Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Гигиеническая характеристика режима дня кадетов казачьего корпуса

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-40-45

Полный текст:

Аннотация

Введение. В современных условиях отмечается большое количество гигиенических факторов, участвующих в формировании здоровья детей и подростков. Обучение детей происходит в образовательных организациях различного типа, что в первую очередь отражается на образе жизни и характеристике режима дня. Особое место в структуре образовательных организаций, активно влияющих на здоровье детей, занимают кадетские корпуса. Круглосуточное пребывание на территории образовательного учреждения формирует условия, при которых факторы внутришкольной среды становятся основными в формировании здоровья ребенка.
Цель исследования: гигиеническая оценка режима дня кадетов казачьего корпуса Астраханской области.
Материалы и методы. Проведен анализ режима дня кадетов казачьего корпуса 5–11-го классов на основе утвержденного распорядка дня казачьего кадетского корпуса Астраханской области за 2020–21 учебный год. Проанализированы: уровень учебной нагрузки с оценкой продолжительности уроков и перерывов между ними; уровень физической нагрузки; режим питания с учетом продолжительности времени, отведенного на прием пищи; продолжительность ночного сна, а также время на внеурочную деятельность и отдых.
Результаты. Режим дня кадетов характеризуется наличием и оптимальным чередованием всех компонентов. Интенсивность учебной нагрузки не учитывает возраст кадетов. При этом установлена недостаточность пребывания кадетов на свежем воздухе и продолжительности ночного сна. Положительным компонентом является уровень физической активности, значительно превышающий таковой школьников средних образовательных школ, и ограничение использования гаджетов.
Заключение. Дальнейшее изучение условий формирования учебно-воспитательного процесса кадетских корпусов позволит устранить выявленные недостатки в кадетской системе образования и создать оптимальные условия для рациональной организации режима дня детей и подростков.

Об авторах

Г. А. Яманова
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Яманова Галина Александровна – ассистент кафедры общей гигиены

ул. Бакинская, д. 121, г. Астрахань, 414000



А. А. Антонова
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Антонова Алена Анатольевна – к.м.н., доцент, доцент кафедры общей гигиены

ул. Бакинская, д. 121, г. Астрахань, 414000



Список литературы

1. Грицина О.П., Транковская Л.В. Лисецкая Е.А., Тарасенко Г.А. Особенности режима и качества сна современных школьников // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2019. № 2 (78). С. 13–16. doi: 10.5281/zenodo.3262052

2. Скоблина Н.А., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А., Булацева М.Б. Особенности режима дня и образа жизни современных старших школьников // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 2. С. 44–51.

3. Девришов Р.Д., Коломин В.В., Филяев В.Н., Кудряшева И.А. Гигиенические аспекты воздействия факторов среды обитания на формирование здоровья учащихся // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. № 27 (4). С. 530–535.

4. Кучма В.Р. Риск здоровью обучающихся в современной российской школе // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 4. С. 11–19.

5. Иванова И.Е., Родионов В.А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях // Практическая медицина. 2019. № 17 (5). С. 107–109.

6. Huang KY, Cheng S, Theise R. School contexts as social determinants of child health: current practices and implications for future public health practice. Public Health Rep. 2013;128(Suppl 3):21-28. doi: 10.1177/00333549131286S304

7. Сухарева Л.М., Кучма В.Р. Степанова М.И., Александрова И.Э., Шумкова Т.В. Новые подходы к гигиенической оценке условий и режимов обучения в общеобразовательных учреждениях // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 4–5.

8. García Bacete FJ, Marande Perrin G, Schneider BH, Blanchard C. Effects of school on the well-being of children and adolescents. In: Ben-Arieh A, Casas F, Frønes I, Korbin JE, eds. Handbook of Child Well-Being. Springer, Dordrecht; 2014:1251-1305. doi: 10.1007/978-90-481-9063-8_149

9. Behzadkolaee SM, Mirmohammadi ST, Yazdani J, et al. Health, safety and environment conditions in primary schools of Northern Iran. J Nat Sci Biol Med. 2015;6(1):76-79. doi:10.4103/0976-9668.149094

10. Davis R, Weisz S. Connecting health and education so children can learn and thrive. Stanf Soc Innov Rev. 2019;17(3):A6–A8. doi: 10.48558/5T81-8E90

11. Lowry C, Stegeman I, Rauch F, Jani A. Modifying the school determinants of children’s health. J R Soc Med. 2022;115(1):16-21. doi: 10.1177/01410768211051718

12. Li J, Mattes E, Stanley F, McMurray A, Hertzman C. Social determinants of child health and well-being. Health Sociol Rev. 2009;18(1):3-11. doi: 10.5172/hesr.18.1.3

13. Foster CE, Horwitz A, Thomas A, et al. Connectedness to family, school, peers, and community in socially vulnerable adolescents. Children Youth Serv Rev. 2017;81:321–331. doi: 10.1016/j.childyouth.2017.08.011

14. Яманова Г.А., Сердюков В.Г., Антонова А.А. Милюченкова Л.А., Ширинова З.Р. Эффективность мониторинга и оздоровления детского населения в образовательной среде // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2021. № 1 (77). С. 173–177. 10.19163/1994-9480-2021-1(77)-173-177

15. Айзман Р.И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 5 (26). С. 72–82.

16. Камилова Р.Т., Мавлянова З.Ф., Абдусаматова Б.Э. Сравнительная санитарно-гигиеническая оценка условий обучения в разных типах образовательных учреждений // Медицина и экология. 2016. № 4 (81). С. 71–75.

17. Макарова В.И., Павлова А.Н. Макарова А.И. Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы // Экология человека. 2020. № 7. С. 40–46.

18. Resaland G, Aadland E, Moe VF, Kolotkin RL, Anderssen SA, Andersen JR. Effects of a physical activity intervention on schoolchildren’s health-related quality of life: The active smarter kids (ASK) cluster-randomized controlled trial. Prev Med Rep. 2018;13:1-4. doi: 10.1016/j.pmedr.2018.11.002

19. Лобанова Э.Н. Формирование культуры здорового образа жизни // Вестник науки и образования. 2021. № 5 (108). С. 49–54

20. Bates CR, Bohnert AM, Gerstein DE. Green schoolyards in low-income urban neighborhoods: Natural spaces for positive youth development outcomes. Front Psychol. 2018;9:805. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00805

21. Ishihara T, Nakajima T, Yamatsu K, Okita K, Sagawa M, Morita N. Relationship of participation in specific sports to academic performance in adolescents: A 2-year longitudinal study. Scand J Med Sci Sports. 2020;30(8):1471-1482. doi: 10.1111/sms.13703

22. Иванова Е.И. Планирование воспитательной работы в казачьих кадетских классах общеобразовательной школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. № 3. С. 164–167.

23. Боброва Г.В. Значимость занятий спортом в военном самоопределении кадет // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 6 (148). С. 29–36.

24. Романенко С.П. Оценка питания и двигательной активности детей в образовательных организациях кадетского типа // Гигиена и санитария. 2020. № 1 (99). С. 63–68. doi:10.33029/0016-9900-2020-99-1-63-68.

25. Терехова А. А. Анализ состояния организации питания курсантов кадетского корпуса // Парадигма. 2019. № 3. С. 84–91.

26. Терехова Е.А. Физиолого-гигиеническая характеристика условий обучения и воспитания и их влияние на состояние здоровья обучающихся президентского кадетского училища [Текст]: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.02.01 / Терехова Елена Алексеевна; «Оренбургский государственный медицинский университет. Пермь, 2017. 24 с.

27. Рвачева О.В. Движение за возрождение казачества на юге России в начале 1990-х гг.: организационные формы, идеи и участники процесса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. Т. 21. № 4. С. 124–134. doi: 10.15688/jvolsu4.2016.4.13


Рецензия

Для цитирования:


Яманова Г.А., Антонова А.А. Гигиеническая характеристика режима дня кадетов казачьего корпуса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(6):40-45. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-40-45

For citation:


Yamanova G.A., Antonova A.A. Hygienic Characteristics of the Daily Routine of Cadets of the Cossack Corps. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(6):40-45. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-40-45

Просмотров: 30


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)