Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Становление санитарно-гигиенического надзора по разделу «гигиена детей подростков» (к 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России)

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-7-16

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Сведения о формировании системы санитарного надзора в учреждениях для детей и подростков носят разрозненный характер и практически не отражены в научных публикациях. Это определило цель исследования: проанализировать историю становления санитарного надзора по разделу гигиены детей и подростков в России в XIХ–XXI вв.

Материалы и методы. Проведено экспертно-аналитическое исследование научных публикаций, исторических источников (государственные и ведомственные нормативные и методические документы, обзоры, труды гигиенистов за период 1936–2021 гг.), связанных с формированием системы санитарного надзора и обеспечением безопасных для здоровья условий в учреждениях для детей и подростков. Было проанализировано более 150 материалов, и в результате отобран 31 источник, удовлетворяющий вышеуказанным критериям.

Результаты. Первыми в конце XIX века санитарный надзор начали осуществлять училищные врачи. В начале ХХ века школьно-санитарные организации, а в дальнейшем отделы в городских санитарных бюро решали широкий круг задач, включая вопросы гигиены, педиатрии, эпидемиологии. На этапе становления санитарный надзор осуществлялся в тесном контакте с педагогами и специалистами смежных отраслей. После революции отсутствие единого для всей страны санитарного законодательства заменяли правительственные акты, которые содержали важные для охраны здоровья детей гигиенические нормативы. Совершенствование и обновление нормативной базы, форм и методов санитарного контроля в учреждениях для детей стало возможным в начале 60-х годов прошлого века в связи с интенсивным развитием гигиены детей и подростков как научной дисциплины.

Заключение. Приоритетные задачи надзора в учреждениях для детей менялись в зависимости от социально-экономических условий, уровня инфекционной и общей заболеваемости, модернизации образования, развития смежных отраслей гигиены, эпидемиологии, педагогики, строительной отрасли, правоведения. Это сопровождалось обновлением и совершенствованием законодательной базы, форм и методов санитарного контроля и надзора за учреждениями для детей. Появление новых факторов риска для здоровья детей требует от контрольно-надзорной деятельности своевременного реагирования на новые вызовы. 

Для цитирования:


Степанова М.И., Седова А.С. Становление санитарно-гигиенического надзора по разделу «гигиена детей подростков» (к 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):7-16. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-7-16

For citation:


Stepanova M.I., Sedova A.S. Rise and Development of Sanitary and Hygienic Surveillance in Pediatric Hygiene: Celebrating the Centenary of the Russian Sanitary and Epidemiological Service. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-7-16

Введение. Начало эры массового обучения детей и связанное с этим ухудшение здоровья школьников в процессе учебы вызвало неподдельный интерес у представителей медицинской общественности в разных странах, в том числе и в России. И уже во второй половине XVIII века сложилось представление о необходимости участия врачей в разработке и реализации превентивных мер для охраны здоровья детей и создания благоприятной среды для их обучения. История становления гигиены детей как научной дисциплины нашла отражение в целом ряде исследований и учебных изданий1 [1–3]. Не осталась без внимания исследователей и история становления и развития кафедр школьной гигиены и гигиены детей и подростков в различных вузах России [4–6].

Немало публикаций посвящено отечественным врачам, ученым, основоположникам гигиены детства, их вкладу в развитие гигиены детей и подростков, системы санитарного надзора и охраны здоровья детей в образовательных и оздоровительных учреждениях [7–13].

Нашли свое отражение исследования, связанные с совершенствованием и оптимизацией методов санитарного контроля и оценкой факторов риска внутренней среды образовательных учреждений, оценкой уровня их санитарно-эпидемиологического благополучия [14–17].

Вместе с тем сведения о формировании системы санитарного надзора в учреждениях для детей и подростков, анализе ее работы носят разрозненный характер и практически не отражены в научных публикациях [18–20]. Это определило цель исследования: проанализировать историю становления санитарного надзора по разделу «гигиены детей и подростков» в России в XIХ–XXI вв.

Материалы и методы. Проведено экспертноаналитическое исследование научных публикаций и исторических источников: государственные и ведомственные нормативные и методические документы, обзоры, труды гигиенистов, связанные с формированием системы санитарного надзора и обеспечением безопасных для здоровья условий в учреждениях для детей и подростков.

Результаты. Одним из первых основателей санитарных организаций в Петербурге, которые осуществляли и школьно-санитарный надзор, был известный врач-терапевт, физиолог и общественный деятель С.П. Боткин. В статусе гласного городской Петербургской думы он создал комиссию по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности детей в России2. Для улучшения общественного здоровья и санитарных условий в стране по инициативе одного из первых отечественных гигиенистов, общественного деятеля, основателя отечественной школы гигиенистов Алексея Петровича Доброславина (1842–1889) при поддержке правоведа, историка, гигиениста И.Е. Андриевского (1831–1861) и других ученых в 1878 г. было создано научно-общественное объединение «Русское общество охранения народного здравия».

Начиная с 70-х годов XIX века вопросы школьной гигиены постоянно обсуждались на его заседаниях. Общество имело 5 отделений, среди которых было отделение гигиены обучения и воспитания. В 1891 году ее председателем был избран школьный врач Александр Самойлович Вирениус (1832–1910) – один из основоположников отечественной школьной гигиены, ее пламенный пропагандист и популяризатор, который был не только прогрессивным гигиенистом своего времени, но и талантливым педагогом. Высоко оценивая плодотворную деятельность Александра Самойловича, профессор С.Е. Советов в своей публикации указывает: «Нет ни одного вопроса школьной гигиены, которые бы не затрагивал А.С. Вирениус» [21]. В 1900 году отделение гигиены «Русского общества охранения народного здравия» возглавил выдающийся отечественный ученый-педиатр Николай Петрович Гундобин (1860–1908) [22].

Особенно остро на заседаниях этого общества ставился вопрос врачебного надзора за начальными школами городов и земств, а также за городскими средними училищами, которые находились в очень тяжелых санитарных условиях. Эти вопросы обсуждались на губернских съездах земских врачей и всероссийских съездах Пироговского общества, при правлении которого в 90-х годах XIX века была создана «Постоянная комиссия по школьной гигиене и распространению гигиенических знаний». Комиссия была призвана «разрабатывать санитарно-гигиенические нормы и правила»3.

В начале ХХ века в России появляются первые учебники и учебные пособия по школьной гигиене. Их авторы – опытные земские школьные и училищные врачи Ф.Л. Касторский («Беседы по школьной гигиене», 1900 г.), В.И. Формаковский («Охрана здоровья учащихся», 1905 г.), Н.И. Тезяков («Беседы по гигиене и применение ее к народной школе»). Среди плеяды медиков тех лет, показавших роль школьного врача в охране здоровья школьников, необходимо выделить Д.Д. Бекарюкова (1861–1934)4– приверженца идей основоположника научной школьной гигиены, Ф.Ф. Эрисмана – автора одного из первых руководств «Основные начала школьной гигиены» (1906 г.) и вольнопрактикующего врача К.Д. Белинского, составившего брошюру по гигиене Одесского коммерческого училища, учрежденного Г.О. Файгом5. Эта довольно объемная публикация по сути представляет скрупулезно составленный санитарный паспорт училища и включает детальный анализ состояния здоровья учащихся.

Знакомство с трудами первых училищных и школьных врачей показывает, во-первых, что уже в те годы сложилось практически современное представление об основных гигиенических показателях, их нормативных значениях, соблюдение которых обеспечивает безопасную для здоровья учащихся школьную среду. Прежде всего это касалось достаточного светового режима, размеров школьной мебели, нормативов площади учебных помещений, воздухообмена, условий для приема пищи, питьевого режима и др. Во-вторых, на этом этапе «функциональные обязанности» школьных врачей были достаточно универсальны: в своей работе им приходилось совмещать обязанности педиатра, эпидемиолога, санитарного врача, психолога и даже педагога.

О непростых путях «укоренения» врачей в школьной среде тех лет свидетельствуют результаты исследований специалиста в области истории науки Энди Байфорда (2006 г.) [23].

В дореволюционной России функцию санитарных органов выполняли земские губернские санитарные бюро, санитарные комиссии, а также городские и уездные санитарные и участковые врачи. Общее число земских санитарных врачей в 1913 г. составляло 250 человек. Первые санитарные бюро при городских думах проявились в Таганроге (1876), Воронеже (1879), Иркутске (1882), Астрахани (1883), Туле (1887), Екатеринбурге и Севастополе (1888), Екатеринодаре и Оренбурге (1892), Самаре (1895), Томске (1897), а затем еще в 37 городах. Полные губернские санитарные организации, в которых имелись санитарный совет или совещание, губернское санитарное бюро и уездные санитарные врачи, были созданы только в 18 губерниях [24].

Термина «профилактическое направление» в то время еще не существовало, и его именовали «санитарным». Земские санитарные бюро не только вели борьбу с эпидемиями, занимались санитарным просвещением населения, осуществляли санитарный надзор, но и были своеобразными аналитическими центрами. На основе статистических данных об инфекционных заболеваниях, заболеваемости и смертности населения врачи составляли обзоры о санитарном неблагополучии и определяли приоритеты в работе санитарных бюро. Их деятельность, а в дальнейшем и органов отечественной системы государственного санитарного надзора определялась главным образом специальными правительственными постановлениями.

В конце XIX века организованный школьно-санитарный надзор имелся лишь в отдельных, как правило частных, гимназиях и кадетских корпусах. В Москве Школьно-санитарная организация в начальных училищах начала свою работу на основании постановления Городской думы в 1889 г. с приглашения 6 врачей, которые были призваны заниматься предупреждением распространения заразных заболеваний, наблюдать за состоянием здоровья учеников и вести санитарный надзор за учебными помещениями. В конце 1896 г. «училищные врачи были признаны одним из отделов общей городской санитарной организации, а их деятельность получила определенно санитарно-профилактический характер»6. Училищные врачи являлись не инспекторами, а главным образом консультантами «по санитарной части и руководителями при практическом осуществлении санитарных мероприятий»7.

Первое направление их работы носило непосредственно гигиенический характер и включало осмотр и санитарную оценку учебных помещений, планов строящихся зданий для училищ, участие в комиссиях, принимающих построенные здания, составление планов ремонта в помещениях училищ.

Второе – заключалось в наблюдении за состоянием здоровья учащихся. Оно содержало: медицинский осмотр тех вновь поступающих в школу детей, у которых были замечены «физические или психические недостатки или болезненные явления»8, осмотр в первом полугодии всех учащихся и составление для вновь поступивших индивидуальных карт, в картах остальных учащихся делались соответствующие отметки; наблюдение при периодических посещениях училища за отдельными учениками или группами учеников. Третье – принятие мер против распространения эпидемических заболеваний в школах. С этой целью собиралась информация обо всех случаях заразных заболеваний среди учащихся, их семей, изучении каждого случая заболевания, назначении соответствующих сроков изоляции «больных, болевших и здоровых, бывших в соприкосновении с больными»9, проводилась ревакцинация против оспы, отбор ослабленных детей для направления их в летние школьные колонии, существование которых в России началось с 1850 года. Колонии для московских школьников располагались главным образом в Московской и ближайших губерниях, а также в Киевской, Черниговской, Воронежской, на Черном (Гагры, Кабардинка, Амзай, Евпатория) и Балтийском море.

Проблема ухудшения состояния здоровья детей в неблагоприятных условиях школьного обучения волновала не только врачей, но и была в фокусе внимания родительской общественности. Об этом можно судить по тематике заседаний самого известного в дореволюционной России Санкт-Петербургского Родительского кружка, который был создан в 1884 г. Специальная комиссия, в которую вошли члены кружка, предъявляла школам целый ряд серьезных претензий «за то, что они постоянно утомляли детей, нарушали их аппетит, слишком давили на детей во время экзаменов, вызывали целый ряд физических и неврологических проблем, от плохого зрения и осанки до вялости и меланхолии» и рекомендовала организовать «постоянный санитарно-медицинский надзор», проверяющий устройство классов, длину уроков, качество горячих завтраков и т. д.».10

По свидетельству Л.А. Сыркина (1891–1951), известного гигиениста детства, ученика профессора А.В. Молькова (1870–1947), до начала Гражданской войны в России школьно-санитарные врачи имелись приблизительно в 20 городах, и в связи с их нехваткой санитарный надзор часто носил эпизодический или случайный характер. Работа этих врачей ограничивалась «установлением карантина при появлении в школе инфекций, организации оспопрививания, отдельными указаниями по санитарному состоянию школы»11.

Несмотря на очень сложную внутреннюю и внешнюю политическую обстановку, молодое советское государство находит возможность заниматься охраной здоровья детей. Об этом свидетельствует появление в составе Государственной комиссии по просвещению, созданной в ноябре 1917 г., отдела школьной медицины и гигиены [25]. Первая школьно-санитарная инспекция была создана в послереволюционной России при Наркомпросе в 1918 году. Инициатором ее создания совместно с первым наркомом здравоохранения Н.А. Семашко (1918–1930) и первым руководителем инспекции была правительственный комиссар, врач Вера Михайловна Бонч-Бруевич (Величкина) (1868–1918). При ее непосредственном участии были организованы Институт физической культуры и первые в Москве показательные учреждения охраны здоровья детей: детская профилактическая амбулатория, туберкулезный детский диспансер, лесная школа, организовано питание детей в школах. Ее доклад 15 июня 1918 г. на Первом Всероссийском съезде представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих и крестьянских депутатов был озаглавлен: «Охрана здоровья и постановка физического образования». Скоропостижная смерть (она заразилась испанкой, оказывая помощь больной) рано оборвала жизнь широко образованного и очень преданного заботе об охране здоровья детей детского врача и общественного деятеля. О продуктивности работы этого санитарного органа можно судить по сборнику бюллетеней, положений, санитарных опросных листов, декретов и анкет Школьно-санитарного отдела Народного комиссариата здравоохранения «Школьно-санитарное дело в РСФСР» (324 с.), который уже в 1919 году выпустил Комитет памяти В.М. Бонч-Бруевич (Величкиной).

Согласно данным, которые приводит Т.М. Смирнова (2015), «практическое осуществление задач охраны жизни и здоровья детей после октября 1917 г. было возложено на несколько государственных органов: Наркомсобес РСФСР, Наркомпрос РСФСР, Наркомздрав РСФСР, а с февраля 1919 г. к ним добавился Совет защиты детей (СЗД, 4.02.1919–25.03.1921). Четкого разделения функций между ними не было… действовали они несогласованно, зачастую не столько помогая, сколько мешая друг другу» [26].

Довольно скоро появилась необходимость в определении границ компетенции Наркомпроса и Наркомздрава в координации их усилий по охране детского здоровья. По свидетельству Н.А. Береговской (2012), «10 мая 1919 г. на заседании коллегии Наркомздрава было принято Положение об управлении делом охраны здоровья детей (школьная санитария), согласно которому вся забота о подрастающем поколении в смысле социалистического воспитания относилась к ведению Наркомпроса. Забота об охране здоровья детей в младенческом, дошкольном школьном и внешкольном возрасте и их физическое воспитание были отнесены к обязанности Наркомздрава» [25].

Среди приоритетов государственной политики новой власти была названа забота о детях. Это послужило принятию решения о создании уже в ноябре 1917 г. отдела охраны материнства и младенчества в структуре Народного комиссариата государственного призрения. Однако распыленность управлением вопросами охраны детского здоровья не способствовала эффективной работе, и в марте 1920 г. этот отдел был передан в систему органов Наркомата здравоохранения. В этом же году школьно-санитарная инспекция по инициативе Н.А. Семашко была передана в ведение Наркомздрава. На базе объединения отдела охраны материнства и младенчества со школьно-гигиеническим был создан новый орган – Отдел охраны здоровья детей и подростков.

Постановление, завизированное наркомом здравоохранения Н.А. Семашко и наркомом просвещения А.В. Луначарским, обязывало руководство «вести работу Отдела Школьной Санитарии Народного Комиссариата Здравоохранения в самом тесном сотрудничестве с Народным Комиссариатом Просвещения»12. Заинтересованная забота об охране детского здоровья была сформулирована выдающимся организатором отечественного здравоохранения Н.А. Семашко очень образно: «Нельзя строить здание на гнилом фундаменте. Нельзя создавать новое общество без охраны здоровья детей»13.

Тяжелые санитарные последствия в первые послереволюционные годы, когда речь шла о выживании, отодвинули на задний план все другие вопросы сбережения здоровья детей и существенно сузили спектр задач, стоявших перед школьными врачами. Одними из главных документов, которыми они руководствовались, были первые нормативно-правовые акты новой власти: Декрет об учреждении Совета защиты детей под руководством А.В. Луначарского (февраль 1919 г.) и Декрет СНК «О бесплатном питании детей» (май 1919 г.).

Для повышения результативности государственного управления сферой охраны здоровья детей 15.09.1921 был издан Декрет СНК РСФСР «Положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР», согласно которому центром охраны здоровья детей и подростков был признан Отдел охраны здоровья детей и подростков. Отдел должен был не только курировать всю медицинскую и санитарную часть учреждений Наркомпроса, но и заниматься подготовкой кадров по охране здоровья детей.

Для координации работы заинтересованных ведомств, а также «для разрешения вопроса смешанной компетенции и для согласования медико-санитарных мероприятий с общим ходом педагогического процесса» был создан «Совет Охраны Здоровья детей и подростков на паритетных началах представительства Народного Комиссариата Здравоохранения и Народного Комиссариата Просвещения с привлечением в случае надобности представителей других ведомств», а все постановления Совета «по утверждении их заинтересованными ведомствами получают обязательный характер»14.

Важность тесного взаимодействия представителей двух Наркоматов в деятельности по охране здоровья детей отражают такие положения Декрета, как «Вхождение представителей подотделов охраны здоровья детей и подростков Отделов Здравоохранения в соответствующие коллегиальные органы Отделов Народного Образования с решающим голосом» и «участие представителей Отделов Народного Образования в совещаниях школьно-санитарных врачей при Подоздравдетах и в Коллегиях Подоздравдетов, где таковые имеются», «о вхождении врачей по охране здоровья детей в состав педагогических Советов обслуживаемых ими детских учреждений с решающим голосом»15.

Кроме упомянутых выше, вскоре после революционных событий был издан еще ряд важных декретов по охране здоровья детей и подростков. Среди них: «О восьмичасовом рабочем дне» от 29 октября 1917 г. (11 ноября 1917 г.). В нем запрещалось использовать труд детей, не достигших 14 лет, а для подростков до 18 лет продолжительность рабочего дня должна была составлять не более 6 часов. Согласно Декрету от 16 октября 1918 г. все учащиеся школ должны находиться под постоянным (диспансерным) наблюдением врача16. Декретом СНК РСФСР от 13 октября 1922 г. № 842 «О врачебном освидетельствовании рабочих подростков» для всех работающих подростков вводилось обязательное врачебное освидетельствование при приеме на работу, далее не реже одного раза в год и для выявления случаев «несоответствия между состоянием здоровья и тяжестью исполняемой работы». Специальным декретом устанавливалась необходимость достаточных по площади и оборудованных пришкольных участков17.

В 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по вопросам школьной гигиены, на котором были определены обязанности школьно-санитарных врачей: надзор за санитарным состоянием школ, наблюдение за постановкой физического воспитания и школьного питания, борьба с эпидемиями, отбор детей в специальные школы.

Несмотря на то, что в десятках российских городов дореволюционной России уже были созданы санитарные организации, единой санитарно-эпидемиологической службы в стране не существовало. В те годы в понятие «санитарное дело» входили не только санитарные и противоэпидемические мероприятия, сюда относились также охрана материнства и младенчества, борьба с туберкулезом, охрана детей и подростков, физическая культура и санитарное просвещение [27].

15 сентября 1922 года был издан один из первых актов санитарного законодательства – декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики». Эта дата считается днем основания санитарно-эпидемиологической службы. В этом декрете был зафиксирован государственный статус системы санитарного надзора, права и обязанности санитарных органов, ключевые задачи санитарно-эпидемиологической службы. Это послужило важным импульсом создания санитарно-профилактических учреждений. С этого момента вводилась единая организация санитарного дела, стали создаваться санитарно- эпидемиологические станции. Согласно Декрету «О санитарных органах Республики» спектр задач новой службы включал: «санитарную охрану воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, общественного питания, жилищ, мест общественного пользования, мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними, охрану здоровья детей и подростков, санитарное просвещение, охрану труда и санитарную статистику». В нем также указывалось на необходимость развития специализации санитарных врачей.

Для ликвидации острой нехватки врачей-гигиенистов в медицинских институтах были открыты санитарно-профилактические факультеты. Первый из них был открыт в 1930 г. в I Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова. В последующие четыре года такие факультеты были открыты в медицинских вузах Ленинграда, Казани, Перми, Нижнего Новгорода, Томска, Харькова.

15 декабря 1931 г. было принято Положение о школьно-санитарной инспекции. В период второй пятилетки (с 1933 по 1937 г.) работа школьно-санитарной инспекции приобрела особое значение в связи с небывалым ростом строительства учреждений для детей и подростков. Существенно (более чем в 1,7 раза) возросло число школьных врачей (с 2216 в 1932 г. до 3866 чел. в 1937 г.) [23].

На этом этапе законотворческая деятельность по разделу «санитарное законодательство» приобретает очерченный и самостоятельный характер. Меняется идеология санитарных нормативов: для улучшения санитарного обстановки в стране вместо запретительных норм «основой советского санитарного законодательства с первых дней являются нормы положительного порядка» [28].

Всеобщее обязательное начальное обучение детей было введено постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР в 1930 г. После периода разнообразных экспериментов в организации школьного образования в конце 1920-х годов правительством был взят курс на унификацию советской школы. Среди документов этого периода, имеющих значение в том числе и для охраны здоровья детей, явилось постановление СНК РСФСР от 15 февраля 1932 г. «Об упорядочении внутреннего распорядка в массовой школе». В нем указывались недостатки организации школьного обучения: «– недостаточное регулирование учебной нагрузке в школе и дома; – неправильная организация производственного обучения (противоречит требованиям охраны здоровья школьников); – неудовлетворительное физическое воспитание учащихся; – неудовлетворительная организация общественно-полезной работы учащихся».

В отсутствие единых для всей страны санитарных правил этот документ вводил ряд требований, важных с точки зрения охраны здоровья школьников, и закреплял конкретные обязательства наркомата здравоохранения относительно школьной санитарии. Среди требований, которые с полным правом можно отнести в разряд гигиенических, есть, например, такие: установить в школах расписание занятий с учетом учебно-производственной и общественной работы, оградить детей от участия в непосильных для них работах (при прохождении производственного обучения), пересмотреть характер и содержание общественной работы. Ответственность за санитарно-гигиеническое. состояние школьных помещений возлагалась на директоров школ [29].

Для улучшения санитарного состояния и полного охвата санитарным надзором всех отраслей отечественного производства в 1935 г. при Совете народных комиссаров СССР была создана Всесоюзная государственная санитарная инспекция (ВГСИ). Деятельность инспекции была основана на плановом текущем и предупредительном санитарном надзоре. Главный государственный Санитарный Инспектор CССР имел право «издавать в соответствии с действующими законами правила и инструкции о порядке осуществления санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий»18.

Несколько раз меняя свое название и подчинение, эта инспекция просуществовала до 1963 г., когда на основании Постановления Совета министров СССР от 29 октября 1963 г. № 1107 «О Государственном санитарном надзоре в СССР» она была трансформирована в Главное санитарно-эпидемиологическое управление в составе Минздрава СССР. Во ВГСИ был создан школьно-санитарный отдел, что внесло определенность в организацию медицинского обслуживания детского населения. С его организацией система медицинского обслуживания детей была разделена на систему лечебно-профилактической помощи детям и систему школьно-санитарного надзора за детскими учреждениями. В 1938 году отдел возглавила первый школьно-санитарный инспектор Государственной санитарной инспекции СССР профессор Мария Иосифовна Корсунская (1892–1970) – ученица профессора А.В. Молькова. Она же была и первым руководителем отдела школьной гигиены Санитарного института им. Ф.Ф. Эрисмана (ныне Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана) (с 1944 по 1953 г.), созданного по ее инициативе.

Из обобщения первого опыта работы врачей Государственной школьно-санитарной инспекции видно, что их работа проводилась в тесном контакте с педагогами, педиатрами, общественностью, они зачастую не только требовали выполнения предписаний, но и помогали обеспечить надлежащие условия в детских учреждениях, занимались гигиеническим просвещением [30]. Указывалось на важность назначения на должность школьных санитарных инспекторов «опытных врачей, знающих гигиену и эпидемиологию… школьный санитарный инспектор должен быть кроме того и хорошим, теоретически подготовленным администратором. Наиболее квалифицированные работники детского здравоохранения должны идти на столь почетную работу, как школьно-санитарная инспекция» [31].

Начиная с середины 40-х годов ХХ века, оформилось и начало достаточно интенсивно развиваться научное направление, связанное гигиеническими исследованиями факторов учебной среды. На Республиканской научной конференции по гигиене детства, которая состоялась в 1947 году, был очерчен широкий круг наиболее приоритетных проблем школьной гигиены19. Среди них: пересмотр гигиенических норм планировки строительства школ, профессиональных училищ и других детских учреждений под углом зрения педагогических реформ, оценка новых санитарно-технических устройств и источников искусственного освещения и возможности их использования в детских учреждениях, гигиеническая рационализация учебной мебели, пособий, одежды, игрушек и т. д., обоснование мер по снижению утомляемости детей и подростков, рационализация детского питания и режима дня детей, в том числе и в оздоровительных и санаторных учреждениях, вопросы физического воспитания. Это послужило стартом интенсивного накопления научно обоснованных гигиенических нормативов и регламентов для формирования безопасной среды в учреждениях для детей и подростков и нашло свое отражение в различных инструкциях, методических рекомендациях, санитарных правилах20.

Эффективное решение актуальных научных проблем охраны детского здоровья в образовательных и оздоровительных учреждениях невозможно без научного сопровождения. Его весьма успешному развитию способствовало создание в 1959 г. в системе АМН СССР НИИ гигиены детей и подростков [3]. На основании результатов научных исследований, проводимых под руководством Института, были разработаны и внедрены в практическую деятельность органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы страны многие гигиенические нормативы, регламентирующие работу учреждений для детей и подростков. Среди основоположников, теоретиков и крупных организаторов современной отечественной гигиены детей и подростков – профессора А.В. Мольков, С.М. Громбах, Л.М. Сухарева, академик РАМН Г.Н. Сердюковская, академик РАН А.Г. Сухарев, член-корреспондент РАН В.Р. Кучма.

С ростом социально-экономического благополучия в стране, с развитием сети санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) (в 1940 г. в стране было 1943 СЭС, на 1 января 1981 г. в стране функционировало 4888 СЭС, в которых работало около 60 тыс. врачей и других специалистов с высшим образованием)21, укреплением их материально-технической базы произошли значительные изменения объема и характера деятельности врачей по надзору за детскими и подростковыми учреждениями. Основными задачами работы СЭС в области гигиены детей и подростков были: осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями с целью улучшения условий воспитания и обучения детей, условий труда, быта и учебы подростков; анализ санитарного состояния детских учреждений; разработка оздоровительных мероприятий на основе действующего санитарного законодательства.

На всем протяжении развития санитарный надзор, направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей в образовательных учреждениях, в значительной степени базируется на достижениях гигиены детей и подростков как научной дисциплины. В современных условиях обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков включает: «гигиенический контроль условий обучения в соответствии с уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации; гигиенический контроль средств обучения; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации питания в образовательной организации; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации физического воспитания в образовательной организации; профилактические мероприятия; гигиеническое обучение; формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни» [19].

В настоящее время санитарно-эпидемиологический надзор за учреждениями для детей и подростков опирается на весьма обширную нормативно-методическую базу, что позволяет достаточно успешно осуществлять контроль за «традиционными» факторами риска здоровью детей. Однако современный мир меняется очень быстро, развиваются новые технологии, в том числе и педагогические, происходит цифровая трансформация образования, используются новые синтетические материалы для изготовления товаров детского обихода, что сопровождается появлением новых факторов риска здоровью детей. Это требует совершенствования контрольно-надзорной деятельности для своевременного реагирования на новые вызовы.

Заключение. Подытоживая представленную выше информацию, можно сделать вывод о том, что первыми, кто в конце XIX века начал осуществлять санитарный надзор, связанный с образовательными учреждениями для детей, были училищные врачи. Появившиеся в начале ХХ века в России школьно-санитарные организации, а в дальнейшем отделы в городских санитарных бюро крупных городов решали довольно широкий круг задач, который в настоящее время распределен между педиатрами, эпидемиологами, школьными и санитарными врачами.

Данные о состоянии здоровья учащихся определили ряд гигиенически значимых показателей (нормативы площади на одного учащегося, объема воздуха и показателей естественной освещенности в учебных помещениях, размеры школьных парт и др.). Анализ выполнения этих нормативов позволял врачам формировать комплексную оценку «уровня санитарно-эпидемиологического благополучия» школы и составлять планы по его улучшению. Училищные врачи осуществляли не только текущий, но и предупредительный надзор, участвуя в комиссионной оценке проектов зданий школ и других детских учреждений и их приемке по окончании строительства.

В начальный период становления санитарного надзора отсутствие единого для всей страны санитарного законодательства заменяли правительственные акты (декреты, положения, постановления), которые содержали принципиально важные для охраны здоровья детей и подростков гигиенические нормативы.

Фокус внимания санитарного врача с вопросов сохранения жизни детского населения в условиях голода, эпидемий, детской безнадзорности и разрухи послереволюционного времени постепенно смещался на вопросы, связанные обеспечением благоприятных, здоровьесберегающих условий обучения и воспитания, трудовой деятельности и организованного отдыха детей и подростков.

Примечательно, что зарождение и становление службы охраны здоровья детей в условиях детских, прежде всего школьных, учреждений происходило при активном взаимодействии с педагогами, организаторами образования как наиболее продуктивном способе решения задач по охране детского здоровья. Вместе с тем на местах далеко не всегда участие санитарного врача в организации обучения и отдыха детей находило отклик и поддержку со стороны педагогов и организаторов образования.

Важным импульсом развития санитарного надзора по разделу гигиены детей и подростков послужило развертывание в 60-х годах прошлого века научных исследований, которое стало возможным с созданием первого в России профильного научного учреждения – НИИ гигиены детей и подростков. Результаты выполненных исследований не только существенно пополнили арсенал гигиенически значимых показателей и способствовали развитию нормативной базы для санитарного надзора, но и обеспечили научное обоснование особенностей гигиенического нормирования в учреждениях для детей и подростков.

На протяжении всего периода приоритетные задачи санитарно-гигиенического надзора в учреждениях для детей и подростков менялись в зависимости от социально-экономических условий в жизни страны, уровня инфекционной заболеваемости, экономического благополучия, модернизации образования, развития прежде всего смежных отраслей гигиены – эпидемиологии, педагогики, строительной отрасли, правоведения. Это сопровождалось обновлением и совершенствованием нормативной базы, форм и методов санитарного контроля и надзора за учреждениями для детей.

Вместе с тем нельзя не отметить, что обновление и расширение нормативной базы приводит к увеличению и многообразию конфликтных ситуаций, сталкивающих интересы санитарных врачей с интересами педагогов, организаторов образования и детского отдыха, проектировщиков, строителей, производителей детского питания, товаров детского ассортимента, правоведов и т. д. В условиях растущего запроса на эффективность, экономию ресурсов, снижение затрат, попыток увеличения образовательных нагрузок, цифровизации и интенсификации учебной деятельности детей, дефицита инфраструктуры для реализации двигательной активности детей и подростков и т. п. становится принципиально важной приверженность санитарных врачей охране детского здоровья как абсолютной и непреходящей жизненной ценности.

1. Антропова М.В. Школьная гигиена. М.: Медгиз. 1957. 232 с., Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей / Под ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. Москва: Медицина, 1986, 496 с.; Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник / В.Р. Кучма. 3-е изд., доп. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 528 с.

2. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изд., том 22. Москва: Издательство «Советская энциклопедия», 1969–1981 гг.

3. Антропова М.В. Школьная гигиена. М.: Медгиз, 1957. С. 8.

4. Врач-гигиенист. Редактор отдела школьной гигиены журнала «Вестник воспитания». Секретарь (с 1901 г.) и председатель (с 1907 г.) Московской комиссии школьных врачей. До 1931 г. заведовал Московским школьно-санитарным бюро, затем работал в Институте гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 338).

5. Врач К.Д. Белинский. Гигиена Одесского коммерческого училища, учрежденного Г.О. Файгом. Одесса: Типография М. Квасвицкого и А. Баршах-Кондратенко, 1913. 95 с.

6. Обзор школьно-санитарного отдела врачебно-санитарной организации г. Москвы. М.: Городская типография. 1913. 28 с. (стр. 1).

7. Там же, С. 2.

8. Там же, С. 2.

9 Обзор школьно-санитарного отдела врачебно-санитарной организации г. Москвы. М.: Городская типография. 1913. С. 3.

10 Байфорд Э. Родитель, учитель и врач: к истории их взаимоотношений в деле воспитания и образования в дореволюционной России. Новые российские гуманитарные исследования. 2013. № 8. URL: http://nrgumis.ru/articles/archive/2013-8/pedagogika

11 Сыркин Л.А. Гигиена детей и подростков в СССР. Гигиена и санитария. 1937. № 11.

12 Постановление Наркомздрава РСФСР, Наркомпроса РСФСР от 20.09.1918 «Об Отделе Школьной Санитарии Народного Комиссариата Здравоохранения и об Отделах Школьной Санитарии Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов (Положение)».

13 Семашко Н.А. Пять лет борьбы за мать и ребенка // Избранные произведения. М.: Медицина, 1967.

14 Декрет СНК РСФСР «Положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР».

15 Там же.

16 Декрет от 16 октября 1918 года «Об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» (Положение).

17 Декрет ВЦИК и СНК от15 июня 1925 г. «Об оказании содействия школьным и дошкольным учреждениям в удовлетворении их потребностей в земельных участках для игр, физических упражнений и сельскохозяйственного труда».

18 Положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции при Совете Народных Комиссаров Союза ССР. Постановление СНК СССР 26 июля 1935 г.

19 Термин «школьная гигиена» появился во второй половине XIX века. Это было связано с тем, что общественное воспитание и обучение детей проводилось только в школах. Затем ее переименовали, и с 1924 по 1934 г. она называлась «гигиена воспитания». В дальнейшем «школьная гигиена» переросла рамки своего названия». Есть сведения о том, что участники республиканской научной конференции по вопросам школьной гигиены, которая состоялась 17–20 июня 1946 г. в Центральном научно-исследовательском санитарном институте им. Ф.Ф. Эрисмана, высказались за переименование «школьной гигиены» в «гигиену детства» (Материалы конференции, 1947 г.). В 1953 г. под эгидой Министерства здравоохранения СССР состоялось Всесоюзное совещание по вопросам школьной гигиены, на котором настойчиво высказывалась мысль о необходимости отказаться от термина «школьная гигиена» и привести название науки в соответствие с ее содержанием. С 1954 г. в нашей стране эта отрасль гигиены стала называться «гигиена детей и подростков».

20 Материалы республиканской научной конференции по вопросам школьной медицины. Архив ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора.

21 Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ) / Под ред. Б.В. Петровского. 3-е изд. Т. 22. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1969–1981 гг.

 

Список литературы

1. Кучма В.Р. История гигиены и охраны здоровья детей в России (к 250-летнему юбилею Научного центра здоровья детей РАМН). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 13–17.

2. Удальцова К.Ю., Якимова И.А., Ненахов И.Г., Степкин Ю.И. История становления гигиены детей и подростков как научной дисциплины. Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8. № S1. С. 77–78.

3. Кучма В.Р. Шесть десятилетий научного поиска в гигиене детей и подростков. Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 5. С. 573–80. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-5-573-580

4. Фадеев А.В. История развития школьной гигиены детей и подростков в дореволюционной России. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2012. № 6. С. 158–164.

5. Сухарев А.Г., Фокина Н.С., Шелонина О.А., Стан В.В. История становления и развития кафедры гигиены детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования: монография. Москва: ГБОУ ДПО РМАПО. 2015. 141 с.

6. Кучма В.Р., Макарова А.Ю. Гигиена жизнедеятельности детей и подростков – основа благополучия подрастающего поколения россиян (к 90-летию кафедры гигиены воспитания – гигиены детей и подростков Императорского Московского университета – 1-го МГУ – 1-го МГМИ–ММА – первого МГМУ имени И.М. Сеченова). Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. № 5. С. 491–496.

7. Троицкая А.С. Д.Д. Бекарюков о задачах врача в школе. Гигиена и санитария. 1961. № 5. С. 41–46.

8. Кардaшенко В.Н. К 85-летию со дня рождения Альфреда Владиславовича Молькова. Педиатрия. 1955. № 6. С. 59–73.

9. Большакова М.Д. П.М. Ивановский (1885—1953). Гигиена и санитария. 1956. № 7. С. 34–37.

10. Фокина Н.С., Сухарев А.Г. Научное наследие профессора М. И. Корсунской и его значение для развития гигиены детей и подростков в России. Гигиена и санитария. 1996. № 5. С. 42–43.

11. Доскин В.А., Коростелев Н.Б. Сергей Михайлович Громбах – выдающийся гигиенист и историк медицины (к 100-летию со дня рождения). Гигиена и санитария. 2009. № 1. С. 32.

12. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т. Вклад профессора Л.А. Сыркина в разработку методических основ антропометрических исследований детей и подростков. Гигиена и санитария. 2011. № 4. С. 88–91.

13. Сухарева Л.М., Кучма В.Р. Академик Г.Н. Сердюковская и гигиена детей и подростков. Российский педиатрический журнал. 2012. № 3. С. 60–63.

14. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова Н.Э. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 27–32.

15. Молдованов В.В. Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций и его влияние на здоровье школьников: проблемы и пути решения. Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 3 (52). С. 63–66.

16. Молдованов В.В. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Методические подходы к преобразованию организации первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в образовательных организациях: алгоритмы деятельности врача по гигиене детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 5 (314). С. 10–13. doi: 10.35627/2219-5238/2019-314-5-10-13

17. Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Бабина С.В., Камалтдинов М.Р. Санитарно-эпидемиологический надзор: новый этап развития в условиях цифровизации и правовых изменений. Анализ риска здоровью. 2021. № 2. С. 4–16. doi: 10.21668/health.risk/2021.2.01

18. Тапешкина Н.В. Гигиеническое воспитание детей и подростков: история и современность. Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 3 (288). С. 43–46.

19. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Кучма Н.Ю. Гигиена детей и подростков в современной школьной медицине. Гигиена и санитария. 2017. Т. 96. № 11. С. 1024–1028. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-11-1024-1028

20. Кучма В.Р. Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2017. № 8 (293). С. 7–10.

21. Советов С.Е. Выдающийся школьный гигиенист А.С. Вирениус (к 50-летию со дня смерти). Гигиена и санитария. 1960. № 6. С. 44–49.

22. Крачун Г.П. Профессор Н.П. Гундобин (1860– 1908) – выдающийся отечественный ученыйпедиатр: вклад в фундаментальные науки по изучению проблем детского организма; в развитие клинической педиатрии и охраны здоровья детей. Фундаментальные исследования. 2013. № 6-3. С. 769–777.

23. Byford A. Professional cross-dressing: Doctors in education in late imperial Russia (1881–1917). The Russian Review. 2006;65(4):586-616. doi: 10.1111/j.1467-9434.2006.00417.x

24. Поддубный М.В., Шерстнева Е.В., Егорышева И.В. История здравоохранения дореволюционной России (конец XIX–начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 248 c.

25. Береговская Н.А. Правовая политика по охране здоровья детей в первые годы советской власти (голод в Поволжье 1921–1922 годов) // Вестник саратовской государственной юридической академии. 2012. № 1 (83). С. 36–41.

26. Ульянова Г.Н., Смирнова Т.М. Дети страны Советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917–1940 гг. // Российская история. 2020. № 6. С. 204–212. doi: 10.31857/S086956870012956-2

27. Давыдова Т.В. Советское законодательство о здравоохранении в довоенный период (1917–1941 гг.): историко-правовой аспект. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 20. № 11 (151). С. 79–85. doi: 10.20310/1810-0201-2015-20-11(151)-79-85

28. Бычков И.Я. Советское санитарное законодательство за 20 лет. Гигиена и санитария. 1937. № 11. С. 91–99.

29. Шваб М.М. Реформы в системе школьного образования СССР в 30-е гг. XХ в. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-6. С. 58–60.

30. Пинус Ю.И. Роль советской общественности в осуществлении задач школьно-санитарной инспекции. Гигиена и санитария. 1936. № 12. С. 66–68.

31. Темкин Б.И. О путях школьно-санитарной инспекции. Гигиена и санитария. 1936. № 2. С. 66–67.


Об авторах

М. И. Степанова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Россия

д.м.н., профессор, главный научный сотрудник отдела гигиены детей, подростков и молодежи,

ул. Семашко, д. 2, г. Мытищи, Московская обл., 141014



А. С. Седова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Россия

к.м.н., заведующий отделом гигиены детей, подростков и молодежи,

ул. Семашко, д. 2, г. Мытищи, Московская обл., 141014



Рецензия

Для цитирования:


Степанова М.И., Седова А.С. Становление санитарно-гигиенического надзора по разделу «гигиена детей подростков» (к 100-летию основания Государственной санитарно-эпидемиологической службы России). Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(8):7-16. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-7-16

For citation:


Stepanova M.I., Sedova A.S. Rise and Development of Sanitary and Hygienic Surveillance in Pediatric Hygiene: Celebrating the Centenary of the Russian Sanitary and Epidemiological Service. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(8):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-8-7-16

Просмотров: 832


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)