Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Анализ качества сна студентов медицинского университета в период пандемии COVID-19

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. В последнее время большое внимание уделяется проблеме нарушения сна в молодом возрасте. Студенты-медики занимают особое положение, так как учебная нагрузка в медицинском вузе выше, чем у студентов других вузов, и это может приводить к развитию нарушений сна, что, в свою очередь, может привести к снижению внимания, общего самочувствия и плохой успеваемости.

Цель исследования: изучение распространенности нарушения качества сна у студентов медицинского университета. Материалы и методы. Проведено онлайн-анкетирование среди 680 студентов Смоленского государственного медицинского университета осенью 2022 года. Для оценки качества сна и нарушений сна у студентов использовали Питтсбургский индекс качества сна (PSQI). Анкетирование проводилось анонимно. Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки. Статистическая обработка данных была проведена при помощи программы MICROSOſt EXCEL.

Результаты. Выявлено низкое качество сна у 75,9 % студентов-медиков. Опрошенные студенты спали ночью в среднем 6 часов 12 минут. Максимальные нарушения выявлены в субъективной оценке качества сна у 3,5 % респондентов; в задержке сна – у 3,1 %; в продолжительности сна – у 7,2 %; в эффективности сна – у 1,5 %; в использовании лекарств – у 5,3 %; в дневной дисфункции – у 17,4 % исследованных. Анализ качества сна у студентов-медиков по курсам выявил, что низкое качество сна отмечается на всех курсах. Нарушения сна чаще встречаются на 2-м и 3-м курсе.

Заключение. Нарушения сна у студенческой молодежи включают проблемы с качеством, временем, количеством сна и появлением сонливости в течение дня. Нарушения сна чаще встречаются на младших курсах. Учащиеся женского пола подвергаются более высокому риску. Понимание того, какие нарушения сна встречаются у студентов, а затем принятие соответствующих мер по профилактике этих проблем помогут сохранить не только высокую успеваемость, но и физическое и психическое здоровье.

Для цитирования:


Шевченко С.С., Тихонова Н.К., Шлыкова М.С., Пыцкая Ю.С., Бурдакова А.М., Сидоренко К.В. Анализ качества сна студентов медицинского университета в период пандемии COVID-19. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):65-70. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

For citation:


Shevchenko S.S., Tikhonova N.K., Shlykova M.S., Pytskaia Yu.S., Burdakova A.M., Sidorenko K.V. Analysis of sleep quality in medical university students during the COVID-19 pandemic. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):65-70. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

Введение. Cон – это крaеугольный кaмень и не- отъемлемая часть нашей жизнедеятельности. Паттерны cна занимают ведущее местo в большинстве физиологических функций чeловека, особенно в способности к обучению, консолидации памяти и психическом здоровье [1–3]. Во время cна наш oрганизм отдыхает, что дает возможность мозгу oбработать всю информацию, которая поступает каждый день. Кроме того, во время сна происходит регулирование всех обменных процессов организма [4]. Инсомния является важной проблемой и может оказать влияние на качество жизни. Сонливость, недосыпание отрицательно влияют на общее cамочувствие и могут приводить к нарушению внимания, когнитивных процессов и наблюдательности [5–7].

В последние годы уделяется большое внимание нарушениям cна у студенческой молодежи. Учеба в университетах, институтах отличается напряженной нагрузкой и значительным количеством стрессов. Проявлениями cтресса обычно являются нарушение сна, повышенная утомляемость, тревога, жeлание пoспать днем, раздражительность и депрессия, что в итоге приводит к расстройствам cна [3][8–10]. Особое положение занимают студенты-медики, так как нагрузка в высших медицинских учебных заведениях по сравнению со студентами других вузов значительно выше, что может чаще приводить к нарушениям сна [11]. Многочисленные учебные дисциплины, частые и сложные зачеты и экзамены – это те факторы, которые приводят к повышенному уровню стресса у студентов медицинского университета. Студенты-медики в большинстве случаев не считают сон приоритетом и сокращают время сна за счет увеличения дополнительных часов для учебы и работы [5][12]. Если пренебречь проблемами со сном, то это может привести к ухудшению oбщего самочувствия, снижению внимания, плохой успеваемости и проблемам общественных отношений [3][13][14].

Цель исследования: изучение распространенности нарушений качества cна у cтудентов медицинского университета.

Материалы и методы. Среди студентов Смоленского государственного медицинского университета осенью 2022 года нами проведено онлайн-aнкетирование. Для оценки качества и нарушений сна у студентов использовался Питтсбургский индекс качества сна (Pittsburgh Sleep Quality Index – PSQI). Анкета содержала 19 пунктов, оценивали сон по 7 компонентам: субъективное качество сна, латентность сна, длительность сна, субъективная оценка достаточности количества сна, нарушение качества сна, использование снотворных медикаментов, нарушение дневного функционирования. Суммарный балл по всем компонентам шкалы – от 0 до 21, результат до 5 баллов говорил о высоком качестве сна, 5 и более баллов свидетельствовали о плохом качестве сна. Анкетирование проводилось анонимно среди студентов 1–6-х курсов лечебного и педиатрического факультетов. Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки. Статистическая обработка данных была проведена при помощи программы Microsoft Excel. В анкетировании приняли участие 680 студентов (145 юношей, 535 девушек). Возраст испытуемых варьировал от 18 до 25 лет. Студенты проживали в квартире – 552 (81,2 %), в общежитие – 53 (7,8 %), в частном доме – 75 (11,0 %). Большая часть студентов проживала в городе – 633 (93,1 %), а в сельской местности – 47 (6,9 %).

Результаты. Данные результатов оценки Питтсбургского индекса качества сна представлены в табл. 1. Выявлено низкое качество сна у 75,9 % студентов-медиков, из них преимущественно были девушки (81,8 %), тогда как юноши составили только 18,2 %. Средний суммарный балл 5 и более определялся в обеих группах.

Таблица 1. Характеристика качества сна у студентов-медиков
в зависимости от пола по данным опросника PSQI (баллы, M ± m)

Table 1. Sex-specific sleep quality parameters in medical university students
established using the Pittsburgh Sleep Quality Index (scores, M ± m)

PSQI переменные / variables

Юноши / Young men n = 145

Девушки / Young women n = 535

Субъективное качество сна / Subjective sleep quality

0,94 ± 0,7

1,06 ± 0,7

Задержка сна / Sleep latency

0,98 ± 0,8

1,14 ± 0,8

Продолжительность сна / Sleep duration

1,11 ± 0,8

1,26 ± 0,8

Эффективность сна / Sleep efficiency

0,26 ± 0,6

0,20 ± 0,5

Нарушение сна / Sleep disturbance

0,81 ± 0,5

0,98 ± 0,4

Использование снотворных медикаментов / Use of sleeping medication

0,46 ± 0,9

0,33 ± 0,8

Наличие дневной дисфункции / Daytime dysfunction

1,15 ± 0,9

1,58 ± 0,9

Общий балл / Total score

5,70 ± 2,8

6,64 ± 2,6

 

Средний балл / Mean score

Примечание: М – среднее; m – ошибка среднего.

Notes: M is the mean; m is the error of the mean.

Одним из ведущих критериев качества сна является его продолжительность. Опрошенные студенты спали ночью в среднем 6 часов 12 минут. У анкетируемых студентов продолжительность сна 8–9 часов составила у 34 человек (5,0 %), 7–8 часов – у 153 (22,5 %), 6–7 часов – у 199 (29,3 %), 5–6 часов – у 246 (36,2 %) и менее 5 часов – у 48 (7,0 %). В процессе анкетирования было выявлено, что у 14 (2,1 %) студентов отход ко сну приходился на период до 22.00, у 300 (44,1 %) – до 00.00, а 366 (53,8 %) студентов-медиков из всех опрошенных

засыпают после 00.00. Трудности с засыпанием испытывали 232 студента (засыпали в течение часа и более 112 (15,5 %) респондентов, от 30 минут до часа – 120 (17,6 %)). 191 (28,1 %) анкетируемый засыпал от 15 до 30 минут, 257 (37,8 %) – до 15 минут. Принимали лекарства, помогающие засыпать, – 68 (0,1 %) студентов 1–2 раза в месяц, 36 (5,3 %) – 3 и более раз. Ранние утренние пробуждения менее чем 1 раз в неделю случались у 235 (34,6 %) студентов, один или 2 раза в неделю – у 196 (28,8 %). Обычно просыпались до 7 утра 457 (67,2 %) студентов-медиков, в 7–9 утра – 205 (30,1 %), в 9–12 часов – 18 (2,6 %). Ночные пробуждения случались у 235 (34,6 %) респондентов менее чем 1 раз в неделю и у 196 (28,8 %) – один или два раза в неделю. Большинство студентов (63,8 %) отмечают среднее качество сна, 17,5 % – очень хорошее, а 18,7 % не удовлетворены качеством своего сна. В той или иной мере проблемы со сном мешали обычной жизни (сложно было оставаться бодрствующими днем 57,8 % анкетируемым, а сложно сделать все дела – 32,6 % студентов).

Таким образом, максимальные нарушения выявлены: при субъективной оценке качества сна у 3,5 % анкетируемых, задержка сна – у 3,1 %, продолжительность сна – у 7,2 %, эффективность сна – у 1,5 %, использование снотворных медикаментов – у 5,3 %, дневная дисфункция – у 17,4 %.

Анализ Питтсбургского индекса качества сна у студентов-медиков по курсам (табл. 2) показал, что низкое качество сна отмечается на всех курсах. Суммарный балл 5 и более определялся на 1-м курсе у 75 %, на 2-м – у 79,2 %, на 3-м – у 80,9 %, на 4-м – у 71,4 %, на 5-м – у 73,2 %, на 6-м – у 73,6 %. Нарушения сна чаще встречаются на 2-м и 3-м курсе, что можно связать с большой учебной нагрузкой (самые сложные курсы по количеству трудных для усвоения предметов).

Таблица 2. Характеристика качества сна у студентов-медиков
в зависимости от курса по данным опросника PSQI (баллы, M ± m)

Table 2. Year of study-specific sleep quality parameters in medical university students
established using the Pittsburgh Sleep Quality Index (scores, M ± m)

PSQI переменные / variables

Курс / Year

1

2

3

4

5

6

Субъективное качество сна / Subjective sleep quality

1,07 ± 0,7

1,06 ± 0,7

1,27 ± 0,7

0,89 ± 0,6

0,89 ± 0,5

1,00 ± 0,6

Задержка сна / Sleep latency

1,13 ± 0,7

1,05 ± 0,8

1,06 ± 0,8

1,19 ± 0,8

0,99 ± 0,8

1,19 ± 0,9

Продолжительность сна / Sleep duration

0,91 ± 0,7

1,43 ± 0,9

1,46 ± 0,8

1,13 ± 0,6

1,06 ± 0,7

1,06 ± 0,7

Эффективность сна / Sleep efficiency

0,31 ± 0,7

0,25 ± 0,6

0,21 ± 0,5

0,19 ± 0,6

0,19 ± 0,4

0,15 ± 0,4

Нарушение сна / Sleep disturbance

0,96 ± 0,4

0,94 ± 0,4

0,92 ± 0,5

0,94 ± 0,4

0,95 ± 0,5

0,96 ± 0,4

Использование снотворных медикаментов / Use of sleeping medication

0,46 ± 0,9

0,37 ± 0,9

0,39 ± 0,9

0,26 ± 0,8

0,51 ± 0,9

0,22 ± 0,7

Наличие дневной дисфункции / Daytime dysfunction

0,87 ± 0,7

1,68 ± 0,9

1,69 ± 1,0

1,44 ± 0,9

1,50 ± 0,9

1,35 ± 0,7

Общий балл / Total score

5,71 ± 2,5

6,78 ± 2,8

6,99 ± 2,7

6,05 ± 2,6

6,09 ± 2,7

5,93 ± 2,2

 

Средний балл / Mean score

Примечание: М – среднее; m – ошибка среднего.

Notes: M is the mean; m is the error of the mean.

Обсуждение. Выявленное низкое качество сна преимущественно у девушек (81,8 %) согласуется с данными других исследователей [3]. Можно предположить, что девушки более ответственно относятся к подготовке к занятиям и уделяют этому больше времени. Кроме того, у женщин более выражена потребность рассказать кому-либо о нарушениях своего самочувствия и что они спят недостаточно хорошо. Нельзя исключать риск развития нарушений сна у девушек-студенток, связанный с менструальным циклом. Средний суммарный балл 5 и более определялся как у девушек, так и у юношей. Эти данные соответствуют результатам многочисленных исследований, в которых указывается, что 70–76 % студентов медицинских вузов имеют плохое качество сна [15][16].

Существует общеизвестный шаблон, что спать нужно 8 часов за сутки, но нам также известно, что норма индивидуальна и зависит как от возраста, самочувствия, так и от нагрузок физических, интеллектуальных и др. Положительный эффект от сна на организм человека начинает снижаться, если человек спит меньше восьми часов за ночь. Опрошенные студенты спали ночью в среднем 6 часов 12 минут. Нарушения режима труда и отдыха влияют не только на усваивание студентами учебных дисциплин, но также на их физическое и психическое здоровье. Сокращение продолжительности сна на два или три часа в течение ночи может привести к плохим последствиям для здоровья и повысить риск развития серьезных заболеваний [9][11][17–19]. Дефицит сна ведет к множеству губительных воздействий на здоровье и успеваемость. Возрастает риск депрессии, снижается настроение, возникает беспокойство. Кроме того, увеличивается риск ожирения, нарушения обменных и когнитивных процессов, снижается концентрация внимания [20][21].

Кроме того, было выявлено, что 53,8 % студентов-медиков из всех опрошенных засыпают после 00.00. Аналогичные результаты были получены в исследовании, проведенном в 2018 году у студенческой молодежи Москвы и Архангельска (отход ко сну в 23.00–24.00 происходил у 60,7 %, 00.00–01.00 – у 34,1 %). Было также выявлено, что студенты поздно ложились спать из-за затрат значительного количества времени на использование гаджетов (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон и др.), а поздний отход ко сну снижал время ночного сна в среднем до 6,5 часа [22].

Необходимо подчеркнуть, что данное исследование было проведено во время пандемии COVID-19, которая также повышала уровень стресса, в том числе и среди студентов. Деятельность студентов была серьезно сокращена, и по данным исследователей в медицинском образовании наблюдался повышенный уровень стресса и тревоги [3][23], кроме того, в этот период стало широко применяться дистанционное обучение с использованием различных гаджетов.

«Студенты недооценивают важность сна в своей повседневной жизни. Они отказываются спать в периоды стресса, не понимая, что они саботируют свое физическое и психическое здоровье», – отмечает Р. Причард, доцент психологии Университета Святого Томаса (Сент-Пол, штат Миннесота, США). По литературным данным степень риска для здоровья продолжительности сна менее 7–8 ч недооценивают 27,9 % студентов [24].

Первопричиной развития нарушений сна в проведенном исследовании является несоблюдение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение здорового сна, включающих требования к режиму. Соблюдение режима сна подразумевает отход ко сну и подъем в определенное время, создающие условия достаточного по продолжительности сна [25].

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что расстройства сна у студентов медицинского вуза связаны с качеством и продолжительностью сна, а также со временем засыпания и пробуждения. Выявленные нарушения могут приводить к ухудшению как психического, так и физического здоровья студентов-медиков, cнижению успеваемости и в итоге оказать влияние нa качество подготовки молодых врачей. Понимая, какие нарушения сна чаще встречаются у студентов-медиков, можно своевременно провести их профилактику.

Учащиеся женского пола подвергаются более высокому риску: у них чаще выявляется низкое качество сна.

Нарушения сна чаще встречаются у студентов младших курсов, что обуславливает необходимость введения у них занятий по гигиене сна. Такие занятия помогут студентам-медикам понять, как важен cон для cохранения не только хорошей успеваемости, нo и физического и психического здоровья.

Список литературы

1. Carley DW, Farabi SS. Physiology of sleep. Diabetes Spectr. 2016;29(1):5–9. doi: 10.2337/diaspect.29.1.5

2. Giri P, Baviskar M, Phalke D. Study of sleep habits and sleep problems among medical students of Pravara Institute of Medical Sciences, Loni, Western Maharashtra, India. Ann Med Health Sci Res. 2013;3(1):51–54. doi: 10.4103/2141–9248.109488

3. Черных Н.Ю., Скребнева А.В., Мелихова Е.П., Васильева М.В. Распространенность нарушений сна среди студентов-медиков // Российский вестник гигиены. 2021;3: 23-27. doi: 10.24075/rbh.2021.018

4. Al-Khani AM, Sarhandi MI, Zaghloul MS, Ewid M, Saquib N. A cross-sectional survey on sleep quality, mental health, and academic performance among medical students in Saudi Arabia. BMC Res Notes. 2019;12(1):665. doi: 10.1186/s13104-019-4713-2

5. Василенко К.Д., Гуреева П.В. Изучение распространенности нарушения качества сна и его взаимосвязи со стрессом и успеваемостью у студентов медицинского университета // Молодой ученый. 2022. Т. 36. № 431. С. 12–14.

6. Curcio G, Ferrara M, De Gennaro L. Sleep loss, learning capacity and academic performance. Sleep Med Rev. 2006;10(5):323–337. doi: 10.1016/j.smrv.2005.11.001

7. Fenn KM, Hambrick DZ. Individual differences in working memory capacity predict sleep-dependent memory consolidation. J Exp Psychol Gen. 2012;141(3):404–410. doi: 10.1037/a0025268

8. Куликов В.О., Курагов Е.С., Шамова Н.С. Современные особенности эпидемиологии и феноменологии инсомнических нарушений у учащихся вузов // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2015. Т. 10. № 4. С. 126–128.

9. Пивень Е.А., Бреусов Д.А. Характеристика гигиены сна студентов, проживающих в общежитиях // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2017. Т. 21. № 1. С. 127–136.

10. Мусалимова Р.С., Варфоломеева А.С. Оценка качества сна студентов выпускных курсов // Новые исследования. 2017. Т. 3. № 52. С. 29–34.

11. Doane LD, Gress-Smith JL, Breitenstein RS. Multi-method assessments of sleep over the transition to college and the associations with depression and anxiety symptoms. J Youth Adolesc. 2015;44(2):389–404. doi: 10.1007/s10964-014-0150-7

12. Almojali AI, Almalki SA, Alothman AS, Masuadi EM, Alaqeel MK. The prevalence and association of stress with sleep quality among medical students. J Epidemiol Glob Health. 2017;7(3):169–174. doi: 10.1016/j.jegh.2017.04.005

13. Yoo SS, Hu PT, Gujar N, Jolesz FA, Walker MP. A deficit in the ability to form new human memories without sleep. Nature Neurosci. 2007;10(3):385–392. doi: 10.1038/nn1851

14. Eller T, Aluoja A, Vasar V, Veldi M. Symptoms of anxiety and depression in Estonian medical students with sleep problems. Depress Anxiety. 2006;23(4):250–256. doi: 10.1002/da.20166

15. Wong JG, Patil NG, Beh SL, et al. Cultivating psychological well-being in Hong Kong’s future doctors. Med Teach. 2005;27(8):715–719. doi: 10.1080/01421590500237945

16. Azad MC, Fraser K, Rumana N, et al. Sleep disturbances among medical students: A global perspective. J Clin Sleep Med. 2015;11(1):69–74. doi: 10.5664/jcsm.4370

17. Антонова А.А., Яманова Г.А., Зейналова Г.Р., Абдулаев А.Х., Биджиева М.Х., Искалиев Б.А. Оценка качества сна студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2 (116). С. 62–65. doi: 10.23670/IRJ.2022.116.2.044

18. Залата О.А. Качество сна и тревожность у студентов-медиков в начале и конце учебного года // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2017. № 7 (3). С. 22–27.

19. Газенкампф К.А., Шнайдер Н.А., Дмитренко Д.В. Влияние нарушений продолжительности и качества сна на состояние психофизиологического здоровья и успеваемости студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. Т. 12. № 2. С. 257–260.

20. Kansagra S. Sleep disorders in adolescents. Pediatrics. 2020;145(Suppl 2):S204-S209. doi: 10.1542/peds.2019-2056I

21. Sundarasen S, Chinna K, Kamaludin K, et al. Psychological impact of COVID-19 and lockdown among university students in Malaysia: Implications and policy recommendations. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(17):6206. doi: 10.3390/ijerph17176206

22. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Королик В.В., Аль-Сабунчи А.А. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи // Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 11. С. 5–8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-308-11-5-8. EDN YOYTEL.

23. Ferrel MN, Ryan JJ. The impact of COVID-19 on medical education. Cureus. 2020;12(3):e7492. doi: 10.7759/cureus.7492

24. Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В., Дементьев А.А. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения. Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 8. С. 854–860. doi: 10.47470/0016-9900-2020-99-8-854-860

25. Кантимирова Е.А., Петрова М.М., Барон И.И. и др. Важность гигиены сна в профилактике и лечении инсомнии // Вестник Клинической больницы № 51. 2015. № 5(2). С. 13–15.


Об авторах

С. С. Шевченко
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Шевченко Светлана Сергеевна – к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней у детей

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



Н. К. Тихонова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Тихонова Наталья Константиновна – д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



М. С. Шлыкова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Шлыкова Мария Сергеевна – студентка 6-го курса педиатрического факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



Ю. С. Пыцкая
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Пыцкая Юлия Сергеевна – студентка 6-го курса педиатрического факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



А. М. Бурдакова
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России

Бурдакова Александра Михайловна – студентка 6-го курса педиатрического факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



К. В. Сидоренко
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Сидоренко Кристина Вячеславовна – студентка 5-го курса лечебного факультета

ул. Крупской, д. 28, г. Смоленск, 214019



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Шевченко С.С., Тихонова Н.К., Шлыкова М.С., Пыцкая Ю.С., Бурдакова А.М., Сидоренко К.В. Анализ качества сна студентов медицинского университета в период пандемии COVID-19. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):65-70. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

For citation:


Shevchenko S.S., Tikhonova N.K., Shlykova M.S., Pytskaia Yu.S., Burdakova A.M., Sidorenko K.V. Analysis of sleep quality in medical university students during the COVID-19 pandemic. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):65-70. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-65-70

Просмотров: 1435


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)