Preview

Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Гигиеническая оценка дистанционного обучения учащихся школ и гимназий Нижнего Новгорода

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-32-39

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современные модели обучения в образовательных организациях, включающие дистанционный формат, могут сопровождаться негативными изменениями в состоянии здоровья учащихся.
Цель исследования: гигиеническая оценка дистанционного обучения учащихся общеобразовательных школ и гимназий.
Материалы и методы. Разработанная авторская анкета «Влияние дистанционного обучения на функциональное состояние и здоровье учащихся» состояла из трех блоков: учебная деятельность, режим дня, оценка самочувствия. Проанкетировано 3026 учащихся 5–9-х классов 8 школ и 5 гимназий Нижнего Новгорода в последний месяц учебного года (2020 г.). Материалы исследования подвергнуты статистической обработке с использованием программы IBM SPSS Statistics.
Результаты. Дистанционное обучение включало оnline-, offline-уроки (70,7 %) и задания для самостоятельного обучения (чаще в школах по сравнению с гимназиями). Продолжительность использования электронных устройств превышала 6 часов в день у учащихся средней школы. Большинство учащихся школ (73,4 %) и гимназий (67,0 %) отметили увеличение объема домашних заданий по сравнению с очным обучением. Значительно снизилась продолжительность пребывания детей на свежем воздухе. Отмечено преобладание пассивного отдыха над двигательной активностью. Преобладали жалобы на ухудшение самочувствия: боли в спине, запястье, головные боли, которые чаще отмечали учащиеся школ по сравнению с учащимися гимназий.
Выводы. Полученные результаты позволяют отметить, что дистанционный формат обучения изменил образ жизни школьников и гимназистов. Отмечено увеличение использования электронных устройств, преобладание статических видов деятельности, развитие отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата и органа зрения. Школьники в большей степени отметили негативные последствия дистанционного обучения по сравнению с учащимися гимназий.

Об авторах

Е. С. Богомолова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Богомолова Елена Сергеевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены, проректор по учебной работе

пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603950



Н. В. Котова
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Котова Наталья Валерьевна – к.м.н., доцент, доцент кафедры гигиены

пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603950



Е. О. Максименко
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Максименко Екатерина Олеговна – к.м.н., доцент, доцент кафедры гигиены

пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603950



Е. А. Олюшина
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Олюшина Екатерина Анатольевна – к.м.н., доцент, доцент кафедры гигиены

пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603950



К. А. Лангуев
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России
Россия

Лангуев Константин Александрович – аспирант, ассистент кафедры гигиены

пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, г. Нижний Новгород, 603950



Е. В. Кокурина
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области»
Россия

Кокурина Екатерина Владимировна – специалист

ул. Кулибина, д. 11, г. Нижний Новгород, 603022



Список литературы

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. и др. Научные основы и технологии обеспечения гигиенической безопасности детей в «цифровой школе» // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 12. С. 1385–1391. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-12-1385–139.

2. Андреев А.А. Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация Москва : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 1999. 196 с.

3. Кучма В.Р., Степанова М.И., Поленова М.А. и др. О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 2. С. 4–13.

4. Куликова Т.А. Поддубная Н.А. Инструментальные средства реализации дистанционных образовательных технологий // Стандарты и мониторинг в образовании. 2019. Т. 7. № 1. С. 32–35. doi: 10.12737/article_5c-540d3049a748.60754182

5. Мусина В.Е., Попова Я.В., Провоторов В.Э. Дистанционное обучение школьников в образовательной организации: за и против // Наука и образование в условиях цифровой экономики: мировой опыт и национальные приоритеты: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.). 2020. С. 63–67.

6. Глебова И.А. Проблема подготовленности школьников к обучению в дистанционной форме // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXI Международной научно-практической конференции. Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 2020. С. 329–333.

7. Sadeghi M. A shift from classroom to distance learning: Advantages and limitations. IJREE. 2019;4(1):80–88. doi: 10.29252/ijree.4.1.80

8. Martin F, Sun T, Westine CD. A systematic review of research on online teaching and learning from 2009 to 2018. Comput Educ. 2020;159:104009. doi: 10.1016/j.compedu.2020.104009

9. Pham H-H, Ho T-T-H. Toward a ‘new normal’ with e-learning in Vietnamese higher education during the post COVID-19 pandemic. High Educ Res Dev. 2020;39(7):1327-1331. doi: 10.1080/07294360.2020.1823945

10. Попов В.И., Милушкина О.Ю., Маркелова С.В. и др. Оценка гигиенических рисков для здоровья участников образовательного процесса в период активного внедрения дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования и здоровья обучающихся : Монография / Под редакцией В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. Москва: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020. С. 60–80.

11. Марчук Н.А., Гульманов Н.К. Особенности дистанционного обучения школьников // Молодой учёный. 2020. № 33 (323). С. 123–126.

12. Соколова Н.В. Гончарова Д.Г. Гигиенические аспекты учебного процесса в условиях дистанционного обучения // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования : Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 декабря 2020 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. С. 225–227.

13. Palvia S, Aeron P, Gupta P, et al. Online education: Worldwide status, challenges, trends, and implications. J Glob Inf Technol Manag. 2018;21(4):233-241. doi:10.1080/1097198X.2018.1542262

14. Jebbour M. The unexpected transition to distance learning at Moroccan universities amid COVID-19: A qualitative study on faculty experience. Soc Sci Humanit Open. 2022;5(1):100253. doi: 10.1016/j.ssaho.2022.100253

15. Фетисова Е.Ю. Миленин Н.С., Сеник А.И. Изучение влияния дистанционного обучения в условиях пандемии на здоровье обучающихся // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2020. Т. 2. С. 109–115.

16. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. и др. Влияние электронных устройств на физическое развитие современной молодёжи и рекомендации по регламенту их использования // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2019. № 4. С. 87–94.

17. Özkaral T, Bozyiğit R. Social studies and geography teacher candidates’ views on coronavirus (COVID 19) and online education process. Rev Int Geogr Educ Online. 2020;10(3):467-484. doi: 10.33403/rigeo.756757

18. Iivari N, Sharma S, Ventä-Olkkonen L. Digital transformation of everyday life – How COVID-19 pandemic transformed the basic education of the young generation and why information management research should care? Int J Inf Manage. 2020;55:102183. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102183

19. Kerres M. Against all odds: Education in Germany coping with COVID-19. Postdigit Sci Educ. 2020;2:690-694. doi: 10.1007/s42438-020-00130-7

20. Шибкова Д.З., Байгужин П.А., Герасёв А.Д., Айзман Р.И. Влияние технологий цифрового обучения на функциональные и психофизиологические ответы организма: анализ литературы // Science for Education Today. 2021. Т. 11. № 3. С. 125–141. doi: 10.15293/2658-6762.2103.07

21. Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся // Гигиена и санитария. 2021. Т. 100. № 9. С. 903–909. doi: 10.47470/0016-9900-2021-100-9-903-909

22. Skidmore D. Security: A new framework for analysis. Am Political Sci Rev. 1999;93(4):1010-1011. doi: 10.2307/2586187

23. Morgan H. Best practices for implementing remote learning during a pandemic. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. 2020;93(3):135-141. doi: 10.1080/00098655.2020.1751480

24. Jan A. A phenomenological study of synchronous teaching during COVID-19: A case of an international school in Malaysia. Soc Sci Humanit Open. 2020;2(1):100084. doi: 10.1016/j.ssaho.2020.100084

25. Sundus M. The impact of using gadgets on children. J Depress Anxiety. 2017;07(01). doi: 10.4172/2167-1044.1000296

26. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (Covid 19) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4–23.

27. Bernacki ML, Vosicka L, Utz JC. Can a brief, digital skill training intervention help undergraduates “learn to learn” and improve their STEM achievement? J Educ Psychol. 2020;112(4):765-781. doi: 10.1037/edu0000405

28. Oyedotun TD. Sudden change of pedagogy in education driven by COVID-19: Perspectives and evaluation from a developing country. Res Glob. 2020;2:100029. doi: 10.1016/j.resglo.2020.100029

29. Bao W. COVID-19 and online teaching in higher education: A case study of Peking University. Hum Behav Emerg Technol. 2020;2(2):113-115. doi: 10.1002/hbe2.191

30. Burns R. A COVID-19 panacea in digital technologies? Challenges for democracy and higher education. Dialogues Hum Geogr. 2020;10(2):246-249. doi: 10.1177/2043820620930832.


Рецензия

Для цитирования:


Богомолова Е.С., Котова Н.В., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Лангуев К.А., Кокурина Е.В. Гигиеническая оценка дистанционного обучения учащихся школ и гимназий Нижнего Новгорода. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;(6):32-39. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-32-39

For citation:


Bogomolova E.S., Kotova N.V., Maksimenko E.O., Olyushina E.A., Languev K.A., Kokurina E.V. Hygienic Assessment of Distance Learning in Schools and Gymnasiums of Nizhny Novgorod. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;(6):32-39. (In Russ.) https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-6-32-39

Просмотров: 56


ISSN 2219-5238 (Print)
ISSN 2619-0788 (Online)