

Гигиеническая оценка приверженности здоровому образу жизни учащихся сельских образовательных организаций до и после профилактического вмешательства
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47
Аннотация
Введение. В школьном возрасте зарождаются поведенческие модели образа жизни, определяющие состояние здоровья во взрослой жизни. Школы считаются лучшей средой для формирования приверженности здоровому образу жизни.
Цель исследования: проведение оценки приверженности здоровому образу жизни сельских учащихся до и после осуществления профилактических мероприятий по гигиеническому воспитанию.
Материалы и методы. Проведено дважды анкетирование учащихся 6 школ Бековского района Пензенской области с использованием международного опросника HEALTH BEHAVIOR IN SCHOOL-AGED CHILDREN. Анонимно в 2015 г. опрошено 617, в 2022 г. – 596 учащихся 5–11-го классов (11–17 лет). Разработан метод интегральной оценки приверженности детей и подростков здоровому образу жизни, основанный на совокупном соблюдении школьниками шести компонентов здорового образа жизни. Выделены 4 варианта приверженности здоровому образу жизни. Показатель приверженности определен как доля лиц, соблюдающих конкретное количество компонентов здорового образа жизни, от общего числа опрошенных респондентов и выражен в процентах.
Результаты. До начала профилактического вмешательства в 2009 году среди учащихся 5–8-го классов курили или пробовали курить 12,7 % мальчиков и 7,2 % девочек, среди учащихся 9–11-го классов – соответственно 28,1 и 16,4 %. На первом этапе вмешательства (2008–2015 гг.) было достигнуто значительное сокращение числа курящих школьников. После внедрения в 2015 г. в школах района второго этапа вмешательства в гигиеническое воспитание среди 11–14-летних школьников повысилось число ежедневно употребляющих фрукты (ОШ: 1,45; 95 % ДИ: 1,06–1,99), снизилось число курящих (ОШ: 0,22; 95 % ДИ: 0,07–0,66), употребляющих спиртные напитки (ОШ: 0,25; 95 % ДИ: 0,08–0,76). Среди школьников 15–17 лет повысилось число ежедневно употребляющих фрукты (ОШ: 0,049; 95 % ДИ: 1,49–1,06), овощи (ОШ: 1,78; 95 % ДИ: 1,16–2,73), имеющих достаточную физическую активность (ОШ: 1,9; 95 % ДИ: 1,26–2,87), некурящих (ОШ: 0,45; 95 % ДИ: 0,21–0,96), не употребляющих алкоголь (ОШ: 0,29; 95 % ДИ: 0,11–0,8). Показатель приверженности здоровому образу жизни среди учащихся 5–8-го классов увеличился с 1,54 (95 % ДИ: 0,8; 2,28) в 2015 г. до 3,98 % (95 % ДИ: 2,76; 5,2) (P < 0,05) в 2022 г., среди учащихся 9–11-го классов – соответственно с 1,76 (95 % ДИ: 1,21; 2,31) до 1,83 (95 % ДИ: 1,21; 2,45).
Выводы. Двухэтапное профилактическое вмешательство в гигиеническое воспитание в школах сельского района без привлечения дополнительных финансовых затрат способствовало повышению среди учащихся 5–8-го классов приверженности здоровому образу жизни.
Об авторах
Е. В. ВасильевРоссия
Васильев Евгений Валериевич – ассистент кафедры физиологии человека
ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026
А. В. Шулаев
Россия
Шулаев Алексей Владимирович – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены с курсом радиационной гигиены
ул. Бутлерова, д. 49Б, г. Казань, 420012
В. В. Васильев
Россия
Васильев Валерий Валентинович – д.м.н., профессор кафедры гигиены, общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Пензенского института усовершенствования врачей – филиала ФГБОУ ДПО «РМАНПО» Минздрава России
ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026
ул. Стасова, д. 8А, г. Пенза, 440060
М. В. Перекусихин
Россия
Перекусихин Михаил Владимирович – к.м.н., доцент кафедры гигиены, общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; руководитель управления Роспотребнадзора по Пензенской области
ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026
ул. Лермонтова, д. 36, г. Пенза, 440026
Список литературы
1. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022. Т. 101. № 10. С. 1206–1213. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213
2. Медведева Н.Ю., Гучина С.В., Уртенова А.Ю. Вклад отдельных факторов образа жизни в формирование состояния здоровья современных школьников //Российский вестник гигиены. 2023. № 1. С. 18–22. doi: 10.24075/rbh.2023.064
3. Yamada M, Sekine M, Tatsuse T, Asaka Y. Association between lifestyle, parental smoke, socioeconomic status, and academic performance in Japanese elementary school children: The Super Diet Education Project. Environ Health Prev Med. 2019;24(1):22. doi: 10.1186/s12199-019-0776-x
4. Гончарова Д.Г., Соколова А.И., Изотова Л.В. Самооценка состояния здоровья и образа жизни как основа формирования представлений школьников о здоровьесбережении // Российский вестник гигиены. 2023. №1. С. 4–8. doi: 10.24075/rbh.2023.061
5. Mewton L, Champion K, Kay-Lambkin F, Sunderland M, Thornton L, Teesson M. Lifestyle risk indices in adolescence and their relationships to adolescent disease burden: Findings from an Australian national survey. BMC Public Health. 2019;19(1):60. doi: 10.1186/s12889-019-6396-y
6. Pulimeno M, Piscitelli P, Colazzo S, Colao A, Miani A. School as ideal setting to promote health and wellbeing among young people. Health Promot Perspect. 2020;10(4):316-324. doi: 10.34172/hpp.2020.50
7. Marques A, Peralta M, Santos T, Martins J, Gaspar de Matos M. Self-rated health and health-related quality of life are related with adolescents’ healthy lifestyle. Public Health. 2019;170:89-94. doi: 10.1016/j.puhe.2019.02.022
8. Спирин В.Ф., Милушкина О.Ю., Елисеева Ю.В. Социально-гигиенические и поведенческие тренды, влияющие на качество жизни подростков // Гигиена и санитария. 2022;101(6):683-687. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-6-683-687
9. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Основные тренды поведенческих рисков, опасных для здоровья // Анализ риска здоровью. 2019. № 2. С. 4–13. doi: 10.21668/health.risk/2019.2.01
10. Marconcin P, Matos MG, Ihle A, et al. Trends of healthy lifestyles among adolescents: An analysis of more than half a million participants from 32 countries between 2006 and 2014. Front Pediatr. 2021;9:645074. doi: 10.3389/fped.2021.645074
11. Marques A, Bordado J, Tesler R, Demetriou Y, Sturm DJ, de Matos MG. A composite measure of healthy lifestyle: A study from 38 countries and regions from Europe and North America, from the Health Behavior in School-Aged Children survey. Am J Hum Biol. 2020;32(6):e23419. doi: 10.1002/ajhb.23419
12. Шмарион Ю.В., Надуткина И.Э., Каменева Т.Н., Белых Т.В., Пронина Е.Д. Особенности здорового образа жизни сельских старшеклассников: социально-технологический подход // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № 5. С. 1163–1170. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-5-1163-1170
13. Christiana RW, Bouldin ED, Battista RA. Active living environments mediate rural and non-rural differences in physical activity, active transportation, and screen time among adolescents. Prev Med Rep. 2021;23:101422. doi: 10.1016/j.pmedr.2021.101422
14. Скворцова Е.С., Лушкина Н.П. Ежедневное длительное пользование Интернетом и употребление алкоголя среди сельских подростков // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24. № 1. С. 53–59. doi: 10.17116/profmed20212401153
15. Скворцова Е.С., Лушкина Н.П. Региональные особенности распространенности табакокурения среди сельских подростков-школьников Российской Федерации в 2016–2017 гг. // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 1. С. 84–89. doi: 10.17116/profmed20192201184
16. Mingay E, Hart M, Yoong S, et al. The impact of modifying food service practices in secondary schools providing a routine meal service on student’s food behaviours, health and dining experience: A systematic review and meta-analysis. Nutrients. 2022;14(17):3640. doi: 10.3390/nu14173640
17. Vamos S, Okan O, Sentell T, Rootman I. Making a case for “Education for Health Literacy”: An international perspective. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(4):1436. doi: 10.3390/ijerph17041436
18. Peralta LR, Cinelli RL, Marvell CL. Health literacy in school-based health programmes: A case study in one Australian school. Health Educ J. 2021;80(6):648-659. doi: 10.1177/00178969211003600
19. Режим использования мобильных электронных устройств обучающимися и его коррекция средствами гигиенического воспитания / О.Ю. Милушкина, Н.А. Скоблина, Ю.П. Пивоваров и др. // Анализ риска здоровью. 2022. № 4. С. 64–71. doi: 10.21668/health.risk/2022.4.06
20. Dos Santos PC, Salmon J, Arundell L, Lopes MVV, Silva KS. Effectiveness and moderators of a multicomponent school-based intervention on screen time devices: the Movimente cluster-randomized controlled trial. BMC Public Health. 2021;21(1):1852. doi: 10.1186/s12889-021-11895-2
21. Watson MC, Lloyd J. Creating health promoting schools will improve population health and help reduce inequalities. BMJ. 2021;373:n1290. doi: 10.1136/bmj.n1290
22. Интегральная оценка приверженности здоровому образу жизни как способ мониторинга эффективности профилактических мер / С.А. Шальнова, Ю.А. Баланова, А.Д. Деев и др. // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 4. С. 65–72. doi: 10.17116/profmed201821465
23. Игнатова Л.Ф, Стан В.В, Хамидулина Х.Х. Методика комплексной оценки образа жизни школьников //Педагогика профессионального медицинского образования. Научно-методический электронный журнал. 2022. Вып. 4. № 21. С. 131–141.
24. Липанова Л.Л., Насыбуллина Г.М. Гигиеническая оценка компетентности школьников в вопросах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни //Здоровье населения и среда обитания. 2018. № 12 (309). С. 36–40. doi: 10.35627/2219-5238/2018-309-12-36-40
25. Marques A, Loureiro N, Avelar-Rosa B, Naia A, de Matos MG. Adolescents’ healthy lifestyle. J Pediatr (Rio J). 2020;96(2):217-224. doi: 10.1016/j.jped.2018.09.002
26. Gosselin V, Robitaille N, Laberge S. An evaluation of the ‚bottom-up’ implementation of the Active at school! programme in Quebec, Canada. Health Promot Int. 2022;37(4):daac095. doi: 10.1093/heapro/daac095
27. Васильев Е.В., Васильев В.В. Эффективность формирования культуры здорового образа жизни у учащихся сельских образовательных организаций // Материалы XIII Всероссийского съезда гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей с международным участием, посвященного 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России / Под ред. д.м.н., проф. А.Ю. Поповой, д.м.н., проф. С.В. Кузьмина. М.: ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора 2022. Т. 1. С. 148–150.
28. О.М. Драпкина, А.В. Концевая, А.М. Калинина и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022 // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № 4. С. 5-232. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3235
29. Inchley J, Currie D, Budisavljevic S, и др. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет. Т. 1. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2020. 72 c.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Васильев Е.В., Шулаев А.В., Васильев В.В., Перекусихин М.В. Гигиеническая оценка приверженности здоровому образу жизни учащихся сельских образовательных организаций до и после профилактического вмешательства. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):38-47. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47
For citation:
Vasilev E.V., Shulayev A.V., Vasilyev V.V., Perekusihin M.V. Commitment to a healthy lifestyle among rural schoolchildren before and after preventive intervention. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-38-47