Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Влияние использования социальных сетей на формирование интернет-зависимостей у студентов-медиков

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-51-56

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. В последнее время возросло количество исследований, посвященных изучению влияния использования социальных сетей на здоровье и благополучие молодежи. Однако данные исследования содержат противоречивые сведения.

Цель: изучение влияния использования социальных сетей на формирование интернет-зависимостей у студентов-медиков.

Материалы и методы. В первом квартале 2022 года проведено анкетирование 403 студентов-медиков из Москвы, Калининграда, Воронежа. Средний возраст студентов составил 20,1 ± 0,08 года. Использовался опросник С.А. Кулакова, который направлен на выявление влияния Интернета или уже сформировавшейся интернет-зависимости и был апробирован и рекомендован академиком РАН А.Г. Сухаревым для гигиенических исследований. Статистический анализ данных осуществлялся с применением стандартных методов с использованием пакетов Microsoft Excel и Statistica 13.0. Проведена описательная статистика, рассчитаны относительные риски.

Результаты. Согласно данным приложения «Экранное время» среднее время использования социальных сетей студентами составило 250,3 ± 14,0 минуты/сутки. При этом три и более социальных сетей в день используют 53,5 % студентов-медиков. Среди студентов-медиков выявлены лица, имеющие признаки интернет-зависимости (2,3 %) и испытывающие серьезное влияние Интернета (13,9 %).

Заключение. Относительный риск возникновения интернет-зависимостей у студентов-медиков при использовании более двух часов в день социальных сетей составил RR = 4,167 (95,0 %, ДИ = 2,558–31,130). Данный фактор с точки зрения гигиены является управляемым и должен учитываться в процессе гигиенического воспитания студентов-медиков. 

Для цитирования:


Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Тарасов А.В., Маркелова С.В., Ловкис А.А., Иевлева О.В. Влияние использования социальных сетей на формирование интернет-зависимостей у студентов-медиков. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):51-56. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-51-56

For citation:


Popov V.I., Milushkina O.Yu., Skoblina N.A., Tarasov A.V., Markelova S.V., Lovkis A.A., Ievleva O.V. Influence of Social Networking on the Development of Internet Addiction in Medical University Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):51-56. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-51-56

Введение. За последние несколько лет возросло количество научных исследований по изучению влияния использования социальных сетей на благополучие и самочувствие у людей различного возраста и пола. С 2019 по 2021 год было опубликовано 27 обзоров: девять метаанализов, девять систематических обзоров и девять описательных обзоров, которые в совокупности включали сотни эмпирических исследований [1].

Однако в большинстве обзоров связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем интерпретировалась как «слабая», тогда как некоторые авторы в своих исследованиях квалифицируют ее как «существенную». Следует отметить, что литературные данные, посвященные детям, подросткам и молодежи и тому, как использование социальных сетей влияет на их психическое здоровье, содержат недостаточную доказательную базу [2].

Подготовка медицинских кадров сегодня является приоритетной государственной задачей и предусматривает формирование у студентов-медиков универсальных компетенций УК-8 «создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности…», что предусматривает отсутствие у них вредных привычек и различных зависимостей [3][4].

Цель исследования – изучение влияния использования социальных сетей на формирование интернет-зависимостей у студентов-медиков.

Материалы и методы. В первом квартале 2022 года проведено анкетирование 403 студентов-медиков (из них 103 юноши и 300 девушек) из Москвы, Калининграда, Воронежа. Соотношение по полу 1:3 является типичным для медицинских университетов, что нашло отражение в гигиенических исследованиях, выполненных на базе других медицинских университетов: Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера, Сеченовского университета, Омского государственного медицинского университета [5][6]. Для исследования были выбраны те организации, руководители которых дали положительный ответ на предложение принять участие в исследовании. Средний возраст студентов-медиков составил 20,1 ± 0,08 года. Выборка явилась невероятностной, численность групп студентов-медиков в вузах составила не менее 100 наблюдений, что было рекомендовано согласно методике проведения гигиенических исследований с помощью опросника С.А. Кулакова.

Для анкетирования был использован опросник С.А. Кулакова, позволяющий выявить серьезное влияние Интернета или уже сформировавшуюся интернет-зависимость. Опросник отличается простотой и в то же время высокой информативностью, был апробирован и рекомендован академиком РАН А.Г. Сухаревым для гигиенических исследований. Минимальное количество баллов, которое может быть набрано при анкетировании, – 20, максимальное – 100. При сумме баллов 50–79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь студентов-медиков; при сумме баллов 80 и выше с высокой долей вероятности у студента-медика имеется интернет-зависимость [7].

Также для анкетирования студентов-медиков использовались анкеты, разработанные специалистами, имеющими сертификаты специалиста «Общая гигиена», «Гигиеническое воспитание», «Гигиена детей и подростков», «Эпидемиология». Анкеты содержали данные по использованию социальных сетей и информацию о влиянии ограничения доступа к социальным сетям, произошедшего в марте 2022 года, на возникновение у респондентов стресса и его проявлений.

Критерии включения – студент-медик, наличие подписанного информированного согласия, корректно последовательно заполненные респондентом две анкеты. Критерии исключения – иная возрастная категория, отсутствие подписанного информированного согласия, отсутствие корректно заполненных двух анкет или одной из анкет. Результаты анкетирования вошли в базы данных анализа использования студентами-медиками социальных сетей1 2.

Работы во время исследования проведены с соблюдением требований биомедицинской этики и полностью соответствуют этическим нормам, изложенным в Хельсинкской декларации3.

Статистический анализ данных осуществлялся с применением стандартных методов с использованием пакетов Microsoft Excel и Statistica 13.0. Статистическую обработку материала проводили после определения соответствия выборки закону нормального распределения. Исследования проведены со статистической достоверностью результатов 95,0 % (р ≤ 0,05). Проведена описательная статистика, рассчитаны относительные риски.

Результаты. Согласно данным приложения «Экранное время» за неделю, полученным до введения ограничений доступа к социальным сетям, среднее время (M ± σ) работы студентов-медиков с мобильными электронными устройствами (смартфон и планшет) в день составило 487,8 ± 18,0 минуты/сутки, причем более 50,0 % этого времени приходится на использование социальных сетей – 250,3 ± 14,0 минуты/сутки, т. е. более 4 часов в день. Три и более социальные сети в день используют 53,5 % студентов-медиков. Треть студентов-медиков отметили, что просматривают социальные сети 20 и более раз в день. Из числа студентов-медиков 15,1 % нервничают при отсутствии возможности выхода в Интернет, в среднем степень данного состояния они оценили на 5,6 ± 0,8 балла из 10 возможных. Серьезность отношения к собственным аккаунтам в социальных сетях студенты-медики в среднем оценили на 5,9 ± 0,8 балла из 10 возможных, число студентов-медиков с серьезным отношением к аккаунтам составило 14,0 %. К хейту в социальных сетях серьезно относятся 7,5 % студентов-медиков, в среднем серьезность отношения они оценили на 4,4 ± 0,9 балла из 10 возможных.

Ограничение доступа к социальным сетям, возникшее по объективным причинам в марте 2022 года, вызвало состояние стресса у студентов, которое они оценили на 4,9 ± 0,2 балла из 10 возможных, наличие стрессового состояния отметили 14,0 % студентов-медиков. Основной причиной стрессового состояния явилась потеря доступа к информации (53,0 %), потеря возможности общения (42,0 %), потеря возможности привычного досуга (33,0 %) и изменение привычного стереотипа (26,0 %). Отметили, что имеют альтернативный доступ к другим социальным сетям и будут продолжать их использовать, 39,0 % студентов-медиков, и 14,0 % приняли решение создать новые аккаунты в доступных социальных сетях. Уровень доверия к социальным сетям не изменился у 49,6 % студентов, и только 20,0 % студентов-медиков отметили, что не испытали никаких неудобств при ограничении доступа к социальным сетям.

Таким образом, присутствует группа студентов-медиков (14,0 % опрошенных), для которых использование социальных сетей является привычным компонентом досуговой деятельности и отсутствие данного компонента досуга способно вызвать стрессовое состояние.

При выявлении сформированности интернет-зависимости все студенты были условно разделены на тех, кто использовал социальные сети менее двух часов в день и более двух часов в день (таблица). Студенты-медики, использующие социальные сети более двух часов в день, достоверно чаще отмечали, что задерживаются в сети, забрасывают свои домашние обязанности, чтобы больше времени провести в сети, из-за этого страдает учеба (работа), в частности эффективность и продуктивность работы. Студенты-медики ставят в приоритет просмотр социальных сетей и мессенджеров, затягивают время пребывания в сети, при этом страдает их сон.

В среднем количество баллов, характеризующих наличие интернет-зависимости у студентов, не имело возрастно-половых различий и региональных особенностей в зависимости от вуза, в котором происходит обучение. У студентов-юношей средний балл составил 38,8 ± 2,8 и 39,6 ± 2,7 – у студенток-девушек. В целом наличие интернет-зависимости можно констатировать у 2,3 % студентов-медиков, еще 13,9 % испытывают серьезное влияние Интернета.

В то же время среднее количество баллов, которое выявлено у студентов-медиков, использующих социальные сети два и более часа в день, составило 40,3 ± 2,5, а у использующих социальные сети менее двух часов в день – 29,8 ± 2,9 (p ≤ 0,05). Студенты, имеющие интернет-зависимость, были в группе использующих социальные сети более двух часов в день.

Таблица. Наличие интернет-зависимостей у студентов-медиков в зависимости от времени использования социальных сетей в день, %

Table. Daily duration of social networking and Internet addictions among the medical students, %

Примечание: * – различия между группами, достоверны по t-критерию Стьюдента (p ≤ 0,05).

Note: * Student’s t-test, p ≤ 0.05 for intergroup comparison

Установлена причинно-следственная связь между возникновением интернет-зависимостей у студентов-медиков и использованием социальных сетей в день более двух часов RR = 4,167 (95,0 %, ДИ = 2,558–31,130), этиологическая составляющая 10,6 % чувствительность – 0,909, специфичность – 0,319.

Обсуждение. Данные литературы свидетельствуют о том, что использование информационно-коммуникационных технологий детьми, подростками и молодежью способно оказать влияние на их самочувствие и состояние здоровья, приводя к возникновению нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, физического развития и нервно-психического здоровья [8–18].

Молодые люди во время пандемии COVID-19 с большей активностью стали использовать социальные сети: 96,0 % сообщили об использовании по крайней мере один раз в день, а две трети сообщили об увеличении использования социальных сетей с начала пандемии [19].

Была предпринята попытка изучить влияние социальных сетей на психическое и эмоциональное здоровье среди представителей поколения Z (15–24 года) в городе Бангалор (Индия). Полученные данные показывают, что в период до пандемии и в настоящее время происходят изменения в состоянии психического и эмоционального здоровья и в целом использование социальных сетей может повлиять на психическое и эмоциональное здоровье поколения Z [20].

Отдельные исследователи предполагают потенциальную связь между использованием социальных сетей и психологическим стрессом. Ими изучена сдерживающая роль контроля внимания в отношениях между использованием социальных сетей и тревожностью на основе объективных данных использования социальных сетей, полученных с помощью экранного времени смартфона. Показано, что люди с более низким уровнем контроля внимания показали значительную положительную связь между использованием социальных сетей и психологическим дистрессом, тогда как среди людей со средним или высоким контролем внимания связи не наблюдалось. Интенсивное использование социальных сетей может иметь серьезные последствия для психического здоровья, особенно для тех, кто испытывает трудности с контролем внимания [21].

Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что студенты бакалавриата являются очень восприимчивыми к психическим заболеваниям. Данные указывают на 94-процентный рост спроса на консультации психологов за последние пять лет. Высказаны предположения, что социальные сети могут быть одним из факторов, оказывающих вредное влияние. Так, Instagram может негативно повлиять на психическое благополучие, поскольку представляет «идеалистическую жизнь», а также в социальной сети присутствует киберзапугивание [22].

Проанализированы риски привычного поведения, такого как использование Интернета и многозадачность в СМИ. Привычное поведение может перерасти в чрезмерное и оказать негативное влияние, как это представлено «моделью перевернутой U-образной кривой». Это особенно важно в нынешнюю эпоху, когда технологии Интернет стали мейнстримом, несмотря на огромный риск привыкания. С эволюцией мира и неизбежным использованием некоторых технологий, которые несут риск зависимости, более эффективные стратегии предотвращения зависимости и управления ею становятся более востребованными [23].

Присутствие рисков развития интернет-зависимостей у студентов при использовании социальных сетей требует разработки профилактических мероприятий для снижения возможных негативных последствий.

Так, в литературе показано, что замена любого времени, проводимого перед экраном смартфона, физическими упражнениями может уменьшить эмоциональный стресс у подростков. Наибольший эффект был связан с заменой времени, проведенного в социальных сетях, на командные виды спорта [24].

В данном исследовании среди студентов-медиков выявлены лица, имеющие признаки интернет-зависимости (2,3 %) или испытывающие серьезное влияние Интернета (13,9 %). Полученные данные должны быть учтены в процессе обучения на кафедрах медико-профилактического профиля, в частности на кафедре гигиены. При формировании универсальной компетенции УК-8 «создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности…» необходимо обучить студентов-медиков контролю «экранного времени», проведенного в социальных сетях, предложить альтернативные формы проведения досуга за счет живого общения и участия в досуговых мероприятиях, проводимых в университетах, в том числе спортивных. Перспективной представляется также стратегия отказа от использования социальных сетей, в которых пользователи сталкиваются с киберзапугиванием и хейтом.

Заключение. Относительный риск возникновения интернет-зависимостей у студентов-медиков при использовании более двух часов в день социальных сетей составил RR = 4,167 (95,0 %, ДИ = 2,558–31,130). Данный фактор с точки зрения гигиены является управляемым и должен быть учтен в процессе гигиенического воспитания студентов-медиков.

 

 

1. Свидетельство о регистрации базы данных 2022620118, 17.01.2022

2. Свидетельство о регистрации базы данных 2022620212, 24.01.2022

3. WMA Declaration of Helsinki – Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects. Available at: https:///>www.wma.net/policies-post/wma-declaration-of-helsinki-ethical-principles-for-medical-research-involving-human-subjects(дата обращения: 27.03.2022).

Список литературы

1. Valkenburg PM. Social media use and well-being: What we know and what we need to know. Curr Opin Psychol. 2022;45:101294. doi: 10.1016/j.copsyc.2021.12.006

2. Valkenburg PM, Meier A, Beyens I. Social media use and its impact on adolescent mental health: An umbrella review of the evidence. Curr Opin Psychol. 2022;44:58- 68. doi: 10.1016/j.copsyc.2021.08.017

3. Молчанова Л.Н. Личностные особенности склонных к интернет-зависимости студентов // Региональный вестник. 2020. № 7 (46). С. 67–69.

4. Кузнецов В.В., Косилов К.В., Костина Е.Ю. и др. Приверженность интерактивным коммуникациям и самооценка качества жизни, связанного со здоровьем, у студентов медицинских университетов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12. № 3 (43). С. 55–69. doi: 10.33029/2220-8453-2021-12-3-55-69

5. Говязина Т.Н., Уточкин Ю.А. Контрацептивное поведение как фактор риска для репродуктивного здоровья студентов младших курсов медицинского университета // Анализ риска здоровью. 2017. № 2. С. 88–95.

6. Рапопорт И.К., Лапонова Е.Д., Гудинова Ж.В., Соколова Н.В., Тикашкина О.В., Васьковская Ю.С. Особенности жизнедеятельности и самочувствие студентов в цифровой среде // Гигиена и санитария. 2022. Т. 101. № 3. С. 323–330. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-3-323-330

7. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. Методика оценки образа жизни школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 3. С. 13–16.

8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И., Храмцов П.И., Александрова И.Э., Соколова С.Б. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе» // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 12. С. 1385–1391. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-12-1385-1391

9. Сетко Н.П., Коршунова Р.В. Гигиеническая характеристика факторов риска нарушения зрения у студентов // Санитарный врач. 2021. № 2. С. 37–43. doi: 10.33920/med-08-2102-04

10. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Сетко Н.П. Особенности развития донозологических изменений в психическом и физическом здоровье у учащихся поколения Z // Анализ риска здоровью. 2019. № 4. С. 158–164. doi: 10.21668/health.risk/2019.4.17

11. Новикова И.И., Романенко С.П., Лобкис М.А. и др. Функциональное состояние адаптационной системы школьников, обучающихся в условиях ограничения использования устройств мобильной связи // Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 178–195. doi: 10.15293/2658-6762.2005.10

12. Новикова И.И., Гавриш С.М., Зубцовская Н.А., Сорокина А.В., Мыльникова И.В. Оценка состояния здоровья и успеваемости обучающихся в условиях ограничений на использование мобильной связи // Глобальные проблемы современности. 2020. Т. 1. № 10-12. С. 11–14. doi: 10.26787/nydha-2713-2048-2020-1-10-11-12-11-14

13. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровья школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационнокоммуникационных технологий // Анализ риска здоровью. 2019. № 3. С. 135–143. doi: 10.21668/health.risk/2019.3.16

14. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020. № 3. С. 85–91.

15. Гончарова Г.А. Нервно-психическое здоровье детей – активных пользователей цифровых средств // Российский вестник гигиены. 2021. № 3. С. 33–35. doi: 10.24075/rbh.2021.017

16. Reddy BA, Thenmozhi MS. Excessive usage of headphones among college students and their effects. Drug Invent Today. 2018;10(11):2296-2299.

17. Wang D, Zhuang Y, Wu Y, et al. Analysis of influential factors of self-reported hearing loss deviation in young adults. J Public Health. 2020;28(4):455-461. doi: 10.1007/s10389-019-01023-1

18. Fasanya BK, Strong JD. Younger generation safety: hearing loss and academic performance degradation among college student headphone users. In: Arezes P, ed. Advances in Safety Management and Human Factors. 2019; AISC 791:522-531. doi: 10.1007/978-3-319-94589-7_51

19. Bailey E, Boland A, Bell I, Nicholas J, La Sala L, Robinson J. The mental health and social media use of young Australians during the COVID-19 pandemic. Int J Environ Res Public Health. 2022;19(3):1077. doi: 10.3390/ijerph19031077

20. Kannan L, Kumar TP. Social media – The emotional and mental roller-coaster of Gen Z: An empirical study. In: Rajagopal, Behl R, eds. Managing Disruptions in Business. Palgrave Studies in Democracy, Innovation and Entrepreneurship for Growth. Palgrave Macmillan, Cham; 2022;81-102. doi: 10.1007/978-3-030-79709-6_4

21. Mahalingham T, Howell J, Clarke PJF. Attention control moderates the relationship between social media use and psychological distress. J Affect Disord. 2022;297:536-541. doi: 10.1016/j.jad.2021.10.071

22. Moreton L, Greenfield S. University students’ views on the impact of Instagram on mental wellbeing: a qualitative study. BMC Psychol. 2022;10(1):45. doi: 10.1186/s40359-022-00743-6

23. Fujiwara H, Tsurumi K, Shibata M, et al. Life habits and mental health: Behavioural addiction, health benefits of daily habits, and the reward system. Front Psychiatry. 2022;13:813507. doi: 10.3389/fpsyt.2022.813507

24. Kandola A, del Pozo Cruz B, Hayes JF, Owen N, Dunstan DW, Hallgren M. Impact on adolescent mental health of replacing screen-use with exercise: A prospective cohort study. J Affect Disord. 2022;301:240-247. doi: 10.1016/j.jad.2021.12.064


Об авторах

В. И. Попов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены медико-профилактического факультета,

ул. Студенческая, д. 10, г. Воронеж, 394000



О. Ю. Милушкина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

д.м.н., доцент, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой гигиены педиатрического факультета,

ул. Островитянова, д. 1., г. Москва, 117997



Н. А. Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены педиатрического факультета,

ул. Островитянова, д. 1., г. Москва, 117997



А. В. Тарасов
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени И. Канта»
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры педиатрии и профилактической медицины медицинского института,

ул. А. Невского, д. 14, г. Калининград, 236016



С. В. Маркелова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

к.м.н., доцент, доцент кафедры гигиены педиатрического факультета,

ул. Островитянова, д. 1., г. Москва, 117997



А. А. Ловкис
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени И. Канта»
Россия

студент,

ул. А. Невского, д. 14, г. Калининград, 236016



О. В. Иевлева
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

аспирант кафедры гигиены педиатрического факультета,

ул. Островитянова, д. 1., г. Москва, 117997



Рецензия

Для цитирования:


Попов В.И., Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Тарасов А.В., Маркелова С.В., Ловкис А.А., Иевлева О.В. Влияние использования социальных сетей на формирование интернет-зависимостей у студентов-медиков. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):51-56. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-51-56

For citation:


Popov V.I., Milushkina O.Yu., Skoblina N.A., Tarasov A.V., Markelova S.V., Lovkis A.A., Ievleva O.V. Influence of Social Networking on the Development of Internet Addiction in Medical University Students. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):51-56. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-51-56

Просмотров: 1376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)