Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск

Сравнительная оценка фактического питания дошкольников при единых подходах в его организации

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-80-87

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Здоровое сбалансированное питание является основой для поддержания и сохранения здоровья в любом возрасте. Выявление причин нарушения в организации питания дошкольников остается сегодня актуальным, так как нарушение основ рационального питания вносит свой вклад в усиление негативных тенденций в состоянии здоровья детей.

Цель исследования – сравнительная оценка фактического питания детей дошкольного возраста двух дошкольных учреждений, работающих по единому меню.

Материалы и методы. Для оценки организации питания проводился сравнительный анализ питания расчетным и индивидуальным весовым методами (весенне-летний период, 2022 год). Объекты исследования – 2 учреждения (№ 1 и 2), 99 детей в возрасте 3–6 лет. Изучено 20 700 порций, проведено 41 580 взвешиваний. Расчет потребляемой пищи проводился по каждому ребенку и в среднем по учреждению. С целью получения информации о качестве предоставляемых услуг по организации питания в детских садах проводился опрос родителей (анкетирование), анкета одобрена на заседании ЛЭК НГИУВ-филиала ФГБОУ ДПО «РМАНПО» (Протокол № 1 от 14.01.2020).

Результаты. Оценка продуктового набора весовым методом показала, что фактическое потребление продуктов питания отличалось от данных меню-раскладок. Рацион питания в детском саду характеризуется несбалансированностью. Натуральные нормы продуктов питания выполнялись в обоих учреждениях только по крупам и бобовым (95–100 %), сокам и фруктам (100 %). Дефицит хлеба составлял от 8 до 28 % рекомендуемых норм потребления, картофеля и овощей – 14 %. Существенные различия по сравнению с меню-раскладками выявлены в потреблении детьми овощей, картофеля, субпродуктов, рыбы, сыра и творога. Общая калорийность рационов была ниже данных меню-раскладок на 6–12 %, белков – от 8 до 18 %, жиров – от 7 до 16 %, углеводов – от 5 до 11 %.

Заключение. Весовой метод показывает более точные данные потребления нутриентов детьми во время пребывания в детском саду. Меню-раскладки дают завышенные показатели по нутриентному составу рационов питания в среднем от 6 до 15 %. Опрос родителей показал, что дети дома не употребляют некоторые блюда из предлагаемого меню, поэтому адаптировать их к рациону питания в детском саду сложнее.

Для цитирования:


Тапешкина Н.В., Матвеева О.В., Ердеева С.В., Кунгурова С.О. Сравнительная оценка фактического питания дошкольников при единых подходах в его организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):80-87. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-80-87

For citation:


Tapeshkina N.V., Matveeva O.V., Erdeeva S.V., Kungurova S.O. Comparative assessment of actual nutrition of preschoolers given uniform approaches to its organization. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):80-87. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-80-87

Введение. Здоровое сбалансированное питание является основой для поддержания и сохранения здоровья человека в любом возрасте1 [1][2]. Организация питания детей должна учитывать анатомо-физиологические особенности растущего организма, ежедневно обеспечивая ребенка необходимым количеством макро- и микронутриентов с пищевыми рационами [3]. Многочисленные исследования по изучению фактического питания детей показывают, что существует много факторов, влияющих на организацию питания в образовательных учреждениях [4–10]. Дети разных возрастных групп, посещающие образовательные учреждения, независимо от форм собственности, региона проживания с рационами питания недополучают как микронутриенты, так и необходимые белки, что сказывается на биорегуляторной функции пищи. Ребенок растет, и именно белки относятся к «строительному материалу» для гормонов и ферментов. Кроме того, питание современных детей имеет в основном липидно-углеводную направленность, несбалансированное [11–14]. Длительные дисбалансы поступления витаминов и микронутриентов с пищей у детей могут привести к развитию алиментарно-зависимых заболеваний. Исследования причин нарушения организации питания у детей остаются и сегодня актуальными. Необходимо определить, почему наши дети до сих пор питаются несбалансированно, в чем причины нежелания ребенка потреблять пищу, которую предлагают в образовательных учреждениях. Организация питания дошкольников программируема, ограничена в рамках реализации разработанных цикличных меню, не зависит от желания ребенка и его вкусовых привычек, она напрямую зависит от образовательного учреждения и родителей. При единых подходах в организации питания дети в разных детских учреждениях относятся к предложенным блюдам по-разному, в одном потребляют пищу с удовольствием, а в другом отказываются от некоторых блюд. Дети относятся к наиболее уязвимой группе населения, поэтому организация у них здоров ого сбалансированного питания остается в приоритете.

Цель исследования: провести сравнительную оценку фактического питания детей дошкольного возраста двух детских дошкольных учреждений, работающих по единому меню.

Материалы и методы. Фактическое потребление пищи детьми предлагаемых рационов питания изучалось на примере двух дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на юге Кемеровской области в период апробации нового единого меню (весенне-летний период, 2022 год), руководители и родители которых дали добровольное согласие провести данное исследование, с общим количеством детей 215 человек. Критерии отбора учреждения: единые меню-раскладки для организации питания детей в ДОУ (разработчик – технолог по питанию), централизованное поступление продуктов питания, наличие условий для приготовления блюд на пищеблоке учреждения, обученный штат сотрудников пищеблока, одинаковая стоимость питания. Критерии включения детей: возраст 3–6 лет, пребывание в ДОУ не менее 12 часов, посещение данных ДОУ не менее 6 месяцев, отсутствие в анамнезе у детей пищевой аллергии, алиментарно-зависимых заболеваний, добровольное согласие родителей. Согласно требованиям критериев включения детей, из общего числа детей, посещающих ДОУ, были отобраны в ДОУ № 1 53 ребенка, в ДОУ № 2 – 46 детей. Сравнительный анализ потребляемого набора продуктов2 детьми в детских садах и среднесуточных норм потребления проводился в соответствии с требованиями санитарного законодательства3, 4. Биологическая ценность рационов проводилась с помощью программы, содержащей базу данных химического состава пищевых продуктов и технологических карт блюд и кулинарных изделий. Первоначально проводился расчет меню-раскладок, затем весовым методом проведено взвешивание порций на электронных весах в течение двух недель каждого приема пищи у каждого ребенка индивидуально до принятия пищи и после еды (остатки). Изучено 20 700 порций, проведено 41 580 взвешиваний. Расчет потребляем ой пищи фиксировался по каждому ребенку и в среднем по ДОУ. На последнем этапе проводилось сравнение потребления блюд детьми в двух учреждениях. Также проходил опрос родителей (анкетирование) о качестве предоставляемых услуг по организации питания (99 родителей), валидированная анкета одобрена на заседании ЛЭК НГИУВ – филиала ФГБОУ ДПО «РМАНПО» (Протокол № 1 от 14.01.2020). Статистическая обработка данных результатов исследования проведена с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 с учетом характера распределения массива данных путем расчета статистических характеристик анализируемых показателей (Ме – медиана; 25-, 75-процентиль-интepквартильный интервал).

Результаты. Для организации питания детей в ДОУ должны соблюдаться определенные условия, без которых детское учреждение функционировать не может. В первую очередь – наличие пищеблока, работающего в соответствие с санитарными требованиями к приготовлению пищи. Второе – своевременное поступление продуктов питания в соответствии с меню, чтобы исключить замены блюд и кулинарных изделий. Третье условие – это персонал кухни. Он должен знать и выполнять требования как санитарного законодательства, так и технологии приготовления блюд. Четвертое – контроль со стороны медицинского работника и заведующей за организацией питания в ДОУ. В двух детских садах, участвующих в исследовании, все эти условия выполнялись. В ДОУ соблюдалась кратность приема пищи, был организован режим дня с выделенным временем для приемов пищи. Разработанное цикличное меню соответствовало требованиям санитарных правил к организации питания, соблюдались разнообразие по составу блюд и рекомендуемый набор продуктов питания. Однако было отмечено присутствие блюд в меню,

когда компонентный состав этих блюд повторялся в течение дня. Так, например, на завтрак давали рисовую запеканку, а в обед на гарнир в тот же день рис отварной; на завтрак – суп молочный с макаронными изделиями, на ужин – макаронные изделия с сыром. Четких требований к составлению рационов в части составляющих блюда продуктов нет, принцип разнообразия хотя и соблюдается, но не в полном объеме. При этом дети хорошо употребляют данные блюда. Кроме того, в меню присутствовали блюда, такие как капуста брокколи в отварном виде, печеночные оладьи, свекольные котлеты, капустная запеканка с мясом, которые дети потребляли неохотно, как показало исследование. Как видно из табл. 1, в рационе питания детей присутствовал весь рекомендуемый среднесуточный набор пищевых продуктов. При изучении набора продуктов, отпускаемого для приготовления пищи детям, по меню-раскладкам установлено, что рекомендуемые нормы потребления (РНП) практически по всем продуктам питания в обоих ДОУ должны выполняться, меню составлено с учетом гигиенических требований.

Таблица 1. Сравнительная характеристика
продуктовых наборов рационов питания дошкольников,
фактически потребляемых в дошкольных организациях, Ме (25; 75)

Table 1. Comparative characteristics of food sets in the children’s diets
actually consumed at preschools, Ме (25; 75)

Пищевой продукт или группа пищевых продуктов / Food products

Рекомендуемая норма потребления (РНП) по СанПиН** / Recommended dietary allowance according to Sanitary Regulations, g**

Данные меню-раскладок (раздача) / Portion size listed on the menu, g

Дошкольное образовательное учреждение № 1 / Preschool No. 1 n = 53

Дошкольное образовательное учреждение № 2 / Preschool No. 2 n = 46

Фактическое потребление вграммах, нетто / Actual net weight, g

% от РНП / % of the recommended dietary allowance

Фактическое потребление вграммах, нетто / Actual net weight, g

% от РНП / % of the recommended dietary allowance

Хлеб пшеничный / Wheat bread

80

80

75 (73; 81)

93 (91; 101)

74 (73; 78)

92 (91; 97)

Хлеб ржаной / Rye bread

50

50

41 (38; 44)

82 (76; 88)*

36 (35; 47)

72 (70; 94)*

Макаронные изделия / Macaroni products

12

14 (12; 18)

14 (13; 19)

116 (108; 150)

13 (13; 18)

108 (108; 150)

Крупы, бобовые / Cereals, beans

43

44 (40; 45)

43 (41; 43)

100 (95; 100)

41 (40; 42)

95 (93; 97)

Картофель / Potato

140

136 (131; 138)

129 (128; 138)*

92 (91; 98)

121 (120; 134)*

86 (85; 95)

Овощи / Vegetables

220

216 (215; 226)

210 (198; 226)*

95 (90; 102)

196 (192; 216)*

89 (87; 98)

Фрукты и ягоды свежие / Fresh fruits and berries

100

100 (96; 102)

100 (98; 103)

100 (98; 103)

100 (97; 102)

100 (97; 102)

Соки фруктовые / Fruit juices

100

100

100

100

100

100

Мясо / Meat

55

55 (51; 56)

51 (49; 53)*

92 (89; 96)

48 (42; 48)*

87 (76; 87)

Птица / Poultry

24

26 (23; 27)

23 (20; 24)*

95 (83; 100)

22 (19; 23)*

91 (79; 95)

Субпродукты (печень) / By-products (liver)

25

21 (19; 24)*

16 (15; 18)*

64 (60; 72)

14 (12; 16)*

56 (48; 64)

Рыба (филе) / Fish (fillet)

37

35 (33; 37)*

30 (27; 31)*

81 (72; 83)

26 (24; 30)*

70 (64; 81)

Молоко, кисломолочные продукты / Milk, fermented milk products

450

428 (421; 430)

408 (405; 416)

91 (90; 92)

401 (398; 403)

89 (88; 90)

Творог / Cottage cheese

40

38 (36; 40)*

36 (34; 40)*

90 (86; 100)

29 (24; 31)*

72 (60; 77)

Сыр / Cheese

6

6

6 (5; 7)*

100 (83; 116)

5 (4; 6)*

83 (67; 100)

Сметана / Sour cream

11

11 (10; 12)

11 (10; 12)

100 (90; 109)

10 (9; 10)

90 (82; 90)

Яйцо / Egg

40

38 (36; 43)*

29 (25; 31)*

72 (62; 77)

21 (20; 24)*

52 (50; 60)

Масло сливочное / Butter

21

23 (21; 24)

20 (19; 21)

95 (90; 100)

19 (19; 20)

90 (90; 95)

Масло растительное / Vegetable oil

11

10 (9; 12)

9 (9; 10)

81 (81; 90)

8 (8; 10)

72 (72; 90)

Кондитерские изделия / Confectionery products

20

24 (21; 27)

23 (22; 25)

115 (110; 125)

22 (22; 24)

110 (110; 120)

Сахар / Sugar

30

31 (30; 34)

30 (29; 36)

100 (97; 120)

28 (28; 33)

93 (93; 110)

Примечание: РНП** – рекомендуемые нормы потребления
по СанПиН 2.3/2.4.3590–20;
* – разница статистически достоверна (p < 0,05).

Notes: ** recommended dietary allowance
as per Sanitary Regulations 2.3/2.4.3590–20; 
* p < 0.05

Фиксировалось только превышение по кондитерским изделиям на 20 %, макаронным изделиям – на 16 %. Оценка продуктового набора по результатам весового метода в обоих детских садах показала, что фактическое потребление продуктов питания отличалось от данных меню-раскладок. Натуральные нормы продуктов питания выполнялись в обоих ДОУ только по крупам и бобовым (95–100 %), сокам и фруктам (100 %). В ДОУ № 1 в рекомендуемом количестве от нормы дети потребляли овощи и птицу (95 %), сметану, масло сливочное, сыр (100 %). Такие продукты питания, как хлеб пшеничный и ржаной, картофель, мясо, субпродукты, рыба, молочные продукты, творог, сыра, яйца, масло растительное, были в дефиците в рационе питания детей, их потребление составляло от нормы 82–93, 92, 92, 64, 81, 91, 90, 72, 81 % соответственно.

В ДОУ № 2 фактическое потребление продуктов питания отличалось по сравнению с первым. Фактическое потребление продуктов питания детьми мяса, птицы, субпродуктов, рыбы, молочных продуктов, творога, сыра, сметаны, яиц, масла растительного составляло от нормы 89, 87, 91, 56, 70, 89, 72, 83, 90, 72 % соответственно. Потребление детьми хлеба пшеничного и ржаного, картофеля, овощей также было ниже. Дефицит хлеба составлял от 8 до 28 % РНП, картофеля и овощей – 14 % РНП.

Существенные различия по сравнению с меню-раскладками выявлены в потреблении детьми таких продуктов питания, как овощи, картофель, субпродукты, рыба, сыр и творог, в двух детских садах.

Фактическое потребление продуктов питания, или «поедаемость блюд», отразилось и на нутриентном составе рационов питания детей.

Расчетный метод изучения меню-раскладок показывает, что нормы физиологической потребности (НФП) по энергетической ценности, основной группе нутриентов у детей в обоих детских учреждениях находятся в диапазоне отклонения от нормы ±5 % (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика
нутриентного состава рационов питания дошкольников,
фактически потребляемых в дошкольных организациях,
Ме (25; 75), % от норм физиологических потребностей

Table 2. Comparison of the nutrient composition
of children’s meals actually taken at preschools,
Ме (25; 75), % of physiological requirement

Нутриенты / Nutrients

Нормы физиологических потребностей (НФП) / Physiological requirements

Данные меню-раскладок (раздача) / Menu data

Дошкольное образовательное учреждение № 1 / Preschool No. 1 n = 53

Дошкольное образовательное учреждение № 2 / Preschool No. 2 n = 46

Фактическое потребление / Actual consumption

% от НФП / % of physiological requirement

Фактическое потребление / Actual consumption

% от НФП / % of physiological requirement

Ме (25; 75)

Ме (25; 75)

Ме (25; 75)

Ме (25; 75)

Калорийность, ккал / Calorie content, kcal

1800

1902

(1793; 1982)

1803

(1781; 1960)

100

(98; 108)

1658*

(1637; 1757)

92

(93; 97)

Белки, г / Proteins, g

54

57 (53; 61)

53 (51; 57)

98 (95; 105)

47 (45; 52)*

87 (83; 96)

Белки животного происхождения, г / Animal proteins, g

35

35 (33; 37)

34 (32; 36)

97 (91; 102)

31 (29; 33)*

88 (82; 94)

Жиры, г / Fats, g

60

65 (62; 69)

61 (55; 62)*

101 (91; 103)

55 (51; 61)*

91 (85; 101)

Жиры растительного происхождения, г / Vegetable fats, g

18

15 (14; 19)

14 (12; 17)

77 (66; 94)

13 (11; 15)

72 (61; 83)

Углеводы, г / Carbohydrates, g

261

272 (253; 288)

260 (244; 268)

99 (94; 103)

244 (239; 269)

94 (92; 106)

Пищевые волокна, г / Dietary fibers, g

20

17 (14; 17)

16 (12; 17)

80 (60; 85)

14 (14; 16)

70 (70; 80)

Тиамин (В1), мг / Thiamine (B1), mg

0,9

0,9 (0,9; 1,0)

0,9 (0,8; 0,9)*

100 (89; 100)

0,8 (0,7; 0,8)*

89(78; 89)

Рибофлавин (В2), мг / Riboflavin (B2), mg

1,0

1,1 (1,0; 1,1)

1,0 (0,9; 1,0)*

100 (90; 100)

0,9 (0,8; 0,9*)

90 (80; 90)

Витамин С, мг / Vitamin C, mg

50

54 (53; 61)

51 (50; 62)

102 (100; 124)

46 (43; 58)

92 (86; 116)

Ниацин (РР), мг / Niacin (PP), mg

11,0

11 (10; 11)

10 (9; 11)

91 (81; 100)

9 (9; 10)

81 (81; 91)

Витамин А, мкг рет. экв. / Vitamin A, μg RE

500

530 (518; 580)

480 (471; 545)

96 (94; 109)

456 (421; 478)*

91 (84; 95)

Кальций, мг / Calcium, mg

900

902 (891; 932)

811 (801; 902)*

90 (89; 101)

729 (716; 872)*

81 (79; 96)

Фосфор, мг / Phosphorus, mg

800

1121

(1109; 1238)

1014

(987; 1026) *

126

(123; 128)

926

(912; 951)*

115

(114; 118)

Магний, мг / Magnesium, mg

200

242 (224; 261)

231 (224; 249)

115 (112; 124)

216 (204; 231)

108 (102; 115)

Железо, мг / Iron, mg

10

13 (11; 15)

10 (10; 12)

100 (100; 120)

9 (9; 11)

90 (90; 110)

Примечание:* – уровень значимости отличий фактического потребления
от данных по меню-раскладкам, p < 0,05.

Notes: *p < 0.05, compared with menu data.

Согласно меню-раскладкам в среднем за 2 недели вклад в энергетическую ценность рационов белков составил 12,1 %, жиров – 30,7 %, углеводов – 57,2 % при рекомендуемых величинах 12–15, 30–32 и 55–58 % соответственно. При рекомендованном в рационе соотношении белков, жиров и углеводов 1 : 1,1 : 4,8 по меню-раскладкам оно составляло 1 : 1,1 : 4,7. После проведения исследования весовым методом в обоих детских садах выявлено, что фактическое потребление блюд отражается на показателях пищевой ценности рациона. В ДОУ № 1 калорийность составила 1803 ккал, в ДОУ № 2 – 1658 ккал, что соответствует 100 % выполнения НФП и 92 % нормы соответственно. Поступление

общих белков с пищей у детей ДОУ № 1 составило 98 % от НФП, в ДОУ № 2 выявлен их дефицит поступления с фактически потребленной пищей на 13 % от физиологической потребности. В обоих детских учреждениях выявлен недостаток поступления белков животного происхождения от 3 до 12 % от нормы, жиров растительного происхождения – от 23 до 28 %.

Весовой метод показал, что в ДОУ № 1 вклад в энергетическую ценность рационов составлял по белкам 11,7 %, жирам – 30,4 %, углеводам – 57,9; в ДОУ № 2 по белкам – 11,3 %, жирам – 29,8 %, углеводам – 58,9 при рекомендуемых величинах 12–15, 30–32 и 55–58 % соответственно. В ДОУ № 1 вклад основных нутриентов практически соответствует нормативным показателям, чуть снижена общая белковая составляющая, в ДОУ № 2 выявлен дефицит поступления как белковой, так и жировой составляющей рациона. В совокупности рационы не были сбалансированы по макронутриентному составу. В обоих детских садах установлен дефицит потребления пищевых волокон с пищей от 20 до 30 %. По результатам весового метода установлено, что фактический рацион в ДОУ № 2 не обеспечивал организм ребенка достаточным количеством витаминов В1, В2, С, А, в среднем их содержание составляло 0,8 мг, 0,9 мг, 46 мг, 456 мкг ретинолового эквивалента, а также кальция – 729 мг. В ДОУ № 1 фактическое поступление микронутриентов было в пределах допустимых отклонений от физиологической потребности.

Чтобы понять причины выявленного нутриентного дисбаланса в рационе детей и такого фактического потребления блюд в период пребывания в ДОУ № 2, был проведен опрос родителей о качестве блюд в предлагаемых меню детского сада, а также используемых продуктах, потребляемых блюд и кулинарных изделий дома на ужин. В результате анкетирования родителей было установлено, что в ДОУ № 2, по мнению ребенка, со слов родителей, «пища была невкусной», 16 родителей (35 % из числа опрошенных в данном ДОУ) пробовали свекольные котлеты, капустную запеканку с мясом, именно те блюда, которые не ели дети. Родители этих детей остались не удовлетворены качеством блюд, им тоже они не понравились, слишком «пресные». Кроме того, из опроса установлено, что практически 43 % родителей ДОУ № 2 (29 человек) дома предпочитают более соленую пищу, не готовят запеканки и «не понимают, зачем нужно давать детям свекольные котлеты». Включать ребенку в рацион питания дома ржаной хлеб планируют только 42,6 % из числа всех опрошенных родителей (24 человека), объясняя это тем, что «дети лучше едят свежую выпечку, мягкий белый хлеб из пекарни».

Обсуждение. Практически всегда при оценке питания в организованных коллективах применяется расчетный метод изучения питания по меню-раскладкам. Данный метод прост для работы, однако дает неполноценную картину о фактическом питании детей в период пребывания в образовательных учреждениях [15][16]. Кроме того, не зная причины отказа ребенка употреблять ту или иную пищу в ДОУ, мы не сможем своевременно принять управленческие решения. В ходе исследования было установлено, что, в ДОУ имелись одинаковые технологические условия для организации питания и приготовления блюд по единому меню с одинаковым продуктовым набором, однако дети потребляли приготовленную пищу по-разному. И всегда стоит вопрос – кто виноват, что ребенок не ест, детский сад или сами родители? В ДОУ № 1 дети потребляли предлагаемые им блюда лучше и практически съедали всё, тем самым и поступление столь необходимых их растущему организму пищевых веществ было выше, в ДОУ № 2 многие блюда шли в отходы, а значит, и ребенок недополучал макро- и микронутриенты в полном объеме. Вкусовые качества блюд – это, наверное, первое, на что обращает внимание ребенок. Если в домашнем питании у ребенка не присутствуют те или иные продукты и блюда, а также в семье привыкли употреблять более соленую пищу, данный факт будет являться первоначальной причиной отказа детей от предлагаемых блюд в рационе ДОУ. В данном случае говорить о некачественном приготовлении блюд в ДОУ № 2 нельзя, так как вкусовые предпочтения у всех разные, а пищевые стереотипы у детей складываются в семье [17–25]. Недостаток витамина РР в фактически съеденном рационе, скорее всего, связан с тем, что дети плохо потребляют блюда из печени, свекольные котлеты, ржаной хлеб, а также другие, по их мнению, «невкусные блюда», а ведь данный витамин необходим, он участвует во многих окислительно-восстановительных реакциях, образовании ферментов, углеводно-липидном обмене. Следствием установленных различий между фактическим потреблением пищи и единым меню стало то, что дети в полном объеме не потребляли предложенные им блюда и кулинарные изделия. Общая калорийность рационов в детских садах была снижена на 6–12 % в сравнении с меню-раскладками, потребление белков – на 8–18 %, жиров – 7–16 %, углеводов – 5–11 %. По микронутриентному составу более дефицитно было фактическое питание у детей ДОУ № 2, поступление витаминов с пищей у них составляло в среднем 88 % от физиологических норм. Говорить о том, что дети «не доедают» в течение дня, нельзя, так как у всех детей, как показал опрос родителей, организован вечерний ужин. Исходя из этого, калорийность суточного рациона у многих будет выше физиологической нормы, а несбалансированность в питании еще больше приведет к дисбалансу поступления макро- и микронутриентов. Родители не прислушиваются к рекомендациям медицинских работников по организации питания в вечернее время, в 68,6 % случаев (67 человек) родители не обращают внимания на ежедневные меню, вывешенные в группах.

Выводы

  1. Оценка фактического питания детей в дошкольных организациях, проведенная двумя методами (по меню-раскладкам и с применением весового метода), позволила более объективно определить потребление блюд и кулинарных изделий, предлагаемых детям в ДОУ, установить обеспеченность пищевыми продуктами, пищевыми веществами и энергией на индивидуальном уровне.
  2. В детских дошкольных учреждения в результате сниженного уровня фактического потребления блюд и кулинарных изделий, изготовленных из биологически ценных продуктов, а в ряде случаев и отказа от них формируется дефицит поступления в организм ребенка основных макронутриентов, ряда витаминов, кальция и железа.
  3. Выявленный дефицит пищевых веществ обусловлен низким уровнем потребления таких групп продуктов, как рыба и рыбопродукты (дефицит – от 19 до 30 %), мясо и мясопродукты (дефицит – от 22 до 29 %), творога (дефицит – от 10 до 28 %), яиц (дефицит – от 28 до 48 %).
  4. В домашней среде не учитываются возрастные особенности дошкольников, поэтому адаптировать таких детей к рациону питания в ДОУ сложнее. Пищевые стереотипы, сформированные в семье, такие как потребление «быстрых» углеводов с белым хлебом и мучными изделиями из белой муки, досаливание пищи, впоследствии могут стать причиной развития заболеваний, связанных с алиментарным фактором. Пищевое поведение детей дошкольного возраста остается зависимым от семьи, а значит, существует необходимость проведения медицинскими работниками образовательных учреждений обучающих семинаров для родителей по организации здорового питания дома.

1. О состоянии здорового питания в Российской Федерации: доклад. Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020. 118 с.

2. СанПиН 2.3/2.4.3590–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32.

3. МР 2.3.1.0253–21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2021.

4. Скурихин И.М., Тутельян В.А., ред. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник. М.: ДеЛи принт, 2002.

Список литературы

1. Попова А.Ю., Тутельян В.А., Никитюк Д.Б. О новых (2021) Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации // Вопросы питания. 2021. Т. 90. № 4. С. 6–19. DOI: 10.33029/0042-8833-2021-90-4-6-19

2. Валина С.Л., Штина И.Е., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Изучение особенностей питания учащихся младшего школьного возраста при наличии альтернативного меню // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 11. С. 1272–1278. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-11-1272-1278

3. Иванова И.Л., Важенина А.А., Транковская Л.В., Скварник В.В. Региональные аспекты питания детского населения в условиях Приморского края // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 32–37. DOI: 10.35627/2219-5238/2019-320-11-32-37

4. Петрова С.Н., Ещенко А.Р., Минеева Е.М. О жировой составляющей питания дошкольников // Техника и технология пищевых производств. 2019. Т. 49. № 4. С. 621–628. DOI: 10.21603/2074-9414-2019-4-621-628

5. Богомолова И.К., Емельянова О.Н., Пискунова О.Г. Анализ фактического питания детей дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих в г. Чите // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2020. Т. 22. № 2. С. 19–25. DOI: 10.26787/NYDHA-2686-6838-2020-22-2-19-25

6. Лебедева У.М., Гмошинская М.В., Пырьева Е.А. Питание детей дошкольного и школьного возраста: состояние проблемы // Фарматека. 2021. Т. 28. № 1. С. 27–33. DOI: 10.18565/PHARMATECA.2021.1.27-33

7. Лебедева У.М., Баттахов П.П., Степанов К.М., Лебедева А.М., Занковский С.С., Булгаков Л.И. и др. Организация питания детей и подростков на региональном уровне. Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 6. С. 48–56. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10066

8. Сенькевич О.А., Плотоненко З.А., Лемещенко О.В., Марега Л.А., Сидоренко С.В. Приверженность матерей рекомендациям по правильному питанию детей и «недетские» продукты в рационе детей раннего возраста // Вопросы детской диетологии. 2018. Т. 16. № 4. С. 20–27. DOI: 10.20953/1727-5784-2018-4-20-27

9. Куликова А.С., Титова И.М. Анализ пищевой и энергетической ценности меню некоторых муниципальных дошкольных образовательных учреждений Калининградского региона // Вопросы питания. 2019. Т. 88. № 1. С. 71–76. DOI: 10.24411/0042-8833-2019-10008

10. Денисова Н.Н., Кешабянц Э.Э., Мартинчик А.Н. Анализ режима питания и продуктовой структуры суточного рациона детей 3–17 лет в Российской Федерации // Вопросы питания. 2022. Т. 91. № 4. С. 54–63. DOI: 10.33029/0042-8833-2022-91-4-54-63

11. Мартинчик А.Н., Кешабянц Э.Э., Камбаров А.О., Пескова Е.В., Брянцева С.А., Базарова Л.Б. и др. Кальций в рационе детей дошкольного и школьного возраста: основные пищевые источники и факторы, влияющие на потребление // Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 2. С. 24–33. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10015

12. Тутельян В.А. Здоровое питание для общественного здоровья // Общественное здоровье. 2021. Т. 1. № 1. С. 56–64. DOI: 10.21045/2782-1676-2021-1-1-56-64

13. Булатова Е.М., Бутько П.В., Шабалов А.М. Нарушение пищевого поведения как предиктор ожирения и метаболического синдрома: возможна ли профилактика? // Педиатр. 2019. Т. 10. № 3. С. 57–61. DOI: 10.17816/PED10357-61

14. Мартинчик А.Н., Кешабянц Э.Э. Анализ факторов риска алиментарно-зависимых заболеваний у детей 3-19 лет // Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 5 приложение. С. 142–143. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10242

15. Ямбулатов А.М., Устинова О.Ю. Гигиеническая оценка факторов среды обитания, формирующих нарушения обеспеченности витаминами детей дошкольного возраста // Анализ риска здоровью. 2018. № 4. С. 66–74. DOI: 10.21668/HEALTH.RISK/2018.4.07

16. Тапешкина Н.В., Филимонов С.Н., Коськина Е.В., Почуева Л.П., Попкова Л.В., Свириденко О.А. Гигиеническая оценка питания дошкольников, проживающих в моногороде // Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 7. С. 712–718. DOI: 10.33029/0016-9900-2020-99-7-712-718

17. Дракина С.А., Перевощикова Н.К. Питание как фактор адаптации детей ясельного возраста к детскому образовательному учреждению // Мать и дитя в Кузбассе. 2017. Т. 71. № 4. С. 9–16.

18. Иванова И.Л., Важенина А.А., Транковская Л.В., Скварник В.В. Региональные аспекты питания детского населения в условиях Приморского края // Здоровье населения и среда обитания. 2019. № 11 (320). С. 32–37. DOI: 10.35627/2219-5238/2019-320-11-32-37

19. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Культура питания российского населения (по результатам социологического исследования) // Здоровье населения и среда обитания. 2022. Т. 30. № 2. С. 13–22. DOI: 10.35627/2219-5238/2022-30-2-13-22

20. Драпкина О.М., Неустроев С.С., Фролова Е.Б. и др. Методология изучения рациона питания и поведенческих привычек населения для оценки приверженности здоровому образу жизни // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22. № 4. С. 43–50. DOI: 10.17116/PROFMED20192204143

21. Гарифулина Л.М., Холмурадова З.Э., Лим М.В., Лим В.И. Психологический статус и пищевое поведение у детей с ожирением // Вопросы науки и образования. 2020. № 26 (110).С. 45–50.

22. Горелова Ж.Ю., Филиппова С.П., Соловьева Ю.В. и др. Роль семьи и школы в формировании пищевого поведения учащихся Москвы и Алтайского края // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 6. С. 63–67. DOI: 10.17116/PROFMED20182106163

23. Delgado-Floody P, Caamaño-Navarrete F, Bustos-Barahona R, González-Rivera J, Jerez-Mayorga D. The social and psychological health of children is associated with Mediterranean diet adherence items, cardiorespiratory fitness, and lifestyle. Nutr Hosp. 2021;38(5):954-960. doi: 10.20960/nh.03629

24. Dorado JB, Azaña GP, Viajar RV, et al. Assessing school-lunch feeding and nutrition education strategy for healthier kids in selected Philippine public schools. Nutr Health. 2020;26(3):231-242. doi: 10.1177/0260106020930466

25. Sobek Carolin, Ober Peggy, Abel Sarah, et al. Purchasing behavior, setting, pricing, family: Determinants of school lunch participation. Nutrients. 2021;13(12):4209. doi: 10.3390/nu13124209


Об авторах

Н. В. Тапешкина
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»; Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей – филиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России
Россия

Тапешкина Наталья Васильевна – д.м.н., доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории экологии человека и гигиены окружающей среды ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»; профессор кафедры гигиены, эпидемиологии и здорового образа жизни НГИУВ – филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

ул. Кутузова, д. 23, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654041

пр. Строителей, д. 5, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654005



О. В. Матвеева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»
Россия

Матвеева Оксана Владимировна – и.о. главного врача клиники

ул. Кутузова, д. 23, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654041



С. В. Ердеева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»
Россия

Ердеева Светлана Васильевна – заведующая научно-консультативным отделением клиники

ул. Кутузова, д. 23, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654041



С. О. Кунгурова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний»
Россия

Кунгурова Софья Олеговна – заместитель главного врача по клинико-экспертной работе

ул. Кутузова, д. 23, г. Новокузнецк, Кемеровская область, 654041



Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Тапешкина Н.В., Матвеева О.В., Ердеева С.В., Кунгурова С.О. Сравнительная оценка фактического питания дошкольников при единых подходах в его организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2023;31(8):80-87. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-80-87

For citation:


Tapeshkina N.V., Matveeva O.V., Erdeeva S.V., Kungurova S.O. Comparative assessment of actual nutrition of preschoolers given uniform approaches to its organization. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2023;31(8):80-87. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2023-31-8-80-87

Просмотров: 1119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)