Фомина Д.А., Субботина Ю.М. Прогнозируемые факторы влияния полигонов ТКО на окружающую среду и эколого-инженерные методы защиты природы // Проблемы ветеринарной санитарии, гигиены и экологии. 2020. № 3 (35). С. 351–358. doi: 10.36871/vet.san.hyg.ecol.202003010

11. Хертек С.Г. Мониторинг состояния почвенного покрова земли в местах размещения твердых коммунальных отходов // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2022. № 6. С. 275–280. doi: 10.33764/2618-981X-2022-6-275-280

12. Бабина Ю.В. Эксплуатация, закрытие и рекультивация полигонов ТКО // Твердые бытовые отходы. 2019. № 12 (162). С. 34–38. EDN: ZHHSPD

13. Олива Т.В., Коновалова Ю.Б., Манохина Л.А. и др. Оценка воздействия объекта твердых коммунальных отходов на окружающую среду // Успехи современного естествознания. 2022. № 11. С. 66–72.

14. Санина Д.В. Особенности воздействия полигонов ТКО на окружающую природную среду и технологические способы ее рекультивации // Форум молодых ученых. 2019. № 4 (32). С. 935–938.

15. Трушин Б.В. Принципы эффективной рекультивации полигонов ТКО // Твердые бытовые отходы. 2019. № 5 (155). С. 19–22. EDN: YVBJDC

16. Маркова А.А., Гришкина Е.А., Попова Е.А. Оценка исполнения национального проекта «Экология» и основные проблемы реализации его федеральных проектов // Сила систем. 2021. № 3 (20). С. 59–64.

17. Бондаренко О.А., Гомалеев А.О. Проблема утилизации твердых коммунальных отходов в Российской Федерации в рамках национального проекта «Экология» // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 10. С. 475–478.

18. Яковлева Е.Н., Смирнов А.В., Андреева М.В. Реализация национального проекта «Экология»: региональный уровень // Управление устойчивым развитием. 2022. № 5 (42). С. 39–46. doi: 10.55421/2499992X_2022_5_39

19. Королева Е.Н. Решение экологических проблем в рамках национального проекта «Экология» на примере города Барнаула // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 9-2 (65). С. 79–85.

20. Алыкова О.И., Арнаут Ю.И., Чуйкова Л.Ю. Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» // Астраханский вестник экологического образования. 2023. № 4 (76). С. 51–58. doi: 10.36698/2304-5957-2023-4-51-58

21. Зайцева Н.В., Май И.В., Клейн С.В. и др. К задаче оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни // Анализ риска здоровью. 2022. № 1. С. 4–16. doi: 10.21668/health.risk/2022.1.01

22. Гайфутдинова А.В., Меремьянина Т.Г. Масштабная работа по федеральному проекту «Генеральная уборка» // Отходы разных производств и замкнутые циклы. Материалы Международной студенческой научной конференции. 2022. С. 27–28.

23. Клепиков О.В. Оценка риска для здоровья населения от объектов накопленного вреда окружающей среде – свалок твердых коммунальных отходов // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 12 (138). Электронный журнал. doi: 10.23670/IRJ.2023.138.36

24. Кульнев В.В. Экологическая безопасность эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов // Сборник материалов «Трансграничное сотрудничество в области экологической безопасности и охраны окружающей среды». Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. С. 54–61.

25. Беляева Н.С. Классификация продолжается // Твердые бытовые отходы. 2021. № 2 (176). С. 16–19. EDN: UZRQQC

26. Самутин Н.М., Жолдакова З.И., Буторина Н.Н. и др. Сравнительная оценка методик российских гигиенических и природоохранных нормативнометодических документов по определению класса опасности отходов // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 6. С. 523–527. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-6- 523-527

27. Мухлынина М.М. Законодательные новеллы и перспективы создания единой государственной системы обращения с опасными отходами в России // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 30–33. EDN: GDDWIB.

28. Карелин А.О., Агаханянц П.Ф., Ломтев А.Ю., Еремин Г.Б. Проблемы управления ТКО в условиях Крайнего Севера // Твердые бытовые отходы. 2016. № 10. С. 8–10. EDN: XBHOSB.

29. Агаханянц П.Ф., Ломтев А.Ю., Примак Е.А., Выучейская Д.С. Территориальные схемы обращения с отходами в Российской Арктике: повод для дискуссии // Российская Арктика. 2019. № 6. С. 48–54. doi: 10.24411/2658-4255-2019-10067


Об авторах

Ю. С. Калашников
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Е. Бурденко»
Россия

Калашников Юрий Сергеевич – к.м.н., ассистент кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности 

ул. Студенческая, д. 10, г. Воронеж, 394036



О. В. Клепиков
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
Россия

Клепиков Олег Владимирович – д.б.н., профессор, профессор кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды; профессор кафедры промышленной экологии и техносферной безопасности

Университетская пл., д. 1, г. Воронеж, 394018; пр. Революции, д. 19, г. Воронеж, 394036



С. А. Куролап
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Россия

Куролап Семен Александрович – д.г.н., профессор, заведующий кафедрой геоэкологии и мониторинга окружающей среды

Университетская пл., д. 1, г. Воронеж, 394018



В. В. Кульнев
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора
Россия

Кульнев Вадим Вячеславович – к.г.н., ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора

ул. Ломоносова, д. 105, г. Воронеж, 394087



А. Н. Кизеев
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»
Россия

Кизеев Алексей Николаевич – к.б.н., с.н.с. отдела социально-гигиенического анализа и мониторинга

Пискаревский пр., д. 47, г. Санкт-Петербург, 195067



А. Н. Никанов
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора
Россия

Никанов Александр Николаевич – к.м.н., в.н.с., зав. научным отделением профпатологии

2-я Советская ул., д. 4, г. Санкт-Петербург, 191036



В. П. Чащин
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»
Россия

Чащин Валерий Петрович – заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.м.н., профессор

Пискаревский пр., д. 47, г. Санкт-Петербург, 195067



Рецензия

Для цитирования:


Калашников Ю.С., Клепиков О.В., Куролап С.А., Кульнев В.В., Кизеев А.Н., Никанов А.Н., Чащин В.П. Оценка неблагоприятного воздействия объектов несанкционированного накопления твердых коммунальных отходов на окружающую среду и здоровье населения. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2024;32(5):33-41. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-5-33-41

For citation:


Kalashnikov Yu.S., Klepikov O.V., Kurolap S.A., Kul’nev V.V., Kizeev A.N., Nikanov A.N., Chashchin V.P. Assessment of adverse effects of illegal municipal solid waste dumping sites on the environment and human health. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2024;32(5):33-41. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2024-32-5-33-41

Просмотров: 530


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)