Перейти к:
Гигиеническая оценка приверженности здоровому образу жизни учащихся сельских образовательных организаций до и после профилактического вмешательства
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47
Аннотация
Введение. В школьном возрасте зарождаются поведенческие модели образа жизни, определяющие состояние здоровья во взрослой жизни. Школы считаются лучшей средой для формирования приверженности здоровому образу жизни.
Цель исследования: проведение оценки приверженности здоровому образу жизни сельских учащихся до и после осуществления профилактических мероприятий по гигиеническому воспитанию.
Материалы и методы. Проведено дважды анкетирование учащихся 6 школ Бековского района Пензенской области с использованием международного опросника HEALTH BEHAVIOR IN SCHOOL-AGED CHILDREN. Анонимно в 2015 г. опрошено 617, в 2022 г. – 596 учащихся 5–11-го классов (11–17 лет). Разработан метод интегральной оценки приверженности детей и подростков здоровому образу жизни, основанный на совокупном соблюдении школьниками шести компонентов здорового образа жизни. Выделены 4 варианта приверженности здоровому образу жизни. Показатель приверженности определен как доля лиц, соблюдающих конкретное количество компонентов здорового образа жизни, от общего числа опрошенных респондентов и выражен в процентах.
Результаты. До начала профилактического вмешательства в 2009 году среди учащихся 5–8-го классов курили или пробовали курить 12,7 % мальчиков и 7,2 % девочек, среди учащихся 9–11-го классов – соответственно 28,1 и 16,4 %. На первом этапе вмешательства (2008–2015 гг.) было достигнуто значительное сокращение числа курящих школьников. После внедрения в 2015 г. в школах района второго этапа вмешательства в гигиеническое воспитание среди 11–14-летних школьников повысилось число ежедневно употребляющих фрукты (ОШ: 1,45; 95 % ДИ: 1,06–1,99), снизилось число курящих (ОШ: 0,22; 95 % ДИ: 0,07–0,66), употребляющих спиртные напитки (ОШ: 0,25; 95 % ДИ: 0,08–0,76). Среди школьников 15–17 лет повысилось число ежедневно употребляющих фрукты (ОШ: 0,049; 95 % ДИ: 1,49–1,06), овощи (ОШ: 1,78; 95 % ДИ: 1,16–2,73), имеющих достаточную физическую активность (ОШ: 1,9; 95 % ДИ: 1,26–2,87), некурящих (ОШ: 0,45; 95 % ДИ: 0,21–0,96), не употребляющих алкоголь (ОШ: 0,29; 95 % ДИ: 0,11–0,8). Показатель приверженности здоровому образу жизни среди учащихся 5–8-го классов увеличился с 1,54 (95 % ДИ: 0,8; 2,28) в 2015 г. до 3,98 % (95 % ДИ: 2,76; 5,2) (P < 0,05) в 2022 г., среди учащихся 9–11-го классов – соответственно с 1,76 (95 % ДИ: 1,21; 2,31) до 1,83 (95 % ДИ: 1,21; 2,45).
Выводы. Двухэтапное профилактическое вмешательство в гигиеническое воспитание в школах сельского района без привлечения дополнительных финансовых затрат способствовало повышению среди учащихся 5–8-го классов приверженности здоровому образу жизни.
Для цитирования:
Васильев Е.В., Шулаев А.В., Васильев В.В., Перекусихин М.В. Гигиеническая оценка приверженности здоровому образу жизни учащихся сельских образовательных организаций до и после профилактического вмешательства. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):38-47. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47
For citation:
Vasilev E.V., Shulayev A.V., Vasilyev V.V., Perekusihin M.V. Commitment to a healthy lifestyle among rural schoolchildren before and after preventive intervention. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47
Введение. В среднем и старшем школьном возрасте (11–18 лет) зарождаются и закрепляются поведенческие модели образа жизни, определяющие состояние здоровья в будущем [1][2]. Нездоровые пищевые привычки, гиподинамия, потребление алкоголя, курение табака, появившиеся в подростковом возрасте, как правило, сохраняются во взрослой жизни [3][4]. С целью улучшения состояния здоровья детей и подростков необходимо поощрять здоровое поведение уже с раннего подросткового возраста [5][6]. Основными поведенческими факторами, определяющими здоровье в детском и юношеском возрасте, являются здоровое питание, оптимальная суточная двигательная активность и ограничение времени использования электронных устройств, а также отказ от употребления алкоголя и курения, физиологически полноценный сон [1]. С этими компонентами образа жизни тесно связано качество жизни подростков [7][8]. В последние два десятилетия выявлено широкое распространение поведенческих факторов риска, опасных для здоровья и обусловленных несоблюдением детьми школьного возраста критериев здорового поведения [9][10]. Так, по результатам опроса 148 839 подростков из 37 стран менее 5 % из них в возрасте 11 лет и около 2 % в возрасте 15 лет сообщили о соблюдении ими всех компонентов здорового образа жизни (ЗОЖ) [11].
В ряде работ указывается на выявление различий в приверженности к здоровому образу жизни среди городских и сельских школьников, обусловленных прежде всего спецификой сельского образа жизни [12]. Дети и подростки, проживающие в сельской местности, имеют более высокий уровень физической активности, меньше времени находятся за экранами мониторов [13]. Сельские подростки, ежедневно пользующиеся интернетом и занимающиеся компьютерными играми свыше 3 часов, чаще употребляют алкоголь [14]. Среди сельских подростков выявлены региональные различия в распространенности курения, отличающиеся в 2–3 раза [15]. Хотя отдельные аспекты формирования здорового образа жизни учащихся сельской местности изучены, следует признать, что исследования, посвященные комплексной оценке приверженности сельских детей и подростков здоровому образу жизни, тем более освещению опыта работы по гигиеническому воспитанию, отсутствуют.
Как известно, школы считаются лучшей платформой для учащихся в рамках вмешательств, направленных на повышение грамотности в вопросах здоровья и снижение нездорового поведения [16–18]. Профилактические вмешательства в школах, как правило, способствуют повышению у учащихся приверженности здоровому образу жизни [19–21]. В настоящее время для оценки приверженности здоровому образу жизни населения предложены методологии интегральной (комплексной) оценки, в основу которых положено анкетирование [22]. Методики, представленные в работах [2][23][24], позволяют с использованием квалиметрии провести количественную оценку качественных показателей – от 5 до 12 компонентов здорового образа жизни. В зарубежных исследованиях комплексная оценка ЗОЖ чаще проведена с учетом 5 основных компонентов [10][25], реже – с учетом 6 компонентов, когда в сводную оценку включена продолжительность сна более 8 часов [7]. Комплексная оценка приверженности здоровому образу жизни может использоваться для проведения мониторинга за изменениями образа жизни в динамике, обоснования и корректировки профилактических программ [22][26].
Целью исследования – проведение оценки приверженности здоровому образу жизни сельских учащихся до и после осуществления профилактических мероприятий по гигиеническому воспитанию.
Материалы и методы исследования. Предмет исследования – приверженность учащихся здоровому образу жизни до и после внедрения первого и второго этапов непрерывной системы формирования культуры здоровья учащихся (далее – Система) в сельских школах. Объект исследования – учащиеся 5–11-го классов всех 6 общеобразовательных организаций Бековского района Пензенской области.
Под дефиницией «культура здоровья учащихся» подразумевалась осознанная мотивация школьника к ведению здорового образа жизни, что предполагает единство мотива и поступка, реализующееся на основе полученной им информации и сформированных ценностей. Исходя из приведенного определения культуры здоровья и ее трехкомпонентной структуры (когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты), базовыми принципами непрерывной системы формирования культуры здоровья учащихся служили: информирование учащихся о факторах риска для их здоровья; формирование мотивации к ведению ЗОЖ; создание условий для ведения здорового образа жизни [27].
Инициатором внедрения Системы в сельских школах муниципального района выступило территориальное отделение управления Роспотребнадзора. Это объясняется тем, что формирование культуры здоровья отождествляется с процессом гигиенического воспитания, представляющего из себя систему привития полезных навыков на основе полученных знаний правил ЗОЖ и убежденности в необходимости их соблюдения. В соответствии с санитарным законодательством1 гигиеническое воспитание относится к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а территориальные органы Роспотребнадзора должны проводить гигиеническое воспитание населения в муниципальных образованиях. Внедрение Системы в школах было согласовано с Министерством образования Пензенской области.
Основной задачей Системы на первом этапе явилось активное вовлечение учащихся в совместную с педагогическими коллективами деятельность по формированию здорового образа жизни. Показатели распространенности курения и употребления алкоголя в 2008 году среди учащихся школ района вызывали крайнюю озабоченность. Необходимо было добиться отказа учащихся от курения и употребления алкоголя, поскольку пристрастие к ним сводило на нет всю работу по формированию ЗОЖ. Между тем увеличение распространенности вредных пристрастий свидетельствовало не только о низком уровне информированности, но и о неэффективности гигиенического воспитания сельских детей и подростков. Не учитывались особенности, сложившиеся на сельских территориях в конце первого десятилетия XXI века. Это прежде всего низкая приверженность семей здоровому образу жизни, пристрастие родителей к пагубным привычкам, отказ от воспитания ребенка, равнодушие к употреблению ребенком сигарет и алкоголя, распад семей и многое другое [12][28].
Была разработана модель формирования установки на ЗОЖ учащихся в учебное и во внеурочное время. В 5-м и 6-м классах за счет регионального образовательного компонента был введен специальный предмет о здоровом образе жизни «Быть здоровым – модно!», в 10–11-м классах – предмет «Основы здорового образа жизни». Был подготовлен комплект из 11 учебных и учебно-методических пособий, предназначенных для учащихся и педагогов, на бумажном и электронном носителях.
Первый этап Системы начал внедряться в 2008– 2009 учебном году одновременно во всех школах района в 1–5-м классах. В 2009–2010 учебном году наряду с 1–5-м классами Система охватывала уже учащихся 6-х классов. В дальнейшем ежегодно к Системе поочередно присоединялись школьники последующих классов. Таким образом, к 2015–2016 учебному году в непрерывную систему формирования культуры здоровья были вовлечены учащиеся с 1-го по 11-й класс.
С 2015–2016 учебного года начался второй этап внедрения Системы, задачей которого становится не только вовлечение учащихся в деятельность по формированию культуры здоровья, но и закрепление навыков ЗОЖ, что позволило бы повысить приверженность здоровому образу жизни. Выполнение задачи потребовало совместной деятельности учащихся и учителей, родителей и медицинских работников.
Апробация оценки приверженности учащихся к ЗОЖ проведена с использованием международного опросника «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behavior in School-Aged Children – HBSC) [29]. Анонимно на добровольных условиях опрошены присутствующие на уроках учащиеся 5–11-го классов (в возрасте 10–17 лет). Число респондентов, ответы которых использованы в исследовании, в 2015 году включало 390 учащихся 5–8-го классов (206 мальчиков и 184 девочки), 227 учащихся 9–11-го классов (118 мальчиков и 109 девочек), в 2022 году соответственно – 377 учеников 5–8-го классов (197 мальчиков и 180 девочек), 219 учеников 9–11-го классов (113 мальчиков и 106 девочек).
В связи с тем что в настоящее время для оценки приверженности ЗОЖ разработан и официально утвержден интегральный показатель только для взрослого населения2, на основании обобщения многочисленных научных исследований, в том числе собственных, нами предложена методика расчета интегрального показателя приверженности детей и подростков ЗОЖ.
Исходя из наличия в моделях поведения различных комбинаций компонентов ЗОЖ, выделено 4 варианта приверженности здоровому образу жизни с подсчетом баллов в зависимости от количества соблюдаемых респондентом компонентов ЗОЖ.
Первый вариант – приверженность имеется, соблюдаются все шесть компонентов ЗОЖ и отсутствуют вредные пристрастия – 6 баллов.
Второй вариант – приверженность, близкая к здоровому образу жизни, но не соблюдается один компонент, вредных пристрастий не имеется – 5 баллов.
При несоблюдении двух-четырех компонентов ЗОЖ модели поведения отнесены к третьему варианту – приверженность здоровому образу жизни на низком уровне (образ жизни сопряжен с поведенческими факторами риска, но при этом вредных пристрастий не имеется) – 3 или 4 балла. Включение моделей поведения при несоблюдении двух-четырех компонентов ЗОЖ в один вариант объясняется тем, что наличие у детей двух и более поведенческих факторов риска уже способно привести к формированию функциональных отклонений [9].
Четвертый вариант – приверженность здоровому образу жизни отсутствует, так как имеется вредное пристрастие, и поэтому образ жизни представляет опасность для здоровья вне зависимости от числа пагубных пристрастий – 0 или 1 балл.
Оценка приверженности здоровому образу жизни школьников до и после профилактического вмешательства проводилась по совокупности соблюдения шести основных компонентов здорового образа жизни (здоровое питание, достаточная физическая активность, использование электронных устройства 2 часа и менее в день, продолжительность сна более 8 часов, отказ от курения, отказ от употребления алкоголя) [7].
Респонденты набирали по одному баллу за соблюдение каждого из шести компонентов ЗОЖ. Так, питание считалось здоровым при условии ежедневного употребления овощей и фруктов без учета их количества, хотя в анкетах было несколько вариантов ответов: реже одного раза в неделю, 1 раз в неделю, 2–4 раза в неделю, 5–6 раз в неделю, один раз в день. Ответы были разделены на две части: 1 раз в день (1 балл) и менее одного раза в день (0 баллов). Критерием здорового питания был принят вариант «1 раз в день».
Независимо от частоты потребления алкоголя (варианты ответа: никогда, 1 раз в год и реже, несколько раз в год, каждый месяц, каждую неделю) критерием отсутствия этого пагубного пристрастия выбран вариант «никогда», поскольку для детей и подростков безопасное количество алкоголя априори отсутствует [10].
В вопросе о курении табака предусматривались следующие варианты ответа: каждый день, несколько раз в неделю, но не каждый день, реже одного раза в неделю, реже одного раза в месяц, никогда. Согласно ответам, респонденты были разделены на курящих (вне зависимости от частоты курения) и некурящих. Вариант ответа «никогда» выбран как критерий отсутствия такого вредного пристрастия, как курение.
Оценка физической активности проводилась по количеству дней за последнюю неделю, в течение которых респонденты были физически активны в сумме не менее 1 часа в день. Варианты ответа: 0 дней, 1–2 дня, 3–4 дня, 5–6 дней, 7 дней. Ответы разделены на 2 части: ежедневно и реже, чем ежедневно. Критерием достаточной физической активности явилась ежедневная физическая активность не менее 1 часа в день.
При выборе критерия рационального пользования электронными устройствами учитывалась ежедневная продолжительность использования гаджетов (компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов) и нахождения за экранами телевизоров (варианты ответа: 2 часа и менее, более 2 часов, более 3 часов, более 4 часов, более 5 часов). Ответы были разделены на две части: 2 часа и менее, более 2 часов в день. Критерием принят вариант «2 часа и менее».
Режим дня считался здоровым, если продолжительность сна была достаточной. Варианты ответа звучали как продолжительность сна менее 5 часов, менее 6 часов, менее 7 часов, менее 8 часов, более 8 часов. Ответы также разделены на две части: менее 8 часов и более 8 часов. В качестве критерия взят вариант «продолжительность сна более 8 часов».
В соответствии с разработанным методом интегральной оценки к лицам, абсолютно приверженным здоровому образу жизни, отнесены только респонденты, набравшие 6 баллов из 6 возможных. Показатель приверженности ЗОЖ определялся долей лиц, соблюдающих конкретное количество компонентов здорового образа жизни, от общего числа опрошенных респондентов и выражен в процентах.
Материалы исследования статистически обрабатывались с использованием методов непараметрического анализа. Для анализа распространенности поведенческих факторов рассчитаны процент и 95 % доверительный интервал (ДИ). Сравнение номинальных данных осуществлялось путем расчета критерия χ² Пирсона. Для оценки риска использовалось отношение шансов. Статистический анализ выполнен с применением программы IBM SPSS Statistics 20. Результаты рассматривали как статистически значимые при p ≤ 0,05.
Результаты. В период обучения сельские школьники проводят большую часть своего дневного времени в образовательных организациях, по пути в школу и обратно домой, следовательно, школу можно рассматривать как возможный ресурс укрепления здоровья и как многокомпонентный фактор риска. Учащиеся учатся в одну смену и добираются в школу преимущественно пешком. Около 12 % добираются в школу и обратно домой на школьных автобусах. Причем посадка школьников в автобус в самом отдаленном селе начинается с 7 часов 15 минут, а возвращаются из школы в 16.30–17.00. При этом в школьном питании для таких учащихся завтрак не предусмотрен.
Внедрение в школах района непрерывной системы формирования культуры здоровья на первом этапе ее реализации способствовало разрешению ряда проблемных вопросов, связанных с поведенческими факторами, в частности значительно сократить число курящих школьников. Так, если в 2009 году среди учащихся 5–8-го классов курили 10,7 % (47 из 438 респондентов), среди 9–11-го классов – 20,6 % (51 из 247 респондентов), то в 2015 году доля курящих сократилась соответственно до 4,62 (p < 0,05) и 9,69 % (p < 0,05).
В 2015 году более половины опрошенных учащихся 5–11-го классов не имели достаточной физической активности, продолжительность сна у них не соответствовала требованиям ЗОЖ и составляла менее 8 часов. Также более половины учащихся 9–11-го классов проводили время за экранами мониторов и телевизоров более 2 часов в день. Выявлены различия в распространенности ряда компонентов ЗОЖ среди мальчиков и девочек, обучающихся в 5–8-м классах. Так, девочки чаще, чем мальчики, употребляли овощи – 79,35 (95 % ДИ: 75,78; 82,82) и 68,93 % (95 % ДИ: 64,99; 72,87) (χ² = 5,46, p = 0,019) (отношение шансов – ОШ: 0,58; 95 % доверительный интервал – ДИ: 0,36–0,92). Девочек, проводящих время за экранами гаджетов менее 2 часов в день, было значительно больше, чем мальчиков, – 66,85 (95 % ДИ: 62,82; 70,88) и 52,43 % (95 % ДИ: 48,18; 56,68) (χ² = 8,37, p = 0,004) (ОШ: 1,83; 95 % ДИ: 1,21–2,76). Девочки, обучающиеся в 9–11-м классах, чаще, чем юноши, употребляли фрукты – 77,06 (95 % ДИ: 74,66; 79,46) и 44,07 % (95 % ДИ: 41,05; 47,09) (χ² = 25,09, p = 0,000) (ОШ: 0,24; 95 % ДИ: 0,13–0,42), овощи – 79,82 (95 % ДИ: 77,53; 79,46) и 56,78 % (95 % ДИ: 53,77; 59,79) (χ² = 13,78, p = 0,000) (ОШ: 0,33; 95 % ДИ: 0,18–0,6). Юношей, находящихся за экраном менее 2 часов в день, было достоверно больше, чем девочек, – 50,85 (95 % ДИ: 47,81; 53,89) и 34,86 % (95 % ДИ 32,14; 37,58) (χ² = 5,9, p = 0,015) (ОШ: 0,51; 95 % ДИ: 0,3–0,88). У юношей, в отличие от девочек, продолжительность сна чаще длилась свыше 8 часов – 47,46 (95 % ДИ: 44,42; 50,5) и 27,52 % (95 % ДИ: 24,97; 30,07) (χ² = 9,57, p = 0,002) (ОШ: 0,42; 95 % ДИ: 0,24–0,73).
С внедрением с 2015 года второго этапа Системы через 7 лет (в 2022 году) среди учащихся 5–8-го классов повысилась распространенность ряда компонентов ЗОЖ (табл. 1).
Таблица 1. Распространенность компонентов здорового образа жизни
среди учащихся 5–8-го классов
Table 1. Prevalence of components of a healthy lifestyle
among schoolchildren in grades 5–8
Компоненты здорового образа жизни / Healthy lifestyle components |
Год / Year |
χ² |
p |
|
2015 |
2022 |
|||
Ежедневное употребление фруктов / Daily fruit intake |
67,18 (64,34; 70,02) |
74,80 (72,09; 77,51) |
5,400 |
0,020 |
Ежедневное употребление овощей / Daily vegetable intake |
73,85 (71,2; 76,5) |
79,58 (77,07; 82,09) |
3,517 |
0,061 |
Ежедневная физическая активность более 1 часа в день / Daily physical activity > 1 h/day |
62,56 (59,64; 65,48) |
68,70 (65,84; 71,56) |
3,198 |
0,074 |
Проведение за экраном менее 2 часов в день / Screen time < 2 h/day |
59,23 (56,26; 62,2) |
59,42 (56,36; 62,48) |
0,003 |
0,958 |
Отсутствие курения / Non-smoking |
95,38 (94,11; 96,65) |
98,94 (98,3; 99,58) |
8,693 |
0,003 |
Отсутствие употребление алкоголя / Null alcohol consumption |
95,90 (94,7; 97,1) |
98,94 (98,3; 99,58) |
6,983 |
0,008 |
Продолжительность сна более 8 часов / Sleep duration > 8 h/day |
44,62 (41,62; 47,62) |
47,75 (44,64; 50,86) |
0,756 |
0,385 |
Примечание: р – уровень статистической значимости;
χ² – хи-квадрат Пирсона.
Notes: p – level of statistical significance; χ² – Pearson chi-square.
В целом в 2022 году повысилось число детей, ежедневно употребляющих фрукты (ОШ: 1,45; 95 % ДИ: 1,06–1,99). Обращает на себя внимание невысокая доля ежедневно завтракающих учащихся (каждый второй как в 2015, так и в 2022 году), объясняющаяся тем, что все дети, доставляемые в школу из других сел, указали на частый пропуск завтрака из-за необходимости вовремя добираться до школьного автобуса. Существенно увеличилось число некурящих (ОШ: 0,22; 95 % ДИ: 0,07–0,66), не употребляющих спиртные напитки респондентов (ОШ: 0,25; 95 % ДИ: 0,08–0,76). Выявлены гендерные различия в распространенности составляющих ЗОЖ. Девочки чаще мальчиков употребляли фрукты – 80,55 (95 % ДИ: 77,09; 84,01) и 69,54 % (95 % ДИ: 65,46; 73,62) (χ² = 6,05, p = 0,014) (ОШ: 0,55; 95 % ДИ: 0,34–0,89), овощи 83,88 % (95 % ДИ: 80,66; 87,1) (χ² = 3,94, p = 0,047) (ОШ: 0,59; 95 % ДИ: 0,36–0,99). Девочек, проводящих время за экранами гаджетов менее 2 часов в день, было больше, чем мальчиков, – 65,56 (95 % ДИ: 61,4; 69,72) и 53,81 % (95 % ДИ: 49,39; 58,23) (χ² = 5,38, p = 0,02) (ОШ: 1,63; 95 % ДИ: 1,08–2,48).
Высоким оказался процент мальчиков и девочек, отнесших себя к лицам с оптимальной физической активностью: соответственно 73,09 (95 % ДИ: 69,16; 77,02) и 63,88 % (95 % ДИ: 59,68; 68,08) (χ² = 3,708, p = 0,054) (ОШ = 1,53; 95 % ДИ: 0,99–2,38).
По результатам опроса подростков 15–17 лет в сравнении с 2015 годом в 2022 установлено увеличение распространенности компонентов ЗОЖ (табл. 2). Повысилось число тех, кто ежедневно употребляет фрукты (χ² = 3,069, p = 0,046) (ОШ: 0,049; 95 % ДИ: 1,49–1,06), овощи (χ² = 7,089, p = 0,008) (ОШ: 1,78; 95 % ДИ: 1,16–2,73), имеет достаточную физическую активность (χ² = 9,347, p = 0,002) (ОШ: 1,9; 95 % ДИ: 1,26–2,87), не курит (χ² = 4,397, p = 0,036) (ОШ: 0,45; 95 % ДИ: 0,21–0,96), не употребляет алкоголь (χ² = 6,442, p = 0,011) (ОШ: 0,29; 95 % ДИ: 0,11–0,8).
Таблица 2. Распространенность здорового образа жизни
среди учащихся 9–11-го классов
Table 2. Prevalence of a healthy lifestyle
among schoolchildren in grades 9–11
Компоненты здорового образа жизни / Healthy lifestyle components |
Год / Year |
χ² |
p |
|
2015 |
2022 |
|||
Ежедневное употребление фруктов / Daily fruit intake |
59,91 (57,86; 61,96) |
68,94 (66,81; 71,07) |
3.069 |
0.046 |
Ежедневное употребление овощей / Daily vegetable intake |
67,84 (65,89; 69,79) |
78,99 (77,11; 80,87) |
7.089 |
0.008 |
Ежедневная физическая активность более 1 часа в день / Daily physical activity > 1 h/day |
63,44 (61,43; 65,45) |
76,71 (74,76; 78,66) |
9.347 |
0,002 |
Проведение за экраном менее 2 часов в день / Screen time < 2 h/day |
43,17 (41,1; 45,24) |
47,49 (45,19; 49,79) |
0.838 |
0.360 |
Отсутствие курения / Non-smoking |
90,31 (89,07; 91,55) |
94,98 (93,97; 95,99) |
4.397 |
0.036 |
Отсутствие употребление алкоголя / Null alcohol consumption |
92,51 (91,41; 93,61) |
97,72 (97,03; 98,41) |
6.442 |
0.011 |
Продолжительность сна более 8 часов / Sleep duration > 8 h/day |
37,89 (35,86; 39,92) |
47,03 (44,73; 49,33) |
3.819 |
0.051 |
Примечание: р – уровень статистической значимости;
χ² – хи-квадрат Пирсона.
Notes: p – level of statistical significance; χ² – Pearson chi-square.
В 2022 году в распространенности отдельных компонентов ЗОЖ среди подростков выявлены такие же гендерные различия, как и в 2015 году. Так, девочки чаще юношей ежедневно употребляли фрукты – 81,13 (95 % ДИ: 78,74; 83,52) и 57,52 % (95 % ДИ: 54,13; 60,91) (χ² = 14,24, p = 0,000) (ОШ: 0,31; 95 % ДИ: 0,17–0,58), овощи – 84,91 (95 % ДИ: 82,73; 87,09) и 73,45 % (95 % ДИ: 70,42; 76,48) (χ² = 4,32, p = 0,038) (ОШ: 0,49; 95 % ДИ: 0,25–0,96). Большая часть юношей, чем девочек, проводила время за экранами гаджетов менее 2 часов – 53,98 (95 % ДИ: 50,56; 57,4) и 40,57 % (95 % ДИ: 37,58; 43,56) (χ² = 3,95, p = 0,047) (ОШ: 0,58; 95 % ДИ: 0,34–0,99).
Также у юношей продолжительность сна менее 8 часов длилась реже, чем девочек, – 55,75 (95 % ДИ: 52,34; 59,16) и 37,74 % (95 % ДИ: 34,78; 40,7) (χ² = 7,12, p = 0,008) (ОШ: 0,48; 95 % ДИ: 0,28–0,83).
Не выявлено гендерного различия в распространенности физической активности юношей и девушек – 79,65 (95 % ДИ: 76,89; 82,41) и 73,58 % (95 % ДИ: 70,89; 76,27) (χ² = 1,12, p = 0,29) (ОШ = 1,40; 95 % ДИ: 0,75–2,63).
Следует отметить, что в 2022 году каждый второй опрошенный указал на недостаточную продолжительность сна (менее 8 часов). Это было обусловлено не только нерегламентированным использование значительным числом обучающихся электронных средств в учебном процессе и на досуге, но и необходимостью для 12 % опрошенных детей просыпаться рано, чтобы добраться до школьного автобуса и доехать до школы. Большинство из них вынуждено тратить ежедневно до 1–1,5 часа на поездку в школу и обратно, что, возможно, негативно отражается на режиме дня.
В ходе реализации второго этапа Системы приверженность ЗОЖ первого варианта среди учащихся 5–8-го классов достоверно увеличилась с 1,54 % (95 % ДИ: 0,8; 2,28) в 2015 г. до 3,98 % (95 % ДИ: 2,76;5,2) в 2022 г. (табл. 3). Среди учащихся 9–11-го классов приверженность изменилась несущественно среди как юношей, так и девушек.
Таблица 3. Приверженность здоровому образу жизни учащихся
Table 3. Commitment to a healthy lifestyle among the schoolchildren
Число компонентов здорового образа жизни / |
Учащиеся 5–8-го классов / % (95 % ДИ / CI) |
Учащиеся 9–11-го классов / % (95 % ДИ / CI) |
||
2015 |
2022 |
2015 |
2022 |
|
1 |
2,05 (1,19; 2,91) |
1,33 (0,62; 2,04) |
3,97 (3,15; 4,79) |
2,74 (1,99; 3,49) |
2 |
17,18 (14,9; 19,46) |
13,26 (11,15; 15,37) |
18,06 (16,45; 19,67) |
13,7 (12,12; 15,28) |
3 |
37,95 (35,02; 40,88) |
33,16 (30,22; 36,1) |
43,61 (41,54; 45,68) |
35,16 (32,96; 37,36) |
4 |
37,95 (35.02; 40,88) |
40,05 (36,99; 43,11) |
29,08 (27,18; 30,98) |
38,81* (36,57; 41,05) |
5 |
3,33 (2,25: 4,41) |
8,22* (6,51; 9,93) |
3,52 (2,75; 4,29) |
7,76 (6,53; 8,99) |
6 |
1,54 (0,8; 2,28) |
3,98* (2,76; 5,2) |
1,76 (1,21; 2,31) |
1,83 (1,21; 2,45) |
Примечание: * – р ≤ 0,05 при сравнении данных двух исследуемых периодов.
Notes: * p ≤ 0.05 for 2015 and 2022 data comparison.
Показатели приверженности ЗОЖ межу учащимися 5–8-го и 9–11-го классов хотя и различаются, но незначимо (p > 0,05).
Имеющиеся различия по соблюдению 1–4 компонентов ЗОЖ между мальчиками в 2015 и 2022 году, а также между девочками в эти же годы были несущественными (p > 0,05). По сравнению с 2015 годом в 2022 году достоверно увеличилось число учащихся 5–8-го классов с приверженностью, близкой к здоровому образу жизни (второй вариант) с 3,33 (95 % ДИ: 2,25; 4,41) до 8,22 % (95 % ДИ: 6,51; 9,93) (p < 0,05), чему способствовало значимое увеличение аналогичного показателя среди мальчиков – с 2,91 (95 % ДИ: 1,48; 4,34) до 8,12 % (ДИ: 5,7; 10,54) (p < 0,05).
Среди подростков 15–17 лет также увеличилась доля лиц с приверженностью второго варианта, но данный рост статистически недостоверный. Различия в приверженности (первый вариант) между юношами и девушками были несущественными (p > 0,05). Уровни приверженности ЗОЖ второго варианта межу учащимися 5–8-го и 9–11-го классов различаются, но не значимо (p > 0,05).
В 2022 г. среди подростков 15–17 лет повысилась доля имеющих 4 компонента ЗОЖ – 38,81 % (95 % ДИ: 36;57;41,05) (p < 0,01), в том числе среди девушек – 37,73 (95 % ДИ: 34,77; 40,69) (p < 0,01), среди мальчиков – 39,82 (95 % ДИ: 36,46; 43,18) (p > 0,05).
Обсуждение. К началу второго этапа внедрения непрерывной системы гигиенического воспитания показатели распространенности курения и употребления алкоголя среди учащихся Бековского района по сравнению с аналогичными данными [14][15] снизились существенно. К концу второго этапа среди учащихся 5–8-го классов повысилось число ежедневно употребляющих фрукты и овощи, уменьшилось число курящих, употребляющих алкоголь. Среди учащихся 9–11-го классов, наряду с вышеперечисленными позитивными изменениями, зарегистрирован рост числа подростков с ежедневной оптимальной физической активностью. Девочки 5–8-го классов стали чаще ежедневно употреблять фрукты и овощи, реже проводить время с гаджетами. Девочки 9–11-го классов в отличие от юношей чаще употребляют фрукты и овощи. Большинство юношей в отличие от сверстниц ограничивает время использования электронными устройствами, продолжительность сна у них длится дольше. Физическая активность у сельских школьников 5–11-го классов достаточно высокая, гендерные различия несущественные. Вместе с тем нерациональное использование все еще значительным числом обучающихся электронных средств приводит к сокращению продолжительности сна и двигательной активности.
В отличие от данных, полученных другими авторами [9], в сельской местности доля учащихся, ежедневно употребляющих овощи и фрукты, имеющих оптимальную физическую нагрузку, больше, а употребляющих алкоголь и курящих детей – меньше. В то же время доля детей, ежедневно завтракающих, меньше, что частично объясняется тем, что около 12 % опрошенных добираются на учебу на школьных автобусах из других сел и вынуждены рано вставать – поэтому не успевают дома позавтракать, а в школах не организован завтрак. Из-за необходимости раннего подъема дети, вынужденные добираться в школу из других сел, часто недосыпают. Среди подростков 15–17 лет доля использующих электронные устройства совпадает с данными, приведенными в работе [9]. Следует отметить, что учащиеся 11–14 лет чаще нарушают продолжительность пользования средствами электронной связи при ежедневном общении со сверстниками, чем городские дети, что, скорее всего, обусловлено образом жизни в селе, а именно отсутствием транспортной доступности для общения и недостаточным развитием культурно-развлекательной, спортивной инфраструктуры, где бы дети могли проводить досуг. Доля соблюдающих все компоненты здорового образа жизни уже в конце первого этапа непрерывной системы гигиенического воспитания превышает аналогичные данные, приведенные в других исследованиях, когда подобные вмешательства не осуществлялись [24]. По сравнению с 2015 г. в 2022 г. показатель приверженности ЗОЖ среди учащихся 5–8-го классов достоверно увеличился. Среди старшеклассников приверженность изменилась незначительно, что говорит о необходимости внесения определенных коррективов в систему гигиенического воспитания учащихся. Рост показателя приверженности ЗОЖ сопряжено увеличением доли лиц, соблюдающих 4 и 5 компонентов ЗОЖ, и незначительным уменьшением доли лиц, соблюдающих только 2 и 3 компонента. Достоверных различий в этих процессах между школьниками 5–8-го и 9–11-го классов, а также между мальчиками и девочками не установлено. Если перед началом внедрения второго этапа Системы среди опрошенных мальчиков и девочек всех возрастов наибольшую долю занимали респонденты, соблюдающие 3 компонента ЗОЖ, то в 2022 году преобладали те, кто соблюдает четыре компонента. В отличие от данных зарубежных исследований [10][11], доля учащихся, соблюдающих один или два компонента ЗОЖ, существенно ниже. Тенденция роста доли детей и подростков, соблюдающих четыре и пять компонентов, и, наоборот, снижение доли тех, кто соблюдает лишь два и три компонента, позволяет говорить о положительном тренде в формировании приверженности ЗОЖ.
Интегральные показатели приверженности по результатам исследования 2022 г. совпадают с аналогичными данными других исследований, выявивших небольшую тенденцию роста приверженности здоровому образу жизни в целом и ухудшение показателей с возрастом как у мальчиков, так и девочек в период с 2006 по 2014 г. [10][11]. В то же время полученные нами показатели приверженности отличаются от данных, приведенных в работе [2], где среди городских девятиклассников доля ведущих здоровый образ жизни и образ жизни, приближенный к здоровому, составила половину от опрошенных. Такое различие прежде всего объясняется отличиями в количестве и структуре анализируемых компонентов образа жизни. В настоящее время назрела необходимость унифицирования методики интегрированной оценки приверженности ЗОЖ детей и подростков.
Результаты исследования подтверждают, что формирование навыков здорового образа жизни – это длительный процесс, положительный эффект которого может проявиться не сразу, а через длительное время, причем только при многократном воздействии на реципиентов [26]. В условиях современных реалий жизни, несмотря на проводимые профилактические мероприятия, среди сельских школьников сохраняется достаточно высокая распространенность не только поведенческих, но и обусловленных образом жизни факторов риска. Одним из первоочередных мероприятий по укреплению здоровья сельских учащихся должно стать обеспечение школьников, доставляемых в образовательную организацию из других сел и деревень, горячим завтраком. Вторым непременным шагом является регламентированное по продолжительности ежедневное пользование электронными устройствами, которое можно достичь путем целенаправленного гигиенического воспитания учащихся [19].
Разработанная методика интегральной оценки образа жизни легко воспроизводима и рекомендуется к применению на практике врачами медицинских организаций и центров гигиены и эпидемиологии. Результаты интегральной оценки приверженности ЗОЖ могут использоваться для обоснования муниципальных программ гигиенического воспитания сельских школьников, а метод интегральной оценки приверженности ЗОЖ может применяться как инструментарий для проведения мониторинга эффективности профилактических вмешательств [22].
Выводы. Результаты исследования позволяют констатировать, что двухэтапная система гигиенического воспитания позволила в конце первого этапа добиться значительного снижения числа учащихся с вредными пристрастиями – курящих, употребляющих алкоголь. После внедрения второго этапа наряду с дальнейшим снижением среди учащихся 5–11-го классов лиц с вредными пристрастиями среди учащихся 5–8-го классов достигнуто увеличение употребляющих ежедневно фрукты, среди учащихся 9–11-го классов – употребляющих ежедневно фрукты и овощи, имеющих ежедневную физическую активность более 1 часа в день. После профилактического вмешательства приверженность здоровому образу жизни среди учащихся 5–8-го классов сельских образовательных организаций значительно возросла, среди учащихся 9–11-го классов – незначительно. К положительным результатам следует отнести значительное увеличение числа школьников с приверженностью, близкой к здоровому образу жизни, среди учащихся 5–8-го классов и числа подростков, соблюдающих 4 компонента ЗОЖ из 6 основных компонентов, влияющих на формирование здоровья. Заслуживает положительной оценки и то, что профилактическое вмешательство способствовало снижению числа школьников, у которых отсутствует приверженность ЗОЖ, а также уменьшению числа учащихся, соблюдающих только 2–4 компонента ЗОЖ, что привело к сокращению числа детей и подростков с низкой приверженностью ЗОЖ. Апробированную систему гигиенического воспитания, внедрение которой позволило повысить приверженность здоровому образу жизни среди учащихся, можно тиражировать в других сельских школах.
1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://base.garant.ru/12115118/?ysclid=lh4kzxdjcl717332032 (дата обращения: 01.05.2023).
2. Приказ Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 181 «Об утверждении методики расчета показателя “Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (процент)”». [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554093500/?ysclid=lf52u6gdsg19972236 (дата обращения: 12.03.2023).
Список литературы
1. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022. Т. 101. № 10. С. 1206–1213. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213
2. Медведева Н.Ю., Гучина С.В., Уртенова А.Ю. Вклад отдельных факторов образа жизни в формирование состояния здоровья современных школьников //Российский вестник гигиены. 2023. № 1. С. 18–22. doi: 10.24075/rbh.2023.064
3. Yamada M, Sekine M, Tatsuse T, Asaka Y. Association between lifestyle, parental smoke, socioeconomic status, and academic performance in Japanese elementary school children: The Super Diet Education Project. Environ Health Prev Med. 2019;24(1):22. doi: 10.1186/s12199-019-0776-x
4. Гончарова Д.Г., Соколова А.И., Изотова Л.В. Самооценка состояния здоровья и образа жизни как основа формирования представлений школьников о здоровьесбережении // Российский вестник гигиены. 2023. №1. С. 4–8. doi: 10.24075/rbh.2023.061
5. Mewton L, Champion K, Kay-Lambkin F, Sunderland M, Thornton L, Teesson M. Lifestyle risk indices in adolescence and their relationships to adolescent disease burden: Findings from an Australian national survey. BMC Public Health. 2019;19(1):60. doi: 10.1186/s12889-019-6396-y
6. Pulimeno M, Piscitelli P, Colazzo S, Colao A, Miani A. School as ideal setting to promote health and wellbeing among young people. Health Promot Perspect. 2020;10(4):316-324. doi: 10.34172/hpp.2020.50
7. Marques A, Peralta M, Santos T, Martins J, Gaspar de Matos M. Self-rated health and health-related quality of life are related with adolescents’ healthy lifestyle. Public Health. 2019;170:89-94. doi: 10.1016/j.puhe.2019.02.022
8. Спирин В.Ф., Милушкина О.Ю., Елисеева Ю.В. Социально-гигиенические и поведенческие тренды, влияющие на качество жизни подростков // Гигиена и санитария. 2022;101(6):683-687. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-6-683-687
9. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4–13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01
10. Marconcin P, Matos MG, Ihle A, et al. Trends of healthy lifestyles among adolescents: An analysis of more than half a million participants from 32 countries between 2006 and 2014. Front Pediatr. 2021;9:645074. doi: 10.3389/fped.2021.645074
11. Marques A, Bordado J, Tesler R, Demetriou Y, Sturm DJ, de Matos MG. A composite measure of healthy lifestyle: A study from 38 countries and regions from Europe and North America, from the Health Behavior in School-Aged Children survey. Am J Hum Biol. 2020;32(6):e23419. doi: 10.1002/ajhb.23419
12. Шмарион Ю.В., Надуткина И.Э., Каменева Т.Н., Белых Т.В., Пронина Е.Д. Особенности здорового образа жизни сельских старшеклассников: социально-технологический подход // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № 5. С. 1163–1170. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-5-1163-1170
13. Christiana RW, Bouldin ED, Battista RA. Active living environments mediate rural and non-rural differences in physical activity, active transportation, and screen time among adolescents. Prev Med Rep. 2021;23:101422. doi: 10.1016/j.pmedr.2021.101422
14. Скворцова Е.С., Лушкина Н.П. Ежедневное длительное пользование Интернетом и употребление алкоголя среди сельских подростков // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24. № 1. С. 53–59. doi: 10.17116/profmed20212401153
15. Скворцова Е.С., Лушкина Н.П. Региональные особенности распространенности табакокурения среди сельских подростков-школьников Российской Федерации в 2016–2017 гг. // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 1. С. 84–89. doi: 10.17116/profmed20192201184
16. Mingay E, Hart M, Yoong S, et al. The impact of modifying food service practices in secondary schools providing a routine meal service on student’s food behaviours, health and dining experience: A systematic review and meta-analysis. Nutrients. 2022;14(17):3640. doi: 10.3390/nu14173640
17. Vamos S, Okan O, Sentell T, Rootman I. Making a case for “Education for Health Literacy”: An international perspective. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(4):1436. doi: 10.3390/ijerph17041436
18. Peralta LR, Cinelli RL, Marvell CL. Health literacy in school-based health programmes: A case study in one Australian school. Health Educ J. 2021;80(6):648-659. doi: 10.1177/00178969211003600
19. Режим использования мобильных электронных устройств обучающимися и его коррекция средствами гигиенического воспитания / О.Ю. Милушкина, Н.А. Скоблина, Ю.П. Пивоваров и др. // Анализ риска здоровью. 2022. № 4. С. 64–71. doi: 10.21668/health.risk/2022.4.06
20. Dos Santos PC, Salmon J, Arundell L, Lopes MVV, Silva KS. Effectiveness and moderators of a multicomponent school-based intervention on screen time devices: the Movimente cluster-randomized controlled trial. BMC Public Health. 2021;21(1):1852. doi: 10.1186/s12889-021-11895-2
21. Watson MC, Lloyd J. Creating health promoting schools will improve population health and help reduce inequalities. BMJ. 2021;373:n1290. doi: 10.1136/bmj.n1290
22. Интегральная оценка приверженности здоровому образу жизни как способ мониторинга эффективности профилактических мер / С.А. Шальнова, Ю.А. Баланова, А.Д. Деев и др. // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 4. С. 65–72. doi: 10.17116/profmed201821465
23. Игнатова Л.Ф, Стан В.В, Хамидулина Х.Х. Методика комплексной оценки образа жизни школьников //Педагогика профессионального медицинского образования. Научно-методический электронный журнал. 2022. Вып. 4. № 21. С. 131–141.
24. Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М. Гигиеническая оценка компетентности школьников в вопросах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни //Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 12 (309). С. 36–40. doi: 10.35627/2219-5238/2018-309-12-36-40
25. Marques A, Loureiro N, Avelar-Rosa B, Naia A, de Matos MG. Adolescents’ healthy lifestyle. J Pediatr (Rio J). 2020;96(2):217-224. doi: 10.1016/j.jped.2018.09.002
26. Gosselin V, Robitaille N, Laberge S. An evaluation of the ‚bottom-up’ implementation of the Active at school! programme in Quebec, Canada. Health Promot Int. 2022;37(4):daac095. doi: 10.1093/heapro/daac095
27. Васильев Е.В., Васильев В.В. Эффективность формирования культуры здорового образа жизни у учащихся сельских образовательных организаций // Материалы XIII Всероссийского съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей с международным участием, посвященного 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России / Под ред. д.м.н., проф. А.Ю. Поповой, д.м.н., проф. С.В. Кузьмина. М.: ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора 2022. Т. 1. С. 148–150.
28. О.М. Драпкина, А.В. Концевая, А.М. Калинина и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022 // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № 4. С. 5-232. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3235
29. Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, и др. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет. Т. 1. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2020. 72 c.
Об авторах
Е. В. ВасильевРоссия
Васильев Евгений Валериевич – ассистент кафедры физиологии человека
ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026
А. В. Шулаев
Россия
Шулаев Алексей Владимирович – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены с курсом радиационной гигиены
ул. Бутлерова, д. 49Б, г. Казань, 420012
В. В. Васильев
Россия
Васильев Валерий Валентинович – д.м.н., профессор кафедры гигиены, общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Пензенского института усовершенствования врачей – филиала ФГБОУ ДПО «РМАНПО» Минздрава России
ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026
ул. Стасова, д. 8А, г. Пенза, 440060
М. В. Перекусихин
Россия
Перекусихин Михаил Владимирович – к.м.н., доцент кафедры гигиены, общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; руководитель управления Роспотребнадзора по Пензенской области
ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026
ул. Лермонтова, д. 36, г. Пенза, 440026
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Васильев Е.В., Шулаев А.В., Васильев В.В., Перекусихин М.В. Гигиеническая оценка приверженности здоровому образу жизни учащихся сельских образовательных организаций до и после профилактического вмешательства. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):38-47. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47
For citation:
Vasilev E.V., Shulayev A.V., Vasilyev V.V., Perekusihin M.V. Commitment to a healthy lifestyle among rural schoolchildren before and after preventive intervention. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47